Поговорим о проблемах устной и письменной речи
статья по логопедии на тему

Мельникова Галина Вениаминовна

Зачастую дети семи лет не готовы к школе. Многие из них не посещали дошкольные учреждения и имеют проблемы со звукопроизношением, недоразватием фонематических процессов, с неразвитой моторикой руки и общей моторикой, с ослабленным соматическим здоровьем, с недотаточно развитыми психичечкими процессами, такими как память внимание и мышление. Для родителей и учителей начальных классов предназначена данная статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pogovorim.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Для педагогов и родителей.

 Поговорим о проблемах   первоклассника

Уровень  развития устной речи  школьника, в большинстве  случаев, влияет  на успешность  овладения  письмом и чтением. Конечно, все  дети разные, каждый  развивается со своими особенностями.  Но  существуют возрастные  этапы речевого  развития.,  значительная  задержка  в  формировании  которых ведет к самым разнообразным неблагоприятным последствиям.

Мы  знаем, что в H-ме первые слова у ребенка появляются к 1-му году, первые предложения появляются к 1,5 -2м годам. Постепенно словарный запас ребенка обогащается, совершенствуется фразовая речь.   Дети овладевают навыками  словоизменения и словообразования, учатся строить предложения по правилам  родного языка.  К 5,5-6 годам ребенок с Н-ым речевым развитием уже четко произносит все звуки родного языка,  умеет различать их на слух, овладевает достаточным  словарным запасом, правильно строит предложения. На седьмом году жизни Ваш ребенок четко и внятно произносит все звуки родной речи. Под силу будущему первокласснику : произвольно менять темп речи ( медленнее или быстрее ), владеть нормами литературного произношения, пользоваться побудительной, вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией.

 Если же  на каком-то этапе речевого развития происходит  СБОЙ, то такой ребенок может встретиться с различными трудностями при обучении в школе.

 У учащихся  общеобразовательных  школ мы обычно наблюдаем НВОНР: не резко выраженное ОНР.

 ОНР – сложный  речевой дефект у школьников является следствием позднего и неполноценного овладения речью. Когда у ребенка первые предложения  появляются  к 3-4 годам, он просто не успевает  за  оставшееся до школы  время  овладеть речью в той степени, какая  требуется для обучения.  А так как речь  и познавательные  процессы неразрывно связаны, то у таких  детей  обязательно появляются вторичные  нарушения психологических  предпосылок  к  обучению :  внимания, памяти, мышления.

  И так,   в школу пришел  ребенок и ему  пишется заключение : НВОНР. Звукопроизношение может быть грубо нарушено ( до 12-15 звуков), а может казаться Н-ым ( единичные замены звуков в трудных словах, общая нечеткость артикуляции. Эти дети говорят  фразами, могут свободно общаться в бытовых ситуациях, но мы замечаем нарушение согласования слов, неправильные формы числа, падежа ( окнов, карандашов, деревов, гусев), ошибки в употреблении предлогов. Ошибки в смешении и замене, пропуске звуков, перестановке, употреблении слогов встречаются, как правило, при выполнении специально подобранных заданий. Нарушения встречаются в воспроизведении  наиболее трудных или малоизвестных слов : тестофор (светофор), саморубка (мясорубка), калявства (лекарста), селепад (велосипед), фотирует ( фоторгафирует).

 Ограниченность речевых средств наиболее ярко проявляется при выполнении заданий, связанных со словоизменением и словообразованием. Анализ речевой деятельности детей позволяет считать, что словарный запас недостаточно точен по способу употребления. В нем наблюдаются, в основном, слова, обозначающие конкретные предметы и действия, мало слов, обозначающих отвлеченные и обобщенные понятия. Это приводит к тому, что лексический запас характеризовался стереотипностью, частым употреблением одних и тех же слов. Большие трудности дети испытывают при подборе синонимов, однокоренных слов. Метафоры и сравнения, слова с  переносным значением часто совсем недоступны  для их понимания.

 Бедность словарного запаса приводит к тому, что на уроке  дети не понимают половину слов, которые использует учитель при объяснении материала и которые содержатся  в учебниках.

По словам известного советского ученого ,профессора А.В.Ястребовой « у приходящего в школу ребенка с данным видом  речевого дефекта происходит что-то вроде встречи  со вторым языком».

У этих учеников страдают связные высказывания. Предложения простые, стереотипные, мало распространенные, часто неправильные.

С таким «багажом» знаний поступают дети в школу. И что их ждет здесь? С какими трудностями эти дети встретятся  ?    

