Логопедическое занятие "Родственные слова"
план-конспект занятия по логопедии по теме
В связи со стремительно возрастающим объёмом информации, используемой в практической жизни, необходимо направить учащихся коррекционной школы на главное - уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способными ставить перед собой цель, достигать её, уметь адекватно оценивать себя и прогнозировать развитие дальнейших событий.
Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое занятие, а в процессе его собственной деятельности направленной на «открытие» нового. Одним из механизмов реализации целей и задач современного образования является включение ребёнка в образовательную деятельность с помощью так называемого деятельностного метода (Л.Г. Петерсон).
Актуальность использования деятельностного метода на занятиях, школьной логопедической службы помогает учащимся преодолеть немалые трудности в коррекции и развитии письменной и устной речи, не допускать ошибок, старательно выполнять задания, поверить в свои силы, в возможность улучшения результатов, с интересом относиться к занятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodstvennye_slova.docx | 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VШ вида г. Поронайска.
Родственные слова
5 класс.
Составила:
учитель-логопед МСКОШИ VШ вида Писарева Т.С.
Поронайск 2013г
Пояснительная записка
В связи со стремительно возрастающим объёмом информации, используемой в практической жизни, необходимо направить учащихся коррекционной школы на главное - уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способными ставить перед собой цель, достигать её, уметь адекватно оценивать себя и прогнозировать развитие дальнейших событий.
Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое занятие, а в процессе его собственной деятельности направленной на «открытие» нового. Одним из механизмов реализации целей и задач современного образования является включение ребёнка в образовательную деятельность с помощью так называемого деятельностного метода (Л.Г. Петерсон).
Актуальность использования деятельностного метода на занятиях, школьной логопедической службы помогает учащимся преодолеть немалые трудности в коррекции и развитии письменной и устной речи, не допускать ошибок, старательно выполнять задания, поверить в свои силы, в возможность улучшения результатов, с интересом относиться к занятиям.
Образовательное учреждение | Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VШ вида г. Поронайска. |
ФИО | Писарева Татьяна Сергеевна |
Наименование разработки | Словообразование |
Аннотация | Данная работа направлена на формирование личности ученика и продвижение его в развитии в процессе собственной деятельности, направленной на «открытие» нового. Одним из механизмов реализации цели и задач является включение учащегося в образовательную деятельность с помощью деятельностного подхода. Деятельностный подход включает: - самоопределение к деятельности; -актуализация; -постановка учебной задачи; -построение проекта выхода из затруднения; -первичное закрепление во внешней речи; -самостоятельная работа с самопроверкой по эталону; -включение в систему знаний и повторение; -рефлексия деятельности. Первичное закрепление нового осуществляется через комментирование каждого задания учениками, которые пытаются ответить на вопросы: Что делаю и почему? Что должно получиться? На следующем этапе занятия проводится самостоятельная работа с проверкой в классе. Самоконтроль своей деятельности. Завершающим этапом занятия является рефлексия. Методика « скала достижений» обучающихся собственной деятельности: самоанализ, самокоррекция. |
Описание разработки | |
Класс, профиль | 5 класс, логопедия |
Тема: | Словообразование. Родственные слова |
Тема урока: | Родственные слова. |
Тип урока: | Комбинированный |
Цель: | Совершенствование речевой деятельности. |
Задачи: |
|
Приобретаемые навыки детей: |
|
Форма организации работы детей: | Фронтальная, индивидуальная , работа в парах |
Форма организации работы учителя: | 1.Планирование 2.Регулирование и коррегирование 3.Контроль 4.Анализ результатов |
Технические средства: | компьютер. |
Программные продукты | ------------- |
Оборудование: | Демонстрационный материал: слайд-изображением чудо –сада: Раздаточный материал: карточки определениями; памятки, яблоки со словами; клей, картон, цветная бумага; мяч. |
Здоровьесберегающие технологии: | Элементы ароматерапия по Е.В. Устюговой Динимаческа пауза. по Е.В. Устюговой. |
Рефлексия: | Оценка деятельности |
Этап урока | Содержание этапа | Методика использования ИСО | Время |
1.Организационный момент Цель: оценить деятельность на занятии. Дыхательная гимнастика. Цель: развитие правильного вдоха и выдоха. | Приём : «Скала знаний» Цель: подняться на «скалу знаний». Приём: сигнальные карточки Цель: зелёный цвет- сигнал готовности; я готов. я понял; красный цвет- сигнал тревоги: я не понял, я не понял. Приём: Ароматотерапия. «Лимон» Цель: вдохните полной грудью, выдохните. | 2мин | |
