Логопедическая работа по развитию словарного запаса.
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме
Практико - ориентированный проект по теме "Логопедическая работа по развитию словарного запаса у учащихся !-го класса общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи"
Проект содержит тематическое планирование работы логопеда с учащимися первого класса по развитию словарного запаса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt_.docx | 40.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированный проект
по теме:
«Логопедическая работа по развитию словарного запаса у учащихся общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи»
Выполнила:
учитель-логопед
МОУ УСОШ №4
Бахвалова Ольга Алексеевна
г.Удомля, 2011г.
Содержание
1.Обоснование выбора темы, выявление проблемы
2.Цели и задачи проекта
3.Объект и предмет исследования
4.План реализации проекта
5.Приложения
Приложение 1. Тематическое планирование коррекционно-логопедической работы
Приложение 2. Речевой профиль учащегося 1-го класса с общим недоразвитием речи
Приложение 3. Специальная и методическая литература
Обоснование выбора темы, выявление проблемы
В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов приоритетным направлением работы школы является реализация развивающего потенциала образования, развитие у учащихся начальных классов универсальных учебных действий. В процессе обучения дети должны быть готовы к полноценному усвоению учебного материала, а это возможно лишь при условии достижения ребенком достаточного уровня речевого развития.
В период проведения логопедического обследования первоклассников ежегодно выявляются учащиеся, у которых наряду с нарушениями произношения звуков отмечается также несформированность других компонентов речи: фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи, связной речи.
Это учащиеся с общим недоразвитием речи. Проявления ОНР могут быть выражены в большей или меньшей степени. Несмотря на то, что эти учащиеся в большинстве случаев посещали логопедические занятия в детском саду и речевые нарушения могут быть частично сглажены, они могут привести к значительным трудностям в овладении письменной речью и к стойкой неуспеваемости по русскому языку и другим предметам.
Группа учащихся с ОНР в общеобразовательной школе немногочисленна (ежегодно выявляются 2 – 4 ученика). Вместе с тем эти учащиеся требуют особого внимания учителя-логопеда, так как проявления ОНР весьма разнообразны и неоднородны и могут иметь различную степень тяжести. Если первокласснику с ОНР не будет оказана своевременная логопедическая помощь, у ребенка возможны значительные трудности в усвоении школьной программы.
Чаще всего в школу поступают учащиеся III уровня ОНР, но периодически выявляются также ученики с II уровнем ОНР.
Третий уровень ОНР у учащихся 1-х классов в начале учебного года проявляется в нарушении всех компонентов языковой системы. Это дефектное произношение нескольких групп звуков, смешение и замена звуков в речи, недостаточная сформированность (а в тяжелых случаях несформированость) фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка и связной речи.
Особое внимание хочется обратить на состояние лексического запаса учащихся. Проведенные учеными исследования показывают, что лексический запас учащихся с ОНР III уровня ограничен рамками обиходно-бытовой тематики; качественно неполноценен; лексическое значение слов неправомерно сужается или расширяется, отмечаются многочисленные ошибки в употреблении слов – смешение по смыслу и акустическому сходству (куст – кисть, лейка – линейка и др.)
Исследование психических познавательных процессов у учащихся с ОНР указывают на необходимость целенаправленной коррекционной работы. Психологи отмечают у детей с ОНР следующие особенности:
1.Неустойчивое внимание.
2.Недостаточную наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3.Недостаточное развитие способности к переключению.
4.Слабое развитие словесно-логического мышления.
5.Недостаточную способность к запоминанию.
6.Недостаточный уровень развития контроля.
Следствие: Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности ведет к трудностям в усвоении школьной программы.
Учитель-логопед общеобразовательной школы в соответствии с тематическим планированием занятий проводит коррекционно-логопедическую работу по преодолению ОНР и профилактике вторичных нарушений письма и чтения.
В планировании предусмотрена последовательная и целенаправленная работа по коррекции звуковой и смысловой стороны речи. Вместе с тем перечень и последовательность изучения лексических тем отсутствуют. Представляется целесообразным дополнить тематическое планирование по преодолению ОНР у учащихся 1-х классов общеобразовательных школ последовательно изложенным перечнем лексических тем.
В логопедические занятия также необходимо включение заданий, направленных на развитие конкретных логических операций. Такие задания должны вводиться строго последовательно: определение, сравнение, классификация, обобщение, исключение, аналогии.
Логопедические занятия с учащимися общеобразовательной школы, имеющими общее недоразвитие речи, проводятся не реже трех раз в неделю. Необходимой частью логопедической работы является выполнение домашних заданий.
Цель проекта: Углубленное исследование словарного запаса учащихся 1 класса с ОНР; создание условий для последовательного и целенаправленного овладения учащимися лексического строя русского языка.
Задачи:
- Оценить уровень развития словарного запаса учащихся 1-х кл. с ОНР;
- Составить план коррекционной работы с данной группой учащихся;
- Включить в работу по коррекции ОНР родителей учащихся;
- Определить результативность работы по итогам учебного года.
