Программа по развитию речи для нечитающих детейстаршего дошкольного возраста"Волшебный мир звуков"
методическая разработка по теме

Кубышкина Татьяна Анатольевна

Данная программа ориентированна на всестороннее развитие ребёнка,так как развитие речи детей связано со всеми видами деятельности. Развитие речи и мышления-процесс взаимосвязанный, и от того,на сколько ясно,привильно,содержательно выражает ребёнок свои мысли, будет зависеть многое в его развитии. Главная задача программы:вызвать у детей интерес к языку и обеспечить творческий характер речи. Программа адресована учителям начальных классов, воспитателям дошкольных учреждений, методистам ДОУ.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           Пояснительная записка.

   В настоящее время в школу приходит большое количество первоклассников, уровень готовности которых к обучению чтению и письму не позволяет им успешно овладеть этими важнейшими умениями и, что не менее важно отметить, приводит в дальнейшем к возникновению нарушений чтения и письма, которые являются одной из основных причин неуспеваемости младших школьников.

   В работах Куликовой О.М., Миляевой О.Г. названы условия, необходимые для успешного обучения:

1.Достаточный уровень развития устной речи. Сформированность речи по всем структурным компонентам: фонетика, лексика, грамматика.

2.Достаточный уровень развития фонематического восприятия (звуковой анализ и синтез).

3.Достаточный стаж правильной речи. К пяти годам у ребёнка должно быть сформировано правильное звукопроизношение. Желательно, чтобы стаж правильного  речевого общения составлял 1,5-2 года.

4.Полноценное развитие зрительного и слухового анализаторов.

5.Хорошее развитие памяти, внимания, мышления, работоспособности. Важная примета интеллектуальной готовности к школе - не просто разрозненные знания о предметах, их свойствах, а прежде всего умение увидеть связи, закономерности.

6.Достаточное развитие эмоционально-волевой сферы.

7.Наличие у ребёнка желания учиться.

    Данный курс ориентирован на всестороннее развитие ребёнка, так как развитие речи детей тесно связано со всеми видами деятельности. Развитие речи и мышления – процесс взаимосвязанный. И оттого, насколько ясно,  правильно, содержательно выражает ребёнок свои мысли, будет зависеть многое в его развитии.

    Главная задача курса: вызвать у детей интерес к языку и обеспечить творческий характер речи, тенденцию к её саморазвитию.

    Не менее важными задачами данного курса являются:

- формирование звуковой культуре речи;

- обогащение и активизация словаря;

- формирование грамматического строя речи;

- развитие связной речи, речевое общение;

- формирование умений, необходимых для обучения чтению и письму на основе развития психофизиологических функций ребёнка;

- знакомство с художественной литературой.

    Особое значение придаётся работе с художественной литературой, так как это и таинственный мир, в который погружается каждый ребёнок, и источник информации об окружающем, и необходимое условие нормального речевого развития. Дети учатся не только разучивать стихотворения, отгадывать загадки, пересказывать сказки, но и знакомятся с эпитетами, метафорами, сравнениями, другими средствами художественной выразительности, учатся фантазировать, сочиняя необычные продолжения известных сказок, придумывая свои, оригинальные сказки или истории на заданную тему.

    Когда ребёнок идёт в школу, каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли научить его писать и читать?

    Всем хорошо известно, что неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьёзным препятствием в обучении ребёнка в школе. Кроме того, установлен факт- 7- летний ребёнок труднее овладевает чтением, чем 5-6- летний. Родная речь только что освоена, слова и звуки не сделались ещё  для ребёнка чем-то привычным, будничным, стёртым, незамечаемым как дыхание. Ребёнок ещё экспериментирует со словами, интуитивное чувство языка ещё не заглушено обиходом болтовни, поток детских вопросов о словах  ещё не иссяк, каждый день можно радовать знакомых новенькой историей из серии « от двух до пяти». Язык дошкольнику ещё близок и интересен. Нам остаётся только придать этому интересу направление, нужное для овладения письменной речью. Зачем ждать  семи лет, когда язык для ребёнка начнёт закостеневать, тускнеть, скучнеть, отдаляться?

