Волшебный мир звуков
рабочая программа по логопедии по теме

Атласова К.Б

Рабочая программа внеурочного занятия по логопедии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_zvukov_2012-13_uch.god_.docx131.72 КБ

Предварительный просмотр:

программа по преодолению и предупреждению нарушений письма и чтения

Задачи занятий: 

Основная задача внеурочной деятельности «Волшебный мир звуков» состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

На первом году обучения была проделана подготовительная работа. Это постановка основных звуков и их дифференцировка. Во втором классе проводится основной этап коррекционно –логопедической работы.

Занятия предназначены для учащихся 2,3,4 классов. Рассчитана на три года обучения. Программа реализуется в объеме 33 часов в год, 1 час в неделю. Автор проекта учитель-логопед МОУ СОШ № 3 г. Муравленко ЯНАО
Аскульская Л. В.

Учителя начальной школы в процессе обучения письменной речи довольно часто сталкиваются с определённой проблемой. Записи учащихся бывают настолько искажены, что понять смысл написанного довольно трудно. Это свидетельствует о выраженной патологии письма, именуемой дисграфией. Дисграфия чаще всего обусловлена недоразвитием фонетической,  лексической и грамматической сторон речи. Практика показывает, что большинство учащихся начальной школы, имеющих дефекты устной речи, плохо овладевают грамотой и резко отстают в усвоении программного материала. Словарный запас у детей-дисграфиков, как правило, не выходит за пределы обиходной речи. Учащиеся не умеют выделять фонетические и морфологические части слова. В изложениях и сочинениях дети-дисграфики не могут правильно употребить категории рода, числа, а также предлогов. Расстройства письменной речи тормозят продвижение в учении и ведут к систематической неуспеваемости. Учащимся не удаётся самостоятельно преодолеть подобного рода нарушения. Для формирования правильных навыков в письме требуется помощь специалиста.

При переходе младших школьников из начального звена в среднее начинает проявляется такой дефект, как неспособность освоить орфографические навыки, что характеризуется наличием разнообразных орфографических ошибок, имеющих тенденцию приобретать стойкий характер. Специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью называется дизорфографией.

Известно, что пропорции дисграфических и дизорфографических ошибок меняются в зависимости от года обучения в начальной и средней школе, причем число дисграфических ошибок уменьшается, а число дизорфографических – растет.

Выявленные ошибки можно объединить по  т е м а м:

1. Безударные гласные в корне слова, проверяемые и не проверяемые ударением.

2. Согласование прилагательных, существительных в роде, числе, падеже; глаголов в роде и числе.

3. Употребление приставок и предлогов.

4. Разделительный ь и ъ знаки.

5. Чк, чн, нщ; мягкий знак для смягчения согласных.

6. Сомнительные согласные в корне слова.

7. Непроизносимые проверяемые согласные в корне слова.

8. Гласные И, У, А после шипящих.

9. О–Ё после шипящих.

10. Падежные окончания существительных.

11. Мягкий знак после шипящих в существительных и глаголах.

Приоритетные направления коррекционной работы по устранению дизорфографии определяются структурой данного нарушения у каждого ребенка или у группы школьников. Выбор методов и приемов логопедического воздействия, содержания речевого материала зависят также от уровня сформированности неречевой сферы и речевого развития детей.

Орфографический аспект определяет выбор какого-либо из возможных написаний, диктуемый тем или иным принципом: некоторые морфемы пишутся по фонетико-фонематическому принципу (приставки раз-, роз-, рас-, рос- под ударением: россыпь, розвальни); некоторые по морфологическому (падежные окончания существительных и прилагательных), а некоторые в свое написание  включают как морфологический принцип, так и фонетико-фонематический (приставки раз-, рас-: развалить, рассыпать). Поэтому все занятия по преодолению нарушений письма, наряду с заданиями по морфологии, включают и задания по формированию фонематических процессов.

Программное содержание

Фонематический уровень.

1. Гласные и согласные звуки. Их отличия и группы.

2. Слоговой анализ и синтез.

Виды заданий в этом разделе нацелены на определение количества слогов и правильного деления слов  на слоги. Ключевая тема: «Слогообразующая роль гласных звуков». Развитие слогового анализа и синтеза является важной предпосылкой овладения правилами переноса, поэтому важное значение имеет тема «Деление слов на слоги». Особое внимание уделялось слогам, которые на письме обозначаются йотированными гласными, слогам на стыке морфем, так как именно эти слоги вызывают определенные трудности при переносе.

