Поговорим о проблемах устной и письменной речи
статья по логопедии на тему
Зачастую дети семи лет не готовы к школе. Многие из них не посещали дошкольные учреждения и имеют проблемы со звукопроизношением, недоразватием фонематических процессов, с неразвитой моторикой руки и общей моторикой, с ослабленным соматическим здоровьем, с недотаточно развитыми психичечкими процессами, такими как память внимание и мышление. Для родителей и учителей начальных классов предназначена данная статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogovorim.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Для педагогов и родителей.
Поговорим о проблемах первоклассника
Уровень развития устной речи школьника, в большинстве случаев, влияет на успешность овладения письмом и чтением. Конечно, все дети разные, каждый развивается со своими особенностями. Но существуют возрастные этапы речевого развития., значительная задержка в формировании которых ведет к самым разнообразным неблагоприятным последствиям.
Мы знаем, что в H-ме первые слова у ребенка появляются к 1-му году, первые предложения появляются к 1,5 -2м годам. Постепенно словарный запас ребенка обогащается, совершенствуется фразовая речь. Дети овладевают навыками словоизменения и словообразования, учатся строить предложения по правилам родного языка. К 5,5-6 годам ребенок с Н-ым речевым развитием уже четко произносит все звуки родного языка, умеет различать их на слух, овладевает достаточным словарным запасом, правильно строит предложения. На седьмом году жизни Ваш ребенок четко и внятно произносит все звуки родной речи. Под силу будущему первокласснику : произвольно менять темп речи ( медленнее или быстрее ), владеть нормами литературного произношения, пользоваться побудительной, вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией.
Если же на каком-то этапе речевого развития происходит СБОЙ, то такой ребенок может встретиться с различными трудностями при обучении в школе.
У учащихся общеобразовательных школ мы обычно наблюдаем НВОНР: не резко выраженное ОНР.
ОНР – сложный речевой дефект у школьников является следствием позднего и неполноценного овладения речью. Когда у ребенка первые предложения появляются к 3-4 годам, он просто не успевает за оставшееся до школы время овладеть речью в той степени, какая требуется для обучения. А так как речь и познавательные процессы неразрывно связаны, то у таких детей обязательно появляются вторичные нарушения психологических предпосылок к обучению : внимания, памяти, мышления.
И так, в школу пришел ребенок и ему пишется заключение : НВОНР. Звукопроизношение может быть грубо нарушено ( до 12-15 звуков), а может казаться Н-ым ( единичные замены звуков в трудных словах, общая нечеткость артикуляции. Эти дети говорят фразами, могут свободно общаться в бытовых ситуациях, но мы замечаем нарушение согласования слов, неправильные формы числа, падежа ( окнов, карандашов, деревов, гусев), ошибки в употреблении предлогов. Ошибки в смешении и замене, пропуске звуков, перестановке, употреблении слогов встречаются, как правило, при выполнении специально подобранных заданий. Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее трудных или малоизвестных слов : тестофор (светофор), саморубка (мясорубка), калявства (лекарста), селепад (велосипед), фотирует ( фоторгафирует).
Ограниченность речевых средств наиболее ярко проявляется при выполнении заданий, связанных со словоизменением и словообразованием. Анализ речевой деятельности детей позволяет считать, что словарный запас недостаточно точен по способу употребления. В нем наблюдаются, в основном, слова, обозначающие конкретные предметы и действия, мало слов, обозначающих отвлеченные и обобщенные понятия. Это приводит к тому, что лексический запас характеризовался стереотипностью, частым употреблением одних и тех же слов. Большие трудности дети испытывают при подборе синонимов, однокоренных слов. Метафоры и сравнения, слова с переносным значением часто совсем недоступны для их понимания.
Бедность словарного запаса приводит к тому, что на уроке дети не понимают половину слов, которые использует учитель при объяснении материала и которые содержатся в учебниках.
По словам известного советского ученого ,профессора А.В.Ястребовой « у приходящего в школу ребенка с данным видом речевого дефекта происходит что-то вроде встречи со вторым языком».
У этих учеников страдают связные высказывания. Предложения простые, стереотипные, мало распространенные, часто неправильные.
С таким «багажом» знаний поступают дети в школу. И что их ждет здесь? С какими трудностями эти дети встретятся ?
