Программа работы логопеда в общеобразовательной школе.
рабочая программа по логопедии на тему

Зиновьева Марина Владимировна

В программе описаны основные направления работы учителя-логопеда на логопункте в общеобразовательной школе. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_logopeda.doc296.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №634

Рабочая программа

Коррекционные логопедические занятия

УМК «Школа России»

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку (академик РАО Т.Г.Рамзаева и др.) языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы. Это обусловлено рядом факторов.

Изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с нерезко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития, первичного или вторичного генеза, что в свою очередь обуславливает трудности в освоении программы школы.

Можно выделить следующие речевые нарушения:

фонетический дефект- недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В этом случае коррекционное воздействие ограничивается постановкой и автоматизацией звуков и проводится на индивидуальных занятиях;

фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - недостаток речи, при котором имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи ребёнка: дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

общее недоразвитие речи (ОНР) - нарушение речи, при котором недостаточно сформирована вся система средств языка: дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, выраженность которых может быть различной.

Когда дети начинают читать и писать, у них, как правило, появляются недостатки чтения и письма, которые являются вторичным проявлением недостаточной сформированности устной речи (ОНР, ФФН).

С детьми, имеющими ФФНР, ОНР и нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР и ФФНР, проводятся групповые занятия по ( ОНР) 3-4 и (ФФНР)4-5 человек в группе, (ОНР)-3 , (ФФНР)-2 раза в неделю.

Группы формируются на основе диагноза, возраста и тяжести речевой патологии.

Цель данной программы - формирование у детей правильной устной и письменной речи.

 Задачи:

1. формировать правильное произношение фонем;

2. учить различать оппозиционные фонемы;

3. совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;

4. совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;

5. развивать связную речь.

Формы работы:

1. Обследование:

фронтальное;

индивидуальное.

2.Диагностика, ИКТ тестирование.

3. Коррекционные занятия:

индивидуальные занятия по постановке звуков;

групповые занятия по темам, указанным в программе.

 Формы контроля:

анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);

проверочные работы и диктанты в течение года (в группе);

тестирование;

ИКТ диагностика.

 Направления работы:

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

 Восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой.

Развитие связной речи.

Предполагаемый результат:

Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:

научиться правильно произносить звуки;

пользоваться этими звуками в речи;

различать оппозиционные фонемы;

овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;

усовершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;

овладеть навыками построения связного высказывания.

Содержание программы по разделам:

Подготовительный этап:

Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной  готовности к обучению.

Учителя-логопеды по своему усмотрению проводят данные занятия в начале коррекционной логопедической работы, учитывая особенности развития детей и характер их речевых нарушений.

 этап:

коррекция дефектов произношения;

формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

 этап:

уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса

путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;

за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.

этап:

совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, различных видов текстов;

Условия реализации программы:

1) Наличие необходимых условий для занятий.

логопедического кабинета для занятий;

наглядных пособий;

дидактического материала;

учебной литературы;

зеркал;

средств ИКТ.

2) Обеспечение систематических занятий.

3) Последовательное выполнение всех задач.

4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.

5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций.

 Возрастной состав групп: 1 - 4 классы.

 Программа рассчитана на 2 - 2,5 года в зависимости от сложности группы.

Список использованной литературы:

1. Волкова, Селиверстов. Хрестоматия по логопедии. Том 2. - М.: Владос, 1997.

2. Волкова, Шаховская. Логопедия. - М.: Владос, 1999.

3. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб.: 1997.

4. Левина Р.Е. Логопедическая работа в школе. - М.: 1953.

5. Левина Р.Е. Недостатки речи и письма у детей. - М.: 1961.

6. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с нарушениями речи. - М.: 1961.

7. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Изд-во АПН РСФСР 1950.

8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Изд-во МГУ, 1983.

9. Лурия А.Р. Мозг и психика. Хрестоматия по психологии под ред. Мироненко В.В.- М.: Просвещение, 1977.

10. Ю.Меудис В.Я., Негуре И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. - М.: 1994.

11. И.Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. – М. Владос, 1997.

12. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексия и дисграфия. Сб. под ред. Ляпидевского С.С. - М.: Медицина, 1969,

13. Токарева О.А. Расстройства речи у детей и подростков. Сб. под ред. Ляпдевского С.С. - М.: Медицина, 1969.

14. Хватцев М.Е. Логопедия. - М.: 1959.

15. Величенкова О.А. Дисграфия. Лекция. - М.: КПК 2002-2003.

16. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление младших школьников. - М.: Владос, 1997.

17. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: В. ДОС, 1998.

18. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972.

19. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 1991.

20. Городилова, В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправление недостатков. - М.: Аквариум, 1996.

21. Волкова Л.С. Логопедия. - М.: Просвещение, 1989.

22. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: 1994.

23. СпироваЛ.Ф. Графические ошибки при нарушенииях письма у детей с недоразвитием речи. Проблемы психического развития нормального ребенка. - М.:

24. Токарева О.А. Расстройство письменной речи у детей. Очерки патологии речи и голоса. - М.: 1963.

25. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. - М.: АРКТИ, 2007.

26.Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. Е.А. Алябьева – Москва, ТЦ  Сфера, Москва, 2005

27.Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. Н.Ю. Костылева – Москва, ТЦ  Сфера,2007

28.Гимнастика мозга. П. И. Деннисон, Г. И. Деннисон. Книга для родителей и педагогов. – Москва, «Восхождение», 1998

29.Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Карла Ханнафорд. – Москва, «Восхождение»

Календарно-тематическое планирование*

логопедических занятий с учащимися 1-х классов,

имеющими   ОНР, ФНР, ФФНР**

на 20____ -  20____ учебный год

Подготовительный этап***

Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.


п/п


Дата


Тема занятия

Содержание работы

Задачи

Виды работ,

 игры и упражнения

1

Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи.

1. Развитие общих речевых навыков.

2. Знакомство с  понятиями физиологическое и речевое дыхание.

3. Знакомство с  понятием темп речи.

4. Знакомство с  понятием интонационная выразитель-ность.

5. Знакомство с Правилами речи.

1. Игры-поддувалочки: «Одуванчик», «Бабочки»,  «Чья птичка дальше улетит» и т.п.

2. «В лесу», «Не разбуди Катю».

3. Скороговорки.

4. «Маша и медведь», «Теремок» (озвучь героев).

5. «Определи с какой интона-цией сказана фраза (. ? !)», «Скажи с разной интонацией».

2

В мире звуков. Звуки окружающего мира.

1. Развитие общего физического слуха, умения слушать и слышать.

2. Развитие умения различать звуки окружающего мира.

1. «Звуки комнаты», «Звуки улицы», «Звуки кухни» и т.п.

2. «Что звучало?» (предметы), «Кто как голос подает?» (животные), «Звуки природы».

3

Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки.

1. Развитие умения различать звуки окружающего мира и звуки речи.

1.«Что звучало?»

2. «Кто сказал?», «Узнай по голосу».

4

Ознакомление с органами артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика.

1. Знакомство со строением артикуляционного аппарата.

2. Отработка упражнений  общей артикуляционной гимнастики.

1. Работа с зеркалами и логопе-дическими профилями.

2. Артикуляционные упражне-ния.

5

Дыхание.  Дыхательная гимнастика. Голосообразование. Голосовая гимнастика.

1. Тренировка плавного выдо-ха. Развитие силы и длитель-ности выдоха.

2.  Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха.

3. Знакомство с понятиями плавность речи и тембр голоса, модуляция голоса (высота).

4. Знакомство с понятием сила голоса (тише, громче).

1. «Задуй свечу»,  «Футбол», «Кораблики», «Кто дальше?».

2. Упражнения: «Нос - нос», «Нос - рот», «Рот - нос», «Рот - рот».

3. Дыхание с задержкой под счет.

4. Дыхательно-голосовые упражнения с модуляцией голоса: «Укачиваем Катю», «В лесу!».

6

Общая моторика. Речь с движением.

1. Развивать общую моторику, чувство ритма,  координацию движений.

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.

Игры с передвижением под музыку.