    Что же такое чтение?

    Это первоначальная ступенька в школьном обучении родному языку. Парадокс состоит в том, что сначала первоклассника учат читать и писать, а затем его начинают знакомить с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.

    Теоретической основой данной программы является система  обучения грамоте Эльконина Д.Б., работы Журовой Л.С., Венгера Л.А. и Венгера А.Л., Спиваковской А.С., Максакова А.И., Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А.

    Исходным принципом данной программы является то, что знакомству и работе ребёнка с буквами предшествует введение его в мир звуков. Ведь буква- это знак звука. Знакомство с буквенным знаком становится безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Мы не станем показывать знаки уличного движения человеку, выросшему в лесу и ни разу не видевшему автомобилей. Сначала мы проведём его по улицам, объясним, что такое пешеходный переход, и лишь после нескольких упражнений в переходе улицы растолкуем смысл «зебры», сигналов светофора. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками. Речь идёт не об умении ребёнка правильно говорить, а о навыке звукового анализа слова. Звуковой анализ включает прежде всего умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Он занимает много времени и сил, но в конечном итоге  определяет успешность дальнейшего формирования навыка чтения.

    Выделяя приоритетным направлением в программе  работу со звуком как «строительным материалом слова»  мы закладываем основу формирования у ребёнка:

-особой чуткости к звучанию и написанию слов, что даст ему неоценимые преимущества при дальнейших орфографических занятиях;

- письма без пропусков, перестановок,  грубых искажений букв;

-слогового чтения, без усилий переходящего к слитному чтению целыми словами;

-интереса к языку и его законам.

    Исходя из понимания того, что письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение - это перевод букв в звучащую речь, для нас стало естественным  в практической реализации задач программы использование  методики обучения детей чтению и письму Н.А.Зайцева. В её основе лежит принцип обучения чтению через письмо на кубиках произнесённых звуков, слогов, слов, фраз, предложений.

    По кубикам Н.А. Зайцева дети учатся читать без напряжения, без скучных уроков, играя. Игры - в свободном выборе, когда из многих кубиков или квадратиков таблицы можешь озвучивать только те, которые почему-то заинтересовали, написать слово, которое ты хочешь, исполнить песенку, которую ты выбрал, прочитать любимое слово, поломать голову над интересной задачкой: как из трёх кубиков при многих вариантах их расстановки, выбрать только один, чтобы получилось заданное слово. Сколько надо наблюдательности, сообразительности!

    Работая по кубикам Зайцева, дети узнают много интересного, развивается их внимание, память, мышление и, конечно, речь.

    Неоспоримым преимуществом является то, что занимаясь по данной программе, дети постигают определённую систему закономерностей родного языка, учатся слушать звуки нашей речи, различают гласные ( ударные и безударные), согласные (твёрдые и мягкие), сравнивают слова по звучанию,  находят сходство и различия, делят слова на слоги, пишут на кубиках слова, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения, у них формируется положительный настрой на письмо. Но чтение для нас  не самоцель. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определённую ориентировку в звуковой действительности родного языка, закладывается фундамент будущей грамотности человека.

   В области обучения ребёнка письму мы сознательно ограничиваемся подготовкой руки к письму. В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) дети овладевают непосредственно графическими умениями и пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом, простым карандашом). Работа протекает в привычной для ребёнка деятельности, он обводит по контуру очертания домиков, заборчиков, солнышка, птичек и т.д., штрихует, достраивает и конструирует изображения букв. Дети учатся воспроизводить в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации букв и написанию печатных букв. При письме особенно важно не столько овладеть отдельными умениями,   сколько  сформировать весь комплекс готовности ребёнка к письму: сочетание темпа и ритма речи с движением глаз и руки. Всё обучение проходит в увлекательной игровой форме и образном контексте понятных ребёнку ситуаций.

    Программа рассчитана на учебный год и включает 56 занятий. Продолжительность занятия -30 минут. Занятия проводятся три раза в неделю.

