Статья "Методические рекомендации по оформлению паспорта проекта".
методическая разработка
Данные рекомендации могут быть использованы при оформлениии проектных и исследовательсикх работ учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_metodicheskie_rekomendatsii_po_oformleniyu_pasporta_proekta.docx | 322.76 КБ |
Предварительный просмотр:
"Паспорт проекта как основа единых требований к оценке проектно-исследовательских работ учащихся".
Современная педагогическая теория выделяет, среди прочих, средство, которое позволяет вовлечь учащихся в процесс обучения и развития. Таким средством является метод проектов. В последние годы к данному методу наблюдается повышенный интерес, т.к. именно метод проектов является неотъемлемой частью реализации ФГОС в современной школе.
В рамках реализации ФГОС в нашем образовательном учреждении ежегодно проводится научно-практическая конференция, на которой учащиеся всех образовательных ступеней, начиная со второго класса, имеют возможность представлять свои исследовательские и проектные работы. Работа ведется коллективно и индивидуально, имеет различную протяженность во времени, а также охватывает не только предметные области, но и выходит далеко за рамки учебной программы. Работая в данном направлении, мы столкнулись с проблемой, что у нас нет единых, четко сформулированных требований к написанию, оформлению и презентации работ. Как следствие, отсутствуют единые критерии оценивания работ, и поэтому сам процесс оценивания носит, как правило, субъективный характер. Мы пришли к выводу, что необходимо разработать единый документ, который поможет структурировать работу над проектом и станет основой для его оценки. Рабочая группа педагогов нашей школы приступила к работе над таким документом, который мы назвали паспортом проекта. Паспорт проекта должен был реализовать потребности всех участников процесса: автора проекта, его научного руководителя, экспертов, и членов судейской коллегии. Кроме этого, данный документ должен быть единым для учащихся всех ступеней образовательного процесса, а, значит, выстроен таким образом, чтобы он был понятен не только старшекласснику, но и самому юному исследователю.
Под паспортом учебного проекта мы понимали:
- С одной стороны – четкую структуру написания и оформления письменной части работы (см. Приложение №1)
- С другой стороны – лист – «иллюстрацию» проектной / исследовательской работы, которая станет основой для написания экспертного заключения, а также будет информативной на этапе обобщения результатов работы всей ШНПК за учебный год.
Письменную часть работы мы разделили на три части: введение, основную часть и заключение. Во введении создатель проекта знакомит нас с проблематикой выбранной темы, ее актуальностью; формулирует тему работы, ставит перед собой цель и задачи, а также намечает пути их достижения[1].
2. ВВЕДЕНИЕ
2.1. Многие крупные города мира, в том числе и наш Санкт-Петербург, пестрят яркими рекламными плакатами, вывесками и баннерами, призывающими: «Пейте Кока-колу!». Часто я слышу от взрослых: «Не стоит ее пить, она вредна для здоровья! Тебе еще расти, побереги свой молодой организм…» И я, конечно же, задумался, так ли это на самом деле, так ли вреден этот напиток, как о нем говорят взрослые в моем окружении, или все-таки это влияние «страшных» мифов об этом напитке?
2.2. Итак, я сам решил во всем разобраться и выдвинул гипотезу: «Кока-кола – это вред, она обладает побочными эффектами и вредна для организма человека».
Для доказательства гипотезы я поставил перед собой три основные задачи:
1.Проанализировать состав напитка и оценить возможное влияние содержащихся в нем химических элементов.
2.Экспериментальным путем проверить воздействие напитка на некоторые органические и неорганические вещества.
3.Оценить возможные побочные эффекты напитка на организм человека.
2.3. Свою исследовательскую работу я решил разделить на следующие этапы:
1. Изучение состава продукта;
2. Виды опытов для доказательства гипотезы;
3. Подбор необходимого оборудования и материалов;
4. Проведение опытов;
5. Анализ результатов опытов;
6. Выводы, основанные на результатах проведенных опытов.
В основной части описывается поэтапное выполнение работы с демонстрацией фотографий, схем, графиков чертежей и т.д., а также формулируются достигнутые результаты1.
