Волшебный мир звуков звуки речевые и неречевые
план-конспект

Занятие для ребенка с ОВЗ на тему:"Волшебный мир звуков: звуки речевые и неречевые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_zvukov_zvuki_rechevye_i_nerechevye.docx40.35 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила:

Позднякова А.А., 41НК

Практическая работа
Занятие для ребенка с ОВЗ (нарушение речи)

Технологическая карта занятия

Класс: 2

Тема: «Волшебный мир звуков: звуки речевые и неречевые».

Форма: тематическая лекция с практической направленностью

Цель: создание условий для формирования у обучающихся представлений о речевых и неречевых звуков

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

-  Формировать понятие «звук», умение различать речевые и неречевые звуки (музыкальные, бытовые шумы).

- Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению речевых звуков.

- Формировать правильное произношение речевых звуков.

- Формировать восприятия речи в процессе произношения слогов и слов.

- Формировать слуховое внимание и восприятие.

- Формировать правильное речевое дыхание.

Коррекционно - развивающие:

- Развивать общую, артикуляционную и пальчиковую моторику (мелкой моторики пальцев рук).

- Развивать фонематическое восприятие в слогах и словах.

- Развивать операции звукового анализа и синтеза.

- Развивать модуляцию голоса.

- Развивать координацию движения, пространственной ориентации.

- Развивать воображение.

Коррекционно - воспитательные:

- Воспитывать умение делать выводы в ходе занятия.

- Воспитывать умение слышать и слушать.

- Воспитывать умение грамотно отвечать на вопросы.

Наглядность и оборудование:  проигрыватель, компьютер, таблица с карточками «Устная речь», карточки для звуко-буквенного анализа.

Литература: Интернет-ресурсы.

Ход занятия

Этапы деятельности

Содержание и виды
деятельности учителя

Содержание и виды
деятельности обучающихся

Методы, приёмы

работы

1. Вводная часть.

Организационный момент.

Сообщение темы и задач мероприятия

- Здравствуйте, дети! Присаживайтесь. Предлагаю вам составить формулу успеха на сегодняшнее занятие, как качества помогут нам на занятии?

- Молодцы!

- Сейчас предлагаю вам выполнить маленькое задание. Угадайте названия инструментов, звуки которых сейчас услышите. (включаю аудио).

- Какие звуки вы услышали: речевые или неречевые?

- Сегодня вы потренируетесь в узнавании речевых и неречевых звуков и повторите, что вы знаете о звуках речи.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

- Гитара, пианино, барабан.

- Неречевые.

Фронтальная форма работы. Словесные методы (беседа).

Аудиометод.

Положительный эмоциональный настрой.

2. Основная часть.

1) Работа над отрывками из стихотворения Е. Трутневой «Гуси-лебеди».

- Прочитайте отрывок из стихотворения Е. Трутневой и скажите, о каких птицах идёт речь.

            То гуськом летят, то клином

            По дорогам журавлиным.

            Слышат реки и луга:

           «Го-го-го-го…га-га-га…»

      (Учащиеся отвечают.)

   - Как вы догадались, что речь идёт о гусях?

- Послушайте запись криков гусей в природе. Есть разница между криками птиц в природе и словами, называющими их?

- Назовите подряд звуки в слове «гоготать».

- Правильно назвали?

б) Обогащение словарного запаса, развитие пространственных представлений.

- Каким образом летели птицы?

 Как вы понимаете слово «гуськом»? Постройтесь «гуськом».

- Сколько звуков в слове «гуськом»?

- Прикрепите к доске магнитами фигурки птичек так, чтобы получился клин.

- Чей это клин?

- Чей ещё может быть клин ?

- На что похож клин?

- Что обозначает слово «клинок» ?

- Что такое «клинышек»?

- Есть что-нибудь общее у слов «клин», «клинок», «клинышек»?

в) Работа с карточками таблицы «Устная речь».

- Прочитайте следующие строчки  из стихотворения Е. Трутневой «Гуси-лебеди».

                   То и дело в небе синем

            Шелест крыльев, крик гусиный.

- Какие звуки вы произносили и слышали при чтении ? (Открывается карточка.)

- Какие звуки речи вы знаете и каким цветом их принято обозначать?

(Учащиеся называют звуки и цвет, потом открывают карточки с разноцветными словами и проверяют свои ответы)

- Составьте звуковую схему слова «крик».

IMG_0418

- Подберите другие слова к этой схеме.

- Что может получиться из речевых звуков?

- Какое  самое короткое слово в стихотворении?

- От какого устаревшего слова образовалось слово «устная»?

- Какая ещё бывает речь?

- Чем отличается устная речь от письменной?

г) Звуко-буквенный анализ слова.

- Запишите слово «гоготать».

- Какие звуки можно записать буквами?

- В русском языке больше звуков или букв?

- Сделайте звуко-буквенный анализ слова «гоготать».

- Какие звуки обозначает буква Т?

- Какие буквы  в алфавите не обозначают звуки?

2) Упражнение для глаз «С дерева падают листья под звуки ветра». (На компьютере.)

- Какие звуки вы услышали?

- Какими словами можно  назвать звуки ветра? (Учащиеся называют. Если не  знают слово, то делают звуковой синтез слов:  [с вʼ и с т],  [в о йʼ], [ш у м]...)