 

Представьте ученика 1-го класса, который неверно произносит несколько звуков речи, искажает, заменяет звуки. Как некомфортно он себя чувствует среди сверстников ! Как трудно ему отвечать на уроках!  Такие дети неуверенные в себе, неактивные, выглядят инфантильными, кажутся младше своих лет. У таких детей  быстро формируется отрицательное отношение к урокам, к школе,  страх  перед учителем, нежелание учиться, проблемы с родителями, что позже приводит к снижению успеваемости. Из-за плохих оценок у ребенка появляются отклонения в поведении, нервозность.

Родители ,сталкиваясь с трудностями в обучении их ребенка, естественно , расстраиваются, задают множество вопросов: почему  ребенок  безграмотно пишет, почему пропускает буквы при чтении и письме, почему не может применить на практике хорошо заученные правила правописания и др.

 Но, уважаемые взрослые,  Вы  должны знать о тех   причинах, которые ведут к недостаткам речи ( и устной и письменной),  как предупредить   эти  недостатки   у Вашего ребёнка  и что же способствует  правильному речевому  развитию  будущего школьника :

1.  Недостаточное  речевое окружение  в раннем детстве : мало слышать хорошую речь, надо, чтобы  ребёнок пользовался ею, связывал её с выполнением  тех или иных действий в игре.

2.  Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье – копирование детской речи : ребёнок подражает тому, что слышит.

3.  Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: коротка подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное нёбо и др.

 4.  Требования от ребёнка  произнести без показа правильной артикуляции ( скажи «рыба» ) приводит  к появлению  искаженного звука : Р горлового, боковых шипящих и других дефектов.

5.  Длительное пользование соской – способствует  межзубному  произношению свистящих, шипящих и других звуков речи.

6.  Недостаточная  сформированность  функций : мышления, памяти, внимания,  отсюда – отсутствие  привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.

7. Если ребёнок  затрудняется    выразить свою мысль,  переставляя или пропуская слоги,  ему следует мягко подсказать. После многократного  повторения   трудных слов  ребёнок с удовольствием повторяет их за мамой, делать это он должен добровольно. Излишняя требовательность раздражает, обижает  ребёнка, может вызвать боязнь «открыть рот» , молчаливость, даже отвращение к речи.

7. Создание  условий для нормального функционирования    речевых органов : речедвигательного, слухового, голосового, дыхательного аппаратов, а также зрения, обоняния и осязания.

8. Вредно излишнее возбуждать  фантазию и чувства ребёнка частыми и продолжительными телепередачами, многочасовыми занятиями за компьютером, особенно перед сном.  Это перевозбуждает его, способствует   расстройству  нервной системы, сна и даже  появлению заикания.

9.  Если у ребёнка  лепетная речь в три- четыре года ( его даже мать не понимает ), если у него массивный  малоподвижный язык, вялые губы,  слюнотечение, ребёнок  часто болеет, ослаблен, с трудом  общается со сверстниками,  родителям  необходимо  обратиться к врачу ( детскому неврологу)        

         Эти причины могут быть  обусловлены  разными факторами.

Вот некоторые из них:

А)  болезни, перенесённые  родителями  или  одним из них (алкоголизм, наркомания, сифилис, туберкулёз, нервные заболевания);

Б) родовые травмы;

В) инфекционные заболевания в  раннем  детстве  с использованием большого количества  лекарства;

Г)  ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания.

Итак, маленькому труженику, «первоклашке»,   предстоит огромная  напряжённая умственная работа в школе. Его успешность, проблемы    решать Вам,  родители,  в первую очередь.

Семья –это тыл за спиной ребёнка. А что такое крепкий тыл, наверное, можно не объяснять. Прежде  всего  в семье ищет ребёнок  опоры, поддержки, понимания и конечно, любви.  Хотите, чтобы ребёнок хорошо учился, да при этом был бодр, весел и здоров, - помогите ему.  Прислушивайтесь к советам своего учителя и тех специалистов в школе (учителя-логопеда, психолога), которые  дают необходимые консультации, рекомендации ! Поверьте, это во благо  вашего ребёнка.  И тогда все  задачи, даже непростые, будут выполнимы. Приложите  побольше  усилий – и результат порадует  самых привередливых пап и мам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.

Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....

"Проблемы в развитии устной и письменной речи у младших школьников"

В статье рассматриваются причины  недоразвития устной и письменной речи младших школьников....

Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...

Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"

Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...

Конспект урока по родному языку 1 класс Тема урока: «Язык как средство общения. Для чего нужна речь. Устная и письменная речь. Говорим и пишем».

Цель: закреплять условия для формирования первоначальныхпредставлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевогообщения.I. Определение темы и цели урока-Вспомните, какие значения имеет...

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...

Доклад "Проблемы речевого развития устной и письменной речи учащихся начальной школы"

Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов - научить ребенка читать и писать. Общепризнанно также, что обучение письменной речи - один из самых трудных для ребенка этапов обучения ...