Программа работы логопеда в общеобразовательной школе.
рабочая программа по логопедии на тему
В программе описаны основные направления работы учителя-логопеда на логопункте в общеобразовательной школе. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_logopeda.doc | 296.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №634
Рабочая программа
Коррекционные логопедические занятия
УМК «Школа России»
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку (академик РАО Т.Г.Рамзаева и др.) языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы. Это обусловлено рядом факторов.
Изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с нерезко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития, первичного или вторичного генеза, что в свою очередь обуславливает трудности в освоении программы школы.
Можно выделить следующие речевые нарушения:
фонетический дефект- недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В этом случае коррекционное воздействие ограничивается постановкой и автоматизацией звуков и проводится на индивидуальных занятиях;
фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - недостаток речи, при котором имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи ребёнка: дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
общее недоразвитие речи (ОНР) - нарушение речи, при котором недостаточно сформирована вся система средств языка: дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, выраженность которых может быть различной.
Когда дети начинают читать и писать, у них, как правило, появляются недостатки чтения и письма, которые являются вторичным проявлением недостаточной сформированности устной речи (ОНР, ФФН).
С детьми, имеющими ФФНР, ОНР и нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР и ФФНР, проводятся групповые занятия по ( ОНР) 3-4 и (ФФНР)4-5 человек в группе, (ОНР)-3 , (ФФНР)-2 раза в неделю.
Группы формируются на основе диагноза, возраста и тяжести речевой патологии.
Цель данной программы - формирование у детей правильной устной и письменной речи.
Задачи:
1. формировать правильное произношение фонем;
2. учить различать оппозиционные фонемы;
3. совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;
4. совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;
5. развивать связную речь.
Формы работы:
1. Обследование:
фронтальное;
индивидуальное.
2.Диагностика, ИКТ тестирование.
3. Коррекционные занятия:
индивидуальные занятия по постановке звуков;
групповые занятия по темам, указанным в программе.
Формы контроля:
анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
проверочные работы и диктанты в течение года (в группе);
тестирование;
ИКТ диагностика.
Направления работы:
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой.
Развитие связной речи.
Предполагаемый результат:
Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:
научиться правильно произносить звуки;
пользоваться этими звуками в речи;
различать оппозиционные фонемы;
овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
усовершенствовать лексико-грамматическую сторону речи;
овладеть навыками построения связного высказывания.
Содержание программы по разделам:
Подготовительный этап:
Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
Учителя-логопеды по своему усмотрению проводят данные занятия в начале коррекционной логопедической работы, учитывая особенности развития детей и характер их речевых нарушений.
этап:
коррекция дефектов произношения;
формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
этап:
уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса
путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи;
за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
этап:
совершенствование предложений различных синтаксических конструкций, различных видов текстов;
Условия реализации программы:
1) Наличие необходимых условий для занятий.
логопедического кабинета для занятий;
наглядных пособий;
дидактического материала;
учебной литературы;
зеркал;
средств ИКТ.
2) Обеспечение систематических занятий.
3) Последовательное выполнение всех задач.
4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.
5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций.
Возрастной состав групп: 1 - 4 классы.
Программа рассчитана на 2 - 2,5 года в зависимости от сложности группы.
Список использованной литературы:
1. Волкова, Селиверстов. Хрестоматия по логопедии. Том 2. - М.: Владос, 1997.
2. Волкова, Шаховская. Логопедия. - М.: Владос, 1999.
3. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб.: 1997.
4. Левина Р.Е. Логопедическая работа в школе. - М.: 1953.
5. Левина Р.Е. Недостатки речи и письма у детей. - М.: 1961.
6. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с нарушениями речи. - М.: 1961.
7. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Изд-во АПН РСФСР 1950.
8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Изд-во МГУ, 1983.
9. Лурия А.Р. Мозг и психика. Хрестоматия по психологии под ред. Мироненко В.В.- М.: Просвещение, 1977.
10. Ю.Меудис В.Я., Негуре И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. - М.: 1994.
11. И.Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. – М. Владос, 1997.
12. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексия и дисграфия. Сб. под ред. Ляпидевского С.С. - М.: Медицина, 1969,
13. Токарева О.А. Расстройства речи у детей и подростков. Сб. под ред. Ляпдевского С.С. - М.: Медицина, 1969.
