Логопедическое занятие. Слова - "неприятели". Антонимы.
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему
Расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь антонимов, активизация словарного запаса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antonimy.docx | 37.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Слова - «неприятели». Антонимы.
Грамматическая тема: Существительные, прилагательные, глаголы, наречия.
Цели: Расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь антонимов, активизация словарного запаса.
Задачи:
-учить подбирать антонимы к словам различных частей речи; расширить представление детей об антонимах, научить выделять антонимы в тексте;
- расширение пассивного и активного словарного запаса;
- дифференцирование частей речи;
- развитие орфографической зоркости;
- совершенствование фонематического анализа и синтеза;
-воспитывать интерес к учебному процессу, чувство ответственности при выполнении заданий, развивать самостоятельность и самоконтроль.
Оборудование: карточки, книга антонимов.
Ход занятия
- Организационный момент.
1. Упражнение «Буратино»
Ладонь левой руки вертикально у лица,
большой палец приставить к носу. К мизинцу
левой руки прижать большой палец правой.
Двигаются все пальцами, кроме больших и
мизинцев. Затем руки поменять.
2. Дыхательная гимнастика:
Встаньте прямо, плечи опустите вниз, живот -
вперёд. Вдох на три счёта носом – выдох на
пять счётов носом. Учитель считает: 1-2-3. 3.
«Морганье».
А теперь, ребята на вдохе - моргаем правым
глазом, а на выдохе - моргаем левым глазом.
II. Сообщения темы занятия.
- Назовите тему нашего урока. Я буду называть слова, и говорить каждую по счету букву, вам нужно записать.
Из слова «астра» выпишите пятую букву;
«Сосна» - четвертую;
«Тюльпан» - первую;
«Роза» - вторую;
«Пион» - четвертую;
«Ирис» - третью;
«Ромашка» - третью;
«Ландыш» - пятую.
- Какова тема занятия? Что такое антонимы (анти – против, онима – имя- греч.)? Какой частью речи они бывают? Что такое антонимический ряд? Для чего нужны антонимы?
-Какое слово лишнее?
-Почему?
-Подчеркните мягкую согласную зеленой пастой.
III. Основная часть.
- Подбор антонимов.
И нам с тобой
Пришел черед
Сыграть в игру
« Наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь ……..тихо,
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь ……….близко.
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь: ... пол.
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты: ... нашел.
Скажу тебе я слово трус.
Ответишь ты …………смельчак (храбрец).
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай: ………….конец.
- Работа в тетрадях. Определение слов-антонимов.
Учитель: - Отгадайте загадки, запишите слова – антонимы. Какой частью речи они являются?
Я – антоним к слову «лето»
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …(зима).
Я – антоним к слову «смех»,
Не от радости, утех, -
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это …(плач).
Я – антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
а зовут меня …(прохлада).
Я – антоним к слову «холод»,
В речке все – и стар, и молод,
Меня любит детвора,
Называюсь я …(жара).
Я – антоним к слову «день».
Всем давно трудиться лень,
И игрушки тоже прочь,
Спать пора, пришла уж …(ночь).
Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я …(конец).
Я – антоним шума, стука,
Без меня вам ночью –мука,
Для отдыха, для сна,
Называюсь …(тишина)
Образец записи в тетрадях:
Лето – зима, смех – плач, зной - прохлада, холод – жара, день – ночь, начало – конец, шум – тишина.
- Выборочное письмо. Найти и запиши антонимы – прилагательные (карточки):
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Смелый там найдет, где робкий потеряет.
Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.
Глупый киснет, а умный все промыслит.
Старый друг лучше новых двух.
Хороша веревка длинная, а речь короткая.
Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя глазки продирает.
- Выборочное письмо. Найти и запиши антонимы – глаголы (по карточке):
Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.
Не нами началось, не нами кончится.
По одежке встречают, по уму провожают.
За что купил, за то и продаю.
Подальше положишь, поближе возьмешь.
Что посеешь, то и пожнешь.
5). Подбор антонимов – наречий.
- Вставьте пропущенные слова. Слова-антонимы какой части речи вы вставили?
