Программа по подготовке ребёнка к школе: «Маленькие волшебники». (Развитие мелкой моторики и тактильно – двигательного восприятия)
календарно-тематическое планирование на тему
Программа расчитана на возраст детей 5-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением
отдельных предметов» (МАОУ «Средняя школа №8)
Согласовано _______________зам. директора по УВР
на метод. совете №1 от ______________2014г.
Программа по подготовке
ребёнка к школе:
«Маленькие волшебники».
(Развитие мелкой моторики
и тактильно – двигательного
восприятия)
Возраст детей 6 – 7 лет
Срок реализации программы 1 год
Составила учитель начальных
классов школы № 8
Довбня С.В.
г. Когалым 2014г.
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
В. Сухомлинский
Пояснительная записка.
Известный исследователь детской речи М.И. Кольцова пишет: “…Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга”.
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из мелких деталей, пальчиковая гимнастика.
Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера. Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям. Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
На занятиях дети знакомятся с произведениями русских писателей и поэтов, при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами. Развивается художественный вкус и творческие способности детей, активизируется их воображение и фантазия. Создаются игровые ситуации, расширяются коммуникативные способности детей. Совершенствуются трудовые навыки, формируется культура труда, дети учатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Настоящая программа описывает курс подготовки по бумажной пластике и оригами детей дошкольного возраста 5 – 7лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания данной темы для МДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Цель программы – создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук, тактильно-двигательного восприятия, развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики, конструирования и оригами, лепки, направленные на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в начальной школе.
Задачи:
1. Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук,
способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
2. Развитие творческой активности дошкольников, художественного вкуса, пространственного мышления, фантазии.
3. Формирование навыков исполнительского мастерства, умения воплощать свои идеи в художественный образ.
4. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду
5. Овладение навыками письма, рисование, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
6. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук и глазомера.
7. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.
8. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.
9. Создавать условия для развития творческой активности детей, а также поэтапное освоение детьми различных видов бумажной пластики, конструирования и оригами.
10. Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.
11. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Программа учебного курса рассчитана на два часа в неделю.
Используются следующие формы:
Беседа; дидактическая игра; ролевая игра; физические упражнения; коллективное творчество; индивидуальная корректировка действий.
Программа включает в себя следующие разделы:
пальчиковая гимнастика; оригами; лепка; аппликация; графические упражнения,
игры и действия с предметами.
В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе «Оригами» учащиеся знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.
В разделе «Лепка» в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
В разделе «Аппликация» дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
В разделе «Графические упражнения» и «Пластилинография» игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Ожидаемые результаты.
Результатом работы по данной программе должно стать:
1. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук учащихся до уровня соответствующего данному возрасту.
2. Овладение разными видами трудовой деятельности.
3. Умение создавать художественный образ своего изделия.
4. Овладение приемами работы с разными инструментами.
5. Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
6. Овладение нормами этики поведения.
Актуальность программы.
Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). Дети, у которых недостаточно развита мелкая моторика рук, отмечается недостаточность сформированности навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, зрительной памяти. Данная программа развивает способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствуя мелкую моторику рук, развитие глазомера. Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям. Учит детей различным приёмам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания, при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
Календарно-тематическое планирование по развитию
мелкой моторики и тактильно – двигательного восприятия.
№ | Темы занятий | Кол-во часов | |