14. Хватцев М.Е. Логопедия. - М.: 1959.
15. Величенкова О.А. Дисграфия. Лекция. - М.: КПК 2002-2003.
16. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление младших школьников. - М.: Владос, 1997.
17. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: В. ДОС, 1998.
18. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972.
19. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 1991.
20. Городилова, В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправление недостатков. - М.: Аквариум, 1996.
21. Волкова Л.С. Логопедия. - М.: Просвещение, 1989.
22. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: 1994.
23. СпироваЛ.Ф. Графические ошибки при нарушенииях письма у детей с недоразвитием речи. Проблемы психического развития нормального ребенка. - М.:
24. Токарева О.А. Расстройство письменной речи у детей. Очерки патологии речи и голоса. - М.: 1963.
25. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. - М.: АРКТИ, 2007.
26.Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. Е.А. Алябьева – Москва, ТЦ Сфера, Москва, 2005
27.Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. Н.Ю. Костылева – Москва, ТЦ Сфера,2007
28.Гимнастика мозга. П. И. Деннисон, Г. И. Деннисон. Книга для родителей и педагогов. – Москва, «Восхождение», 1998
29.Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Карла Ханнафорд. – Москва, «Восхождение»
Календарно-тематическое планирование*
логопедических занятий с учащимися 1-х классов,
имеющими ОНР, ФНР, ФФНР**
на 20____ - 20____ учебный год
Подготовительный этап***
Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
№ п/п | Дата | Тема занятия | Содержание работы |
Задачи | Виды работ, игры и упражнения |
1 | Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи. | 1. Развитие общих речевых навыков. 2. Знакомство с понятиями физиологическое и речевое дыхание. 3. Знакомство с понятием темп речи. 4. Знакомство с понятием интонационная выразитель-ность. 5. Знакомство с Правилами речи. | 1. Игры-поддувалочки: «Одуванчик», «Бабочки», «Чья птичка дальше улетит» и т.п. 2. «В лесу», «Не разбуди Катю». 3. Скороговорки. 4. «Маша и медведь», «Теремок» (озвучь героев). 5. «Определи с какой интона-цией сказана фраза (. ? !)», «Скажи с разной интонацией». |
2 | В мире звуков. Звуки окружающего мира. | 1. Развитие общего физического слуха, умения слушать и слышать. 2. Развитие умения различать звуки окружающего мира. | 1. «Звуки комнаты», «Звуки улицы», «Звуки кухни» и т.п. 2. «Что звучало?» (предметы), «Кто как голос подает?» (животные), «Звуки природы». |
3 | Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки. | 1. Развитие умения различать звуки окружающего мира и звуки речи. | 1.«Что звучало?» 2. «Кто сказал?», «Узнай по голосу». |
4 | Ознакомление с органами артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. | 1. Знакомство со строением артикуляционного аппарата. 2. Отработка упражнений общей артикуляционной гимнастики. | 1. Работа с зеркалами и логопе-дическими профилями. 2. Артикуляционные упражне-ния. |
5 | Дыхание. Дыхательная гимнастика. Голосообразование. Голосовая гимнастика. | 1. Тренировка плавного выдо-ха. Развитие силы и длитель-ности выдоха. 2. Дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха. 3. Знакомство с понятиями плавность речи и тембр голоса, модуляция голоса (высота). 4. Знакомство с понятием сила голоса (тише, громче). | 1. «Задуй свечу», «Футбол», «Кораблики», «Кто дальше?». 2. Упражнения: «Нос - нос», «Нос - рот», «Рот - нос», «Рот - рот». 3. Дыхание с задержкой под счет. 4. Дыхательно-голосовые упражнения с модуляцией голоса: «Укачиваем Катю», «В лесу!». |
6 | Общая моторика. Речь с движением. | 1. Развивать общую моторику, чувство ритма, координацию движений. | 1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Игры с передвижением под музыку. 2. Игры с мячом. 3. Гимнастика мозга: «Кнопки мозга», «Умные движения», «Ленивые восьмерки», «Перекрестные движения» и т.д. 4. «Расскажи стихи руками». |
7 | Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика. | 1. Развивать общую моторику, чувство ритма, координацию движений. | 1. Пальчиковая гимнастика. 2. Пальчиковая гимнастика с предметами. 3. Игры и задания с различны-ми предметами (мозаика, шнуровка, счётные палочки, спички, пуговицы, верёвочки, пластилин и т.д.) |
8 | Слуховое восприятие и внимание. Фонематический слух. Вербальная память. | 1. Развивать слуховое восприятие, внимание и память. 2. Развивать фонематический слух. 3. Развивать вербальную память. | 1. «Отгадай, кто сказал?», «Повтори ритм», «Где позвонили?». 2. «Доскажи словечко», «Рифмы». 3. «Назови слово» (на заданный звук), «Отгадай звук», «Найди место звука в слове». 4. «Запомни и повтори», «Цепочка слов» (3 слова; 6 слов), «Что изменилось?», «Повтори и добавь». |