Объект исследования: Учащиеся первых классов с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: Особенности развития лексико-грамматического строя речи данной категории учащихся.
План реализации проекта:
1 этап
Первичное углубленное обследование речи учащихся на базе логопедического кабинета.
Срок: 2 – 10 сентября 2010 г.
Цель:
- Изучить состояние лексического запаса детей (с использованием тестовой методики автора Т.А.Фотековой);
- Изучить данные медицинского обследования;
- Изучить особенности раннего и речевого развития по результатам беседы с родителями, определить задачи на учебный год;
- Составить речевые профили учащихся;
- Разработать последовательность занятий по развитию словарного запаса.
2 этап
Промежуточная диагностика речи учащихся
Срок: 20-25 декабря 2010 г.
Цель:
- Изучить состояние словарного запаса учащихся, уровень овладения навыками письма и чтения;
- Провести сопоставительный анализ результатов;
- Отразить выявленные изменения в речевых профилях;
- Провести беседу с родителями об успехах детей и дальнейшей работе;
- Разработать задания для индивидуальной работы.
3 этап
Итоговая диагностика речи учащихся
Срок: 15 – 20 мая 2011 г.
Цель:
- Провести итоговую углубленную диагностику состояния устной и письменной речи учащихся (по тестовой методике Т.А.Фотековой).
- Провести сопоставительный анализ состояния словарного запаса по итогам учебного года;
- Отразить результаты работы за учебный год в речевых профилях;
- Определить задачи на следующий учебный год.
Условия реализации проекта:
Проект будет реализован, когда состояние лексико-грамматического строя речи учащихся улучшится на 30-40% и приблизится к условной нижней границе нормы, что даст возможность ученикам усваивать учебный материал на уроках.
Прогноз проблем при внедрении:
Тяжелая степень расстройства лексико-грамматического компонента речи.
Слабые возможности здоровья учащихся, что ведет к частым пропускам занятий.
Низкий уровень развития психических познавательных процессов (внимания, мышления, памяти).
Нежелание некоторых родителей оказывать детям посильную помощь и закреплять полученные навыки дома.
Приложение 1
Тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 1-х классов общеобразовательной школы, имеющих общее недоразвитие речи (Первый год обучения)
Неделя | Месяц | Изучаемый материал | Лексическая тема | Развитие конкретных логических операций |
1 | Сентябрь | Вводное занятие. Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика. | Времена года. Осень. Сезонные изменения в природе. | Определение. Игра «Скажи, что это». |
2 | Сентябрь | Уточнение и постановка неправильно произносимых звуков. Развитие фонематического восприяия. | Школа, класс. Режим дня. Части суток. | Определение. Игра «Скажи, что это». |
3 | Сентябрь-октябрь | Постановка неправильно произносимых звуков. Автоматизация звуков в речи. Развитие фонематического восприятия. | Учебные вещи. Игрушки. | Определение. Игра «Отгадай предмет по описанию». |
4 | Октябрь | Автоматизация звуков в речи. Развитие фонематического восприятия. | Овощи. Осенние работы в поле и на огороде. | Определение |
5 | Октябрь | Речь, предложение, слово. Выделение предложений из текста. | Фрукты. Осенние работы в саду. | Сравнение предметов по размеру. |
6 | Октябрь | Распространение простого двусоставного предложения | Деревья. Части дерева. Кустарники. | Сравнение предметов по цвету. |
7 | Октябрь | Работа с предлогами. Закрепление отработанных предлогов. | Цветы садовые и полевые. Части цветка. | Сравнение предметов по форме. |
8 | Ноябрь | Слова, обозначающие предмет, действие. Дифференциация понятий «предмет»-«действие». | Комнатные растения. Уход за растениями. | Сравнение предметов по размеру, цвету, форме. |
9 | Ноябрь | Слова, обозначающие признак предмета. Дифференциация понятий «предмет»-«действие»-«признак». | Мебель. Части мебели. | Сравнение. |
10 | Ноябрь | Звуки речи. Гласные звуки и буквы. | Зима. Признаки зимы. | Классифика-ция предметов. |
11 | Декабрь | Гласные звуки и буквы. Деление слов на слоги. | Домашние животные. Жилища животных. Детёныши. | Классифика-ция предметов. Игра «Что к чему подходит». |
12 | Декабрь | Слоговой анализ и синтез слов. Ударение. Ударный слог. | Дикие животные. | Классифика-ция предметов. |
13 | Декабрь | Согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. | Птицы. Зимующие и перелётные птицы. | Классифика-ция предметов. |
14 | Декабрь | Твердые и мягкие согласные. | Насекомые. | Классифика-ция предметов. |
15 | Январь | Звонкие и глухие согласные. | Одежда. Части одежды. | Обобщение. Игра «Назови одним словом». |
16 | Январь | Звуки п-б. Дифференциация согласных п-б. | Обувь. | Обобщение. |
17 | Январь | Звуки т-д. Дифференциация согласных т-д. | Головные уборы. | Обобщение. |
18 | Февраль | Звуки к-г. Дифференциация согласных к-г. | Наш город. Улица. | Обобщение. |