3. Ударение.

В этом разделе дается не только смыслоразличительная роль ударения, но и слабые и сильные позиции гласных звуков в зависимости от постановки ударения. Это является главным при подборе проверочных слов для осуществления проверки безударных гласных в корне слова. В процессе этой работы закрепляется  умение выделять ударный слог, ударный гласный, определять их место в слове.

4. Звукобуквенный анализ и синтез слов.

В данном разделе закрепляются навыки звукобуквенного анализа слов.

Также определяется позиция гласных второго ряда, когда они обозначают два звука, что является важным моментом при фонетическом разборе. Развитие звукового анализа осуществляется  в тесной взаимосвязи с морфемным анализом с выделением общей морфемы и определением ее звукового состава в сильной позиции.

5. Дифференциация согласных звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство:

 дифференциация звонких и глухих согласных;

 дифференциация свистящих и шипящих;

 дифференциация аффрикат и шипящих;

 слова-паронимы.

Логопедическая работа по дифференциации звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство проводится на основе материала родственных слов. Особое внимание уделяется оглушению согласных в конце слова и перед глухими согласными в середине слова (лошадь – лошади, шубка – шуба), при этом определяется  корневая морфема. Учащиеся уточняют  звуковой состав морфемы в одном и другом родственных словах, сравнивают звучание. Обращается внимание на различие в звучании конечных согласных и фонетические условия различий в звуковом составе морфемы.

Таким  образом,  делается  акцент  на  то,  что  одна  и  та  же  морфема (корень) звучит по-разному: это зависит от фонетических условий и положения звука в слове. В дальнейшем уточняется единообразное написание морфемы. Аналогичная работа проводится и в случаях несовпадения произношения и написания при оглушении согласных и в других морфемах (приставках, суффиксах).

6. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков:

 дифференциация гласных первого и второго ряда;

 обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда;

 обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака;

 слова-паронимы.

7. Языковой анализ и синтез.

В данном разделе выполняются задания по составлению предложений из слов, работа с деформированным текстом и исправлению предложений. Раздел имеет важное значение, так как работа на морфологическом уровне зачастую строится именно на текстах и предложениях.

Морфологический уровень.

1. Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.

Раздел начинается темой «Однокоренные слова», так как это важно для подбора проверочных слов и для нахождения самой орфограммы в слове. В содержание вошли следующие задания и упражнения:

 подбор проверочных слов;

 подбор однокоренных слов;

 дифференциация однокоренных,  родственных слов и слов с корнями-омонимами (гора – горе, рис – рисовал, роза – розетка и т. д.);

 морфемный разбор слов.

В данный раздел вошли упражнения, направленные на формирование умения видеть орфограмму в слове и направленные на овладение операциями, обеспечивающими применение грамматических правил на письме. Важное место занимают задания по исправлению ошибок, связанных с пропуском сомнительных гласных или согласных, так как именно эти задания максимально развивают орфографическую зоркость. В связи с тем, что ошибки по определению безударной гласной связаны не столько с незнанием правила, сколько с неумением практически разобраться в звуковом составе слова, необходимо развивать внимание учащихся к слогозвуковой структуре слова, к соответствию (несоответствию) буквы звукам, формировать фонематический слух.

2. Правописание парных и непроизносимых согласных в корне слова.

Все  задания  этого  раздела  направлены  на  поиск  данной  орфограммы в слове и подбору проверочных слов. Сюда же включаются упражнения на выделение единообразного корня, на подбор однокоренных слов для проверки сомнительной согласной; сравнение группы однокоренных слов для доказательства правильности написания сомнительной согласной.

3. Правописание разделительного Ь и разделительного Ъ.

В этом разделе даются задания:

 сравнение на слух и в написании слов с Ъ и без него;

 вставить по необходимости Ъ и Ь.

Некоторые виды заданий направлены на морфемный разбор слов с Ъ и Ь. Здесь же даются тренировочные упражнения на деление слов с Ъ и Ь для переноса. Очень важно, чтобы у учащихся сформировался навык сопоставления разделительных Ъ и Ь для обозначения мягкости согласных, поэтому некоторые упражнения даются для развития этого навыка.