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3.1. Начать я решил с изучения состава напитка. Для этого я досконально изучил всю имеющуюся информацию на этикетке.
Существуют мнения, что «Кока-кола» что-то растворяет, за счет наличия ортофосфорной кислоты. Основные - это растворение ржавчины и удаление известкового налета. Разберемся. Возьмем средство для удаления известкового налета и ржавчины и посмотрим на его состав:
вода очищенная, фосфорная кислота 10-15%, НПАВ < 5%, АПАВ < 5%, лимонная кислота, отдушка, краситель. Да, действительно, фосфорная кислота присутствует, то есть используется для удаления ржавчины. И что в этом страшного? Давайте посмотрим, как можно «народными» методами избавиться от ржавчины. Тут и рыбий жир и картошка, сок свежевыжатого лимона и уксус, кетчуп, пищевая сода, уксус и мука, соль и лайм и даже зубной порошок. И как быть? Отказаться от картошки или перестать чистить зубы?
Теперь перейду к выбору опытов, которые я могу провести в домашних условиях из тех материалов, которые есть в наличии в нашем домашнем хозяйстве:
- Опыт с металлом, подверженным воздействию коррозии;
- Опыт по очищению накипи с чайника;
- Опыт по воздействию напитка на пищевые продукты;
- Опыт с погружением напитка Сoca-ColaLight в воду.
Для проведения опытов мне понадобилось следующее оборудование: посуда (тарелки), кухонная утварь (сковорода, чайник с накипью), ржавые металлические изделия (цепи, болты, гайка, гвоздь, саморез). А также нам, конечно же, понадобился и сам напиток Coka-Cola в 2-л литровой пластиковой бутылке, жестяная банка с напитком Coca-Cola Сlassic, жестяная банка с напитком Coca-Cola Zero, жареный стейк, кусок докторской колбасы.
Далее автор исследования детально описывает технологию проведения каждого из выше перечисленных опытов, фиксирует в виде фото полученные результаты и анализирует их.
В заключительной части работы формулируются выводы, намечаются дальнейшие перспективы изучения темы, ее востребованность и практическая значимость1.
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4.1.Экспериментальным путем я пытался выяснить, обладает ли напиток Coca-Cola побочными эффектами и может ли она представлять опасность для организма человека. Провел четыре опыта и ни один из них не подтвердил мою гипотезу. Таким образом, я прихожу к выводу, что моя гипотеза опровергнута.
4.2.Я считаю, что проведенная мной исследовательская работа, максимально полезна, т.к. по результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1) Напиток «Кока-кола» безопасен для организма человека.
2) Данный напиток не может использоваться как альтернативный вариант средствам бытовой химии.
4.3. Тема работы изучена достаточно глубоко и на уровне начальной школы дальнейшего изучения не требует.
Также работа включает в себя список используемой литературы, приложения, лист самооценки и экспертное заключение.
В листе – иллюстрации учебное исследование закреплено за определенной образовательной ступенью, зафиксированы его авторы, еще раз сформулирована тема, цели и задачи проекта, перечислено необходимое оборудование для реализации основной части работы, а также обозначен продукт, который получится на выходе (это может быть письменная работа, портфолио или папка проекта, материальное изделие). Также отражена типология проектной работы с точки зрения ее содержания, продолжительности, количества участников и преобладающему виду деятельности[2]. В листе – иллюстрации зафиксированы результаты выполнения и представления работы. Как вы видите, данная таблица отражает все виды результатов, которые являются обязательными с точки зрения реализации ФГОС и которые достигает автор учебного проекта в ходе работы над ним. Эта информация показалась нам важной также на этапе подведения итогов работы ШНПК.
Паспорт проекта1
- Исполнители учебного проекта
Образовательная ступень | V (Начальная) (Средняя) (Старшая) |
Класс | 4в |
Участники проектной группы (ФИО) | Курчавин Максим |
Руководитель проекта (ФИО) | Хрусталева Наталья Викторовна |
Рецензент (ФИО) |
- Тема проекта: «Кока–Кола: правда и вымысел»_________________________________
- Цель проекта: Напиток Кока-Кола обладает побочными эффектами_______________
- Задачи проекта:
- Проанализировать состав напитка и оценить возможное влияние содержащихся в нем химических элементов
- Экспериментальным путем проверить воздействие напитка на некоторые; органические и неорганические вещества
- Оценить возможные побочные эффекты напитка на организм человека.