9 | Зрительное восприятие, внимание и память. Логическое мышление. | 1. Развивать зрительное восприятие, внимание и память. 2. Развивать логическое мышление. | 1. «Что изменилось?», «Дорисуй фигуру», «На что похоже?» и т.п. 2. «Запомни и нарисуй» и т.п. 3. Игры и упражнения с сериями картинок, лото и т.п. |
10 | Зрительно-пространственные и временные представления. Зрительно-моторная координация. Графические упражнения. | 1. Развивать зрительные, пространственные и временные представления детей. 2. Развивать зрительно-моторную координацию. 3. Развивать графо-моторные навыки детей. | 1. Рисование бордюров, узоров. 2. Графические диктанты. 3. «Повтори движение» (стоя рядом), «Сделай как я» (стоя напротив). 4. «Круглый год», «Вчера, сегодня, завтра», «Утро, день, вечер, ночь», «Что сначала, что потом» и т.п. 5. «Четыре точки» и другие игры с карандашом. |
* - Календарно-тематическое планирование составляется для каждой группы на четверть (триместр). При составлении Календарно-тематического планирования необходимо иметь ввиду приблизительное количество логопедических занятий для каждой группы на весь учебный год и, следовательно, корректировать количество часов при изучении отдельных тем в каждой четверти (триместре) в зависимости от усвоения материала детьми и их потребностей. Данные рекомендации распространяются на все этапы логопедической работы.
** - ОНР – общее недоразвитие речи, ФНР – фонематическое недоразвитие речи, ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Календарно-тематическое планирование
логопедических занятий на I этапе* коррекционной работы с учащимися 1-х классов,
имеющими ОНР, ФНР, ФФНР
на 20____ - 20____ учебный год
№ п/п | Дата | Тема занятия | Примечания |
Тема I: Предложение (4 часа) |
1 | Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. |
2 | Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». |
3 | Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. |
4 | Упражнение в выделении предложений из рассказа. |
Тема II: Звуки и буквы (1 час) |
5 | Звуки и буквы. Алфавит. |
Тема III: Гласные и согласные (2 часа) 7 часов Уточнение гласных а, о, у, ы, и (5 часов) |
6 | Гласные звуки и буквы. |
7 | Согласные звуки и буквы. |
8 | Уточнение гласного а. |
9 | Уточнение гласного о. |
10 | Уточнение гласного у. |
11 | Уточнение гласного ы. |
12 | Уточнение гласного и. |
Тема IV - V: Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение. (13 часов) |
13 | Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного. |
14 | Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов. |
15 | Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов со стечением согласных. |
16 | Упражнение в закреплении звуко-буквенного анализа и синтеза односложных слов и односложных слов со стечением согласных. |
17 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов. Ударение. Перенос слов. |
18 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов. |
19 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов. |
20 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов. Ударение. Перенос слов. |
21 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов. |
22 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов. |
23 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов. Ударение. Перенос слов. |
24 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов. |
25 | Проверка знаний и умений по пройденным темам. Самостоятельная работа. |
Тема VI: Согласные (89 часов) VI.1 Дифференциация твердых и мягких согласных (23 часа) |
26 | Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости. |
27 | Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных. |
28 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». |
29 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «ы – и». |
30 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я». |
31 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «а - я». |
32 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». |
33 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «о - ё». |
34 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю». |
35 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «у – ю». |
36 | Дифференциация гласных «о - у». |
37 | Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «о - у». |
38 | Дифференциация гласных «ё-ю». |
39 | Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «ё-ю». |
40 | Дифференциация гласных второго ряда. | Эти темы даются в случае необходимости, например, для других пар гласных: «е - я» и т.д. |
41 | Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных второго ряда. |
