«Коррекция речевых и неречевых нарушений у обучающихся 1-2 классов V вида на основе логоритмики»
календарно-тематическое планирование по логопедии (2 класс) по теме
По данным различных исследований 70-80% обучающихся нуждаются в специальных формах и методах обучения, которые позволят сохранить здоровье детей, развить их способности, обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях.
В коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, отводится особое место урокам логоритмики, которые дают свои положительные результаты в развитии речевых и неречевых нарушений учащихся. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребенка: совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых занятий, способность преодолевать трудности, творчески выразить себя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Коррекция речевых и неречевых нарушений у обучающихся 1-2 классов V вида на основе логоритмики».
Брюхова Е.В, учитель начальных классов,
учитель-дефектолог
г.Снежинск, МБС(К)ОУ №122
Начавшийся переход на федеральные государственные образовательные стандарты меняет ориентацию педагогов в характере образования - в его направленности, целях, содержании на выявление и развитие творческих способностей учащихся, на инициативу, самостоятельность обучаемых.
Центральной линией развития выступает интеллектуализация и формирование произвольности всех психических процессов. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операции анализа и синтеза, словесно-логического мышления, рефлексии. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка- систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать и контролировать их результат. Для этого в школе необходимо создать комфортные условия для реализации целей и задач современного образования, раскрывающие резервы организма, способствующие росту, развитию и сохранению здоровья.
В период обучения в начальной школе в личности младшего школьника происходят глубокие изменения, которые свидетельствуют о широких возможностях ребёнка в этом возрасте. В этот период необходимо максимально реализовать потенциал развития ребёнка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт деятельности и поведения в этом мире.
По данным различных исследований 70-80% обучающихся нуждаются в специальных формах и методах обучения, которые позволят сохранить здоровье детей, развить их способности, обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях.
Все годы своей педагогической деятельности я работаю с детьми, которым нужна особая помощь. В работе с детьми, с речевой патологией, я отмечаю значительное нарушение компонентов языковой системы и психомоторной. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении, слоговой структуре слова. Нарушаются логико-временные связи в повествовании, недоразвитие слухового и зрительного внимания, памяти, а также нарушается чувство ритма в движении и включения его в речь. Поэтому в коррекционной работе с детьми (1-2 классы), страдающими различными дефектами речи, требуются особые условия и содержание коррекционной помощи. В коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, отводится особое место урокам логоритмики, которые дают свои положительные результаты в развитии речевых и неречевых нарушений учащихся.
Цель и задачи предмета логоритмики
Цель: преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
- Укрепление костно-мышечного аппарата
- Развитие фонематического слуха
- Развитие слухового внимания
- Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха
- Развитие мимики, пантомимики
- Формирование и развитие кинестетических ощущений
- Развитие координации и пространственной организации движений, моторных функций
- Развитие выразительности и грации движений
- Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое
- Формирование, развитие, коррекция слухо-зрительно-двигательной координации
- Развитие физиологического и фонационного дыхания
- Развитие певческого диапазона голоса
- Развитие чувства ритма
- Воспитание умения перевоплощаться
- Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков
- Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением
- Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения
Общая характеристика : логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребенка: совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых занятий, способность преодолевать трудности, творчески выразить себя. Кроме того, упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, побуждают ребенка к общению, освобождают от неподвижности на занятиях. Все перечисленные упражнения делятся на две большие группы:
упражнения, развивающие неречевые процессы;
совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти
речевые процессы
развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и её интонационная выразительность; развитие артикуляционной и мимической моторики; координация речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха
Содержание курса:
Коррекционная направленность логоритмики обусловлена учётом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью работы с детьми. Материал в программе сгруппирован по 5 блокам:
I.. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции
II. Ориентирование в пространстве
III. Музыкально-ритмические движения.
IV. Речевые упражнения без музыкального сопровождения
V. Музыкальные инструменты
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции
Упражнения на развитие дыхания служат для формирования диафрагмального дыхания, голоса воспитания плавного, длительного, сильного выдоха и проводится в сочетании с движениями рук, туловища, головы. Упражнения на развитие голоса служат для выработки силы, высоты, длительности звучания и выразительности голоса. Используются игры на развитие подвижности артикуляционного аппарата, упражнения, регулирующие мышечный тонус; игры на месте; малоподвижные и полуподвижные игры; подвижные игры; сюжетно-ролевые игры; игры с элементами спорта; игры-драматизации; развитие творческой инициативы; заключительные упражнения на расслабление (релаксация)
Игры и упражнения подбираются в соответствии с занятиями по коррекции речи.
