Программа по подготовке ребёнка с ЗПР к обучению грамоте
рабочая программа (логопедия, 1 класс) по теме
Нарушение нормального темпа психического развития препятствуют освоению школьной программы. Дети с задержкой психического развития с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении, а также в использовании других синтаксических связей. Основное назначение программы «Ступеньки к грамоте» - обучение ребёнка с задержкой психического развития языковому анализу и синтезу на материале предложений, слов и звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_logopeda_dlya_rebenka_s_zpr.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Нарушение нормального темпа психического развития препятствуют освоению школьной программы. Дети с задержкой психического развития с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении, а также в использовании других синтаксических связей. Основное назначение программы «Ступеньки к грамоте» - обучение ребёнка с задержкой психического развития языковому анализу и синтезу на материале предложений, слов и звуков.
Цель: подготовка к обучению грамоте ребёнка 6-7 лет с задержкой психического развития.
Задачи:
Развитие слуховой памяти и внимания.
Развитие фонематического слуха.
Формирование навыков языкового анализа и синтеза.
Развитие связной речи.
Коррекция звукопроизношения.
Развитие мыслительных операций.
Развитие зрительного восприятия и ориентировки в пространстве.
Адресат. Программа «Ступеньки к грамоте» рассчитана на детей с задержкой психического развития 6-7 лет.
Временная продолжительность реализации программы – 1 год.
Предполагаемый результат. Улучшение свойств внимания, увеличение объёма памяти, достаточно развитый фонематический слух, умение проводить языковой анализ и синтез, улучшение зрительного восприятия, расширение и уточнение словарного запаса.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся индивидуально 2 раза в неделю, продолжительность 25-30 минут. На занятиях используется дидактический материал по русскому языку для детей с задержкой психического развития, разработанные Р.Д.Тригер и Е.В. Владимировой, состоящий из карточек с заданиями, предназначенными для совместной работы учителя-логопеда и ребёнка.
Список источников информации:
Власова Т.А., Лубовский В.И., Никашина Н.А. Обучение детей с ЗПР: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1981.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М.: ВЛАДОС, 2001.
Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Дидактический материал по русскому языку для детей с задержкой психического развития. - М.: Просвещение, 1986.
Содержание
Задачи | Методы и приёмы работы |
I | II | III | IV |
Сентябрь | Развитие слуховой памяти и внимания. Развитие фонем. слуха Формир. навыков язык. анализа и синтеза. Развитие связн. речи. Коррекция звукопр. Развитие мысл. опер. Развитие зрит. воспр. и ориентир. в простр. | Обследование | Обследование | «Вспомни, назови картинки» «Найди одинаковых бабочек» Узнавание неречевых звуков «Что шумит?» «Что гудит?» Анализ предлож. из 2 слов Составление предложения из 2 слов (Кто? Что делает?) Подг. и пост. звука [Л] «Чем похожи два предмета?», «Составь целую картинку» | Выполнение 2 ступ инстр. Определ. направл-я звука. «Где звучал колокольчик?» Звук [А] упр № 1-4 (Т.В.) Сотавл. предл- я из 2 слов Постан. и авт. звука [Л] «Узнай по описанию» «Сколько предметов спряталось на картинке» |
Октябрь | Развитие слуховой памяти и внимания. Развитие фонем. слуха Формир. навыков язык. анализа и синтеза. Развитие связн. речи. Коррекция звукопр. Развитие мысл. опер. Развитие зрит. воспр. и ориентир. в простр | «Запомни, назови» «Найди грибы» «Поймай звук [А]» Звук [А] упр № 5- 8 (Т.В.) Сотавл. предл- я из 3 слов (Кто? Что делает? Что?) Авт. звука [Л] «Найди лишнюю картинку» «Ориентировка (от себя)» | «Отгадай загадку» «Сколько звуков [А услышал]» Звук [А] упр № 8- 11 (Т.В.) Автоматизация звука [Л] Анализ предлож. из 4 слов Сост-е предл. из 4 слов. «Чем похожи, чем отличаются» «Разрезная картинка | «Будь внимательным» «Ловим звук [О]» Звук [О] упр №11- 15 (Т.В.) Авт [Л] (альб Комаровой) Запиши предлож.(Схема) Составление предложения из 3-4 слов. «Раздели по группам» «Найди тень» | «Узнай по звуку» «Поймай звук [О]» Звук [О] упр №16- 21 (Т.В.) Авт [Л] (альб Комаровой) Запиши предлож.(Схема) Составление предл по карт. «Назови родственника» (синонимы) «Найди такой же» |
