Обследование письменной речи учащихся 1-2 класса общеобразовательной школы
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему

Горская Наталия Борисовна

Предлагаю краткое описание обследования письменной речи детей 1-2 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработанная методика обследования письменной речи сочетает традиционные для логопедической практики приемы с некоторыми методами, разработанными Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой.

          Объектом обследования  является письменная речь детей  обучающихся в 1-2 классе общеобразовательной школы

        

        Задача обследования выявление уровня сформированности  письменной речиобучающихся.

        Теоретическая значимость  позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения письменной стороны речи, а также удобно для прослеживания динамики развития письменной речи ребенка и эффективности коррекционного воздействия .

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов обследования в планировании коррекционной работы по развитию письменной речи.

 Методика носит тестовый характер, процедура ее проведения и система оценки стандартизированы речи ребенка и эффективности коррекционного воздействия .

Описание  методики:

Методика направлена  на исследование  письменной речи у детей 1-ого и 2 ого класса массовой общеобразовательной школы .

1-ый блок направлен  на исследование предпосылок письменной речи.

Он включает задания на языковой и звуко-буквенный анализ, предназначенных определить количество слов в предложении, слогов и звуков в слове и т.д.

2-ой блок  направлен на оценку письма. Первоклассники должны написать под диктовку буквы, свое имя и два слова (стол, ствол). Испытуемым постарше предлагается небольшой диктант. Тексты диктантов для 2 ого класса взяты из пособия  ------------- .

При анализе результатов учитывается количество дисграфических ошибок и их типы, а также количество не дисграфических ошибок.

Для каждого  блока  и каждой группы заданий разработана своя система балльной оценки с учетом характера, степени тяжести и количества допускаемых ошибок.

При  обработке производится суммирование баллов за каждое задание .

 Максимально успешный результат соответствует ----- баллам. Можно перевести полученное абсолютное значение в процентное выражение. Если принять -----баллов за 100%, то индивидуальный процент успешности выполнения методики можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и раз делив полученный результат на ------. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики можно соотнести с одним из четырех уровней успешности:

IV уровень — 100-80%;

III уровень — 79,9-65%;

II уровень — 64,9-50%;

I уровень — 49,9% и ниже.

По результатам обработки протоколов обследования удобно вычертить индивидуальный речевой профиль для каждого ребенка. На нем наглядно видно, какие компоненты речевой системы страдают в большей степени, а какие относительно сохранны. 

Сопоставление речевых профилей, полученных при первичном и повторных обследованиях, наглядно показывает динамику речевого развития и свидетельствует о степени эффективности проводимой с ребенком коррекционной работы.

Содержание методики:

Блок  1. ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА

Инструкция: отвечай на мои вопросы.

Сколько слов в предложении «Осенью часто льют дожди»?

Какое второе слово в этом предложении?

Сколько слогов в слове «мак»?

Сколько слогов в слове «кровать»?

Какой второй слог в слове «машина»?

Сколько звуков в слове «рак»?

Сколько звуков в слове «шапка»?

Сколько звуков в слове «мошка»?

Какой первый звук в слове «шапка»?

Какой третий звук в слове «школа»?

Какой звук после «ш» в слове «школа»?

Назови «соседей» звука «р» в слове куртка

Оценка

3 балла — правильный ответ;

2 — самокоррекция;

1 — правильный ответ после стимулирующей помощи («неверно, подумай еще»);

0 — неправильный ответ после стимулирующей помощи.

Максимальный балл  — 33.

Серия 2. ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА

Для 1-го класса начало года

Инструкция: напиши, пожалуйста,

свое имя

буквы: Б, К, 3, Д, Е, Ч

слова: мама, стол, ствол.

Письмо оценивается в целом, а не каждое задание в отдельности.

Оценка

45 баллов — не более 1 ошибки в написании или незнание одной буквы;

30 — незнание 2-3 букв или их неточное написание;

15 — не более 4 ошибок дисграфического характера (зеркальность, смешение букв по фонетическому или атрикуляционному сходству) или до 5 иных ошибок;

0 — более 4 дисграфических ошибок или более 5 других, отсутствие навыков письма.

Конец года

Инструкция: я буду диктовать, а ты пиши.

Настала осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. В лесу стоит тишина.

Оценка

45 баллов — не более 3 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;

30 — допускаются до 5 погрешностей недисграфического характера и/или 1-2 дисграфического;

15 — до 5 орфографических и пунктуационных ошибок и/или не более 5 дисграфических;

0 — множественные дисграфические и орфографические ошибки.

3-й класс

45 баллов — не более 2 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;

30 — допускаются до 3 погрешностей недисграфического характера; 15 — до 5 орфографических ошибок и/или не более 2 дисграфических; О — множественные дисграфические и орфографические ошибки.

Для 2-го класса

Инструкция: я буду диктовать, а ты пиши.

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен.

Оценка

45 баллов — не более 3 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;

30 — допускаются до 5 погрешностей недисграфического характера и/или 1-2 дисграфического;

15 — до 5 орфографических и пунктуационных ошибок и/или не более 5 дисграфических;

0 — множественные дисграфические и орфографические ошибки.

3-й класс

45 баллов — не более 2 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации или пропуском слова при письме под диктовку;

30 — допускаются до 3 погрешностей недисграфического характера; 15 — до 5 орфографических ошибок и/или не более 2 дисграфических; О — множественные дисграфические и орфографические ошибки.

Показатели усвоения  языкового анализа и синтеза 2014-15 уч.год

Показатели усвоения письменной речи 2014-15уч. год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы для обследования письма у учащихся 1-4 классов коррекционной школы 8 вида.

Дидактические материалы по обследованию письма у учеников 1-4 класс ....

Обследование письменной речи учащихся.

Методика обследования письма младших школьников. Иншакова О.Б.Обследование письма на начало учебного года.Тексты для диктантов и списывания....

Работа логопеда по формированию культуры речи учащихся 1-х классов общеобразовательной школы.

Антипова Жанна Владимировна, к.пед.н., доцент, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».Морозова Татьяна Игоревна, ГОУ ЦО № 1490, СВАО, г. Москва, учитель-логопед высшей квалификационной ...

Работа логопеда по формированию культуры речи учащихся 1-х классов общеобразовательной школы.

Антипова Жанна Владимировна, к.пед.н., доцент, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».Морозова Татьяна Игоревна, ГОУ ЦО № 1490, СВАО, г. Москва, учитель-логопед высшей квалификационной ...

Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках в начальной школе.

Речевое развитие младших школьников – актуальная задача современного этапа обучения русскому языку. Повышенное внимание к этой проблеме не случайно: ведь речь – это канал для развития интеллекта, пока...

Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы

Учитель – логопед Шейнцвит Е. А.ГБОУ СОШ № 538    Дисграфия представляет собой специфическое нарушение письма, проявляющееся в наличии в письменных работах учащихся большого количества ...

Итоги обследования устной и письменной речи учащихся 1-4 классов 2020-2021 уч. г.

Презентация для педсовета по итогам входной диагностики первоклассников (все вычисления для графики выполнены на основе реальных данных по Средней школе № 1 )...