Логопедическая работа по развитию словарного запаса.
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме

Практико - ориентированный проект по теме "Логопедическая работа по развитию словарного запаса у учащихся !-го класса общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи"

Проект содержит тематическое планирование работы логопеда с учащимися первого класса по развитию словарного запаса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_.docx40.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     

Практико-ориентированный проект

по теме:

«Логопедическая работа по развитию словарного запаса у учащихся общеобразовательной школы  с общим недоразвитием речи»

Выполнила:

учитель-логопед

МОУ УСОШ №4

Бахвалова Ольга Алексеевна

г.Удомля, 2011г.

Содержание

1.Обоснование выбора темы, выявление проблемы

2.Цели и задачи проекта

3.Объект и предмет исследования

4.План реализации проекта

5.Приложения

  Приложение 1. Тематическое планирование коррекционно-логопедической работы            

  Приложение 2. Речевой профиль  учащегося 1-го  класса с общим   недоразвитием речи

  Приложение 3. Специальная и методическая  литература

 

   

Обоснование выбора темы, выявление проблемы

В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов приоритетным направлением работы школы является реализация развивающего потенциала образования, развитие у учащихся начальных классов  универсальных учебных действий. В процессе обучения дети должны быть готовы к полноценному усвоению учебного материала, а это возможно лишь при условии достижения ребенком достаточного уровня речевого развития.

В период проведения логопедического обследования  первоклассников ежегодно выявляются учащиеся, у которых наряду с нарушениями произношения звуков отмечается также несформированность  других компонентов речи: фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи, связной речи.

Это учащиеся с общим недоразвитием речи.  Проявления ОНР могут быть выражены в большей или меньшей степени. Несмотря на то, что эти учащиеся в большинстве случаев посещали логопедические занятия в детском саду и речевые нарушения могут быть частично сглажены, они могут привести  к значительным трудностям в овладении письменной речью и к стойкой неуспеваемости по русскому языку и другим предметам.

Группа учащихся с ОНР в общеобразовательной школе немногочисленна (ежегодно выявляются  2 – 4 ученика).  Вместе с тем эти учащиеся требуют  особого внимания учителя-логопеда, так как проявления ОНР весьма разнообразны и неоднородны и могут иметь различную  степень тяжести. Если первокласснику с ОНР не будет оказана своевременная логопедическая помощь, у ребенка возможны значительные трудности в усвоении школьной программы.

Чаще всего в школу поступают учащиеся III уровня ОНР, но периодически  выявляются  также ученики  с II уровнем ОНР.

Третий уровень ОНР у учащихся 1-х классов в начале учебного года проявляется  в нарушении всех компонентов языковой системы. Это дефектное произношение нескольких групп звуков, смешение и замена звуков в речи, недостаточная сформированность (а  в тяжелых случаях несформированость)  фонематических процессов,  лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Особое внимание хочется обратить на состояние лексического запаса учащихся. Проведенные учеными исследования показывают, что лексический запас учащихся с ОНР III уровня ограничен рамками обиходно-бытовой тематики;  качественно неполноценен; лексическое значение слов неправомерно сужается или расширяется, отмечаются многочисленные ошибки в употреблении слов – смешение по смыслу и акустическому сходству (куст – кисть, лейка – линейка и др.)

Исследование психических познавательных процессов у учащихся с ОНР указывают на необходимость целенаправленной коррекционной работы. Психологи отмечают у детей с ОНР следующие особенности:

1.Неустойчивое внимание.

2.Недостаточную наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3.Недостаточное развитие способности к переключению.

4.Слабое развитие словесно-логического мышления.

5.Недостаточную способность к запоминанию.

6.Недостаточный уровень развития контроля.

Следствие: Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности ведет к трудностям в усвоении школьной программы.

Учитель-логопед общеобразовательной школы в соответствии с тематическим планированием занятий проводит коррекционно-логопедическую работу по преодолению ОНР и профилактике вторичных нарушений письма и чтения.

В планировании предусмотрена последовательная и целенаправленная работа по коррекции звуковой и смысловой стороны речи. Вместе с тем  перечень и последовательность изучения лексических тем отсутствуют. Представляется целесообразным дополнить тематическое планирование по преодолению ОНР у учащихся 1-х классов общеобразовательных школ последовательно изложенным перечнем лексических тем.

В логопедические занятия также необходимо включение  заданий, направленных  на развитие конкретных логических операций. Такие задания должны вводиться  строго последовательно: определение, сравнение, классификация, обобщение, исключение, аналогии.

Логопедические занятия с учащимися общеобразовательной школы, имеющими общее недоразвитие речи, проводятся не реже трех раз в неделю. Необходимой частью логопедической работы является выполнение домашних заданий.

Цель проекта: Углубленное исследование словарного запаса  учащихся 1 класса  с ОНР; создание условий для последовательного и целенаправленного овладения учащимися лексического строя русского языка.

Задачи:

  1. Оценить уровень развития словарного запаса учащихся 1-х кл. с ОНР;
  2. Составить  план коррекционной работы с данной группой учащихся;
  3. Включить в работу по коррекции ОНР родителей учащихся;
  4. Определить результативность работы по итогам учебного года.