Ноябрь | Развитие слуховой памяти и внимания. Развитие фонем. слуха Развитие . нав. язык. анализа и синтеза. Развитие связн. речи. Коррекция звукопр. Развитие мысл. опер. Развитие зрит. воспр. и ориентир. в простр. | каникулы | Назови одним словом» «Услышишь звук [О]- топни, на [А]- хлопни» Зв А -О] упр № 21- 25 (Т.В.) Авт [Л] (альб Комаровой) Придумай предл..к схеме. Составление предл по карт. «Слова -неприятели» подбор антонимов «Узнай половинку» | «Слушай и выполняй» «Последний звук» Зв [Ы] упр № 26- 27 (Т.В.) Авт [Л] (альб Комаровой) Придумай предл..к схеме. Составление предл. Упр № 28 (Т.В.) «Иностранец» (значение слов) «Дорисуй» | «Повтори ритм» «Поймай звук [Ы]» Зв [Ы] упр № 29- 31 (Т.В.) Дифференциация звуков [Л-Р] изол, в слогах. Составление предл. с предлогами за – перед . упр № 32 (Т.В.) «Родственник» «Что пропало» |
Декабрь | Развитие слуховой памяти и внимания. Развитие фонем. слуха Развитие . нав. язык. анализа и синтеза. Развитие связн. речи. Коррекция звукопр. Развитие мысл. опер. Развитие зрит. воспр. и ориентир. в простр. | «Хлопки» «Поймай звук [Ы]» [Ы] упр № 29-31, 34 (Т.В.) Дифференциация звуков [Л-Р] в слогах, словах. Составление предл. По картинке о девочке. Упр № 33 (Т.В.) «Собери подходящие» «Что спряталось на картинке» | «Бежит, прыгает, идёт» «Поймай звук [У]» Зв [У] упр № 35-38 (Т.В.) Дифференциация звуков [Л-Р], в словах и предл. Составление предл. по картинке о новог.празднике «наведи порядок в игрушках» «Что на елке» (описание игрушек) | «Бежит, прыгает, идёт» «НА [У] - подними кружок » Зв [У] упр № 39-41 (Т.В.) Дифференциация звуков [Л-Р], в тексте. Беседа по картинкам. Упр 41, 42 (Т.В.) Ориентировка на горизонтальной поверхности. «Продолжи ряд» | «Узнай на слух » «Дифференциация [О-У]» Упр № 43-46 (Т.В.) «Подбери слова [О -У] » Беседа по картинке. Упр 50 (Т.В.) «Найди ошибку» Ориентировка на горизонтальной поверхности. «Кому что нужно» |
Январь | Развитие слуховой памяти и внимания. Развитие фонем. слуха Развитие . нав. язык. анализа и синтеза. Развитие связн. речи. Развитие мысл. опер. Развитие зрит. воспр. и ориентир. в простр. | каникулы | «Повтори ритм» «Дифференциация гласных звуков [А-О.У.Ы]» Упр № 51 (Т.В.) «Выбери картинки» Беседа по картинке. Упр 50 (Т.В.) «Найди ошибку» Ориентировка на листе бум. «Заштопай коврик» | «Узнай звук без голоса» «Поймай звук [М]» Упр № 52 - 57(Т.В.) «Выбери картинки» Сост предл. с предлогами за, передж, межу Упр 58 (Т.В.) «Найди различия» Диктант («Клетка за клеткой») «Какая буква сломалась» | «Летит, плывёт» «Подбери картинку. Зв [М]» Упр № 59 -61(Т.В.) Ответы на вопросы по картине Упр 62 (Т.В.) «Чем похожи» Диктант («Клетка за клеткой») «Дорисуй фигуру» |
Февраль | Развитие слуховой памяти и внимания. Развитие фонем. слуха Развитие . нав. язык. анализа и синтеза. Развитие связн. речи. Развитие мысл. опер. Развитие зрит. воспр. и ориентир. в простр | «Правда, неправда» «Поймай зв [И]» Упр № 63 -66(Т.В.) Составление рассказа по картине. Упр 67 (Т.В.) «Что для чего» Диктант («Клетка за клеткой») «Из буквы сделай другую» | «Повтори ритм» «Подними букву» Упр № 68 (Т.В.) Составление рассказа с использованием предлогов перед, за, после. между покартине. Упр 69 (Т.В.) Диктант («Клетка за клеткой») Преобразование букв. | «Запомни, повтори слова» «Поймай звук [В]» Упр № 70- 74 (Т.В.) Составление рассказа по вопросам Упр 75 (Т.В.) Диктант («Клетка за клеткой») «Раздели на группы» | «Запомни, повтори слова» «Поймай звук [В]» Анализ звукосочетаний Упр № 76- 78 (Т.В.) Составление рассказа по вопросам Упр 79 (Т.В.) Диктант («Клетка за клеткой») «Буквы сломались» |