Работать трудно, а отдыхать… (легко).
Днём светло, а ночью … (темно)
Самолёт летит высоко, а воробей … (низко).
Мышка пищит, а петух поёт … (громко).
Знай много, а говори … (мало).
Переходя улицу, смотри налево, а потом … (направо).
*6). Самостоятельная работа. «Найди пару и соедини».
длительный | темный | юг | закат |
храбрый | скупой | верх | зима |
искусственный | медлительный | восток | подъем |
светлый | иностранный | спуск | запад |
расторопный | трусливый | исток | север |
отечественный | натуральный | восход | низ |
ошибочный | кратковременный | лето | устье |
щедрый | правильный |
плакать | лениться | друг | потомок |
цвести | веселиться | красавец | бедняк |
потерять | разгораться | труженик | урод |
трудиться | увядать | союзник | карлик |
грустить | заканчивать | богач | враг |
начинать | смеяться | великан | лодырь |
угасать | найти | предок | противник |
*6). Работа с пословицами.
-В пословицах заключена народная мудрость, в них часто используют слова-антонимы. Запиши пословицы. Вставив подходящие по смыслу слова-антонимы. Объяснить их смысл.
Кто захочет много знать, тому надо ………. (мало) спать.
Знай больше, говори …………. (меньше).
Друг спорит, а …..(враг) поддакивает.
Труд кормит, а ….. (лень) портит.
Знай больше, а говори ... (меньше).
Маленькое дело лучше ………….. (большого безделья).
Старый друг лучше …. (новых) двух.
7) Работа с рассказом.
-Вставь слова-антонимы и запиши рассказ.
Странный в сентябре лес – в нём рядом весна и ….. (осень). Жёлтый лес и ……(зелёная) травинка. Тёплое солнце и ……….. (холодный) ветер. Увядание и ………. (расцвет). Песня птиц и ……… (тишина). И грустно и ……(радостно)!
8). Работа со стихотворением (работа в карточке).
-Вставь слова-антонимы так, чтобы получилась рифма. Проверка - чтение стихотворения по книге.
Ручейку говорила река: - Ты узок, а я …….(широка), Ты мелок, а я ………..(глубока). Об одном позабыла река – Что она началась с ручейка. В. Данько | У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело. Только конь сказал, что низко, А мышонок – …..(высоко). Воробей сказал, что близко, А улитка – …..(далеко). Г. Сапгир |
IV. Итог занятия. Рефлексия.
V. Пароль на выход.
– Подберите к словам пропущенные антонимы. Первые буквы подобранных слов, если их прочитать по вертикали, составят новое слово, относящееся к вам! Попробуйте угадать, кто вы? (карточка)
1.Широкий – 2.Твердый – 3.Старый – 4.Скучный – 5.Бесполезный – 6.Неряшливый – |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Слова-действия".
Конспект фронтального логопедичекого занятия по теме "Слова-действия" для обучающихся 2 класса, имеющих логопедическое заключение «Нарушение чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным общ...
Конспект фронтального логопедического занятия "Слова близкие по смыслу (синонимы)" для учащихся 2 класса
Цель: знакомство детей с понятием «синонимы». Задачи:коррекционно-обучающие: учить детей подбирать и находить слова-синонимы; корректировка нарушения лексико-грамматического строя речи; раз...
Коррекционно - развивающее занятие Слова - "неприятели"
Коррекционно - развивающее занятие Слова - "неприятели"...
Конспект логопедического занятия "Слова, близкие по значению, "Слова-приятели"(с картинками) 3 класс + задания для самостоятельной работы
Конспект "Слова-приятели" класс...
Конспект логопедического занятия: "Слова-неприятели" 3 класс
quot;Слова -неприятели"...
Конспект логопедического занятия для детей с нарушением интеллекта (вариант 1) 4 класс. Слова-неприятели (антонимы). Весна
Цель: расширение и обогащение словарного запаса путём введения в речь антонимов, активизации словарного запаса.Задачи:Учить подбирать антонимы к словам различных частей речи;Расширить представления де...