2. Игры с мячом.

3. Гимнастика мозга: «Кнопки мозга», «Умные движения», «Ленивые восьмерки», «Перекрестные движения» и т.д.

4. «Расскажи стихи руками».

7

Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика.

1. Развивать общую моторику, чувство ритма,  координацию движений.

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Пальчиковая гимнастика с предметами.

3. Игры и задания с различны-ми предметами (мозаика, шнуровка, счётные палочки, спички, пуговицы, верёвочки,  пластилин и т.д.)

8

Слуховое восприятие и внимание. Фонематический слух. Вербальная память.

1. Развивать слуховое восприятие, внимание и память.

2. Развивать фонематический слух.

3. Развивать вербальную память.

1. «Отгадай, кто сказал?»,  «Повтори ритм»,  «Где позвонили?».

2. «Доскажи словечко», «Рифмы».

3. «Назови слово» (на заданный звук), «Отгадай звук», «Найди место звука в слове».

4. «Запомни и повтори», «Цепочка слов» (3 слова; 6 слов), «Что изменилось?», «Повтори и добавь».


9

Зрительное восприятие, внимание и память. Логическое мышление.

1. Развивать зрительное восприятие, внимание и память.

2. Развивать логическое мышление.

1. «Что изменилось?», «Дорисуй фигуру», «На что похоже?» и т.п.

2. «Запомни и нарисуй» и т.п.

3. Игры и упражнения с сериями картинок, лото и т.п.

10

Зрительно-пространственные и временные представления. Зрительно-моторная координация. Графические упражнения.

1. Развивать зрительные, пространственные и временные

представления детей.

2. Развивать зрительно-моторную координацию.

3. Развивать графо-моторные навыки детей.

1. Рисование бордюров, узоров.

2.  Графические диктанты.

3. «Повтори движение» (стоя рядом), «Сделай как я» (стоя напротив).

4. «Круглый год»,  «Вчера, сегодня, завтра», «Утро, день, вечер, ночь», «Что сначала, что потом» и т.п.

5. «Четыре точки» и другие игры с карандашом.

*  - Календарно-тематическое планирование составляется для каждой группы на четверть (триместр). При составлении Календарно-тематического планирования необходимо иметь ввиду приблизительное количество логопедических занятий для каждой группы на весь учебный год и, следовательно, корректировать количество часов при изучении отдельных тем в каждой четверти (триместре) в  зависимости от усвоения материала детьми и их потребностей. Данные рекомендации распространяются на все этапы логопедической работы.

** - ОНР – общее недоразвитие речи, ФНР – фонематическое недоразвитие речи, ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Календарно-тематическое планирование

логопедических занятий на I этапе* коррекционной работы с учащимися 1-х классов,

имеющими   ОНР, ФНР, ФФНР

на 20____ -  20____ учебный год

№ п/п

Дата

Тема занятия

Примечания

Тема I: Предложение (4 часа)

1

Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений.

2

Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение».

3

Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении.

4

Упражнение в выделении предложений из рассказа.

Тема II: Звуки и буквы (1 час)

5

Звуки и буквы. Алфавит.

Тема III: Гласные и согласные (2 часа) 7 часов

Уточнение гласных а, о, у, ы, и (5 часов)

6

Гласные звуки и буквы.

7

Согласные звуки и буквы.

8

Уточнение гласного а.

9

Уточнение гласного о.

10

Уточнение гласного у.

11

Уточнение гласного ы.

12

Уточнение гласного и.

Тема IV - V: Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение. (13 часов)

13

Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного.

14

Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.

15

Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов со стечением согласных.

16

Упражнение в закреплении  звуко-буквенного анализа и синтеза односложных слов и односложных слов со стечением согласных.

17

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов. Ударение. Перенос слов.

18

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов.

19

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов.

20

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов. Ударение. Перенос слов.

21

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов.

22

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов.

23

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов. Ударение. Перенос слов.

24

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов.

25

Проверка знаний и умений по пройденным темам. Самостоятельная работа.

Тема VI: Согласные (89 часов)

VI.1 Дифференциация твердых и мягких согласных (23 часа)

26

Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости.