2.Актуализация знаний. Цель: создание проблемной ситуации. Цель: - Какие слова выросли на дереве
Цель: обогащение словарного запаса | Приём: «Чудо-деревр» Цель: Послушайте стихотворение Как –то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым- Был он только словом. Это слово. словно корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло- Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада, Вот ещё посадки рядом, А вот садовод, С ним садовник идёт. Очень интересно Гулять в саду словесном. Цель: - Прочитайте слова . (ответы) Сад, рассада, посадка, садовник. садовод Цель: -Как можно охарактеризовать эти слова? -Какие они? -Что у них общего (ответы) Похожие. Цель: О чём сегодня мы будем говорить на занятии. (ответы) О похожих словах Приём: Рассказ. Родник родил реку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Глядите, как это складно выходит: родник, родина, народ. Все эти слова родня. Цель:Понятен ли вам смысл слов родник, Родина, родня? Кому понятен смысл слов, поднимите сигнальную карточку. Игровой момент«Волшебный конвертик» Цель: какие слова называются родственными. Приём: Памятка. Цель: прочитай определение про себя, шепотом, вслух соседу. Работа с определением по памятке -Слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть,называются родственными. | слайд | 10 мин 12 мин |
Динамическая пауза «Будь внимательный» Цель: развитие координации движений. 4.Закрепление нового материала. Цель: закрепить полученные знания о родственных словах
| Приём: игра с мячом. Цель: проговаривание слов с движением, развиваем своё внимание. В саду живут разные животные я называю животное, а вы называете их детёнышей. Слон. медведь, лев. мышь. волк. А теперь будьте внимательны6 корова, собака, утка. свинья, курица, тигр. Приём «Чудо-дерево» Обратимся к нашему дереву, на дереве чудесные яблоки разного цвета. Цель: Что чудесного в яблоках.? Лиса,лисята, лисья нора Берёза, берёзовая роща, подберёзовик Корм. кормить, кормушка Гость. гостил, гостиница. Игровое упражнение: «Яблочки» Цель: Составьте предложения из слов написанных на яблочках. -кто готов, поднимет сигнальную карточку. Приём: Чтение составленных предложений. Цель: развитие техники чтения. | слайд | 3мин 15мин |
5.Итог. Цель: систематизация полученных знаний. | Приём: Загадка. Цель: отгадайте загадку. Слова, как родные, похожи чуть-чуть, И если поставить их в ряд, Немного послушать и вдуматься в суть- Они об одном говорят. -Какое определение вы запомнили на занятии? | 2 мин | |
6.Рефлексия. Цель: определение степени удовлетворённости занятия учащимися. | Приём «Скала знаний» Цель: У вас на столах конверты. Возьмите листок картона, клей, приклейте на верх листа солнышко, облако, тучку, какое у вас сейчас настроение. У вас в середине листа приклеена «скала знаний» и есть маленький человечек, это ты. Приклейте человечка на то место скалы. до которого вы добрались на занятии. Осталось приклеить травку. Если понравилось на занятии, приклейте длинную полоску травы, если не понравилось. короткую полоску. Поднимите ваши открытки, улыбнитесь друг другу. Спасибо за урок. На этом наше занятие окончено. | 2мин | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Слова-действия".
Конспект фронтального логопедичекого занятия по теме "Слова-действия" для обучающихся 2 класса, имеющих логопедическое заключение «Нарушение чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным общ...
Конспект фронтального логопедического занятия "Слова близкие по смыслу (синонимы)" для учащихся 2 класса
Цель: знакомство детей с понятием «синонимы». Задачи:коррекционно-обучающие: учить детей подбирать и находить слова-синонимы; корректировка нарушения лексико-грамматического строя речи; раз...
Логопедическое занятие. Слова - "неприятели". Антонимы.
Расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь антонимов, активизация словарного запаса....
Конспект логопедического занятия "Слова, обозначающие предметы" с включением этнокультурного компонента "Богатства Югры"
В конспекте логопедического занятия учитываются особенности речевого развития ребенка коренных малочисленных народов Севера. С целью оптимизации усвоения материала ребенком коренной национальности вкл...
Конспект коррекционного логопедического занятия «Слово, словосочетание, предложение»
Конспект коррекционного логопедического занятия "Слово, словосочетание, предложение" для учащихся 3-го класса общеобразовательной школы, имеющих нарушение лексико-грамматического строя речи составлен ...
Методическая разработка логопедического занятия "Слова с буквами И и Й".
Второй год обучения....