19 | Февраль | Звуки с-з. Дифференциация согласных с-з. | Транспорт. Части машины. | Обобщение. |
20 | Февраль | Звуки в-ф. Дифференциация согласных в-ф. | Семья. Человек. | Исключение. Игра «4-ый лишний». |
21 | Март | Звуки ш-ж. Дифференциация согласных ш-ж. | Дом. Электроприборы. | Исключение. |
22 | Март | Дифференциация согласных с-ш. | Посуда. Части посуды. | Исключение. |
23 | Март | Дифференциация согласных з-ж. | Продукты питания. | Исключение. |
24 | Март | Дифференциация согласных р-л. | Весна. Признаки весны. | Исключение. |
25 | Апрель | Звуки ч-ть. Дифференциация согласных ч-ть. | В лесу. | Исключение. |
26 | Апрель | Звуки с-щ. Дифференциация согласных с-щ. | Весной на огороде и в поле. | Аналогии. Игра «Речевые аналогии». |
27 | Апрель | Звуки щ-ч. Дифференциация согласных щ-ч. | Весной в саду. | Аналогии. |
28 | Апрель | Звуки ц-с. Дифференциация согласных ц-с. | Профессии. | Аналогии. |
29 | Май | Звуки ц-ч. Дифференциация согласных ц-ч. | Спорт. | Аналогии. |
30 | Май | Обобщающие занятия по дифференциации оппозиционных звуков. | Лето. Каникулы. Летний отдых. | Аналогии. |
Приложение 2
Речевой профиль учащегося 1-го класса с общим недоразвитием речи
Дата обследования: 28 сентября 2011 года
Компоненты речевого развития ребенка (по тестовой методике Т.А.Фотековой)
- Фонематическое восприятие – 6,5 балла (43%)
- Артикуляционная моторика – 5,5 балла (55%)
- Звукоприозношение – 6 баллов (46%)
- Слоговая структура слова - 4,75 балла (48%)
- Навыки языкового анализа – 4,25 балла (43%)
- Грамматический строй речи – 31 балл (62%)
- Словарь и словообразовательные процессы – 31,75 балла (64%)
- Понимание логико-грамматических отношений – 5 баллов (50%)
- Связная речь – 17,5 балла (58%)
Относительной нормой речевого развития ребенка по тестовой методике (автор Т.А.Фотекова) считается показатель от 80% и выше.
Приложение 3
Специальная и методическая литература.
- Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М.,2005.
- Гаврикова М.Ю. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. Волгоград, 2006.
- Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М., 2005.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2006.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.,1991.
- Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте. М., 1991.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. С-Пб., 2003.
- Коррекция нарушений письменной речи. Учебно-методическое пособие. Под ред. Н.Н.Яковлевой. С-Пб., 2009.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. С-Пб.,1997.
- Логопедия в школе: практический опыт. Под ред. В.С.Кукушкина. М.,2005.
- Логопедия. Под ред. Л.С.Волковой. М., 1989.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1997.
- Фотекова Т.И. Тестовая методика диагностики речи у учащихся. М., 2000.
- Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы. М., 1999.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая работа по развитию словарного запаса.
Практико - ориентированный проект по теме "Логопедическая работа по развитию словарного запаса у учащихся !-го класса общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи"Проект содержит тематическое ...
Методика развития словарного запаса у детей с ОНР Ш уровня
В этой статье Вы узнаете какими методами можно расширить словарный запас у детей...
Взаимосвязь учителя-логопеда и учителя трудового обучения по формированию и развитию словарного запаса учащихся на уроках трудового обучения
Социально-психологические исследования российских ученых показали, что уже в середине 90-х годов ХХ века 85 % детей нуждались в специализированной помощи. Статисты фиксируют рост речевых патологий. Це...
Развитие словарного запаса детей-мигрантов средствами дидактической игры
Для речевого развития данной категории школьников характерен ограниченный словарный запас, обусловленный прежде всего ограниченной речевой практикой в сфере русского языка, двуязычием в общении ...
Игры и задания на развитие словарного запаса у детей с интеллектуальными нарушениями.
Недостатками речи умственно отсталых школьников изучены очень основательно многими советскими учеными (А.Р.Лурия, М.Ф.Гнездилов, Г.М.Дульнев, М.П.Кононова, В.Г.Петрова). Прежде всего, обнаруживается, ...
Игры и упражнения для развития словарного запаса у младших школьников с умственной отсталостью
Подборка игр и упражнений способствующих развитию словаря, расширению представлений об окружающей действительности,формированию познавательной дятельности, перевода слова из пассивного в активный слов...
Работа по расширению словарного запаса у младших школьников при развитии навыка количественного анализа слов
Представлен речевой материал слов сложной звуко-слоговой структуры с разными орфограммами для развития навыка количественного анализа слов....