    Принципы проведения занятий:

1.Безопасность.

Создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребёнка.

2.Преемственность.

Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках, и в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».

3.Сочетание статичного и динамичного положения детей.

Упражнения и игры статичного характера перемежаются подвижными играми.

4.Рефлексия.

Совместное обсуждение понятого, увиденного,  на занятии .

    Структура занятия включает в себя следующие этапы:

1.Приветствие. Пальчиковая гимнастика.

2.Артикуляционная гимнастика.

3.Рефлексия прошлого занятия.

4.Основная часть.

5.Рефлексия. Итог занятия.    

        Программа включает 8 разделов:

1,9 раздел - «Здравствуй, школа!»;

2 раздел - «Дружная семья»;

3 раздел - «Природа вокруг нас»;  

4 раздел - «Языки общения»;

5 раздел - «Я и мои друзья»;

6 раздел - «Сохрани своё здоровье»;

7 раздел - «Эти мудрые сказки»;

8 раздел - « Я - Гражданин России»;

                                           Содержание курса.                                        

  В ходе усвоения темы раздела «Здравствуй, школа!» дети знакомятся со зданием гимназии, учатся жить дружно, поддерживать друг друга, сопереживать.

   В процессе изучения темы « Дружная семья» дети погружаются в мир звуков, учатся различать звуки и правильно их произносить, знакомятся с таблицами и кубиками Н.А.Зайцева, учатся различать кубики: большие и маленькие, «железно-золотые» и «деревянно-золотые». Дети знакомятся с русской народной сказкой и её особенностями, обобщают знания о семье, родственниках.

    В ходе работы над темой «Природа вокруг нас» дети познают взаимосвязи между живой и неживой природой, расширяют и углубляют знания об окружающем мире. Дети развивают умение письма на кубиках Н.А. Зайцева, учатся производить звуковой анализ слов, различать гласные  и согласные звуки русского языка, произносить нужный звук.

    В процессе работы над темой раздела «Языки общения» дети знакомятся со звуковой оболочкой слова, познают тайну слияния согласной с гласной, осуществляют плавный переход от письма к чтению. Через знакомство с произведениями художественной литературы дошкольники выявляют особенности средств художественной выразительности, включают их в активный словарь.

    В результате усвоения темы раздела «Я и мои друзья» дети начинают понимать чувства героев произведений литературы, анализируют их поступки. Также плавно переходят от чтения слов на кубиках к чтению складовой картинки, которая представляет собой карточку в половину формата А-4 .С одной стороны  - рисунок предмета и слово, обозначающее этот предмет, а с другой - только слово. Слово написано чёрным маркером, а ударный слог выделен зелёным. Сначала читать слово помогает изображение предмета, а затем ребёнок использует его для проверки правильности чтения слова. Н.А.Зайцев рассматривает склад как особенный русский слог, который может состоять из 1-10 букв. Я, он, акт, сорт, перст, всплеск, вскользь - это всё  склады, различающиеся количеством согласных.

    В процесс работы над темой «Сохрани своё здоровье» увеличивается количество складовых картинок для прочтения, дети продолжают знакомство  с согласными звуками, учатся образовывать формы слов. В этом разделе вводятся понятия: «здоровый образ жизни», «безопасность человека», расширяются знания детей о здоровье.  

     В ходе изучения темы раздела «Эти мудрые сказки» дети знакомятся с героями сказок, стремятся к пониманию мира их переживаний, происходит нравственное и эмоционально-волевое развитие дошкольников. Идёт продолжение знакомства с согласными звуками русского языка. Дети читают слова, предложения, небольшие тексты, мудрые народные пословицы.

    Занятия  в разделе « Я - Гражданин России»  призваны  способствовать пробуждению у детей интереса к родному краю, к истории; любви к своей семье, формированию экологической культуры дошкольников. Осуществляется дальнейшее совершенствование навыка чтения.

    На последней неделе идёт  подведение итогов. Дети делятся впечатлениями об изученном за год, определяют умения, которые приобрели в  ходе занятий.    

