Конспект группового занятия по коррекции общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов с использованием мультимедийной презентации на тему: «Звук и буква А». «Путешествие кота Альфика».
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме
Данное занятие имеет цель: учить чёткому произношению звука [а], соотнесению звука с буквой и символом, развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа (выделение звука в начале, середине и конце слова) и слогового анализа слов, активизировать и обогащать словарный запас по теме «Деревья», учить словообразованию относительных прилагательных, развивать буквенный гнозис, продолжать развивать память, мышление, мелкую моторику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Звук и буква А». | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект группового занятия по коррекции общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов с использованием мультимедийной презентации на тему: «Звук и буква А».
«Путешествие кота Альфика».
Цели:
- Учить чёткому произношению звука [а], соотнесению звука с буквой и символом.
- Развивать фонематический слух.
- Формировать навыки звукового анализа (выделение звука в начале, середине и конце слова) и слогового анализа слов.
- Активизировать и обогащать словарный запас по теме «Деревья».
- Учить словообразованию относительных прилагательных.
- Развивать буквенный гнозис.
- Продолжать развивать память, мышление, мелкую моторику.
Оборудование: Плакат «Путешествие кота Альфика», зеркала, звуковые домики, орехи, изображение наложенных букв А, тетради, ручки, карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие вместе с котом по имени Альфик в страну гласных звуков и букв. Вы готовы? (Да). Это домик кота. А вот и сам Альфик.
2 Артикуляционная гимнастика.
«ЧИСТИМ ЗУБКИ»
Добрый Альфик утром встал,
Чистить зубки побежал,
Вправо-влево, вправо-влево
Чистим зубки мы умело.
Пополощим ротик,
Как чистюля котик.
«РАСЧЕСКА»
Альфик наш расчёстку взял,
И причесываться стал.
Мы за ним не отстаем;
Всё покажем язычком.
«КИСКА СЕРДИТСЯ»
Дальше по порядку,
Делаем зарядку!
Альфик спинку выгибает.
«ПАРУС»
Альфик спинку прогибает.
«ФУТБОЛ»
А теперь язык наш – мяч.
Начинаем футбольный матч!
Гол забили мы! Ура!
«БЛИНЧИК»
Вот и завтракать пора:
Альфик нам напек блины,
Со сметаною они.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Как сметану любит Альфик?
Оближи скорее ротик.
«ЧАШЕЧКА»
А теперь чаёк попьём.
Чай мы в чашечку нальем.
Альфик сыт, Альфик рад!
Альфик любит всех ребят!
3. Характеристика звука А по акустическим и артикуляционным признакам.
Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Альфик. Скажем хором имя кота. Какой первый звук в слове Альфик?( Звук А). Представьте, что у вас в руках ниточка. Растянем ниточку и поём звук а-а-а. Ниточка длинная или короткая? (Длинная). Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук А мы можем петь и тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук А называется гласным, от слов глас, голос. Гласные звуки живут в красном замке. Узнал про это Альфик и решил отправиться туда, чтобы Красная Фея-хозяйка этого замка, научила писать его букву А.
4. Физ.минутка.
Вышел Альфик на улицу и встретил Сороку, спрашивает:
- Сорока, Сорока! Покажи дорогу в Красный Замок.
- Топни правой ногой,
Топни левой ногой.
Шагни правой ногой,
Шагни левой ногой,
Так и выйдешь на тропинку.
5. Развитие фонематического слуха.
Пошёл котик по тропинке, а по дороге на него комары налетели. Хлопает он лапами, ловит комариков, а когда услышит в названии комарика звук А , радостно кричит: «Поймал!». Поможем котику, слушайте внимательно комариков.
Звуки: а, о, и, э, а, у, э, о, э, а.
Слоги: эн, ин, ат, то, ув, эв, ам, ык, ал.
6. Развитие звукового анализа и синтеза.
Идёт Альфик по лесной тропинке дальше и видит:
Рыжий хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щёлкает орехи мелко
Ну, конечно, это …. (Белка).