- Какая разница между звуками ветра в природе и словами «свист»,  «шум»?

3) Работа с засушенными листьями.  

- Возьмите пару одинаковых листьев в коробке.

- Сколько листьев взял каждый?

- Какие звуки вы слышали, когда  выбирали листья?

- На какие речевые звуки они похожи?

- Какими словами называют эти неречевые звуки?

Физкультминутка.

- Возьмите листочки в две руки и выполняйте движения под музыку.

Мы листики осенние

На веточках сидим.  (Плавное покачивание руками над головой.)

Дунул ветер - полетели, (Руки в стороны.)

Полетели, полетели (Движения в разные стороны.)

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.(Встали. Плавное покачивание руками над головой.)

Закружились, полетели (Кружатся. Руки в стороны.)

И на землю тихо сели. (Садятся за парты.)

- Какие неречевые звуки вы сейчас услышали?

- А слышали вы какие - нибудь речевые звуки?

4) Обогащение словарного запаса.

- Человек может издавать неречевые звуки?

- Приведите примеры.

    - Какие неречевые звуки издают другие предметы?

- Гуси.

- По словам «го-го-го…га-га-га…».Про гусей говорят, что они гогочут.

- Да. Крики птиц в природе – это неречевые звуки, а слова, называющие их, состоят

из речевых звуков. Слова имитируют крики птиц.

Выполняют задание учителя

- То гуськом, то клином.

Учащиеся строятся друг за   другом.

- 6 звуков.

Выполняют здание.

- Гусиный.

- Лебединый, журавлиный.

- На острый угол.

- Нож с острым концом.

- Это палка с заострённым концом.

- Речевые.



Выполняют задание учителя.

- Гриб, ждет.

Устная речь: слоги, слова, предложения, тексты.  

- Слово, в котором один речевой звук. В стихот-ворении это предлог « в » и союз « и »

- Уста.

- Письменная.

- Устную речь мы говорим и слышим, а письменную речь мы видим и пишем.

- Только речевые звуки.

- Больше звуков.

Гоготать – 3 слога,8 букв, 7 звуков.

г  [ г ]- согл. тв. зв.

о  [ а ]- гласн. безуд.

г  [ г ]- согл. тв. зв.

о  [ а ]- гласн. безуд.

т  [ т ]- согл. тв. глух.

а  [ а ]- гласн. ударн.

т  [ тʼ]- согл. мягк. глух.

ь  [ -  ]

8б.7зв.

- Звуки [т], [тʼ]

- Буквы Ь и Ъ.

- Звуки ветра. Это неречевые звуки.

Звуки ветра в природе - неречевые звуки, слова же состоят из речевых звуков.

- Неречевые.

- Шорох, шелест, шуршание.

Движения выполняются под музыку П.И.Чайковского «Осенняя песнь»

      на пластинке. Логопед говорит стихотворный текст

- Звуки музыки, звуки движущейся иглы по пластинке, шарканье ног, шорох одежды.

- ( Хлопать, топать, шаркать, стучать, рвать бумагу, шмыгать, сопеть, свистеть, шлёпать по лужам, икать и т.д.

Высказывают свои предположения.

Фронтальная, коллективная, формы работы.

Словесные методы (беседа, рассказ, инструктаж), наглядные методы (карточки - метки), аудиометод, здоровьесберегающие технологии.

3.Заключительная

часть.

Итог занятия.

Рефлексия

- Пусть каждый приведёт по одному примеру речевого и неречевого звука.

- Какая разница между речевыми и неречевыми звуками?

- Как вы думаете, каких звуков больше: речевых или неречевых?

-А для чего нам нужны речевые звуки?

-Молодцы, ребята! Вы чудесно работали и я хочу наградить вас.

Давайте поблагодарим друг друга за урок! (аплодисменты)

Спасибо всем!

Слушают учителя и отвечают на вопросы.

Речевые звуки в устной речи людей: в слогах, в словах, в предложениях, в тексте. Их можно записать буквами. Неречевых звуков нет в речи, их нельзя записать буквами.

- Чтобы общаться.

Фронтальная форма работы. Словесные методы (беседа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 8. На рыбалке. Речевые и неречевые звуки. Слово. Предложение. Текст. Составление сюжетного рассказа по серии картинок.

Презентация к уроку обучения грамоте по УМК "Школа 2100". Перед демонстрацией необходимо соединить части....

Индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых функций у младших школьников

Индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых  функций и процессов  у учащихся, используемый вместе с речевой картой, который направляет внимание логопеда на  анатомо-ф...

«Коррекция речевых и неречевых нарушений у обучающихся 1-2 классов V вида на основе логоритмики»

По данным различных исследований 70-80% обучающихся нуждаются в специальных формах и методах обучения, которые позволят сохранить  здоровье детей, развить их способности, обеспечить адаптац...

Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.

Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ....

Методическое пособие для исследования состояния речевых и неречевых функций у младших школьников.

Разработка содержит материал для исследования звукопроизношения, фонематического восприятия, а также анализа и синтеза, звуко-слоговой структкры слова, слухо-моторной координации, кинестетического...

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Мир волшебных звуков: звуки речевые и неречевые»

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Мир волшебных звуков: звуки речевые и неречевые»...