4. Имя существительное.

 Единственное и множественное число существительных;

 род, склонение имен существительных;

 Ь после шипящих на конце существительных;

 дифференциация падежных окончаний имен существительных;

 согласование  существительных  и  прилагательных  в  косвенных
падежах;

 согласование  имен  существительных  и  прилагательных  роде  и числе.

5. Глагол.

 Правописание не с глаголами;

 правописание -ться и -тся в глаголах;

 Ь после шипящих на конце глаголов;

 согласование глаголов с существительными в роде и числе.

6. Приставки и предлоги.

 Правописание приставок (-а-, -о- в приставках; приставки на -з-, -с-);

 раздельное написание предлогов со словами;

 дифференциация предлогов;

 дифференциация приставок и предлогов.

7. Формирование морфологических обобщений.

Задания этого раздела направлены на усвоение представлений о грамматических значениях различных частей речи. С целью развития навыков морфемного анализа   предложено решение следующих задач:

 нахождение морфем в словах;

 дифференциация близких по написанию и значению морфем;

 знание терминологии;  

 умение использовать грамматическую основу при написании орфограмм.

Задания:

1. Собрать слово из предложенных морфем.

2. К словам подобрать однокоренные слова по схемам.

3. Подобрать к схеме подходящее слово.

4. Составить новое слово, взяв у предложенных слов определенные морфемы (пришел – приставка, дорожная – корень, сложное – суффикс, мышиный – окончание: придорожный).

5. Выделить одинаковые морфемы в словах (сноска, слетел, скачка, срослись, где -с- не является приставкой).

Работа на морфологическом уровне проводится одновременно с формированием словарного запаса, так как значение слова представляет собой единство лексического и грамматического уровня. Включается работа по уточнению грамматических значений: различение частей речи, род и падеж существительных и прилагательных. Специально созданные ситуации  помогают в практическом плане усваивать грамматические значения, различать флексии, выражающие эти значения, правильно согласовывать слова, относящиеся к разным частям речи. Ключевыми для всех разделов являются темы по развитию орфографической зоркости, по закреплению знаний орфографических правил.

Развитие психических процессов.

При проведении коррекционно-развивающей работы следует учитывать состояние тех психических и психофизических функций и процессов, которые обеспечивают успешное овладение грамотой: зрительное и пространственное восприятие, мышление, память, воображение, речь, внимание, зрительно-моторные координации. Это способствует углублению отрабатываемых действий, восполнению пробелов в подготовке и пропедевтике трудностей усвоения материала.

В данном разделе предложены упражнения и задания для развития слухового, зрительного и произвольного внимания. Сюда же включаются упражнения для развития различных видов памяти (речеслуховой, кратковременной, зрительной) и восприятия (пространственного, слухового). Особое место занимают те виды заданий, которые направлены на развитие долговременной памяти, так как долговременная память помогает дольше всего удерживать информацию и тем самым способствует сформированности орфографических навыков. Каждое занятие содержит упражнения для развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, сопоставление) и словесно-логического, наглядно-образного мышления.

В работе по коррекции нарушений письменной речи с учащимися, имеющими дизорфографические ошибки, целесообразно использовать различные виды диктантов, которые в данном случае проводятся не с целью проверки и контроля, а как обучающие и развивающие задания.  

Характеристика результатов:

К концу программного курса дети должны

- Узнавать различать гласные и согласные;

- обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

-использовать гласные звуки и, я, ё, ю, е или ь для обозначения мягкости согласных на письме;

-различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

-производить фонетический разбор слова;

-производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

-записывать слова с гласными буквами и, я, ё, ю, е, а также буквами ь и ъ;

-подбирать слова на заданный звук;

-сравнивать слова со сходными звуками;

-строить звуковые схемы слогов и слов;

-составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

-восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

-самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

-уместно использовать изученные средства несловесного общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонация);

- определять степень вежливого поведения, оценивать его с позиции «вежливо – невежливо-грубо», учитывая ситуацию общения;

- оценивать уместность использования выбранного способа выражения приветствия, прощания, благодарности с точки зрения ситуации общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, используя соответствующие этикетные формы;

- анализировать, как люди слушают, в какой мере они стремятся понять говорящего;

- быть хорошим слушателем;

- анализировать и оценивать говоримую (устную) речь с точки зрения таких ее свойств, как окраска голоса, громкость, темп, их соответствие ситуации общения;

- анализировать речь говорящего с использованием изученных правил;

- уместно, умело использовать звучание своего голоса, громкость, темп речи в устных высказываниях;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- выбирать заголовок из данных вариантов и подбирать свой заголовок к тексту;

- вести этикетный диалог;

- сочинять на основе данного сюжета сказочные истории, используя средства выразительности.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважение к своему народу, к своей родине.  