- Тип проекта
По содержанию | Монопредметный | |
Межпредметный | ||
Надпредметный (на основе сведений, не входящих в учебную программу) | V | |
По продолжительности | Краткосрочный | |
Долгосрочный | V | |
По количеству участников | Индивидуальный | V |
Групповой | ||
Коллективный | ||
По преобладающему виду деятельности | Творческий | |
Ролевой (игровой) | ||
Информационный | V | |
Проектно-ориентированный (прикладной) |
- Необходимое оборудование: посуда, кухонная утварь, металлические изделия,___ подверженные воздействию коррозии
- Предполагаемый продукт:
– материальное изделие;
– проектная папка (портфолио);
V - исследовательская работа;
– другое.
- Результаты выполнения и представления учебной проектной \ исследовательской работы.
Этапы экспертизы УУД | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | Познавательные | Итого | ||
Экспертное заключение результатов выполнения учебной проектной \ исследовательской работы | max | 12 |
| 3 | 12 | 27 | |
|
|
|
|
|
| ||
Итоги самооценки участника учебной проектной \ исследовательской работы | max | 6 | 12 | 12 | 9 | 39 | |
|
|
|
|
|
| ||
Оценивание экспертной комиссией публичной защиты учебного проекта \ исследовательской работы | max | 8 | 14 | 6 | 6 | 34 | |
|
|
|
|
|
| ||
Итого: | max | 26 | 26 | 21 | 27 | 100 | |
|
|
|
|
|
|
Разработанный паспорт проекта является основой единых критериев оценивания учебных проектов, позволяет зафиксировать результаты проектной деятельности на каждой ступени образования и проследить динамику образовательных результатов относительно каждого учащегося.
Приложение № 1.
Структура проектно-исследовательской работы:
- Паспорт проекта
- Введение
- Обоснование выбора темы и ее актуальности
- Цель и задачи проектной работы
- Выдвижение рабочей гипотезы и определение способов ее доказательства (для исследовательской работы).
- Определение этапов работы и методов исследования (при наличии);
- Основная часть
- Описание поэтапного решения поставленных задач с использованием схем, графиков, таблиц, диаграмм, фотографий и т.д;
- Описание полученных результатов.
- Заключение
- Выводы (достигнута ли цель, решены ли поставленные задачи, доказана или опровергнута рабочая гипотеза);
- Область применения проектной работы, её полезность и востребованность;
- Перспективы дальнейшего изучения темы проекта;
- Список используемой литературы и Интернет-ресурсов.
- Приложения
- Лист самооценки.
- Экспертное заключение.
[1] Курчавин Максим. Кока-Кола: правда и вымысел: исследовательская работа – ШНПК, Спб., 2018 г.
[2] Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: учебно-методическое пособие / авт. – сост.: С.С. Татарченкова, С.В. Телешов; под ред. С.С. Татарченковой. – СПб.: КАРО, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования
Презентация к родительскому собранию во 2 классе...
Рекомендации по оформлению письменных работ учащихся
Дана инструкция детям. родителям по оформлению письменных работ по русскому языку и математике....
Методические рекомендации по оформлению письменных работ
Методические рекомендации по оформлению письменных работ ...
Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования
В данном документе собраны рекомендации по оформлению классных и контрольных работ по русскому языку и математике.Оформление титульного листа контрольных рабочих тетрадей учащихся...
Рекомендации по оформлению исследовательских работ
В файле представлены основные характеристики методологического аппарата исследования, даны рекомендации по оформлению работ...
Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся начальной школы
В рекомендациях сформулированы единые подходы к ведению и проверке ученических рабочих тетрадей и тетрадей для контрольных работ....
паспорт проекта рекомендации
паспорт проекта рекомендации...