27

Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных.

28

Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и».

29

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «ы – и».

30

Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я».

31

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «а - я».

32

Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё».

33

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «о - ё».

34

Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю».

35

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «у – ю».

36

Дифференциация гласных «о - у».

37

Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «о - у».

38

Дифференциация гласных «ё-ю».

39

Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «ё-ю».

40

Дифференциация гласных второго ряда.

Эти темы даются в случае необходимости, например, для других пар гласных: «е - я» и т.д.

41

Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных второго ряда.

42

Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости.

43

Тренировочные упражнения на обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слов.

44

Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в середине слов). Второй способ обозначения мягкости.

45

Разделительный мягкий знак.

46

Тренировочные упражнения на различение слогов и слов с разделительным мягким знаком и без него в устной и письменной речи.

47

Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме.

48

Проверка знаний и умений по теме «Дифференциация твердых и мягких согласных». Диктант.

Варианты проверочных работ: диктант, самостоятельная работа по карточкам, тестовая работа и т.п.

VI.2 Различение звонких - глухих согласных звуков (38 часов)

49

Звуки [б], [б׳], буква «Б».

50

Звуки [п], [п׳], буква «П».

51

Различение звонких и глухих  [Б] - [П] в устной и письменной речи.

52

Упражнение в различении [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

53

Тренировочные упражнения на различение [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях.

54

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.

55

Звуки [в], [в׳], буква «В».

56

Звуки [ф], [ф׳], буква «Ф».

57

Различение звонких и глухих  [В] - [Ф] в устной и письменной речи.

58

Упражнение в различении [В] - [Ф] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

59

Тренировочные упражнения на различение [В] - [Ф] в слогах, словах, предложениях.

60

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.

61

Звуки [г], [г׳], буква «Г».

62

Звуки [к], [к׳], буква «К».

63

Различение звонких и глухих  [Г] - [К] в устной и письменной речи.

64

Упражнение в различении [Г] - [К] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

65

Звуки [х], [х׳], буква «Х».

66

Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи.

67

Тренировочные упражнения на различение [Г] - [К] - [Х]  в слогах, словах, предложениях.

68

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.

69

Звуки [д], [д׳], буква «Д».

70

Звуки [т], [т׳], буква «Т».

71

Различение звонких и глухих  [Д] - [Т] в устной и письменной речи.

72

Упражнение в различении [Д] - [Т] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

73

Тренировочные упражнения на различение [Д] - [Т] в слогах, словах, предложениях.

74

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.

75

Звук [ж], буква «Ж».

76

Звук [ш], буква «Ш».

77

Различение звонких и глухих  [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи.

78

Упражнение в различении [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

79

Тренировочные упражнения на различение [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях.

80

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.

81

Звуки [з], [з׳], буква «З».

82

Звуки [с], [с׳], буква «С».

83

Различение звонких и глухих  [З] - [С] в устной и письменной речи.

84

Упражнение в различении [З] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

85

Тренировочные упражнения на различение [З] - [С] в слогах, словах, предложениях.

86

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.

VI.3 Различение шипящих – свистящих звуков (16 часов)

87

Различение [Ж] - [З] в устной и письменной речи.

88

Упражнение в различении [Ж] - [З] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

89

Тренировочные упражнения на различение [Ж] - [З] в слогах, словах, предложениях.

90

Различение  [Ш] - [С] в устной и письменной речи.

91

Упражнение в различении [Ш] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

92

Тренировочные упражнения на различение [Ш] - [С] в слогах, словах, предложениях.

93

Звук [щ], буква «Щ».

94

Различение [Щ] - [С’] в устной и письменной речи.

95

Упражнение в различении [Щ] - [С’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

96

Тренировочные упражнения на различение [Щ] - [С’] в слогах, словах, предложениях.

97

Звук [ч], буква Ч.

98

Звук [ц], буква Ц.

99

Различение [Ч] - [Ц] в устной и письменной речи.

100

Упражнение в различении [Ч] - [Ц] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

101

Тренировочные упражнения на различение [Ч] - [Ц] в слогах, словах, предложениях.