     В процессе работы над звуковой стороной речи  широко используются упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия.

1.Проговаривание чистоговорок, скороговорок.

2.Когда услышишь звук «с», подними флажок: ш, с, з, ц ,с ,т , и т.п.;

3.Подними руку, когда услышишь в слове звук «щ»: шоколад, цапля, щепка, кошка, честный, пищит, каменщик, кожаный, щётка ;

4.Назови слова, в которых звук «с» стоит -в начале: сок, соль, сын,

                                                                       -в середине: миска, киска;

                                                                        -в конце : вопрос, кокос, абрикос;

5.Назови слово со звуком «р» из пары: краска- каска, ранец-танец, рука-мука;

6.Сколько раз в предложении встречается звук «л» (Лампа упала со стола.), звук «ш»(Шла с базара кошка, а у кошки лукошко.);

7.Когда услышите звук « в», хлопните в ладоши мальчики, а если звук «в» - девочки :волк, воробей, вилка, вишня, ворона;

8.Определи место звука «и» в слове: сани(4), крик(3), шашки(5) ,кисель(2), ищи(1);

9.Подними цифру, указывающую место звука «с» в слове: костёр(3), восемь(3), сейчас(1,6), адрес(5);

10.Какими звуками различаются слова, определи место этих звуков в слове: усы-уши, каска-кашка, тень-день, плюс-плюш, голос-колос;

11.Какое слово лишнее: суп, сон, дом,сыр ; мир, мак ,мяч ,мел;

12.Замени звук:

Из чайника шёл бар. Мама сварила вкусный зуп.

    Ниже представлены упражнения, способствующие развитию у детей интереса к языку, обогащению и активизации словаря.

1.Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок.

2.Решение кроссвордов.

3.Подбери синонимы: букварь - азбука, малыш - ребёнок, чудо - диво; большой – огромный - великий - гигантский;

4.Подбери антонимы: тяжёлый - лёгкий, тонкий - толстый;

5.Добавь слоги, чтобы получилось слово: му - мука, муравей, музей, муха;

6.Доскажи словечко:

Закричали дети: «Гол!»

Что им нравится? (Футбол).

Ша- ша- ша - Маша моет (малыша).

Аш - аш- аш- мы построили (шалаш).

7.Загадки-обманки:

По малиннику ходил

Косолапый…(медведь).

8.Назови ласково: дом-домик, суп-супчик, горох-горошек;

9.Отыщи слово в слове:

Какая река глубока? (Ока).

Что видит Карлсон? (Сон).

10.Верно расставь ударение:

Машина машина. Сорок сорок.

11.Анаграммы: насос- сосна, банка-кабан;

12.Ребусы.

13.Знакомство с многозначными словами: лук (название овоща, оружие), кисть (часть руки, инструмент для рисования, гроздь винограда).

14.Понимание смысла пословиц, поговорок.

15.Понимание смысла и пересказ коротких рассказов.

    Исходя из опыта, работы можно сказать, что данные методические разработки представляют собой хорошо продуманную систему, максимально учитывающую возрастные особенности детей дошкольного возраста и логику овладения механизмом чтения.

    Частью методического комплекса программы являются рабочие  тетради. Основная их функция - способствовать совершенствованию знаний, умений и навыков, заложенных в уроке, и продвижение детей в развитии.

     Перечислим основные направления работы, заложенные в тетрадях:

-развитие речи  детей;

-закрепление знаний и совершенствование умений и навыков, предусмотренных программой;

-проверка изученного материала;

-развитие творческого потенциала детей;

-развитие внимания и наблюдательности;

-развитие координации «рука-глаз».

    В тетрадях активно используются наглядно-действенный и наглядно-образный уровни мышления.

    Большинство заданий тетрадей являются комплексными, т.е. способствуют решению нескольких  учебных задач.

    Учитель может менять порядок выполнения заданий тетрадей, но при этом необходимо следить за тем, чтобы не нарушалась логика развёртывания темы, а также логика расположения связанных между собой заданий относительно друг друга.

