Алгоритмизация и содержание логопедического сопровождения обучающихся С(К)К VII вида на основе рекомендаций ПМПК
статья по логопедии по теме

рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kudrina.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кудрина С.Е.

Алгоритмизация и содержание логопедического сопровождения обучающихся С(К)К VII вида на основе рекомендаций  ПМПК

Функционирование и развитие системы специального (коррекционного) образования в общеобразовательной школе должно осуществляться в режиме тесного сотрудничества с ПМПК  района. Важную роль в эффективном сотрудничестве играет информационная обеспеченность сторон, которая позволяет:

  • использовать при выработке управленческого решения совокупность сведений, отражающих современные требования к организации системы С(К)О;
  • алгоритмизировать содержание психолого-педагогического сопровождения;
  • использовать данные мониторинга для анализа состояния и динамики деятельности системы С(К)О в целом и ее блоков (диагностического, коррекционно –развивающего и оценочного) в отдельности.

          Алгоритмизация деятельности администрации по управлению системой С(К)О и внедрение современных психолого – педагогических технологий сопровождения специалистами приводит к повышению эффективности компенсаторно-коррекционной деятельности и положительной динамике развития обучающихся.

          С целью создания единого информационного поля и алгоритмизации работы администрации школы и специалистов школьного консилиума по осуществлению коррекционной работы на основе рекомендаций ПМПК нами разработаны:

  • Алгоритм управления системой специального (коррекционного) образования.  
  • Алгоритм управления комплексным системно-ориентированным сопровождением субъектов образовательного процесса специальных (коррекционных) классов VII вида, который определяет деятельность администрации и специалистов школьного консилиума по обеспечению реализации сквозных программ комплексного сопровождения обучающихся С(К)К.
  • Программно-методическое и диагностическое обеспечение деятельности специалистов сопровождения с учетом структуры нарушенного развития обучающихся по заключениям специалистов ПМПК.  
  • Программные комплексы для автоматизированной обработки результатов обследования обучающихся в режиме реального времени и принятия своевременного управленческого решения по организации процесса сопровождения.

Рассмотрим подробнее алгоритм и содержание логопедического сопровождения обучающихся С(К)К VII вида на основе рекомендаций психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

Логопедический пункт может быть создан в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи в каждом учебном учреждении. Большую часть детей, посещающих занятия логопеда составляют дети специальных (коррекционных) классов VII вида.

Давайте подробно рассмотрим, как зачисляются дети в специальные (коррекционные) классы  VII вида.

Ребенок, посещавший специализированное дошкольное учреждение, проходит перед выпуском психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) и на него оформляется заключение специалистов ПМПК по дальнейшей программе обучения.

 В коллегиальном заключении указаны рекомендации по выбору программы обучения ребенка, в заключениях специалистов – конкретные рекомендации по осуществлению сопровождения ребенка специалистами службы сопровождения образовательного учреждения.

В случае, если ребенку рекомендовано обучение по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения VII вида, то с согласия родителей, выражаемого в письменном заявлении на имя директора образовательного учреждения о приеме ребенка в специальный (коррекционный) класс, ребенок зачисляется в С(К)К VII вида.

Если ребенок ранее обучался в общеобразовательном классе, но возникли основания для перевода его в специальный (коррекционный) класс VII вида, то ребенок направляется на обследование в ПМПК.

Ребенок, уже обучающийся в МОУ в общеобразовательном классе, может быть направлен на обследование в ПМПК в случае, если педагог отмечает низкую успеваемость по основным предметам, если ребенок часто пропускает занятия в связи с болезнью, если его индивидуальные психологические особенности препятствуют успешному освоению образовательного стандарта.

Одним из оснований направления ребенка на обследование в ПМПК являются рекомендации специалистов службы сопровождения.

В своей работе учитель – логопед руководствуется действующим законодательством Российской Федерации по вопросам образования и охраны здоровья.

        Подробнее остановимся на нормативно – правовом обеспечении деятельности специалиста МОУ, которое включает в себя документы, регламентирующие деятельность специалиста и документацию, которую заполняет специалист.