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

6. Использовать в работе простейшие  инструменты и более сложные приборы (циркуль).

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план .

5. Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

6. Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике.

7. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

календарно-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Элементы содержания

Кол-во

часов

Дата

Коррекционная
работа на

фонематическом уровне

Коррекционная
работа на морфологическом уровне

Развитие
психических
процессов

1

Фронтальное обследование.

Исследование состояния фонематического анализа и синтеза,
фонематического восприятия, состояние связанной речи,
письма и чтения. Исследование неречевых процессов

2

2

Языковой анализ
и синтез. Границы предложения

Слова-предметы,
слова-действия.
Имена собственные
и нарицательные

Развитие произвольного внимания

1

3

Слоговой анализ
и синтез

Морфемный анализ слова. «Ошибкоопасные»  места в различных морфемах

Развитие концентрации и устойчивости внимания

2

4

Деление слов
на слоги. Перенос слов

Морфемный анализ слова

Развитие навыка
переключения
внимания

2

5

Гласные первого
и второго ряда

Слова-признаки
(род, число, склонение прилагательных)

Уточнение пространственно-временных представлений

1

6

Дифференциация твердых и мягких согласных

Согласование существительных и прилагательных. Антонимы

Развитие образного мышления

1

7

Мягкий знак
для обозначения
мягкости

Согласование существительных и прилагательных в числе.
Разделительный Ь

Формирование навыка распределения и избирательности внимания

1

8

Фонематический анализ слов

Согласование прилагательных в роде,
числе, падеже.

Синонимы

Развитие образного мышления, произвольного внимания

1

9

Фонетический
разбор слов с Ь.

Перенос слов

Склонение и род
существительных

Развитие долговременной памяти

2

10

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения

Однокоренные
и родственные слова

Развитие навыка
переключения
внимания

2

1

2

3

4

5

6

11

Сильные и слабые позиции гласных звуков

Однокоренные слова. Безударные гласные в корне слова, прове-
ряемые ударением

Развитие контроля и самоконтроля

2

12

Сильные и слабые позиции гласных звуков

Слова с безударными согласными в тексте. Выборочное списы-
вание

Развитие произвольного внимания

1

13

Ударные и безударные гласные в корне

Безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением

Развитие долговременной памяти

1

14

Слоговой анализ
и синтез. Сильные и слабые позиции слогов

Безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением

Развитие навыка устойчивости
внимания

1

15

Ударные и безударные гласные в слове

Безударные гласные, не проверяемые
ударением. Словарные слова

Развитие долговременной памяти,
произвольного
внимания

1

16

Звонкие и глухие
согласные

Безударные гласные в корне слова. Морфемный анализ слов

Формирование
приемов самокон-
троля. Развитие
восприятия

1

17

Фонематический анализ слов. Глухие и звонкие согласные

Правописание пред-
логов  и приставок
со словами

Развитие памяти
через установку
на запоминание

1

18

Дифференциация глухих и звонких
согласных

Правописание пред-
логов со словами.

Слова-паронимы

Развитие вос-
приятия

1

19

Выделение из слов глухих и звонких
согласных

Дифференциация предлогов. Падежные окончания имен
существительных

Развитие произвольного внимания

1

20

Фонематический анализ и синтез слов

Правописание
местоимений с предлогами. Склонение местоимений

Координация объёма зрительной и слуховой памяти

1

21

Дифференциация твердых и глухих
согласных в словах со стечением
согласных

Дифференциация приставок и предлогов со словами.