Объект исследования: Учащиеся первых классов с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: Особенности  развития лексико-грамматического строя речи данной категории учащихся.

            План реализации проекта:

1 этап

Первичное углубленное обследование речи учащихся на базе логопедического кабинета.

Срок: 2 – 10 сентября 2010 г.

Цель:

  1. Изучить состояние лексического запаса  детей (с использованием тестовой методики автора Т.А.Фотековой);
  2. Изучить данные медицинского обследования;
  3. Изучить особенности раннего и речевого развития по результатам беседы с родителями, определить задачи на учебный год;
  4. Составить речевые профили учащихся;
  5. Разработать последовательность занятий по развитию словарного запаса.

2 этап

Промежуточная диагностика речи учащихся

Срок: 20-25 декабря 2010 г.

Цель:

  1. Изучить состояние словарного запаса учащихся, уровень овладения навыками письма и чтения;
  2. Провести сопоставительный анализ результатов;
  3. Отразить выявленные изменения в речевых профилях;
  4. Провести беседу с родителями об успехах детей и дальнейшей работе;
  5. Разработать задания для индивидуальной работы.

3 этап

Итоговая диагностика речи учащихся

Срок: 15 – 20 мая 2011 г.

Цель:

  1. Провести итоговую углубленную диагностику состояния устной и письменной речи учащихся (по тестовой методике Т.А.Фотековой).
  2. Провести сопоставительный анализ состояния словарного запаса по итогам учебного года;
  3. Отразить результаты работы за учебный год в речевых профилях;
  4. Определить задачи на следующий учебный год.

Условия реализации проекта:

Проект будет реализован, когда состояние лексико-грамматического строя речи учащихся улучшится на 30-40% и приблизится к условной нижней границе нормы, что даст возможность ученикам  усваивать учебный материал на уроках.

Прогноз проблем при внедрении:

Тяжелая степень расстройства лексико-грамматического компонента речи.

Слабые возможности здоровья учащихся, что ведет к частым пропускам занятий.

Низкий уровень развития психических познавательных процессов (внимания, мышления, памяти).

Нежелание некоторых родителей оказывать детям посильную помощь и закреплять полученные навыки  дома.

Приложение 1

Тематическое планирование логопедических занятий  с учащимися 1-х классов общеобразовательной школы, имеющих общее недоразвитие речи (Первый год обучения)

Неделя

Месяц

 Изучаемый материал

Лексическая тема

Развитие конкретных логических операций

1

Сентябрь

Вводное занятие. Знакомство с органами речи.

Артикуляционная гимнастика.

Времена года. Осень. Сезонные изменения в природе.

Определение. Игра «Скажи, что это».

2

Сентябрь

Уточнение и постановка неправильно произносимых звуков.

Развитие фонематического восприяия.

Школа, класс. Режим дня. Части суток.

Определение.

Игра «Скажи, что это».

3

Сентябрь-октябрь

Постановка неправильно произносимых звуков.

Автоматизация звуков в речи.

Развитие фонематического восприятия.

Учебные вещи. Игрушки.

Определение. Игра «Отгадай предмет по описанию».

4

Октябрь

Автоматизация звуков в речи.

Развитие фонематического восприятия.

Овощи.  Осенние работы в поле и на огороде.

Определение

5

Октябрь

Речь, предложение, слово. Выделение предложений из текста.

Фрукты. Осенние работы в саду.

Сравнение предметов по размеру.

6

Октябрь

Распространение простого двусоставного предложения

Деревья. Части дерева. Кустарники.

Сравнение предметов по цвету.

7

Октябрь

Работа с предлогами. Закрепление отработанных предлогов.

Цветы садовые и полевые. Части цветка.

Сравнение предметов по форме.

8

Ноябрь

Слова, обозначающие предмет, действие. Дифференциация понятий «предмет»-«действие».

Комнатные растения. Уход за растениями.

Сравнение предметов по размеру, цвету, форме.

9

Ноябрь

Слова, обозначающие признак предмета. Дифференциация понятий «предмет»-«действие»-«признак».

Мебель. Части мебели.

Сравнение.

10

Ноябрь

Звуки речи. Гласные звуки и буквы.

Зима. Признаки зимы.

Классифика-ция предметов.

11

Декабрь

Гласные звуки и буквы. Деление слов на слоги.

Домашние животные. Жилища животных. Детёныши.

Классифика-ция предметов. Игра «Что к чему подходит».

12

Декабрь

Слоговой анализ и синтез слов. Ударение. Ударный слог.

Дикие животные.

Классифика-ция предметов.

13

Декабрь

Согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков.

Птицы. Зимующие и перелётные птицы.

Классифика-ция предметов.

14

Декабрь

Твердые и мягкие согласные.

Насекомые.

Классифика-ция предметов.

15

Январь

Звонкие и глухие согласные.

Одежда. Части одежды.

Обобщение. Игра «Назови одним словом».

16

Январь

Звуки п-б. Дифференциация согласных п-б.

Обувь.