        Для учета коррекционного процесса, который проводит учитель – логопед, мы используем следующие виды документации:

  • нормативно-правовая документация;
  • годовой план организационно- педагогической деятельности учителя-логопеда;
  • перспективный план работы;
  • календарно-тематический план;
  • планы подгрупповых, индивидуальных занятий;
  • график работы учителя – логопеда;
  • циклограмма деятельности учителя – логопеда;
  • расписание занятий;
  • журнал движения детей;
  • журнал учета посещаемости коррекционных занятий;
  • журнал консультаций;
  • журнал обследования устной и письменной речи учащихся;
  • отчет о профилактической работе;
  • отчет о коррекционно-педагогической работе за учебный год;
  • индивидуальная карта учащегося;
  • индивидуальные тетради детей по коррекции звукопроизношения;
  • речевые карты;
  • список детей, зачисленных на логопункт;
  • динамика коррекционного развития (мониторинг);
  • паспорт логопедического кабинета;
  • каталог учебных пособий;
  • Картотека методических, дидактических разработок;

Алгоритм деятельность учителя – логопеда в системе специального (коррекционного) образования VII вида мы условно разделили на 3 больших блока.

1 блок – организационный включает в себя:

- логопедическое обследование детей по тестовой методике Фотековой Т.А.

- заполнение документации

- комплектование групп

- организация коррекционно – развивающих занятий

2 блок – основной включает в себя:

- Коррекционно – развивающую работу по календарно – тематическим планам

-Информационно-просветительская деятельность специалиста с родителями и       педагогами МОУ

- взаимодействие с ПМП и ПС службой района.

3 блок – заключительный включает в себя:

- оценка  качества  и    результатов  коррекционной  работы  с обучающимися С(К)К

- определение дальнейших образовательных перспектив

- оценка динамики коррекционной работы.

Рассмотрим данные блоки подробнее

1 блок – организационный.

         Алгоритм организационной диагностической работы учителя – логопеда состоит из 4 этапов:

1 этап – изучение анамнеза в процессе беседы с родителями или в процессе анализа анкетных данных.

2 этап – обследование устной речи на основе тестовой методики Фотековой Т. А. Предлагаемая методика предназначена для выявления особенностей речевого развития ребенка . По данной методике исследуется :

- сенсомоторный уровень речи

-навык языкового анализа

- грамматический строй речи

- словарь и словообразовательные процессы

- понимание сложных логико-грамматических отношений

- сформированность связной речи.

Методика Фотековой Т.А.  включает 9 серий, каждая из которых объединяет речевые пробы нарастающей трудности.

По ходу обследования ребенка заполняется протокол обследования и позднее речевая карта.

В заключении обследования по методике Фотековой Т.А.  необходимо высчитать успешность выполнения каждой серии в процентном отношении. В результате чего составляются индивидуальный речевой профиль на каждого ребенка, профиль по письму и чтению.

Результаты диагностики позволяют нам вычленить наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут. Более наглядно содержание  коррекционно- образовательного маршрута мы отразили в таблице 1.

Таблица 1.        

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут

на

I

полугодие

2007-2008

учебного года

Обучающегося

С(К)К VII вида МОУ СОШ № 39

ФИО обучающегося

Иванов Иван Иванович

Ведущий специалист

Психолог

Заключение специалистов ПМПК:

Психолог

Задержка развития высших психических функций по типу гармонического инфантилизма.

Логопед

Нарушение речи системного характера по типу Нерезко выраженного общего недоразвития речи. Задержка формирования процессов чтения и письма.

Дефектолог

Недостаточный уровень сформированности знаний, умений и навыков, обусловленный снижением познавательной деятельности

Программа коррекции специалистов МОУ:

Специалист

Направления коррекционной работы

Программы и метод.рекомендации

Форма
занятий

Психолог

- формирование регуляторных функций;

- развитие произвольности процессов;

- развитие эмоционально-волевой и мотивационной сферы.