102

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.

Варианты проверочных работ: диктант, списывание, самостоятельная работа, тестовая работа, работа по карточкам и т.п.

VI.4  Различение аффрикат (6 часов)

103

Различение согласных [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

104

Упражнение в различении [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

105

Различение согласных [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

106

Упражнение в различении [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

107

Различение согласных [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

108

Упражнение в различении [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

VI.5 Различение соноров (6 часов)

109

Звуки [р], [р׳], буква «Р».

110

Звуки [л], [л׳], буква «Л».

111

Различение [Р] - [Л] в устной и письменной речи.

112

Упражнение в различении [Р] - [Л] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

113

Тренировочные упражнения на различение [Р] - [Л] в слогах, словах, предложениях.

114

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.

Тема VII. Итоговая проверочная работа (1 час)

115

Итоговый диктант.



                                Итого: 115 часов

Количество часов на каждом этапе работы зависит от уровня подготовки детей и их речевых возможностей и потребностей.

* - В данном Календарно-тематическом планировании занятий I этапа все темы расписаны в большем объеме. Это даст учителям-логопедам возможность варьировать количество занятий для изучения каждой темы в зависимости от потребностей детей и, с легкостью, уменьшать их или увеличивать. Однако следует помнить, что при записи в журнал темы занятий не должны повторяться. Если данных формулировок тем не будет достаточно из-за того, что какая-либо тема плохо усвоена детьми и требует продолжения занятий, то учителю-логопеду придется расписывать эти занятия, используя новые формулировки.

Если работать по полному раскладу, то Подготовительный и Iэтап - это приблизительно полтора года работы (90+35 часов). Следовательно, если начинать работу со второго полугодия первого класса (здесь будет 48 часов), то на продолжение I этапа останется 77 часов (приблизительно с 15 сентября по 18 апреля). С 26 апреля – останется 3 недели до конца учебного года, т.е. 9 занятий (можно добавить в какие-либо темы). Следовательно 1 – 2 класс  -  это I этап. В 3 классе начинается II этап, что нам и нужно для лучшего понимания детьми тем второго этапа. На II этапе будет 55 часов (приблизительно 18 недель – с сентября по конец февраля). И III этап – будет приблизительно 30 занятий (10 недель до конца учебного года).

Календарно-тематическое планирование

логопедических занятий на II этапе коррекционной работы с учащимися 2-3-х классов,

имеющими  недостатки  чтения  и  письма, обусловленные  ОНР

на 20____ -  20____ учебный год

№ п/п

Дата

Тема занятия

Примечания

Тема I: Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов

 (4 часа)

1

Синонимы.

Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни).

2

Антонимы.

Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение.

3

Омонимы.

Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют  разный смысл.

4

Многозначные слова.

Слова, которые имеют прямое и переносное значение.

Тема II: Состав слова (31 час)

II.1 Словообразование (28 часов)

Родственные слова. Корень  (10 часов)

5

Родственные слова. Корень слова.

6

Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня.

7

Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов.

8

Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня.

9

Упражнение в формировании навыка в выделении корня слова.

10

Родственные слова и слова с омонимичными корнями.

11

Упражнение на дифференциацию родственных слов и слов с омонимичными корнями.

12

Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные».

13

Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними.

14

Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной гласной в сложных словах.

Приставка (11 часов)

15

Общее  понятие  о  приставках  и  употреблении  их  в  речи.

16

Тренировочные упражнения в выделении приставок.

17

Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи.

18

Приставки пространственного значения.

19

Приставки временного значения.

20

Многозначные приставки.

21

Приставки, сходные по буквенному составу.

22

Разделительный  твердый знак.

23

Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком.

24

Разделительный мягкий знак.

25

Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком.

Суффикс (7 часов)

26

Общее  понятие  о  суффиксах  и  употреблении  их  в  речи.

27

Тренировочные упражнения в выделении суффиксов.

28

Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи.

29

Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

30

Суффиксы профессий.

31

Суффикс прилагательных.

32

Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени.

II.2 Словоизменение. Согласование слов (11 часов)   

33

Окончание. Общее  понятие  об  окончании  и  употреблении  их  в  речи.