Тематическое планирование
Игры на внимание « Ласковые слова». Скороговорки |
Игры на четкое проговаривание звуков. Чистоговорки |
Упражнения на чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ. Игра «Васька кот» |
Упражнения на развитие силы голоса и дыхания, правильной артикуляции. Ритмичная ходьба по кругу. Игра «Лыжники» |
Упражнения, способствующие развитию дыхания, высоты голоса и выразительности. Игры «Самолёт», «Птицы» |
Упражнения на развитие тембра голоса. Игра «Кто-кто в теремочке живёт?», «Заячьи слёзы» |
Музыкально-ритмические игры для развития формирования правильного произношения. |
Упражнения на развитие ритмичной и выразительной речи. Стихи для пальчиовой гимнастики. « Пальчики». Мышечная релаксация. |
Театрализованные представления под музыку «Школьный день» |
Ориентирование в пространстве
Ориентировка в пространстве позволяет ориентироваться не только на месте, но и на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
Знакомство с планом, схемой, маршрутной картой. Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
Дети учатся читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы).
Тематическое планирование
Упр. на ориентирование в пространстве. Ритмичность и координация движений. Упр «Змейка» |
Упр. на развитие ориентировки в пространстве через движения. Счетные упражнения |
Упр.на развитие пространственных представлений: выполнение действий на основе вербальной инструкции. |
Упр. на развитие ориентации в пространстве через движения. Упр «Повязки», «Колокольчик» |
Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации. Упр «Разминка» |
Музыкально-ритмические движения.
Формирование и развитие основных движений. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка.
«Поезд», «Маляр», «Снежинки», «Васька-кот», «Кто у нас хороший», «Каравай», «Если нравится тебе…», «Елочка», «Во поле берёза стояла», «Как у наших у ворот» и т.д, «Мои умелые руки», «Ёжик», «Пильщики» и т.д.
Развитие внимания, сообразительности, мышления речи, воображения. Воспитание чувства коллективизма. «Птичка» - песенка о ребячьей дружбе муз. А.Жарковского, «Попрыгаем» муз. Агафонникова, «Зайцы и лиса» муз М.Косевой, «Заинька и волк». «Расскажи стихи руками». Театрализованные представления под музыку.
Музыкальные игры укрепляют двигательный аппарат, мускулатуру, а также развивают переключаемость и координацию движений, ловкость , быстроту реакции, ориентировку в пространстве. Танцевальные движения входят в музыкально-ритмические движения. Коррекция эмоционально-поведенческих расстройств, активизация исполнительской деятельности. Бег на полупальцах, притопы одной ногой и поочерёдно, шаг галопа. Кружение через правое плечо, кружение парами, пляски по показу с речевым сопровождением и т.д.
Тематическое планирование
Движения под музыку с хлопками. Игра « Поезд» |
Исполнение на слух несложных ритмических рисунков. Упр. связан.с речью и музыкой «Снежинки». |
Движение в соответствии с характером, темпом и динамикой музыки. Бег на полупальцах. |
Упр.на развитие и формирование основных движений. Игра «Изобрази». Шаг голопа. |
Упраж.на развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений. «Ухо, глаза, нос», «Заяц-кольцо» |
Упр.на формирование чувства муз. темпа, размера восприятия ритм. рисунка. Выполнение игровых упражнений. |
Согласование движений с пением. |
Согласование движений с музыкой. «Притопы» |
Упр. на развитие имитационно-подражательных выразительных движений без музыки, под музыку. |
Речевые упражнения без музыкального сопровождения
Расскажи стихи руками. «Рассказывание» стихов с помощью рук способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, эффективность запоминания, автоматизации звукопроизношения. Соотношение движений руками, ногами, туловищем с ритмом речи. Упражнения на понимание логической связи между текстом и движением.
Тематическое планирование
Счетные упражнения. Считалки. Небылицы. |
Упражнения на расстановку ритмических акцентов. «Расскажи стихи руками» - о природе . |
Упражнения на расстановку ритмических акцентов. «Расскажи стихи руками» - о детях и людях. |
Упражнения на синхронизацию речи и движений. Упражнение «Мои умелые руки»», «Ёжик». |
Упражнения на синхронизацию речи и движений. Упражнения « Пильщики», « Интересно всё вокруг». |
Упражнения на расстановку ритмических акцентов. «Расскажи стихи руками» - о спорте. |
Творческое задание, итоговое. Расскажу стихи руками. |
Музыкальные инструменты
Музыка, с ее огромным эмоциональным влиянием, позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений, помогает создать атмосферу радости, раскрепощенности, доброжелательности. Воспроизведение ритмического рисунка на инструментах ( бубен, ложки, погремушки, барабан, трещотки) Воспроизведение несложного музыкального рисунка с использованием инструментов
( бубен, шум. игрушки, треугол, трещотки, ложки). Оркестр.
Правильная передача ритмического рисунка хлопками, на муз. инструментах.
Тематическое планирование
Воспроизведение ритмического рисунка на инструментах ( бубен, ложки, погремушки, барабан, трещотки, треугол) |
Воспроизведение ритмического рисунка на инструментах ( бубен, ложки, погремушки, барабан, трещотки, треугол) |
Правильная передача ритмич.рисунка на муз. инструментах. Оркестр |
Воспроизведение неслож.муз.рисунка с использованием муз. инструментов ( бубен, шум. игрушки, треугол, трещотки, ложки). Оркестр. |
Логоритмическое занятие включает следующие элементы
- логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики
- упражнения под музыку на развитие общей моторики
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него
- фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга
- музыкально-ритмические игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве
- упражнения на развитие мимических мышц, для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения
- упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей
Для повышения эффективности коррекционных занятий использую различные методы и разнообразные приемы:
- наглядно-зрительные (демонстрация; использование иллюстраций, таблиц, схем, фотографий);
- практические (работа с книгой, печатными пособиями, музыкальные инструменты, упражнения); приёмы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различного инвентаря ( обручи, кубики, скакалки и т.д.)