Белочки собирают орешки. Первая белочка собирает орехи со звуком А в начале слова, вторая – со звуком А в середине, а третья – со звуком А в конце слова. Поможем белочкам собирать орешки. (Дети изображают белочек). Слова-орехи: август, паук, лиса, сад, пила, парус, апельсин, автобус, книга, сумка, замок, аист, уха, астры, дыра, луна, мак, ранец,
7. Закрепление лексической темы «Деревья».
Дальше на лесной тропинке повстречал Альфик ежа. Он нёс на себе листья деревьев. Посмотрите и скажите, от какого дерева этот лист? (Лист от клёна – кленовый лист).
8. Физ.минутка.
На зарядку становись!
Спины ровно, руки вниз.
Раз – присели, как бельчонок.
Два – привстали, как зайчонок.
Три – поскачем, как лосёнок,
И сначала по порядку…стоп!
9. Знакомство с буквой А. Развитие буквенного гнозиса.
Наконец-то пришёл наш котик в замок. Здесь Красная Фея стала учить Альфика. Звук А обозначается буквой А.
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок!
Ты букву эту знаешь? А?
Перед тобою буква А.
Букву можно прочитать и написать (Прописываем букву А – ведём линии сверху вниз, сверху вниз, слева - направо). А теперь узнайте и обведите букву А. Чтобы красиво получилось, сделаем массаж пальчиков.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
10. Развитие графомоторных навыков.
Прощаясь с Альфиком, Фея подарила коту волшебный клубок, чтобы он мог быстрее вернуться домой. Проведите ниточку по дорожке.
11. Развитие слогового анализа и синтеза.
Вот и вернулся Альфик домой. Какие слова вы сегодня запомнили со звуком А. В каком слоге слышится звук А? В каком слоге напишем букву А? (Вспомнить слова со звуком А и записать слоговые схемы).
12.Итог.
Наша умная головка думала сегодня ловко (погладить себя по голове).
Ушки всё услышали (погладить ушки),
Глазки посмотрели (погладить веки),
Ручки всё исполнили (погладить ладошки),
А ножки посидели (погладить ножки).
Использованная литература:
1.Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009, - 128с.
2.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.- СПб.: КАРО, 2008.- 320с.
3. Прокопьева Т.И. Методические рекомендации по коррекции общего недоразвития речи у учащихся 1-х классов. - Чебоксары, 2013.-88с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов
Рабочая программа логопедического обучения по преодолению общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов АНО СОШ «Димитриевская»...
Рабочая программа по курсу «Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников» для обучающихся 1-го класса общеобразовательного обучения
Рабочая программа....
Конспект группового занятия по коррекции общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов с использованием мультимедийной презентации на тему: «Звук и буква О». «Игры Ослика».
Знакомство со звуком [о] и обозначением его на письме буквой О, о....
Календарно-тематическое планирование занятий по коррекции общего недоразвития речи у учащихся 1 класса с использованием информационных компьютерных технологий
Календарно-тематическое планирование занятий по коррекции общего недоразвития речи у учащихся 1 класса с использованием информационных компьютерных технологий. В ходе занятий и...
Тема: "Рассказ-описание. Зимующие птицы". Коррекция общего недоразвития речи III уровня. Конспект логопедического занятия в 1 классе.
Цели и задачи: Формирование умения составлять рассказ описательного характера с опорой на схему. Упражнять в составлении полных ответов на вопросы. Расширение представлений обучающихся о животном мире...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для обучающихся 3-4 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) на тему «Берёза – символ России»
В настоящее время, когда ребенок очень мало общается с природой, а в свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку уви...
Рабочая программа "Коррекция нарушений чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для обучающихся 2 класса общеобразовательной школы"
Предлагаемая рабочая программа предназначена для обучающихся с логопедическим заключением «Нарушение формирования процессов чтения и письма» (2 класс), «Дисграфия», «Дисл...