Волшебный мир звуков звуки речевые и неречевые
план-конспект
Занятие для ребенка с ОВЗ на тему:"Волшебный мир звуков: звуки речевые и неречевые"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_zvukov_zvuki_rechevye_i_nerechevye.docx | 40.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила:
Позднякова А.А., 41НК
Практическая работа
Занятие для ребенка с ОВЗ (нарушение речи)
Технологическая карта занятия
Класс: 2
Тема: «Волшебный мир звуков: звуки речевые и неречевые».
Форма: тематическая лекция с практической направленностью
Цель: создание условий для формирования у обучающихся представлений о речевых и неречевых звуков
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- Формировать понятие «звук», умение различать речевые и неречевые звуки (музыкальные, бытовые шумы).
- Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению речевых звуков.
- Формировать правильное произношение речевых звуков.
- Формировать восприятия речи в процессе произношения слогов и слов.
- Формировать слуховое внимание и восприятие.
- Формировать правильное речевое дыхание.
Коррекционно - развивающие:
- Развивать общую, артикуляционную и пальчиковую моторику (мелкой моторики пальцев рук).
- Развивать фонематическое восприятие в слогах и словах.
- Развивать операции звукового анализа и синтеза.
- Развивать модуляцию голоса.
- Развивать координацию движения, пространственной ориентации.
- Развивать воображение.
Коррекционно - воспитательные:
- Воспитывать умение делать выводы в ходе занятия.
- Воспитывать умение слышать и слушать.
- Воспитывать умение грамотно отвечать на вопросы.
Наглядность и оборудование: проигрыватель, компьютер, таблица с карточками «Устная речь», карточки для звуко-буквенного анализа.
Литература: Интернет-ресурсы.
Ход занятия
Этапы деятельности | Содержание и виды | Содержание и виды | Методы, приёмы работы |
1. Вводная часть. Организационный момент. Сообщение темы и задач мероприятия | - Здравствуйте, дети! Присаживайтесь. Предлагаю вам составить формулу успеха на сегодняшнее занятие, как качества помогут нам на занятии? - Молодцы! - Сейчас предлагаю вам выполнить маленькое задание. Угадайте названия инструментов, звуки которых сейчас услышите. (включаю аудио). - Какие звуки вы услышали: речевые или неречевые? - Сегодня вы потренируетесь в узнавании речевых и неречевых звуков и повторите, что вы знаете о звуках речи. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. - Гитара, пианино, барабан. - Неречевые. | Фронтальная форма работы. Словесные методы (беседа). Аудиометод. Положительный эмоциональный настрой. |
2. Основная часть. | 1) Работа над отрывками из стихотворения Е. Трутневой «Гуси-лебеди». - Прочитайте отрывок из стихотворения Е. Трутневой и скажите, о каких птицах идёт речь. То гуськом летят, то клином По дорогам журавлиным. Слышат реки и луга: «Го-го-го-го…га-га-га…» (Учащиеся отвечают.) - Как вы догадались, что речь идёт о гусях? - Послушайте запись криков гусей в природе. Есть разница между криками птиц в природе и словами, называющими их? - Назовите подряд звуки в слове «гоготать». - Правильно назвали? б) Обогащение словарного запаса, развитие пространственных представлений. - Каким образом летели птицы? Как вы понимаете слово «гуськом»? Постройтесь «гуськом». - Сколько звуков в слове «гуськом»? - Прикрепите к доске магнитами фигурки птичек так, чтобы получился клин. - Чей это клин? - Чей ещё может быть клин ? - На что похож клин? - Что обозначает слово «клинок» ? - Что такое «клинышек»? - Есть что-нибудь общее у слов «клин», «клинок», «клинышек»? в) Работа с карточками таблицы «Устная речь». - Прочитайте следующие строчки из стихотворения Е. Трутневой «Гуси-лебеди». То и дело в небе синем Шелест крыльев, крик гусиный. - Какие звуки вы произносили и слышали при чтении ? (Открывается карточка.) - Какие звуки речи вы знаете и каким цветом их принято обозначать? (Учащиеся называют звуки и цвет, потом открывают карточки с разноцветными словами и проверяют свои ответы) - Составьте звуковую схему слова «крик». - Подберите другие слова к этой схеме. - Что может получиться из речевых звуков? - Какое самое короткое слово в стихотворении? - От какого устаревшего слова образовалось слово «устная»? - Какая ещё бывает речь? - Чем отличается устная речь от письменной? г) Звуко-буквенный анализ слова. - Запишите слово «гоготать». - Какие звуки можно записать буквами? - В русском языке больше звуков или букв? - Сделайте звуко-буквенный анализ слова «гоготать». - Какие звуки обозначает буква Т? - Какие буквы в алфавите не обозначают звуки? 2) Упражнение для глаз «С дерева падают листья под звуки ветра». (На компьютере.) - Какие звуки вы услышали? - Какими словами можно назвать звуки ветра? (Учащиеся называют. Если не знают слово, то делают звуковой синтез слов: [с вʼ и с т], [в о йʼ], [ш у м]...) - Какая разница между звуками ветра в природе и словами «свист», «шум»? 