Обследование письменной речи учащихся 1-2 класса общеобразовательной школы
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему
Предлагаю краткое описание обследования письменной речи детей 1-2 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработанная методика обследования письменной речи сочетает традиционные для логопедической практики приемы с некоторыми методами, разработанными Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой.
Объектом обследования является письменная речь детей обучающихся в 1-2 классе общеобразовательной школы
Задача обследования выявление уровня сформированности письменной речиобучающихся.
Теоретическая значимость позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения письменной стороны речи, а также удобно для прослеживания динамики развития письменной речи ребенка и эффективности коррекционного воздействия .
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов обследования в планировании коррекционной работы по развитию письменной речи.
Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система оценки стандартизированы речи ребенка и эффективности коррекционного воздействия .
Описание методики:
Методика направлена на исследование письменной речи у детей 1-ого и 2 ого класса массовой общеобразовательной школы .
1-ый блок направлен на исследование предпосылок письменной речи.
Он включает задания на языковой и звуко-буквенный анализ, предназначенных определить количество слов в предложении, слогов и звуков в слове и т.д.
2-ой блок направлен на оценку письма. Первоклассники должны написать под диктовку буквы, свое имя и два слова (стол, ствол). Испытуемым постарше предлагается небольшой диктант. Тексты диктантов для 2 ого класса взяты из пособия ------------- .
При анализе результатов учитывается количество дисграфических ошибок и их типы, а также количество не дисграфических ошибок.
Для каждого блока и каждой группы заданий разработана своя система балльной оценки с учетом характера, степени тяжести и количества допускаемых ошибок.
При обработке производится суммирование баллов за каждое задание .
Максимально успешный результат соответствует ----- баллам. Можно перевести полученное абсолютное значение в процентное выражение. Если принять -----баллов за 100%, то индивидуальный процент успешности выполнения методики можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и раз делив полученный результат на ------. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики можно соотнести с одним из четырех уровней успешности:
IV уровень — 100-80%;
III уровень — 79,9-65%;
II уровень — 64,9-50%;
I уровень — 49,9% и ниже.
По результатам обработки протоколов обследования удобно вычертить индивидуальный речевой профиль для каждого ребенка. На нем наглядно видно, какие компоненты речевой системы страдают в большей степени, а какие относительно сохранны.
Сопоставление речевых профилей, полученных при первичном и повторных обследованиях, наглядно показывает динамику речевого развития и свидетельствует о степени эффективности проводимой с ребенком коррекционной работы.
Содержание методики:
Блок 1. ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА
Инструкция: отвечай на мои вопросы.
Сколько слов в предложении «Осенью часто льют дожди»?
Какое второе слово в этом предложении?
Сколько слогов в слове «мак»?
Сколько слогов в слове «кровать»?
Какой второй слог в слове «машина»?
Сколько звуков в слове «рак»?
Сколько звуков в слове «шапка»?
Сколько звуков в слове «мошка»?
Какой первый звук в слове «шапка»?
Какой третий звук в слове «школа»?
Какой звук после «ш» в слове «школа»?
Назови «соседей» звука «р» в слове куртка
Оценка
3 балла — правильный ответ;
2 — самокоррекция;
1 — правильный ответ после стимулирующей помощи («неверно, подумай еще»);
0 — неправильный ответ после стимулирующей помощи.
Максимальный балл — 33.
Серия 2. ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА
Для 1-го класса начало года
Инструкция: напиши, пожалуйста,
свое имя
буквы: Б, К, 3, Д, Е, Ч
слова: мама, стол, ствол.
Письмо оценивается в целом, а не каждое задание в отдельности.
Оценка
45 баллов — не более 1 ошибки в написании или незнание одной буквы;
30 — незнание 2-3 букв или их неточное написание;
15 — не более 4 ошибок дисграфического характера (зеркальность, смешение букв по фонетическому или атрикуляционному сходству) или до 5 иных ошибок;
0 — более 4 дисграфических ошибок или более 5 других, отсутствие навыков письма.
Конец года
Инструкция: я буду диктовать, а ты пиши.
Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. В лесу стоит тишина.
Оценка
45 баллов — не более 3 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;
30 — допускаются до 5 погрешностей недисграфического характера и/или 1-2 дисграфического;
15 — до 5 орфографических и пунктуационных ошибок и/или не более 5 дисграфических;
0 — множественные дисграфические и орфографические ошибки.
3-й класс
45 баллов — не более 2 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;
30 — допускаются до 3 погрешностей недисграфического характера; 15 — до 5 орфографических ошибок и/или не более 2 дисграфических; О — множественные дисграфические и орфографические ошибки.
Для 2-го класса
Инструкция: я буду диктовать, а ты пиши.
Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен.
Оценка
45 баллов — не более 3 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;
30 — допускаются до 5 погрешностей недисграфического характера и/или 1-2 дисграфического;
15 — до 5 орфографических и пунктуационных ошибок и/или не более 5 дисграфических;
0 — множественные дисграфические и орфографические ошибки.
3-й класс
45 баллов — не более 2 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;
30 — допускаются до 3 погрешностей недисграфического характера; 15 — до 5 орфографических ошибок и/или не более 2 дисграфических; О — множественные дисграфические и орфографические ошибки.
Показатели усвоения языкового анализа и синтеза 2014-15 уч.год
Показатели усвоения письменной речи 2014-15уч. год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы для обследования письма у учащихся 1-4 классов коррекционной школы 8 вида.
Дидактические материалы по обследованию письма у учеников 1-4 класс ....
Обследование письменной речи учащихся.
Методика обследования письма младших школьников. Иншакова О.Б.Обследование письма на начало учебного года.Тексты для диктантов и списывания....
Работа логопеда по формированию культуры речи учащихся 1-х классов общеобразовательной школы.
Антипова Жанна Владимировна, к.пед.н., доцент, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».Морозова Татьяна Игоревна, ГОУ ЦО № 1490, СВАО, г. Москва, учитель-логопед высшей квалификационной ...
Работа логопеда по формированию культуры речи учащихся 1-х классов общеобразовательной школы.
Антипова Жанна Владимировна, к.пед.н., доцент, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».Морозова Татьяна Игоревна, ГОУ ЦО № 1490, СВАО, г. Москва, учитель-логопед высшей квалификационной ...
Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках в начальной школе.
Речевое развитие младших школьников – актуальная задача современного этапа обучения русскому языку. Повышенное внимание к этой проблеме не случайно: ведь речь – это канал для развития интеллекта, пока...
Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы
Учитель – логопед Шейнцвит Е. А.ГБОУ СОШ № 538 Дисграфия представляет собой специфическое нарушение письма, проявляющееся в наличии в письменных работах учащихся большого количества ...
Итоги обследования устной и письменной речи учащихся 1-4 классов 2020-2021 уч. г.
Презентация для педсовета по итогам входной диагностики первоклассников (все вычисления для графики выполнены на основе реальных данных по Средней школе № 1 )...