    В конце каждого занятия рекомендовано задание для домашнего закрепления.  

    К концу периода обучения по программе «Волшебный мир звуков» дошкольники овладевают следующими основными знаниями и умениями:

-правильно произносят все звуки;

-различают на слух выделенные из слов звуки речи, последовательно вычленяют звуки из слов любых слоговых структур, написание которых не расходится с произношением;

-отчётливо и ясно произносят слова;

-соблюдают орфоэпические нормы произношения;

-понимают общий смысл и содержание воспринимаемого на слух устного текста;

-слушают и понимают непосредственно не обращённый к нему текст (телевидение, радио, повествовательно- описательный, конкретно- ситуативный);

- передают (пересказывать) общий смысл воспринимаемого на слух устного и письменного небольшого сюжетного повествовательного текста;

-описывают непосредственно заданную ситуацию;

-различают печатные буквы, узнают их в тексте;

-конструируют печатные буквы из их элементов, находят образы букв в окружающей действительности;

-ориентируются на странице тетради, рисуют узоры, орнаменты в пределах тетрадной строки;

-соблюдают гигиенические правила письма.

Для реализации данной программы используются следующие учебные пособия:

Берестов В. Богатыри. – М., Дет. лит-ра, 1980.

Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.,  Знание,1987г.

Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления.-  М., Знание,1983г.

Волина В. Игры с буквами. - М.,1997г.

Доронова Т.Н. «Радуга». - М., Просвещение,1997г.

Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду.-  М., Педагогика,1978г.

Заходер Б. Считалия. - М., 1979.

Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счёт.  (Учебник нового типа для учителей, воспитателей, родителей). Санкт-Петербург,1997г.

Куликова О.М. Готовность к школе и школьная неуспеваемость.- М., ФНМЦ им.Л.В.Занкова. //Практика? Практика. Практика! №2  2002г.

Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль, Академия развития,2001г.

Лунин В. Азбука. - М.,1987.

Маршак С. Веселые стихи и сказки.-  М.,  Астрель, 2006.

Маршак С. Про все на свете. -  М.,1979.

Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок.-  М., Просвещение,1982г.

Михалков С. В. Мы с приятелем. – М., Дет. лит-ра, 1977.

Осеева В. Добрая хозяюшка. – М., Дет.  лит-ра, 1988.

Панфилова М. Игротерапия общения.-  М, 2002.  

Полная хрестоматия дошкольника. - М., ОЛМА Медиа Групп, 2007.

Посевина Г.Л., Король Л.Г. Программа адаптации детей 6-7 лет к школьной жизни.  - Ростов-на-Дону,2001г.

Сапгир Г. Забавная азбука. – М., 1963.

Сборник загадок. Составитель М.Т. Карпенко. – М., Просвещение, 1988.

Спиваковская А.С. Игра-это серьёзно.-  М., Педагогика,1981г.

Сухин И. Книга затей для учеников и учителей. – М., Астрель, 2004.

Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. - М., Мозаика-Синтез,2002г.

Как научить читать  вашего ребёнка. Под ред. Козловой Т. Д.,Ярославль,1991г.

Токмакова И. Счастливого пути! – М., Дрофа, 2001.

Толстой Л. Н. Азбука  Льва Толстого. – Тула, Лев Толстой, 1994.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). - М., Министерство образования РФ,1993г.

Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Обучение детей чтению.-  М, Астрель, 2005.

Ушакова О. Развитие речи и творчества у дошкольников. - М, Сфера, 2002.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., Просвещение,1983г.

Шибаев А. Буква заблудилась. – Л., 1981.

Эльконин Д.Б. Как учить детей читать.-  М., Знание,1976г.

Эльконин Д.Б. Психология игры.-  М., Педагогика,1978г.

     

 

   

                                         

 



Предварительный просмотр:

                                          Тематическое планирование  

№ п/п

Название раздела, кол-во занятий

№ зан.