34

Тренировочные упражнения в выделении окончаний.

35

Морфологический состав слова. Закрепление материала.

36

Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа.

37

Употребление имен существительных разного рода.

38

Употребление имен существительных в косвенных падежах.

39

Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.

40

Согласование прилагательных и существительных в падеже.

41

Согласование глагола и существительного в числе.

42

Согласование глагола и существительного в роде.

43

Согласование глагола и существительного во времени.

Тема III: Предлоги (10 часов)

44

Общее  понятие  о предлогах  и  употреблении  их  в  речи.

45

Тренировочные упражнения в выделении предлогов.

46

Предлоги  у, около, к, от, по.

47

Предлоги  на, над, под, с (со), из-под.

48

Предлоги  в (во), из, за, из-за.

49

Предлоги  между, возле, перед.

50

Дифференциация предлогов и приставок.  

51

Тренировочные упражнения в дифференциации предлогов и приставок.  

52

Тренировочные упражнения в соотношении предлогов и глагольных приставок.

53

Тренировочные упражнения на отработку пройденного материала.

Тема VI: Итоговая проверочная работа (1 час)

54

Итоговый диктант.

Календарно-тематическое планирование 

логопедических занятий на III этапе коррекционной работы с учащимися 2 - 3-х классов,

 имеющими недостатки  чтения  и  письма, обусловленные  ОНР

на 20____ -  20____ учебный год

№ п/п

Дата

Тема занятия

Примечания

Тема I: Предложение (10 часов)

1

Речь. Предложение как единица речи.

2

Слово. Смысловое значение слова.

3

Образные слова и выражения в нашей речи.

4

Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета.

5

Связь слов в предложении.

6

Упражнение в установлении связей слов в предложении.

7

Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним.

8

Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним.

9

Работа с деформированными предложениями.

10

Составление предложений по опорным словам.

Тема II: Текст (21 час)

11

Составление рассказа из предложений,  данных в неправильной смысловой последовательности.

12

Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения.

13

Упражнение в делении текста на отдельные предложения.

14

Составление связного текста из деформинованных предложений.

15

Деление текста на части и озаглавливании их.

16

Упражнение в выделении частей рассказа и озаглавливании их.

17

Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы.

18

Обучение письменному ответу на вопросы.

19

Работа над изложением. Составление плана изложения.

20

Упражнение в составлении плана изложения.

21

Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения.

22

Написание изложения по самостоятельно составленному плану.

23

Работа над сочинением. Составление плана рассказа.

24

Упражнение в составлении плана рассказа и написании сочинения по нему.

25

Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов.

26

Сочинение по данному началу.

27

Сочинение по данному концу.

28

Сочинение-повествование.

29

Сочинение-описание.

30

Сочинение-рассуждение.

31

Итоговая проверочная работа.

Сочинение или изложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.

Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией...

преемственность в работе логопеда ДОУ и школы в решении коррекционных задач школы

Ни у кого не вызывает сомнения необходимость преемственности в работе детского сада и школы, а значит и в работе логопеда дошкольного учреждения и логопеда школьного логопедического пункта. Ни у кого ...

Работа логопеда в общеобразовательной школе.

Презентация о  работе учителя - логопеда в общеобразовательной школе....

Рабочая программа по обучению молодых специалистов «Учитель- логопед в общеобразовательной школе».

ГБОУ ЦО №1490 СВОУО   Рабочая программапо обучению молодых специалистов «Учитель- логопед в общеобразовательной школе»....

Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.

Настоящее инструктивно-методическое письмо адресовано учителям-логопедам, работающим при общеобразовательных учебных заведениях. В нем представлены характеристика нарушений устной и письменной р...

Система логопедической работы в условиях общеобразовательной школы

Описание системы логопедической работы в общеобразовательной школе...

Зачем нужно проходить ПМПК для занятий с учителем-логопедом в общеобразовательной школе?

Статья для родителей и педагогов по вопросам прохождения ПМПК для  получения рекомендаций ребенку с ТНР с целью получения логопедической помощи на логопункте общеобразовательной школы....