42 | Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости. |
43 | Тренировочные упражнения на обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слов. |
44 | Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в середине слов). Второй способ обозначения мягкости. |
45 | Разделительный мягкий знак. |
46 | Тренировочные упражнения на различение слогов и слов с разделительным мягким знаком и без него в устной и письменной речи. |
47 | Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме. |
48 | Проверка знаний и умений по теме «Дифференциация твердых и мягких согласных». Диктант. | Варианты проверочных работ: диктант, самостоятельная работа по карточкам, тестовая работа и т.п. |
VI.2 Различение звонких - глухих согласных звуков (38 часов) |
49 | Звуки [б], [б׳], буква «Б». |
50 | Звуки [п], [п׳], буква «П». |
51 | Различение звонких и глухих [Б] - [П] в устной и письменной речи. |
52 | Упражнение в различении [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
53 | Тренировочные упражнения на различение [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях. |
54 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. |
55 | Звуки [в], [в׳], буква «В». |
56 | Звуки [ф], [ф׳], буква «Ф». |
57 | Различение звонких и глухих [В] - [Ф] в устной и письменной речи. |
58 | Упражнение в различении [В] - [Ф] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
59 | Тренировочные упражнения на различение [В] - [Ф] в слогах, словах, предложениях. |
60 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. |
61 | Звуки [г], [г׳], буква «Г». |
62 | Звуки [к], [к׳], буква «К». |
63 | Различение звонких и глухих [Г] - [К] в устной и письменной речи. |
64 | Упражнение в различении [Г] - [К] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
65 | Звуки [х], [х׳], буква «Х». |
66 | Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи. |
67 | Тренировочные упражнения на различение [Г] - [К] - [Х] в слогах, словах, предложениях. |
68 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. |
69 | Звуки [д], [д׳], буква «Д». |
70 | Звуки [т], [т׳], буква «Т». |
71 | Различение звонких и глухих [Д] - [Т] в устной и письменной речи. |
72 | Упражнение в различении [Д] - [Т] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
73 | Тренировочные упражнения на различение [Д] - [Т] в слогах, словах, предложениях. |
74 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. |
75 | Звук [ж], буква «Ж». |
76 | Звук [ш], буква «Ш». |
77 | Различение звонких и глухих [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи. |
78 | Упражнение в различении [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
79 | Тренировочные упражнения на различение [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях. |
80 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. |
81 | Звуки [з], [з׳], буква «З». |
82 | Звуки [с], [с׳], буква «С». |
83 | Различение звонких и глухих [З] - [С] в устной и письменной речи. |
84 | Упражнение в различении [З] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
85 | Тренировочные упражнения на различение [З] - [С] в слогах, словах, предложениях. |
86 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. |
VI.3 Различение шипящих – свистящих звуков (16 часов) |
87 | Различение [Ж] - [З] в устной и письменной речи. |
88 | Упражнение в различении [Ж] - [З] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
89 | Тренировочные упражнения на различение [Ж] - [З] в слогах, словах, предложениях. |
90 | Различение [Ш] - [С] в устной и письменной речи. |
91 | Упражнение в различении [Ш] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
92 | Тренировочные упражнения на различение [Ш] - [С] в слогах, словах, предложениях. |
93 | Звук [щ], буква «Щ». |
94 | Различение [Щ] - [С’] в устной и письменной речи. |
95 | Упражнение в различении [Щ] - [С’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
96 | Тренировочные упражнения на различение [Щ] - [С’] в слогах, словах, предложениях. |
97 | Звук [ч], буква Ч. |
98 | Звук [ц], буква Ц. |
99 | Различение [Ч] - [Ц] в устной и письменной речи. |
100 | Упражнение в различении [Ч] - [Ц] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
101 | Тренировочные упражнения на различение [Ч] - [Ц] в слогах, словах, предложениях. |
102 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. | Варианты проверочных работ: диктант, списывание, самостоятельная работа, тестовая работа, работа по карточкам и т.п. |
VI.4 Различение аффрикат (6 часов) |
103 | Различение согласных [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
104 | Упражнение в различении [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