Дата

Тема занятия

Литер. произведения, обязательные для изучения

1

Здравствуй, школа! (5 занятий)

1

Здравствуй, школа!

Знакомьтесь: Это я»

«Сказка о Слоненке Ах».

2

Замечательный подарок. Я+Я=МЫ

3

Вместе весело шагать. Зеркало.

4

В королевстве Этикета.

5

Её величество Дружба»

2

Дружная семья (6 занятий)

1

Моё имя.

Русские народные сказки: «Репка», «Гуси-лебеди», «Три медведя»,

2

Состав семьи. Родственники.

М. Яснов «Дождик»,

3

Дом. Его части. Мебель.

Скороговорки, загадки, стихи о гласных буквах.

4

Посуда. Продукты питания

5

Одежда и обувь.

6

Овощи.  Фрукты.

3

Природа вокруг нас. (6 занятий)

1

Зима. Зимующие птицы.

Г. Скребицкий «Четыре художника»,

2-3

Дикие и домашние животные.

С.Маршак «Детки в клетке», «Круглый год», «Мяч»,

4

Весна . Насекомые.

Скороговорки, загадки.

5

Лето .

6

Осень. Перелетные птицы.

4

Языки общения. (8 занятий)

1

Игрушки.

Русская народная сказка «Теремок», «Маша и медведь»,

2

Что такое хорошо.

В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,

3

Накорми зверей.

А. Барто «Игрушки»,

4

Теремок.

Л.Толстой «Косточка»,

5

Кит и кот. Зоопарк.

Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки

6

Звуковые прятки.

Магазин.

7

В стране гномиков.

8

Викторина.

5

Я и мои друзья. (7 занятий)

1

Песенка друзей.

Русские народные сказки:

2

При счастье бранятся, при беде мирятся.

«Зимовье», «Петушок- золотой гребешок», «Лиса и журавль».

3

Что посеешь, то и пожнешь.

4

В согласном стаде волк не страшен.

5

Спорить спорь, а браниться грех.

6

Не смейся над старыми: и сам будешь стар.

7

Все на свете найдешь, кроме отца и матери.

8

Викторина.

6

Сохрани свое здоровье. (7 занятий)

1

Кто встал до дня, тот днем здоров.

«Волк и семеро козлят»,

2

Чистая вода -для хвори беда.

К.Чуковский «Мойдодыр», «Тараканище»,

3

Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

С.Маршак «Светофор», «Вот какой рассеянный»,

4

Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.

С.Михалков «Дядя Степа».

5

Не всякая находка – клад.

6

Погляди, прежде чем прыгнуть.

7

Викторина.

7

Эти мудрые сказки. ( 7 занятий)

1

Как аукнется, так и откликнется.

 Сказки «Маша и медведь»,

«Лиса и журавль»,

2

Несчастья бояться- счастья не видать.

«Два жадных медвежонка»,

«Три поросенка».

3

Где песня льется, там легче живется»

4

Согласье крепче каменных стен.

5

Добро век не забудется.

6

Кто не работает, тот не ест.

7

Викторина.

8

Я - маленький гражданин России. (7 занятий)

1

Не в мире краше Родины нашей.

Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»

2

Где родился, там и пригодился.

Абидов «Мать Земля»

3

Русский человек хлеб-соль водит.

В.Маяковский «Кем быть?»

4

Труд человека кормит, а лень портит.

«Русские богатыри»

5

Хлеб – всему голова.

6

Смелость города берет.

7

Игра0путешествие «Знаешь ли ты родной край?»

9

Здравствуй, школа! (3 занятия)

1

Литературная викторина для дошкольников.

2

Вместе весело шагать.

3

Скоро в школу. Праздник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с пальчиками (методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе»)

Игры с пальчиками (методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе»)...

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана с учетом отработки  звукового ряда.  В ситему собранный материал по развитию общей и мелко...

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условия дошкольного учреждения

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (...

Карточки на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие направлено на развитие речи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Исправление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта»

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамма...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Они побуждают учащихся включаться в работу без принуждения, вызывают у них интерес, вносят разнообразие в занятия....