Статья Методические рекомендации по созданию паспорта логопедического кабинета в общеобразовательной школе.
статья по логопедии по теме
Современные тенденции школьного образования и гуманистический личностно-ориентированный подход требуют более углубленной индивидуализации обучения, особенно в работе с детьми с речевой патологией. Анализ справочно – методической литературы, собственных наработок, презентаций позволил разработать методические рекомендации для учителей-логопедов по составлению и написанию паспорта логопедического кабинета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryzhakova_n.a._statya_pasport_logopedicheskogo_kabineta.doc | 88.5 КБ |
prezentaciya_na_temu_logopedicheskiy_kabinet.rar | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Рыжакова Надежда Александровна,
учитель - логопед ГБОУ СОШ №332,
Невский район , г. Санкт – Петербург
Паспорт логопедического кабинета
Современные тенденции школьного образования и гуманистический личностно-ориентированный подход к нему требуют индивидуализации обучения, в том числе в работе с детьми с речевой патологией.
Всё оборудование логопедического кабинета (наглядные, учебные и дидактические пособия, учебная и методическая литература) должно быть зафиксировано в паспорте логопедического кабинета.
Анализ справочно – методической литературы, собственных наработок, презентаций позволил разработать методические рекомендации для учителей-логопедов по составлению и написанию паспорта логопедического кабинета.
Паспорт логопедического кабинета можно представить в виде четырёх разделов, в соответствии с основными направлениями системы работы школьного учителя – логопеда:
I. Диагностика – обследование состояния устной и письменной речи.
II. Коррекционно – развивающий раздел.
III. Методическая работа (повышение квалификации и самообразование).
IV. Консультативно – профилактическая работа.
I . Материал по диагностике – обследованию состояния устной и письменной речи.
Исследование устной речи: материал по исследованию состояния артикуляционной моторики, звукопроизношения, уровня сформированности слоговой структуры слова, состояния фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза, представлений, функции словоизменения, словообразовательных процессов, лексического компонента речи, связной речи.
Исследование письменной речи: Материал по исследованию навыка письма и навыка чтения, с использованием диагностических методик .
II. Коррекционно – развивающий процесс:
1. Материал по развитию фонетико – фонематических процессов.
Перечень методической литературы и дидактического материала по коррекции звукопроизношения : постановке, автоматизации и дифференциации звуков.
Материал по развитию речевого дыхания. Картотека игр на развитие речевого дыхания.
Материал по развитию фонематического слуха и восприятия.
Карточки, карточки-символы, предметные картинки для формирования понятия звуковой ряд, счета звуков, определения их последовательности.
Дидактический материал и игры на деление слов на слоги.
Материал для анализа предложений.
Материал по развитию подвижности артикуляционного аппарата.
Альбом упражнений артикуляционной гимнастики, наборы с образными картинками. «Сказки веселого язычка»
Материал по постановке звуков. . Пособия и технологии по постановке звуков.
Материал по автоматизации и дифференциации звуков.
2. Материал по формированию лексико - грамматического строя речи.
Дидактический материала на каждую лексическую тему в папках - накопителях по разделам:
- предметные картинки;
- картинки для составления предложений;
- сюжетные картинки;
- картинки ,схема и план для составления описательных рассказов, сравнительных рассказов, из личного опыта;
- серия сюжетных картинок;
- литература;
Материал по развитию и обогащению словаря
Материал по формированию навыков словоизменения
Материал по формированию навыков словообразования,
Материал по развитию связной речи, работе над текстом.
3. Материал по коррекции нарушений процессов чтения и письма,
систематизированный в папках - накопителях по видам дислексии и дисграфии.
4. Материал по развитию моторики:
- общей : тексты физкультминуток, здоровьесберегающие технологии,
- мелкой: картотека игр с пальчиками, игр и упражнений для развития тонких движений пальцев и кистей рук; материал по развитию и совершенствованию графических навыков; картотека графических диктантов; материал по развитию буквенного гнозиса.
- речевой : комплексы артикуляционной гимнастики; комплексы артикуляционного массажа; артикуляционные профили; презентации и материал для используемых технологий по постановке звуков.
5. Материал по развитию психических процессов: внимания,памяти, мышления. Материал по развитию слухового и зрительного внимания, мышления, , памяти, зрительно - пространственной ориентировки ,ориентировки во времени,
восприятия (цвет, форма, величина, протяженность). Дидактические настольно – печатные игры «Весёлые звуки» , «Читаем и составляем слова» , Учимся читать», Логопедическое лото. Электронные игры: «В мире загадок», «Схожие - непохожие», Зоопарк.
III. Методическая работа (отчётность, повышение квалификации и самообразование).
1. Документация
Список учащихся с нарушениями речи
Журнал учёта посещаемости логопедических занятий
Расписание логопедических занятий
Речевые карты учащихся, зачисленных на логопедические занятия.
Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.
Годовой план учебно-методической работы учителя-логопеда.
Перспективное и поурочное планирование коррекционной работы.
Отчётная документация.
Паспорт логопедического кабинета.
Положение о структурном подразделении «Логопедический пункт».
Рабочие тетради и тетради для проверочных работ.
2. Повышение квалификации
3. Портфолио учителя – логопеда. Аттестационные листы, удостоверения, сертификаты, справки, подтверждающие прохождение курсов повышения квалификации и участие в работе семинаров, городских и районных методических объединений.
4.Раздел справочной и учебно - методической литературы включает в себя перечень всех справочников, cборников нормативных документов, материалов научно – практических конференций, образовательных программ начальной школы, периодических изданий , перечень всей учебно – методической литературы, компьютерных учебных программ, презентаций по разным направлениям работы.
4. Консультативно – профилактическая работа.
Информационная зона.
Стенд настенный ( 8 ячеек формат А4) для учеников и родителей с меняющейся тематикой.
В паспорте логопедического кабинета обязательно должен быть указан адрес образовательного учреждения, рабочий телефон и Ф.И.О. логопеда. В этом документе классифицирована вся информация о назначении, оборудовании и оснащённости рабочего логопедического кабинета, представлены все разделы. Наличие такого документа значительно облегчает педагогу поиск необходимого учебного или методического материалов. А последнюю страницу можно отвести под отзывы и предложения коллег по усовершенствованию кабинета. Понятно, что при построении образовательной среды логопедического кабинета нельзя избежать повторов, заимствований или наличия схожих элементов и идей. Необходимо учитывать весь накопленный опыт, использовать всё ценное, что поможет детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для создания паспорта учебного кабинета - в помощь учителю.
Паспорт кабинета начальной школы...
Паспорт логопедического кабинета
Информация о логопедическом кабинете.Кабинет - это учебное помещение школы, оснащённое учебным оборудованием, наглядными пособиями, мебелью, в котором проводятся занятия. Логопедический кабинет эстети...
Паспорт логопедического кабинета в школе
Полное освещение материально-технической базы логопедического кабинета...
Паспорт логопедического кабинета
Краткое описаниеОбщая площадь – 11 кв. м. В кабинете предусмотрено 1 рабочее место педагога и 2 рабочих места для занятий с детьми.В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные и групповые занят...
Методические рекомендации по созданию развивающей среды кабинета начальных классов
Современная школа - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его ра...
Статья "Методические рекомендации по оформлению паспорта проекта".
Данные рекомендации могут быть использованы при оформлениии проектных и исследовательсикх работ учащихся....
Паспорт логопедического кабинета МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №3" г.Когалыма
Паспорт содержит информацию о ресурсном (материально-техническом, программно-методическом, информационном) обеспечении логопедического кабинета МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3&qu...