3) Работа с засушенными листьями. - Возьмите пару одинаковых листьев в коробке. - Сколько листьев взял каждый? - Какие звуки вы слышали, когда выбирали листья? - На какие речевые звуки они похожи? - Какими словами называют эти неречевые звуки? Физкультминутка. - Возьмите листочки в две руки и выполняйте движения под музыку. Мы листики осенние На веточках сидим. (Плавное покачивание руками над головой.) Дунул ветер - полетели, (Руки в стороны.) Полетели, полетели (Движения в разные стороны.) И на землю тихо сели. (Присели.) Ветер снова набежал И листочки все поднял.(Встали. Плавное покачивание руками над головой.) Закружились, полетели (Кружатся. Руки в стороны.) И на землю тихо сели. (Садятся за парты.) - Какие неречевые звуки вы сейчас услышали? - А слышали вы какие - нибудь речевые звуки? 4) Обогащение словарного запаса. - Человек может издавать неречевые звуки? - Приведите примеры. - Какие неречевые звуки издают другие предметы? | - Гуси. - По словам «го-го-го…га-га-га…».Про гусей говорят, что они гогочут. - Да. Крики птиц в природе – это неречевые звуки, а слова, называющие их, состоят из речевых звуков. Слова имитируют крики птиц. Выполняют задание учителя - То гуськом, то клином. Учащиеся строятся друг за другом. - 6 звуков. Выполняют здание. - Гусиный. - Лебединый, журавлиный. - На острый угол. - Нож с острым концом. - Это палка с заострённым концом. - Речевые. - Гриб, ждет. Устная речь: слоги, слова, предложения, тексты. - Слово, в котором один речевой звук. В стихот-ворении это предлог « в » и союз « и » - Уста. - Письменная. - Устную речь мы говорим и слышим, а письменную речь мы видим и пишем. - Только речевые звуки. - Больше звуков. Гоготать – 3 слога,8 букв, 7 звуков. г [ г ]- согл. тв. зв. о [ а ]- гласн. безуд. г [ г ]- согл. тв. зв. о [ а ]- гласн. безуд. т [ т ]- согл. тв. глух. а [ а ]- гласн. ударн. т [ тʼ]- согл. мягк. глух. ь [ - ] 8б.7зв. - Звуки [т], [тʼ] - Буквы Ь и Ъ. - Звуки ветра. Это неречевые звуки. Звуки ветра в природе - неречевые звуки, слова же состоят из речевых звуков. - Неречевые. - Шорох, шелест, шуршание. Движения выполняются под музыку П.И.Чайковского «Осенняя песнь» на пластинке. Логопед говорит стихотворный текст - Звуки музыки, звуки движущейся иглы по пластинке, шарканье ног, шорох одежды. - ( Хлопать, топать, шаркать, стучать, рвать бумагу, шмыгать, сопеть, свистеть, шлёпать по лужам, икать и т.д. Высказывают свои предположения. | Фронтальная, коллективная, формы работы. Словесные методы (беседа, рассказ, инструктаж), наглядные методы (карточки - метки), аудиометод, здоровьесберегающие технологии. |
3.Заключительная часть. Итог занятия. Рефлексия | - Пусть каждый приведёт по одному примеру речевого и неречевого звука. - Какая разница между речевыми и неречевыми звуками? - Как вы думаете, каких звуков больше: речевых или неречевых? -А для чего нам нужны речевые звуки? -Молодцы, ребята! Вы чудесно работали и я хочу наградить вас. Давайте поблагодарим друг друга за урок! (аплодисменты) Спасибо всем! | Слушают учителя и отвечают на вопросы. Речевые звуки в устной речи людей: в слогах, в словах, в предложениях, в тексте. Их можно записать буквами. Неречевых звуков нет в речи, их нельзя записать буквами. - Чтобы общаться. | Фронтальная форма работы. Словесные методы (беседа). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок 8. На рыбалке. Речевые и неречевые звуки. Слово. Предложение. Текст. Составление сюжетного рассказа по серии картинок.
Презентация к уроку обучения грамоте по УМК "Школа 2100". Перед демонстрацией необходимо соединить части....
Индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых функций у младших школьников
Индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых функций и процессов у учащихся, используемый вместе с речевой картой, который направляет внимание логопеда на анатомо-ф...
«Коррекция речевых и неречевых нарушений у обучающихся 1-2 классов V вида на основе логоритмики»
По данным различных исследований 70-80% обучающихся нуждаются в специальных формах и методах обучения, которые позволят сохранить здоровье детей, развить их способности, обеспечить адаптац...
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ....
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.
Речевые и неречевые ошибки...
Методическое пособие для исследования состояния речевых и неречевых функций у младших школьников.
Разработка содержит материал для исследования звукопроизношения, фонематического восприятия, а также анализа и синтеза, звуко-слоговой структкры слова, слухо-моторной координации, кинестетического...
Конспект логопедического занятия в 1 классе «Мир волшебных звуков: звуки речевые и неречевые»
Конспект логопедического занятия в 1 классе «Мир волшебных звуков: звуки речевые и неречевые»...