1 | Знакомство с искусством оригами. Виды бумаги. Яблоко. Пальчиковая гимнастика. Лепка. Фрукты. Загадки о фруктах. | 2ч | |
2 | Лепка. Гриб. Загадки о грибах. Пальчиковые игры. Аппликация. Грибок. | 2ч | |
3 | Аппликация. Осенний лист. Стихи русских поэтов об осени. Пальчиковая гимнастика. Графические упражнения. Шнуровка. Самомассаж рук. | 2ч | |
4 | Техника складывания. Лодочка. А. Барто «Кораблик». Пальчиковые игры. Аппликация. Лодочка. Игра «На волнах». | 2ч | |
5 | Оригами. Собачка. Беседа о собаке. Пальчиковые игры. Пластилинография. Самомассаж рук. | 2ч | |
6 | Аппликация. Цветы. Разнообразие цветочного мира. Беседа о цветах. Пальчиковая гимнастика. Загадки о цветах. Чтение стихотворений о цветах. | 2ч | |
7 | Лепка. Ёжик (с использованием семечек). Разучивание загадки. Пальчиковые игры. | 1ч | |
8 | Аппликация. Домик. Пальчиковая зарядка. Конструирование. Забор из полосок. Самомассаж рук. | 2ч | |
9 | Оригами. Рыбки. II варианта складывания. Загадки. Пальчиковые игры. | 1ч | |
10 | Аппликация. Рыбки. Беседа о разнообразии подводного мира. Пальчиковая гимнастика. Коллективная работа «Аквариум» | 2ч | |
11 | Складывание бумаги способом гофрирования (знакомство с техникой складывания бумаги). Пальчиковые игры. | 2ч | |
12 | Оригами. Бабочка. Просмотр презентации «Разнообразные цвета». Зарядка для пальчиков. Гофрирование. Бабочка. Игра «Чей цветок?» | 2ч | |
13 | Лепка. Помидор. Отгадывание загадок об овощах. Пальчиковая зарядка. Пластилинография. Лук. Самомассаж рук. | 2ч | |
14 | Оригами. Стакан. Беседа о правилах поведения за столом. Пальчиковые игры. | 1ч | |
15 | Конструирование из бумаги. Машинка. Беседа о ПДД. Пальчиковая зарядка. | 1ч | |
16 | Аппликация. «Ёлочка». Прослушивание песенки о ёлочке. Пальчиковые игры. (На втором занятии сделанную ёлочку украсить игрушками из пластилина). Беседа о празднике. | 2ч | |
17 | Оригами. Котята. Разучивание потешки. Пальчиковые игры. Лепка. Кошка. Рассказы детей о кошке (по наблюдениям). Пальчиковая зарядка. | 2ч | |
18 | Конструирование. Тележка из полосок. Самомассаж рук. | 1ч | |
19 | Плетение. Коврик из бумаги. Пальчиковые игры. | 1ч | |
20 | Лепка. Посуда. Загадки. Пальчиковая зарядка. Конструирование. Узор на чашке из треугольников. Самомассаж рук. | 2ч | |
21 | Аппликация. Снеговик. Разучивание стишка. Пальчиковые игры. Пластилинография. Шишка. | 2ч | |
22 | Оригами. Самолётик. Пальчиковая гимнастика. | 2ч | |
23 | Лепка. Самолёт. Самомассаж рук. Пластилинография. Птичка. Беседа о птицах. | 2ч | |
24 | Аппликация. Цыплёнок. Пальчиковые игры. Завершение работы (обклеивание фигуры ватными комочками). | 2ч | |
25 | Оригами. Шкатулочка. Пальчиковая гимнастика. Конструирование. Узор для шкатулки из геометрических фигур. Самомассаж рук. | 2ч | |
26 | Объемные фигуры из бумаги. Снегурочка. Пальчиковая гимнастика. Оригами. Снежинка. | 2ч | |
27 | Аппликация. Узор на окне (использование манки). Разучивание загадки. Шнуровка. Снежинка. Пальчиковые игры. | 2ч | |
28 | Пластилинография. Зайка. Беседа о зайце. Пальчиковые игры. Лепка. Зайка (летом и зимой). | 2ч | |
29 | Конструирование. Ракета из полосок бумаги. Самомассаж пальчиков. Аппликация. Полёт в космос. Беседа о космонавтах. | 2ч | |
30 | Гофрирование. Веер. Пальчиковая гимнастика. Гофрирование. Юбочка. Ш. Перро «Красная шапочка». | 2ч | |
31 | Плетение из полосок бумаги. Корзиночка. Пальчиковые игры. Лепка. Корзинка из полосок. | 2ч | |
32 | Оригами. Лягушонок. Разучивание загадки. Самомассаж рук. Аппликация. Стрекоза. | 2ч | |
33 | Оригами. Головные уборы. Пилотка. Пальчиковые игры. Аппликация. Индеец. | 2ч | |
34 | Аппликация. Цветущее дерево. Пальчиковые игры. Пластилинография. Нарцисс. Загадки о цветах. | 2ч | |
35 | Шнуровка. Цветок. Дидактическая игра «Королева цветов». Обобщение изученного за год. Выставка работ. | 2ч |
Итого 64ч
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в подготовке ребёнка к школе
Советы родителям, как нужно правильно подготовить ребёнка к школе...
Доклад "Подготовка ребёнка к школе".
Материалы для родителей....
"При подготовки ребёнка к школе важнее не учить его читать, создавать условия для развития мелких мышц руки"
Упражнения и игры для развития мелкой моторики....
Программа по подготовке ребёнка к школе: «Маленькие волшебники».
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него дос...
ПРОГРАММА « Подготовка ребёнка к школе». Возраст –6-7 лет Срок реализации – 1 год.
Программа составлена на основе пособий:...
Конспект открытого занятия по психомоторике Для учащихся 1-2 класса Тема: «Домики для пальчиков» (развитие мелкой моторики, тактильного и зрительно-пространственного восприятия).
Урок по предмету «Психомоторика» проводился в соответствии с Рабочей программой и срокам календарного планирования, относится к разделу " Развитие крупной и мелкой моторик...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по развитию мелкой моторики «Пальчиковая гимнастика»
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Неподготовленность к пи...