105 | Различение согласных [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
106 | Упражнение в различении [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
107 | Различение согласных [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
108 | Упражнение в различении [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
VI.5 Различение соноров (6 часов) |
109 | Звуки [р], [р׳], буква «Р». |
110 | Звуки [л], [л׳], буква «Л». |
111 | Различение [Р] - [Л] в устной и письменной речи. |
112 | Упражнение в различении [Р] - [Л] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
113 | Тренировочные упражнения на различение [Р] - [Л] в слогах, словах, предложениях. |
114 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. |
Тема VII. Итоговая проверочная работа (1 час) |
115 | Итоговый диктант. |
Итого: 115 часов | Количество часов на каждом этапе работы зависит от уровня подготовки детей и их речевых возможностей и потребностей. |
* - В данном Календарно-тематическом планировании занятий I этапа все темы расписаны в большем объеме. Это даст учителям-логопедам возможность варьировать количество занятий для изучения каждой темы в зависимости от потребностей детей и, с легкостью, уменьшать их или увеличивать. Однако следует помнить, что при записи в журнал темы занятий не должны повторяться. Если данных формулировок тем не будет достаточно из-за того, что какая-либо тема плохо усвоена детьми и требует продолжения занятий, то учителю-логопеду придется расписывать эти занятия, используя новые формулировки.
Если работать по полному раскладу, то Подготовительный и Iэтап - это приблизительно полтора года работы (90+35 часов). Следовательно, если начинать работу со второго полугодия первого класса (здесь будет 48 часов), то на продолжение I этапа останется 77 часов (приблизительно с 15 сентября по 18 апреля). С 26 апреля – останется 3 недели до конца учебного года, т.е. 9 занятий (можно добавить в какие-либо темы). Следовательно 1 – 2 класс - это I этап. В 3 классе начинается II этап, что нам и нужно для лучшего понимания детьми тем второго этапа. На II этапе будет 55 часов (приблизительно 18 недель – с сентября по конец февраля). И III этап – будет приблизительно 30 занятий (10 недель до конца учебного года).
Календарно-тематическое планирование
логопедических занятий на II этапе коррекционной работы с учащимися 2-3-х классов,
имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР
на 20____ - 20____ учебный год
№ п/п | Дата | Тема занятия | Примечания |
Тема I: Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов (4 часа) |
1 | Синонимы. Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни). |
2 | Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение. |
3 | Омонимы. Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл. |
4 | Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение. |
Тема II: Состав слова (31 час) II.1 Словообразование (28 часов) |
Родственные слова. Корень (10 часов) |
5 | Родственные слова. Корень слова. |
6 | Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. |
7 | Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов. |
8 | Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня. |
9 | Упражнение в формировании навыка в выделении корня слова. |
10 | Родственные слова и слова с омонимичными корнями. |
11 | Упражнение на дифференциацию родственных слов и слов с омонимичными корнями. |
12 | Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные». |
13 | Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними. |
14 | Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной гласной в сложных словах. |
Приставка (11 часов) |
15 | Общее понятие о приставках и употреблении их в речи. |
16 | Тренировочные упражнения в выделении приставок. |
17 | Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи. |
18 | Приставки пространственного значения. |
19 | Приставки временного значения. |
20 | Многозначные приставки. |
21 | Приставки, сходные по буквенному составу. |
22 | Разделительный твердый знак. |
23 | Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком. |
24 | Разделительный мягкий знак. |
25 | Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком. |
Суффикс (7 часов) |
26 | Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи. |
27 | Тренировочные упражнения в выделении суффиксов. |
28 | Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи. |
29 | Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы. |
30 | Суффиксы профессий. |
31 | Суффикс прилагательных. |
32 | Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени. |
II.2 Словоизменение. Согласование слов (11 часов) |
33 | Окончание. Общее понятие об окончании и употреблении их в речи. |