Представьте ученика 1-го класса, который неверно произносит несколько звуков речи, искажает, заменяет звуки. Как некомфортно он себя чувствует среди сверстников ! Как трудно ему отвечать на уроках! Такие дети неуверенные в себе, неактивные, выглядят инфантильными, кажутся младше своих лет. У таких детей быстро формируется отрицательное отношение к урокам, к школе, страх перед учителем, нежелание учиться, проблемы с родителями, что позже приводит к снижению успеваемости. Из-за плохих оценок у ребенка появляются отклонения в поведении, нервозность.
Родители ,сталкиваясь с трудностями в обучении их ребенка, естественно , расстраиваются, задают множество вопросов: почему ребенок безграмотно пишет, почему пропускает буквы при чтении и письме, почему не может применить на практике хорошо заученные правила правописания и др.
Но, уважаемые взрослые, Вы должны знать о тех причинах, которые ведут к недостаткам речи ( и устной и письменной), как предупредить эти недостатки у Вашего ребёнка и что же способствует правильному речевому развитию будущего школьника :
1. Недостаточное речевое окружение в раннем детстве : мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребёнок пользовался ею, связывал её с выполнением тех или иных действий в игре.
2. Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье – копирование детской речи : ребёнок подражает тому, что слышит.
3. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: коротка подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное нёбо и др.
4. Требования от ребёнка произнести без показа правильной артикуляции ( скажи «рыба» ) приводит к появлению искаженного звука : Р горлового, боковых шипящих и других дефектов.
5. Длительное пользование соской – способствует межзубному произношению свистящих, шипящих и других звуков речи.
6. Недостаточная сформированность функций : мышления, памяти, внимания, отсюда – отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.
7. Если ребёнок затрудняется выразить свою мысль, переставляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. После многократного повторения трудных слов ребёнок с удовольствием повторяет их за мамой, делать это он должен добровольно. Излишняя требовательность раздражает, обижает ребёнка, может вызвать боязнь «открыть рот» , молчаливость, даже отвращение к речи.
7. Создание условий для нормального функционирования речевых органов : речедвигательного, слухового, голосового, дыхательного аппаратов, а также зрения, обоняния и осязания.
8. Вредно излишнее возбуждать фантазию и чувства ребёнка частыми и продолжительными телепередачами, многочасовыми занятиями за компьютером, особенно перед сном. Это перевозбуждает его, способствует расстройству нервной системы, сна и даже появлению заикания.
9. Если у ребёнка лепетная речь в три- четыре года ( его даже мать не понимает ), если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребёнок часто болеет, ослаблен, с трудом общается со сверстниками, родителям необходимо обратиться к врачу ( детскому неврологу)
Эти причины могут быть обусловлены разными факторами.
Вот некоторые из них:
А) болезни, перенесённые родителями или одним из них (алкоголизм, наркомания, сифилис, туберкулёз, нервные заболевания);
Б) родовые травмы;
В) инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарства;
Г) ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания.
Итак, маленькому труженику, «первоклашке», предстоит огромная напряжённая умственная работа в школе. Его успешность, проблемы решать Вам, родители, в первую очередь.
Семья –это тыл за спиной ребёнка. А что такое крепкий тыл, наверное, можно не объяснять. Прежде всего в семье ищет ребёнок опоры, поддержки, понимания и конечно, любви. Хотите, чтобы ребёнок хорошо учился, да при этом был бодр, весел и здоров, - помогите ему. Прислушивайтесь к советам своего учителя и тех специалистов в школе (учителя-логопеда, психолога), которые дают необходимые консультации, рекомендации ! Поверьте, это во благо вашего ребёнка. И тогда все задачи, даже непростые, будут выполнимы. Приложите побольше усилий – и результат порадует самых привередливых пап и мам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.
Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....
"Проблемы в развитии устной и письменной речи у младших школьников"
В статье рассматриваются причины недоразвития устной и письменной речи младших школьников....
Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...
Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"
Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...
Конспект урока по родному языку 1 класс Тема урока: «Язык как средство общения. Для чего нужна речь. Устная и письменная речь. Говорим и пишем».
Цель: закреплять условия для формирования первоначальныхпредставлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевогообщения.I. Определение темы и цели урока-Вспомните, какие значения имеет...
Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности
Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...
Доклад "Проблемы речевого развития устной и письменной речи учащихся начальной школы"
Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обучения ...