Парные глухие
и звонкие согласные в корне слова

Развитие долговременной памяти

2

22

Фонематический анализ и синтез слов

Парные согласные
в корне слова. Сочетания
-оро-, -оло-. Различение правил правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных

Развитие словесно-логического мышления. Развитие
долговременной
памяти

2

23

Фонематический анализ слов

Гласные о–а в корнях (сильная и слабая
позиции). Ребусы

Развитие произвольного внимания

1

24

Фонематический анализ слов

Гласные и–е в корнях (сильные и слабые
позиции). Ребусы

Развитие произвольного внимания

1

25

Фонематический анализ слов

Развитие орфографической зоркости. Проверочные слова с буквой ё

Развитие долговременной памяти

1

26

Дифференциация глухих и звонких
согласных

Приставки на -з-, -с-. парные согласные
в корне слова

Развитие слухового и зрительного
внимания

1

27

Твердые и мягкие согласные

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

Развитие зритель-
ного внимания
и памяти

1

28

Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда

Правописание слов
с двуми безударными гласными в корне
слова. Сочетания
-оро-, оло-

Развитие избирательности восприятия

1

29

Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда. Фонетический разбор слов

Двойная роль гласных е, ё, ю, я

Развитие слухо-речевой памяти

1

30

Дифференциация Ь и Ъ знаков. Фонетический разбор слов

Разделительный Ь и Ъ знаки. Согласование существительных
и числительных

Развитие призвольного внимания

1

Оценка результативности коррекционной работы. Проверочные работы. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Фронтальное обследование

31

Фонематический анализ слов.

Перенос слов

Изменение глаголов по родам. Морфемный разбор глаголов

Развитие долговременной памяти

1

32

Твердые и мягкие согласные

Мягкий знак на конце существительных, глаголов; склонение существительных. Отличие существительных 3-го скл., оканчивающихся на шипящую,
от сущ. 1-го скл. в Р.п.
(ложь – много лож)

Развитие навыка
переключения внимания. Развитие
памяти

2

33

Дифференциация шипящих
и аффрикат

Морфемный анализ слов. Падежные
окончания существительных

Развитие слухового внимания

1

34

Дифференциация свистящих
и шипящих

Согласование глаголов с существитель-
ными в роде.

Не с глаголами

Развитие произвольного внимания

1

35

Слабые и сильные позиции гласных звуков

Обозначение гласных звуков в ударных
и безударных слогах.
-Ться-, -тся- в глаголах. Не с глаголами

Развитие словесно-логического
мышления

1

36

Ударные и безударные слоги.

Перенос слов

Окончания глаголов во множеств. числе. Не с глаголами

Развитие слухового внимания

1

37

Фонетический
разбор слов
(транскрипция)

Согласование местоимений с прилагательными в косвенных
падежах

Координация объема зрительной
и слуховой памяти

1

38

Фонематический анализ слов.

Языковой анализ

Согласование местоимений с предлогами

Развитие долговременной памяти

1

39

Языковой анализ

Правописание пред-
логов и приставок
с различными частями речи

Развитие устойчивости внимания

1

40

Языковой анализ

Развитие орфографической зоркости

Развитие произвольного внимания

1

41

Твердые и мягкие согласные. Звукобуквенный анализ слов

Непроизносимые согласные в корне слова. Двойные согласные

Развитие образного мышления

2

42

Обозначение мяг-
кости согласных
с помощью Ь

Разделительный Ь и Ъ знаки. Что такое орфографическая
задача?

Развитие произвольного внимания

1

43

Дифференциация твердых и мягких согласных

Орфограммы в корнях слов

Развитие долговременной памяти

1

44

Фонематический анализ слов

Орфограммы в приставках слов

Развитие долговременной памяти

1

45

Фонематический анализ слов со стечениями согласных

Суффиксы существительных. Анализ морфемных моделей слов

Развитие навыка
переключения
внимания

1

46

Фонематический анализ слов.

Языковой анализ

Обобщение знаний
о различных способах проверки безударных гласных

Развитие произвольного внимания

2

47

Ударные и безударные слоги

Обозначение  гласных звуков в ударных и безударных слогах. Спряжение глаголов

Координация объёма зрительной и слуховой памяти

1

48

Твердые и мягкие согласные

Правописание слов
с разделительным Ь и Ъ знаками. Постановка орфографической
задачи

Развитие внимания

1

49

Дифференциация звонких и глухих
согласных

Дифференциация предлогов (на – в;
с – из)
. Правописа-
ние слов, различающихся одной гласной
в корне слова

Развитие долговременной памяти.