Март | Развитие слуховой памяти и внимания. Развитие фонем. слуха Развитие . нав. язык. анализа и синтеза. Развитие связн. речи. Развитие мысл. опер. Развитие зрит. воспр. и ориентир. в простр | «Запомни, повтори слова» «Поймай звук [В]» Анализ звукосочетаний Упр № 80-82 (Т.В.) Составление рассказа по вопросам Упр 83 (Т.В.) Диктант («Клетка за клеткой») «Заштопай коврик» | «Найди ошибку в предложении» «Поймай звук [К]» Звуковой анализ слов из 3 звуков. Упр № 84-85 (Т.В.) Составление рассказа по вопросам Упр 86 (Т.В.) Диктант («Клетка за клеткой») «Зачеркни, подчеркни» | «Правда, неправда» «Поймай звук [П]» Звуковой анализ слов Упр № 87-90 (Т.В.) Составление рассказа о собаке и щенках. Упр 93 (Т.В.) Диктант («Клетка за клеткой») «Узнай буквы на ощупь» | каникулы |
Апрель | Развитие слуховой памяти и внимания. Развитие фонем. слуха Развитие . нав. язык. анализа и синтеза. Развитие связн. речи. Коррекция звукопр. Развитие мысл. опер. Развитие зрит. воспр. и ориентир. в простр | «Повтори ритм» «Поймай звук [С]» Звуковой анализ слов (преобразование слов) Упр № 94 -96 (Т.В.) Рассказ по картине «Дети на прогулке». Упр 97 (Т.В.) Диктант («Клетка за клеткой») «Узнай буквы на ощупь» | «Живое- неживое» «Подними букву С» Звуковой анализ слов (преобразование слов) Упр № 98 -99 (Т.В.) Рассказ по картине «Девочка с корзинкой».Упр 102 (Т.В.) Диктант («Клетка за клеткой») «Что лежит на тарелках» | «Тонет - плавает» «Звук [И]» Звуковой анализ слов Упр № 100, 101 (Т.В.) Рассказ по картине «Девочка поливает цветы». Упр 107 (Т.В.) Диктант («Клетка за клеткой») «Что лежит на тарелках» | Тонет - плавает» «Звуки [Л и Ль]» Твердые и мягкие согласные. Звуковой анализ слов Упр № 103- 107 (Т.В.) Рассказ по картине «Девочка с подружками на прогулке». Диктант («Клетка за клеткой») «Найди следующий флажок» |
Май | Развитие слуховой памяти и внимания. Развитие фонем. слуха Развитие . нав. язык. анализа и синтеза. Развитие связн. речи. Коррекция звукопр. Развитие мысл. опер. Развитие зрит. воспр. и ориентир. в простр | «Летает –не летает» «Звуки [С и Сь]» Твердые и мягкие согласные. Звуковой анализ слов Упр № 108- 109 (Т.В.) Рассказ по картине «Девочка и кошка». Упр 110 (Т.В.) Диктант («Клетка за клеткой») «Собери корабль» | «Запомни, повтори» «Согласные звуки» Твердые и мягкие согласные. Звуковой анализ звуков Упр № 113- 114 (Т.В.) Рассказ по картине «Мальчики» .Упр 116, 117 (Т.В.) Диктант («Клетка за клеткой») «Какие буквы сломались» | «Правда-неправда» «Звуки [Ти Ть]» Твердые и мягкие согласные. Звуковой анализ слов Упр № 115, 118, 120, 121 (Т.В.) Рассказ по картине «Школа».Упр 125 (Т.В.) Диктант («Клетка за клеткой») «Собери машину из деталей» | «Правда-неправда» «Звуки [Р и Рь]» Твердые и мягкие согласные. Звуковой анализ слов. Упр № 122- 126 (Т.В.) Рассказ по картине «Дети на стадионе». Упр 133 (Т.В.) Диктант («Клетка за клеткой») «Дорисуй буквы» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке ,физической культуре , изобразительному искусству ,обучению грамоте
Программа используется по УМК "Перспективная нач. школа" и по УМК "Школа России"...
Программа по подготовке ребёнка к школе: «Маленькие волшебники». (Развитие мелкой моторики и тактильно – двигательного восприятия)
Программа расчитана на возраст детей 5-6 лет....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 1 класс Обучение грамоте
Рабочая программа «Русский язык» для 1 класса составлена на основе ФГОС НОО (2009 г.), Примерной программы начального общего образования по русскому языку 2010г. , программы «Русский...
Программа по подготовке ребёнка к школе: «Маленькие волшебники».
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него дос...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс (период обучения грамоте)
Рабочая программа по литературному чтению на 1 полугодие 1 класса...
Авторская рабочая программа по подготовке детей к школе по обучению грамоте «Ученье – путь к умению" (возраст: 5-6 лет)
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫразностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющих функции развития: связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мел...
Подготовка к школе. Занятие по обучению грамоте "Предложение"
Данное занятие проводится для детей дошкольного возраста в период подготовки к школе. Продолжительность -30 минут....