34 | Тренировочные упражнения в выделении окончаний. |
35 | Морфологический состав слова. Закрепление материала. |
36 | Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа. |
37 | Употребление имен существительных разного рода. |
38 | Употребление имен существительных в косвенных падежах. |
39 | Согласование прилагательных и существительных в роде и числе. |
40 | Согласование прилагательных и существительных в падеже. |
41 | Согласование глагола и существительного в числе. |
42 | Согласование глагола и существительного в роде. |
43 | Согласование глагола и существительного во времени. |
Тема III: Предлоги (10 часов) |
44 | Общее понятие о предлогах и употреблении их в речи. |
45 | Тренировочные упражнения в выделении предлогов. |
46 | Предлоги у, около, к, от, по. |
47 | Предлоги на, над, под, с (со), из-под. |
48 | Предлоги в (во), из, за, из-за. |
49 | Предлоги между, возле, перед. |
50 | Дифференциация предлогов и приставок. |
51 | Тренировочные упражнения в дифференциации предлогов и приставок. |
52 | Тренировочные упражнения в соотношении предлогов и глагольных приставок. |
53 | Тренировочные упражнения на отработку пройденного материала. |
Тема VI: Итоговая проверочная работа (1 час) |
54 | Итоговый диктант. |
Календарно-тематическое планирование
логопедических занятий на III этапе коррекционной работы с учащимися 2 - 3-х классов,
имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР
на 20____ - 20____ учебный год
№ п/п | Дата | Тема занятия | Примечания |
Тема I: Предложение (10 часов) |
1 | Речь. Предложение как единица речи. |
2 | Слово. Смысловое значение слова. |
3 | Образные слова и выражения в нашей речи. |
4 | Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета. |
5 | Связь слов в предложении. |
6 | Упражнение в установлении связей слов в предложении. |
7 | Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним. |
8 | Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним. |
9 | Работа с деформированными предложениями. |
10 | Составление предложений по опорным словам. |
Тема II: Текст (21 час) |
11 | Составление рассказа из предложений, данных в неправильной смысловой последовательности. |
12 | Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения. |
13 | Упражнение в делении текста на отдельные предложения. |
14 | Составление связного текста из деформинованных предложений. |
15 | Деление текста на части и озаглавливании их. |
16 | Упражнение в выделении частей рассказа и озаглавливании их. |
17 | Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы. |
18 | Обучение письменному ответу на вопросы. |
19 | Работа над изложением. Составление плана изложения. |
20 | Упражнение в составлении плана изложения. |
21 | Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения. |
22 | Написание изложения по самостоятельно составленному плану. |
23 | Работа над сочинением. Составление плана рассказа. |
24 | Упражнение в составлении плана рассказа и написании сочинения по нему. |
25 | Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов. |
26 | Сочинение по данному началу. |
27 | Сочинение по данному концу. |
28 | Сочинение-повествование. |
29 | Сочинение-описание. |
30 | Сочинение-рассуждение. |
31 | Итоговая проверочная работа. | Сочинение или изложение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.
Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией...
преемственность в работе логопеда ДОУ и школы в решении коррекционных задач школы
Ни у кого не вызывает сомнения необходимость преемственности в работе детского сада и школы, а значит и в работе логопеда дошкольного учреждения и логопеда школьного логопедического пункта. Ни у кого ...
Работа логопеда в общеобразовательной школе.
Презентация о работе учителя - логопеда в общеобразовательной школе....
Рабочая программа по обучению молодых специалистов «Учитель- логопед в общеобразовательной школе».
ГБОУ ЦО №1490 СВОУО Рабочая программапо обучению молодых специалистов «Учитель- логопед в общеобразовательной школе»....
Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.
Настоящее инструктивно-методическое письмо адресовано учителям-логопедам, работающим при общеобразовательных учебных заведениях. В нем представлены характеристика нарушений устной и письменной р...
Система логопедической работы в условиях общеобразовательной школы
Описание системы логопедической работы в общеобразовательной школе...
Зачем нужно проходить ПМПК для занятий с учителем-логопедом в общеобразовательной школе?
Статья для родителей и педагогов по вопросам прохождения ПМПК для получения рекомендаций ребенку с ТНР с целью получения логопедической помощи на логопункте общеобразовательной школы....