- словесные (беседа, рассказ, объяснение);
- исследовательские (тестирования и задания поискового характера)
- игровые ситуации и упражнения, соревнования, игры, викторины.
Каждое занятие по логоритмике проводится в увлекательной форме, насыщенное играми, проблемными ситуациями из жизни самих детей, из популярных сказок, детских мультфильмов, стихотворными разминками.
На своих занятиях я широко использую различные наглядные пособия (репродукции, фотографии, иллюстрации, предметы декоративно-прикладного искусства, музыкальные инструменты и др.), а также видеофильмы, кассеты с детскими песнями, диски смузыкальными сказками, литературными произведениями.
Таким образом, занятия по логоритмике с одной стороны устраняют нарушенные функции, а с другой – развивают функциональные системы ребёнка: дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. Иначе говоря, занятия по логоритмике рассчитаны не только на реализацию образовательных задач, но и на формирование и развитие личности обучающихся.
Результаты проведённой работы позволяют сделать вывод о том, что развитие психомоторных функций у детей является необходимым условием для формирования основных неречевых и речевых функций. Динамика в развитии психомоторики позволяет адекватно оценивать зону ближайшего развития, а анализ и оценка речевой деятельности обучающегося дают возможность, отобрать наиболее эффективные методы коррекционной работы, включая логоритмику. Нормализация речи в сочетании с активной психомоторной, познавательной деятельностью исправляет речевые нарушения ненавязчиво, естественно.
Результаты изучения курса
Личностные результаты
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- понимание того, что правильная устная речь есть показатель индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и движениями
Метапредметные результаты
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
Предметные результаты
В результате изучения логоритмики в 1-2 классах ученик получит возможность :
- Различать смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
- Воспринимать и исполнять на слух несложный ритмический рисунок;
- Четко прекращать движение по сигналу
- Петь выразительно, чётко проговаривая и выговаривая все звуки и слова песни, стихотворения;
- Правильно сидеть и стоять при исполнении песен, правильно пользоваться дыханием;
- Ходить и бегать в колонне по одному и парами змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя несложные задания;
- Хорошо открывать рот, правильно артикулируя гласный звук, четко выговаривать звуки;
- Ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать в колонне и по кругу, прекращать движение по сигналу;
- Согласовывать движения рук с движениями ног и туловища без музыки и с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе.
- Отличать начало и конец звучания музыкального произведения;
- Развитие зрительного и слухового внимания.
- Определять звучание отдельных инструментов;
- определять характер музыки, различать на слух низкие, высокие и средние звуки;
Литература
- Алябьева Е.А Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера,2006
- Боромыкова О.С.Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением:Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возрастас тяжелыми нарушениями речи.-СП6.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 1999.
- Волкова Г.А Содержание логоритмического воспитания заикающихся детей преддошкольного возраста//Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи.Л.,1989
- Игры в логопедической раболте с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов/Под ред.В.И.Селивёрстова.-К.: Рад.шк, 1985.
- Макарова Н.Ш Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики.-СП6 ДЕТСТВО-ПРЕСС,2009
- Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.;
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2010. — 191 с.;
- Репина З.А., Буйко В.И.Уроки логопедии.-Екатеринбург: «Литер»,1999.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) [Текст] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритмизация и содержание логопедического сопровождения обучающихся С(К)К VII вида на основе рекомендаций ПМПК
рекомендации...
Доклад на тему «Опыт применения метода биологической обратной связи при коррекции речевых нарушений у обучающихся, воспитанников школы-интерната V вида г. Зернограда»
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим идея внедрения...
Система логопедической работы по устранению нарушений устной и письменной речи у обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида.
Доклад на педагогические чтения.В докладе описывается особенности работы учителя-логопеда с детьми, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида....
Конспект группового занятия по коррекции общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов с использованием мультимедийной презентации на тему: «Звук и буква А». «Путешествие кота Альфика».
Данное занятие имеет цель: учить чёткому произношению звука [а], соотнесению звука с буквой и символом, развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа (выделение звука в начале, с...
Конспект группового занятия по коррекции общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов с использованием мультимедийной презентации на тему: «Звук и буква О». «Игры Ослика».
Знакомство со звуком [о] и обозначением его на письме буквой О, о....
«Коррекция устной и письменной речи обучающихся 1-4 классов, с недостаточной сформированностью средств языка (ЗПР)»
Развитие речи имеет принципиальное значение для формирования познавательной деятельности ребенка, для становления личности и для полноценного общения с другими людьми. Нарушения речи наблюдаются при р...
Логоритмика в коррекции речевых нарушений
Варианты интеграции логоритмических упражнений в логопедическое занятие....