Формирование
графомоторных
навыков

1

50

Фонематический анализ слов со сте-
чением согласных.

Перенос

Развитие орфографической зоркости. «Ошибкоопасные» места в словах

Развитие пространственного
восприятия

1

51

Ударные и безударные гласные. Слоговой анализ и синтез

Развитие орфографической зоркости. «Ошибкоопасные» места в корнях

Развитие словесно-логического
мышления

1

52

Фонематический анализ слов

Развитие орфографической зоркости. «Ошибкоопасные» места в суффиксах

Развитие навыка
переключения
внимания

1

53

Дифференциация оппозиционных
согласных

Развитие орфографической зоркости. «Ошибкоопасные» места в приставках

Развитие долговременной памяти

1

54

Дифференциация оппозиционных
согласных

Развитие орфографической зоркости. «Ошибкоопасные» места в окончании

Развитие произвольного внимания

1

55

Фонематический анализ и синтез слов

Закрепление способов подбора прове-
рочных слов

Развитие произвольного внимания

1

56

Фонематический анализ и синтез слов

Обобщение знаний
о правописании изученных орфограмм

Развитие долговременной памяти

1

57

Оценка результативности коррекционной работы. Проверочные работы. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Фронтальное обследование

4

Структура занятия.

       Этап

Цель

Вид деятельности

Время  

Примечание

1.Разминка

Развитие внимания, воображения волевой сферы и формирования учебной мотивации

Устные и письмен-ные ответы в быстром темпе

1-2

 Встреча со сказочными героями; сигнальные карточки как средство обратной связи

2.Специальные    

   задания

Стимуляция психических функций, подлежащих развитию

Тесты, игры, упражнения

6-8

Учитель направляет, помогает, объясняет  

4.Физминутка  

         (две)

Развитие координации, ориентации в пространстве и на плоскости

Игра с предметом,  исполнение танца, комплекса упражнений т.д

2-3

Восприятие заданий на слух, прочтение заданий со схем, например, встань как мальчик на схеме

5.Развивающие

   задания,

   нестандартные

   задачи

Развитие универсальных учебных действий, коммуникативной  и волевой сферы

Моделирование, обсуждение, доказательство  аргументация

15-20    

Индивидуальная, парная, групповая работа. Учитель  направляет, помогает, объясняет.

6. Рефлексия

Формирования учебной мотивации

Закрашивание цветовых схем

1-2

Требования программы 

К концу первого года

1 класс

К концу второго года

2 класс

К концу третьего года

3 класс

К концу четвёртого года

4 класс

Составлять, моделиро-вать, штриховать предметы; находить простейшую закономерность;

Уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;

Использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях;

Уметь анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;

Осуществлять прос-тейшие наблюдение, сравнения, классифи-кации предметов, слов;

Пользоваться приемами анализа, сравнения, обобще-ния, классификации, систематизации;                                                                                                                                                                

Сравнивать, анализировать, обобщать, классифцировать, систематизировать объекты                                                                                                                                                                

Выделять проблему, высказывать предположения на основе сравнения и анализа

Определять истин-ность высказываний;

Решать геометрические зада-чи, ребусы, головоломки

Решать нестандартные задачи

Решать логически-поисковые, задачи; разными способами

Делать выводы, прос-тые умозаключения

Делать выводы, простые умозаключения

Делать выводы, простые умозаключения

Делать выводы,  умозаключения


Диагностики сформированности УУД.

№ п/п

Класс

Время проведения

Название и автор

Диагностируемые  УД, цель диагностики

Примечание        (метод оценивания)

1

2

сентябрь, март

Проба на познавательную позицию «Незавершённая сказка»

Коммуникативные и  познавательные УД Выявление познавательных интересов

Индивидуальная   беседа, чтение незавершенной сказки

2

2

октябрь, апрель

Т.А. Нежина, Д.Б.Эльконин              Методика «Беседа о школе»

Личностные УД Сформированность внут-ренней позиции школьника

Индивидуальная беседа

3

2

ноябрь

Выкладывание узора из кубиков

Регулятивные УД Выявление умения плани-ровать, осуществлять конт-роль, оценивать

Индивидуальная работа учащегося

4

2-4

январь

Г.А.Цукерман методика «Кто прав?»

