Конспект коррекционного логопедического занятия «Слово, словосочетание, предложение»
методическая разработка по логопедии (3 класс) на тему

Конспект коррекционного логопедического занятия "Слово, словосочетание, предложение" для учащихся 3-го класса общеобразовательной школы, имеющих нарушение лексико-грамматического строя речи составлен с учетом применения презентации на эту тему, здоровьесберегающих технологий, игровых моментов, способстующих лучшему усвоению данной темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия для учащихся 3 классов общеобразовательной школы, с нарушением лексико-грамматического строя речи:

«Слово, словосочетание, предложение»

Конспект  разработан  учителем-логопедом

ГБУ ДО ЦППМСП  Калининского  района  Санкт-Петербурга

Григорьевой Елизаветы Юрьевны

Применяемая педагогическая технология – технология перспективно- опережающего обучения с применением ЭОР.

Цель:

      Развитие умения устанавливать связь слов в предложении путём постановки вопроса от данного слова к другому, формирование понятия “словосочетание” на основе усвоения его существенных признаков.

Задачи:

1. Формирование лексико-грамматического строя речи.

2. Закрепление умения различать и сравнивать предложение, словосочетание и группу слов, которая не составляет ни предложения, ни словосочетания; формирование умения составлять из данных слов (из данной группы слов) словосочетание и предложение.

3. Активизация и пополнение словарного запаса.

2. Развитие мышления, речи, наблюдательности, орфографической зоркости, фонематического слуха.

3. Воспитание любви к родному языку, уважительного отношения к мнению других.


Методические приемы:  наглядность, практическая  совместная деятельность, использование  игровых ситуаций.

 Методические приемы контроля: мгновенная проверка, самоконтроль.

Оборудование:  авторская сказка «Как подружились слова», жетоны, индивидуальные «Карточки успеха», презентация, мультимедийная аппаратура, игра «Чем пахнут ремесла», «Сундучок  с секретами русского языка», индивидуальные карточки с закрепляющими упражнениями.

Ход урока:

I. Организационный момент

  •   Отметка эмоционального состояния учащихся в «Карточке успеха»;
  •   Упражнения, направленные на ориентацию в пространстве;
  •   Интерактивная игра «Раз словечко, два словечко…»

II. Повторение материала прошлого занятия (слайды № 2-8), формулирование темы и целей занятия

1) Логопед рассказывает сказку о дружбе слов (слово-предмет, слово-действие, слово-признак), закрепляет понятия: существительное, глагол, прилагательное, одушевленный, неодушевленный, род и число, обобщающие понятия. Проводит игру «Чем пахнут ремесла». Детям предоставляется возможность сформулировать необходимость использования словосочетания и предложения в русском языке. Осуждаются способы выделения границ предложения на письме и в устной речи.

2) Формулировка темы урока детьми по наводящим вопросам.

III. Основная часть урока

1. Словосочетание

1. Блиц опрос:

  • Что такое словосочетание?
  • Зависят ли слова в словосочетании?  
  • Каким образом?
  • Какова роль словосочетаний в русском языке?

(за правильный ответ выдается жетон, который вкладывается в индивидуальную «Карточку успеха»)

Систематизация первичных знаний о словосочетании: (слайд № 10)

Закрепляющее упражнение: образуй словосочетание (слайд № 11)

Пальчиковая гимнастика

2. «Сундучок с секретами русского языка»

Из сундучка вынимаются свитки с секретами:

  • Грамматическая основа предложения не является словосочетанием;
  • Слово с предлогом не является словосочетанием;
  • Однородные члены предложения не являются словосочетанием;
  • Виды словосочетаний;

Систематизация новых знаний: (слайды № 12,13,14)

Закрепляющее упражнение: индивидуальные карточки

Динамическая пауза

3. Предложение

  • Формулировка понятия «Предложение»

Игра «Где словосочетание, а где предложение» (слайд № 15)

(за правильное выполнение задания выдается жетон, который вкладывается в индивидуальную «Карточку успеха»)

  • Виды предложений (слайд № 16)

Закрепляющее упражнение: «Составьте предложение» (Слайд № 17)

Гимнастика для глаз (слежение предметом)

  • Границы предложения и способы их выделения.

Закрепляющее упражнение: «Разбей текст на предложения» (Слайд № 18)

  • Деформированные предложения. Понимание смысла предложения.

Закрепляющее упражнение: «Исправь смысловые ошибки» (Слайд № 19)

(за правильное выполнение задания выдается жетон, который вкладывается в индивидуальную «Карточку успеха»)

IV.  Итоги урока. Рефлексия. (Слайд № 20)

Логопед:

- Ребята, понравилось вам занятие? Какое задание понравилось больше!  

Чем интересны были задания? Какое задание было самым сложным? Чему сегодня научились? С какой целью выполнялись упражнения на уроке? Какие чувства вы испытывали на занятие?

Ребята, посчитайте, сколько жетонов вы заработали за урок. Победители награждаются  победной ленточкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Слова-действия".

Конспект фронтального логопедичекого занятия по теме "Слова-действия" для обучающихся 2 класса, имеющих  логопедическое заключение «Нарушение чтения и письма, обусловленное нерезко выраженным общ...

Конспект фронтального логопедического занятия "Слова близкие по смыслу (синонимы)" для учащихся 2 класса

Цель: знакомство детей с понятием «синонимы». Задачи:коррекционно-обучающие: учить детей подбирать и находить слова-синонимы; корректировка нарушения лексико-грамматического строя речи; раз...

Логопедическое занятие. Слова - "неприятели". Антонимы.

Расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь антонимов,  активизация словарного запаса....

Конспект логопедического занятия "Слова, обозначающие предметы" с включением этнокультурного компонента "Богатства Югры"

В конспекте логопедического занятия учитываются особенности речевого развития ребенка коренных малочисленных народов Севера. С целью оптимизации усвоения материала ребенком коренной национальности вкл...

Логопедическое занятие "Слово. Словосочетание" 2 класс

Логопедическое занятие " Слово, словосочетание предложение " 2 классТема. Слово, словосочетание ,предложение. Составление словосочетанийКласс: 2 классЦель.Повторить понятие о слове, предложе...