Программа ФПР (Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.:АРКТИ, 2000.-208 с.: илл. (Биб-ка психолога-практика).

Сиротюк  А.Л. Нейропсихологическое и нейрофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 288 с.

Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития.

Групповая

Логопед

  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие языкового анализа и синтеза;
  • Развитие лексико-грамматического строя речи;
  • Развитие связной речи.
  • Исправление недостатков письменной речи.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.

Ефименкова Л.Н. коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.-М.: Владос,2003.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М.:Владос,2000

Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение: Нач. классы / Сост. Л. А. Вохмянина. – М: Дрофа,

Групповая

подгрупповая

Дефектолог

1.Коррекция вербально-логического мышления, познавательной деятельности и математических представлений.

2.Развитие навыков чтения: беглости, правильности, выразительности и сознательности  

3.Формирование процессов самоконтроля и саморегуляции.

1. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., Академия,2002.

2.Семаго Н.Я., Семаго М.М.

Формирование пространственных представлений. Формирование произвольной регуляции. – М.:АРКТИ, 2000.

3.Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику.-М.: Ось-

Групповая

индивидуальная

Рекомендации медицинского работника

Общий режим дня. Рациональное, сбалансированное  питание. Закаливание. Витаминотерапия.

Примечания

Педагог-психолог

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Медицинский работник

Заместитель директора

Родитель (законный представитель) обучающегося

С ИКОМом ознакомлен(а), одобряю, обязуюсь оказывать содействие в реализации ИКОМа, выполнять рекомендации специалистов.

«_____» ____________ 200__ г.

        В результате анализа протоколов ПМПК  и комплексного изучения детей – комплектуются подгруппы и группы детей для фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.

        Следующий блок деятельности специалиста – основной.

 Кроме коррекционно – развивающей работы по календарно – тематическим планам, основной блок включает в себя взаимодействие специалистов с родителями.

        По результатам комплексного обследования ребенка выделяются основные направления работы с родителями, выбираются формы взаимодействия, составляется перспективный план работы  с семьей на учебный год.

        Третий блок деятельности логопеда в условиях специального (коррекционного) образования - заключительный.

        В конце первого полугодия и в конце учебного года проводится повторное  логопедическое обследование устной и письменной речи по той же методике Фотековой Т. А. Полученные данные вносятся в таблицы мониторинга.

        Результаты диагностики мы сравниваем на начало и конец года. Мы анализируем результаты диагностики  на двухкоординатных графиках, диаграммах, гистограммах. Эта форма используется нами  для демонстрации количественных показателей. Ее применение позволяет наглядно представить весь объём работы на год, месяц, день. Затем проводится анализ динамики развития обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида.

        При выраженных успехах учащийся может быть переведен в общеобразовательный класс, при отсутствии выраженной положительной динамики ребенок направляется на ПМПК с целью уточнения программы дальнейшего обучения.

        Также в конце учебного года учитель – логопед проводит годовой анализ своей деятельности и составляет сводный отчет об эффективности коррекционно- развивающей работы специалиста. Мы приводим примерный алгоритм анализа деятельности учителя – логопеда

  1. Направления деятельности.
  2. Основные результаты деятельности.
  3. Эффективная деятельность. Что способствовало эффективной коррекционной работе
  4. Причины недостаточной эффективности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с использованием ИКТ "Логопедическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Большинство детей, поступающих в  специальную (коррекционную) школу   VIII вида, имеют речевые нарушения, а нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательно...

Логопедическое сопровождение обучающихся НОО

Материал о работе школьного логопункта...

Программа логопедического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ в условиях реализации ФГОС НОО

Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениям...

Особенности организации логопедического сопровождения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Сопровождение - это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития....

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся начальных классов, имеющих нарушения письменной речи

Календарно-тематическое планирование логопедического сопровождения для 1-2 классов...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 3-4- классов, имеющих нарушения письменной речи

Календарно-тематическое планирование логопедического оспровождения учащихся 3-4- классов...

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....