Коммуникативные уд - учёт позиции собеседника или партнёра

индивидуальная

5

2-4

февраль

11-й субтест теста Д. Векслера в версии А. Ю. Панасюка Методика «Кодирования»

Знаково-символические  и регулятивные УД Выявление умения осуществлять кодирование с помощью символов

6

2-4

март

А.Р.Лурия, Л.С. Цветкова Диагностика универсального действия общего приёма решения задач

Логические УД Выявление сформированности общего приёма решения задач

Индивидуальная или групповая работа

7

2

декабрь

Ж.Пиаже, А.Шеминьская  «Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соотвнтствия»

Логические УД Выявление сформированности логических действий

Индивидуальная работа

8

2-4

январь

А. Н. Рябинкина Методика «Нахождения схем»

Диагностика познавательных логических и знаково-символических УД, моделирование

Фронтальная или индивидуальная

9

3-4

октябрь, апрель

Г.Ю Ксензова «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса»

Познавательные УД Определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса

Индивидуальный опрос

10

3-4

декабрь

П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая «Пробы на внимание»

Регулятивные УД Выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля

Фронтальный письменный опрос

11

3-4

сквозная

Модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»

Коммуникативн-речевые уд передача информации  и отображение предметног содержания и условий действия

Наблюдение за процессом совместной деятельности в парах

12

2-4

сквозная

А. Зак   Методика «Белка»  

Познавательные УД Развитие способности планировать

групповая

13

А. Зак  Методика  «Выводы»

Познавательные УД Развитие способности рассуждать

групповая

14

3-4

февраль

А. Зак   Методика «Фигурки в круге»          

Познавательные УД Развитие способности анализировать

групповая

15

2-4

Октябрь, апрель

А. Зак   Методика «Ладья»  

Познавательные УД Развитие способности комбинировать

две диагностики - до занятий в кружке и после

Критерии оценивания

(процент верно выполненных заданий)

Оптимальный уровень

Допустимый уровень

Критический уровень

зачет

81-100 %

61-80 %

меньше 60 %

сдан

не сдан

Литература

1. Андреева, А. Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьми-дизорфографиками / А. Л. Андреева // Учитель – ученик : проблемы, поиски, находки. – № 43. Психолого-педагогическая поддержка в образовании. Юго-западный окружной методический центр. – М., 2003. – С. 76–84.

2. Бим-Бад, Б. М.  Педагогический  энциклопедический  словарь / Б. М. Бим-Бад. – М., 2002.

3. Гозмяк, О. С. Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников : учебно-методический комплект. Альбом 3 / О. С. Гозмяк. – М. : Гном и Д, 2008.

4. Елецкая, О. В.  Организация  логопедической  работы  в  школе  / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – М. : Сфера, 2006. – С. 127–131.

5. Елецкая, О. В. Нарушение формирования навыка письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы / О. В. Елецкая // Логопед. – 2004. – № 3.

6. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. – СПб. : МиМ, 1997.

7. Кубрякова, Е. С. Основы морфологического анализа / Е. С. Кубрякова. – М. : Изд-во ЛКИ, 2008.

8. Кукушкин, В. С. Логопедия в школе : практический опыт / В. С. Кукушкин. – М. ; Ростов н/Д. : МарТ, 2005.

9. Логопедическая реабилитация и коррекция в дифференцированной реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с отклонениями  в развитии. – М., 2002. – С. 333.

10. Лукашенко, М. Л. Дисграфия  /  М. Л. Лукашенко, Н. Г. Свободина. – М. : Эксмо, 2004. – С. 5–13.

11. Мазанова, Е. В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза : комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 1 / Е. В. Мазанова. – М. : Аквариум БУК ; Киров : ФГУИППВ, 2004.

12. Мазанова, Е. В. Учусь работать с текстом : альбомы упражнений по коррекции дисграфии / Е. В. Мазанова. – М. : Гном и Д, 2007.

13. Плешакова, Е. П. Русский язык : коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3–4 классы / Е. П. Плешакова. – Волгоград : Учитель, 2009.

14. Прищепова, И. В. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения речи / И. В. Прищепова // Патология речи. – С. 124–131.

15. Смирнова, И. Г. Русский язык. 3–4 класс : тренинговые упражнения / И. Г. Смирнова, Т. В. Бондарева. – Волгоград : Учитель, 2007.

