Доклад на тему «Опыт применения метода биологической обратной связи при коррекции речевых нарушений у обучающихся, воспитанников школы-интерната V вида г. Зернограда»
материал по логопедии на тему
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим идея внедрения инновационных, коррекционно-развивающих технологий в образовательный процесс школ приобретают первостепенное значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_bos_na_19.12..doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области
специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида
г. Зернограда
Научно-практический семинар:
«Использование современных диагностических, развивающих и коррекционных технологий на основе биоэлектрографии и биологической обратной связи в образовании» с 19.12.- 21.12. 2011 г.
Доклад на тему
«Опыт применения метода биологической обратной связи при коррекции речевых нарушений у обучающихся, воспитанников школы-интерната V вида
г. Зернограда»
Подготовила
учитель начальных классов, логопед
Половинко О.К
г. Зерноград, 20011 г.
(Слайд 1)
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим идея внедрения инновационных, коррекционно-развивающих технологий в образовательный процесс школ приобретают первостепенное значение.
(Слайд 2)
Актуальным является и поиск новых эффективных методов коррекции, использующих резервные возможности и формирующих новое здоровое состояние организма. Один из таких методов - метод биологической обратной связи А.А.Сметанкина, который позволяет использовать эти возможности и решить ряд коррекционных задач.
С 1 сентября 2009 года в нашей школе-интернате была организована работа по совершенствованию, коррекции речи детей, страдающих заиканием с использованием Логотерапевтического кабинета по методу БОС.
(Слайд 3)
Коррекционную работу мы построили в пять этапов, которые предусмотрены в методике:
1 этап - Диагностический.
2 этап – Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию с максимальной ДАС под контролем тренажера БОС.
3 этап – Работа над основными компонентами речи.
4 этап – Формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи.
5 этап – Закрепление полученных навыков и подведение итогов лечебно-коррекционной работы.
Каждый из этих этапов решает свои коррекционные задачи.
(Слайд 4)
Нами была собрана документация:
- журнал посещаемости занятий;
- программа коррекции речи и функционального состояния;
- индивидуальный курс занятий обучающихся;
- документы для родителей о проведении занятий в кабинете БОС
«Логотерапевтический»;
- медицинское заключение (до поступления учащихся на коррекционный курс было пройдено необходимое обследование у специалистов). Это важно для исключения противопоказаний и для уточнения задач коррекционной работы.
(Слайд 5)
Для работы использованы две программы «Дыхание» и «Кардио 2.1 Лого».
В них на каждого ребенка заведена индивидуальная карта, в которой содержатся все данные, а также графики и результаты обследования и наблюдения за динамикой состояния учащихся.
Также мы используем методические материалы, включающие упражнения для релаксации (методику расслабления, психогимнастику, гимнастику для глаз, словесное внушение при БОС – тренинге).
(Слайды 6-10)
Нужно отметить, что программа «Cardio 2.1. Logo» содержит большую базу языкового материала, с помощью которого ведется работа над основными компонентами речи.
Для этого используются речевые сюжеты, заложенные в программе, преследующие свои коррекционные цели. Поэтому эти упражнения используются в соответствие разработанной методикой.
(Слайд 11)
Мы ведем постоянный контроль физиологических параметров воспитанников, где каждому учащемуся дается индивидуальная речевая нагрузка в зависимости от нарушений звукопроизношения.
Использование различных тестов, тренингов, анкет позволило нам получить наиболее достоверные результаты коррекционной работы.
Рассмотрев методику коррекции речи и функционального состояния, мы адаптировали ее в структуре данной программы на группе детей, что позволило нам увидеть следующие результаты:
(Слайд 12)
На следующих слайдах вы увидите показатели положительной динамики коррекционной работы: графики, диаграммы.
В начале коррекционного курса:
- диагностировались низкие показатели ДАС;
- графики наглядно демонстрируют кривую дыхания, ЧСС, ЧД.
- учащиеся испытывали высокую внутреннюю напряженность, повышенную тревожность и неудовлетворенность качеством речи.
- речь заикающихся детей сопровождалась нежелательными сопутствующими движениями, напряжением, судорогами, необоснованными паузами и повторами, расторможенностью и двигательными беспокойствами.
(Слайд 13-14)
После прохождения курса по методу БОС:
- у многих учащихся сформирован диафрагмальный тип дыхания;
- выработалась синхронность в работе дыхания и сердца;
- сократилась частота нарушений темпо-ритмической организации речи;
- ЧСС приблизилась к норме;
- выработался индивидуальный темп и ритм;
- уменьшилось количество запинок,
- расширился активный и пассивный словарь.
Апробировав данную методику и увидев положительную динамику, мы составили дальнейшую программу коррекции речи и функционального состояния школьников, страдающих заиканием.
(Слайд 15)
Также в этом учебном году в свою работу мы включили обучающихся, воспитанников с дизартрией, ринолалией, ринофонией, с нарушениями устной и письменной речи.
(Слайд 16)
Таким образом, практический опыт показывает, что внедрение в обучение современной развивающей технологии БОС ведет к положительным результатам коррекционной работы с детьми, имеющими речевые расстройства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
В данной работе изложены основные проблемы, связанные с состоянием здоровья современных школьников, проведено исследование теоретических характеристик здоровьесберегающего процесса в образовательном у...
Здоровьесберегающие технологии на основе метода биологической обратной связи. Конспект урока по окружающему миру "Земля в космосе"
Урок проходит в кабинете "БОС-здоровье"2 класс ОС "Школа 2100"...
Осуществление ориентированно-личностного подхода в коррекции речевых нарушений в условиях школы-интерната V вида.
1. Классификация логопедических заключений, при которых дети направляются обучаться в школы 5 вида.2. Особенности планирования и проведения уроков в начальной школе 5 вида с учетом логопедического зак...
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...
Применение технологий биологической обратной связи для формирования навыка чтения у учащихся начальной школы
Научить детей правильному, беглому, осознанному и выразительному чтению поможет программа "БОС -чтение". В статье рассказывается о применении технологий биологической обратной связи для формиров...
«Что такое технология Биологической Обратной Связи (БОС)?»
Технология Биологической Обратной Связи (в дальнейшем БОС) – это признанная в России и за рубежом высокоэффективная, безлекарственная технология восстановительного лечения, реабилитации и оздоро...
Статья«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОЙ СВЯЗИ (БОС), КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНО-РЕЛАКСАЦИОННОГО ТИПА ДЫХАНИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧИ»
В статье описан опыт работы использования технологии биологической обратной связи у обучающихся с нарушением речи. Результатом ее применения являются: улучшение качества навыков четкой арт...