Обобщение.

17

Январь

Звуки т-д. Дифференциация согласных т-д.

Головные уборы.

Обобщение.

18

Февраль

Звуки к-г. Дифференциация согласных к-г.

Наш город. Улица.

Обобщение.

19

Февраль

Звуки с-з. Дифференциация согласных с-з.

Транспорт. Части машины.

Обобщение.

20

Февраль

Звуки в-ф. Дифференциация согласных в-ф.

Семья. Человек.

Исключение. Игра «4-ый лишний».

21

Март

Звуки ш-ж. Дифференциация согласных ш-ж.

Дом. Электроприборы.

Исключение.

22

Март

Дифференциация согласных с-ш.

Посуда. Части посуды.

Исключение.

23

Март

Дифференциация согласных з-ж.

Продукты питания.

Исключение.

24

Март

Дифференциация согласных р-л.

Весна. Признаки весны.

Исключение.

25

Апрель

Звуки ч-ть. Дифференциация согласных ч-ть.

В лесу.

Исключение.

26

Апрель

Звуки с-щ. Дифференциация согласных с-щ.

Весной на огороде и в поле.

Аналогии. Игра «Речевые аналогии».

27

Апрель

Звуки щ-ч. Дифференциация согласных щ-ч.

Весной в саду.

Аналогии.

28

Апрель

Звуки ц-с. Дифференциация согласных ц-с.

Профессии.

Аналогии.

29

Май

Звуки ц-ч. Дифференциация согласных ц-ч.

Спорт.

Аналогии.

30

Май

Обобщающие занятия по дифференциации оппозиционных звуков.

Лето. Каникулы. Летний отдых.

Аналогии.

Приложение 2

Речевой  профиль учащегося 1-го  класса с общим недоразвитием речи

Дата обследования: 28 сентября 2011 года

Компоненты речевого развития ребенка (по тестовой методике Т.А.Фотековой)

  1. Фонематическое восприятие – 6,5 балла (43%)
  2. Артикуляционная моторика – 5,5 балла (55%)
  3. Звукоприозношение – 6 баллов (46%)
  4. Слоговая структура слова - 4,75 балла (48%)
  5. Навыки языкового анализа – 4,25 балла (43%)
  6. Грамматический строй речи – 31 балл (62%)
  7. Словарь и словообразовательные процессы – 31,75 балла (64%)
  8. Понимание логико-грамматических отношений – 5 баллов (50%)
  9. Связная речь – 17,5 балла (58%)

Относительной нормой речевого развития ребенка по тестовой методике (автор Т.А.Фотекова) считается показатель от 80% и выше.

Приложение 3

Специальная и методическая литература.

  1. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М.,2005.
  2. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. Волгоград, 2006.
  3. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М., 2005.
  4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2006.
  5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.,1991.
  6. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте. М., 1991.
  7. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. С-Пб., 2003.
  8. Коррекция нарушений письменной речи. Учебно-методическое пособие. Под ред. Н.Н.Яковлевой. С-Пб., 2009.
  9. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. С-Пб.,1997.
  10. Логопедия в школе: практический опыт. Под ред. В.С.Кукушкина. М.,2005.
  11. Логопедия. Под ред. Л.С.Волковой. М., 1989.
  12. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1997.
  13. Фотекова Т.И. Тестовая методика диагностики речи у учащихся.  М., 2000.
  14. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы. М., 1999.
  15. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития. М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по развитию словарного запаса.

Практико - ориентированный проект по теме "Логопедическая работа по развитию словарного запаса у учащихся !-го класса общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи"Проект содержит тематическое ...

Методика развития словарного запаса у детей с ОНР Ш уровня

В этой статье Вы узнаете какими методами можно расширить словарный запас у детей...

Взаимосвязь учителя-логопеда и учителя трудового обучения по формированию и развитию словарного запаса учащихся на уроках трудового обучения

Социально-психологические исследования российских ученых показали, что уже в середине 90-х годов ХХ века 85 % детей нуждались в специализированной помощи. Статисты фиксируют рост речевых патологий. Це...

Развитие словарного запаса детей-мигрантов средствами дидактической игры

Для речевого развития данной категории школьников характерен  ограниченный словарный запас, обусловленный прежде всего ограниченной речевой практикой в сфере русского языка, двуязычием в общении ...

Игры и задания на развитие словарного запаса у детей с интеллектуальными нарушениями.

Недостатками речи умственно отсталых школьников изучены очень основательно многими советскими учеными (А.Р.Лурия, М.Ф.Гнездилов, Г.М.Дульнев, М.П.Кононова, В.Г.Петрова). Прежде всего, обнаруживается, ...

Игры и упражнения для развития словарного запаса у младших школьников с умственной отсталостью

Подборка игр и упражнений способствующих развитию словаря, расширению представлений об окружающей действительности,формированию познавательной дятельности, перевода слова из пассивного в активный слов...

Работа по расширению словарного запаса у младших школьников при развитии навыка количественного анализа слов

Представлен речевой материал слов сложной звуко-слоговой структуры с разными орфограммами для развития навыка количественного анализа слов....