16. Теремкова, Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5–7 лет с ОНР / Н. Э. Теремкова. – М. : Гном и Д, 2005.

17. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989. – С. 4–5.

18. Яковлева, Н. Н.  Коррекция  нарушений  письменной  речи  / Н. Н. Яковлева. – СПб., 2004.

19. Ястребова, А. В. Обучаем читать и писать без ошибок : комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма / А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова. – М. : АРКТИ, 2007. – 360 с.

Интернет-ресурсы:

1. www.ozon.ru/context/detail/id/3628537/-53k

2.http://allfreed.ru/vektornyjj-klipart/2253-otrisovki-g-ro-v-sov-tskih-
multfilmov-v-ktornij-klipart.html

3. http://www.eka-mama.ru/forum/part17/topic274520/page13.html

4.http://www.mediazgalaxy.com/psd/356-belosnezhka-i-alisa-psd-fajjly-iz.html

5. http://www.photoshop-plugins.ru/psd/168-geroi-multfilmov-kartinki.html

6. http://allday.ru/2007/12/29/geroi_multfilmov.html

7. http://fafka.ru/pictures/personaji-sovetskie-russkie-multfilms/

8. http://www.photomagic.best-host.ru/cd_disk_multi.html

9. Картинный материал. – Режим доступа :  twirpx.com

10. Логопедический словарь. – Режим доступа : http://www/logoburg.com/club/modules/

11. Словарь логопедических терминов. – Режим доступа : http://nansysan.nard/ru/index490

Рецензия
на педагогический проект
«Коррекционно-развивающая программа по преодолению
и предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся начальных классов»
учителя-логопеда МОУ СОШ № 3 г. Муравленко ЯНАО
Аскульской Л. В.

Развитие системы специального образования в настоящее время, как отмечает директор Института коррекционной педагогики, академик Н. Н. Малофеев, характеризуется определенными проблемами, указывающими на необходимость построения «научно обоснованной стратегии преодоления современного кризиса» и творческого переосмысления существующих достижений науки и практики в области специального образования.

Нарушения письменной речи у детей являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. Развитие дизорфографии в школьном возрасте значительно затрудняет, а подчас делает невозможным процесс обучения, приводя к явлениям школьной  дезадаптации,  неврозам  и  фобиям. В этом контексте работа Л. В. Аскульской крайне актуальна и представляет несомненную практическую значимость.

Данная авторская работа имеет выраженную коррекционную и развивающую направленность, обеспечивает непрерывный и поступательный характер развития детей с речевой патологией, демонстрирует единство диагностики и коррекции, что отвечает требованиям специальной педагогики на современном этапе.

В проекте теоретически обоснованы особенности формирования письменной речи учащихся, дано определение дизорфографии и ее видов; приведено тематическое планирование, упражнения на развитие памяти, тест сформированности орфографических навыков.

Система коррекционно-логопедических занятий обеспечивает непрерывный и поступательный характер развития языковых операций.

К достоинствам Программы следует отнести ее четкую логическую структуру, обоснованные формы и методы работы, тщательный подбор материала, позволяющий погрузить ребенка в языковую действительность и последовательно формировать у него языковое чутье.

Данный педагогический проект представляет ценный материал для учителей-логопедов образовательных учреждений и может быть рекомендован к внедрению.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию речи для нечитающих детейстаршего дошкольного возраста"Волшебный мир звуков"

Данная программа ориентированна на всестороннее развитие ребёнка,так как развитие речи детей связано со всеми видами деятельности. Развитие речи и мышления-процесс взаимосвязанный, и от того,на скольк...

Внеклассное мероприятие по логопедии на тему; "Волшебный мир звуков"

Внеклассное мероприятие на тему; "Волшебный мир звуков"...

Презентация "Путешествие в волшебный мир звуков и слов"

В презентации собран игровой материал по всем разделам русского языка....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир звуков и слов!"

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…»...

« Путешествие в волшебную страну звуков и букв. Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связном тексте».

Цель: Продолжать дифференцировать звуки [с]и [ш]Задачи: Образовательные:·         Расширять словарный запас·...

Волшебный мир звуков звуки речевые и неречевые

Занятие для ребенка с ОВЗ на тему:"Волшебный мир звуков: звуки речевые и неречевые"...