Система логопедической работы в условиях общеобразовательной школы
методическая разработка по логопедии на тему
Описание системы логопедической работы в общеобразовательной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_sisteme_obrazovaniya_rossii.docx | 17.94 КБ |
sistema_korrektsionnoy_raboty_v_usloviyah_obshcheobrazovatelnoy_shkoly.pptx | 352.83 КБ |
Предварительный просмотр:
В системе образования России, как и в других странах мира, ведущие позиции в обучении детей с проблемами в развитии все более активно занимает интеграция. Несмотря на различные трудности, связанные с обучением детей с отклонениями в развитии в массовой школе, процесс их интеграции в общеобразовательные школы постепенно интенсифицируется. Однако в настоящее время это не является массовым явлением. Интегрированное обучение предполагает почти индивидуальную работу педагогов с ребенком и его родителями, а значит, его успех во многом зависит от согласованности в работе всех участников образовательного процесса, от организации коррекционно - педагогической поддержки учащихся с разным уровнем развития в условиях общеобразовательной школы.Для успешной интеграции "особых" детей в общеобразовательной школе помимо деятельности учителей-предметников, необходима интенсивная, слаженная работа учителя-дефектолога, педагога-психолога и учителя-логопеда.
Логопедическая служба в школе создана с целью оказания специальной помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении образовательных программ.
Основные задачи логопедической службы:
Сегодня школьная коррекционно-логопедическая служба стала неотъемлемой частью образовательного учреждения, так как с каждым годом увеличивается количество детей с различными видами нарушений. Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием для успешного усвоения программного материала по чтению и русскому языку.
Также у учащихся начальных классов имеются нарушения в развитии восприятия, ориентировки в пространстве, несформированности приёмов учебной деятельности, недостаточное развитие временных представлений и мелкой моторики.
Всё это мешает в полной мере раскрыть детям свои природные способности и интеллектуальные возможности. Отсюда страдает весь процесс обучения.
Учитель-логопед проводит диагностику устной и письменной речи учащихся, определяет структуру и степень речевых дефектов. Составляет статистические отчеты по результатам диагностики.
В начале учебного года комплектуются группы для занятий. С 15 сентября по 15 мая проводятся групповые и индивидуальные логопедические занятия по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций.
В первую очередь в логопедические группы зачисляются дети с речевыми дефектами, препятствующими успешному освоению общеобразовательных программ (учащиеся с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
Для фиксирования коррекционного процесса оформляется необходимая документация: журнал учета посещаемости занятий, журнал обследования, речевые карты на каждого ученика, общий план методической работы на год, перспективные, календарно-тематические и ежедневные планы,график работы, расписание занятий и отчет о проделанной работе за учебный год.
Учитель-логопед тесно сотрудничает с родителями: оказывает консультативную помощь, проводит собрания с родителями учеников, зачисленных на логопедические занятия. Дает необходимые рекомендации по домашней работе для закрепления результатов.
При необходимости и с согласия родителей учащиеся могут быть направлены учителем-логопедом к врачам-специалистам (сурдологам, ортодонтам, невропатологам и др.), а также к психологам и дефектологам для консультации.
Логопед тесно сотрудничает с учителями начальных классов: консультирует, сообщает результаты диагностик, дает рекомендации, выступает на МО учителей начальных классов.
Логопедический кабинет регулярно оснащается различными дидактическими пособиями, необходимыми в работе. Оформлен стенд и паспорт кабинета.
Логопед систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Учитель - логопед осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию речевых нарушений у детей. Использует разнообразные методы, приемы и средства обучения в рамках государственных стандартов.
Все занятия коррекционно-логопедической службы ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его комфорт, потребность в эмоциональном общении с педагогом. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коррекционный процесс Учитель-дефектолог Учитель-логопед Педагог-психолог
Деятельность учителя - логопеда
Логопедическая служба в школе создана с целью оказания специальной помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении образовательных программ. .
Основные задачи логопедической службы: Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении образовательных программ. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов школы и родителей обучающихся
Направления работы логопедической службы -Развитие фонематических процессов, артикуляционной моторики, речевого дыхания. -Формирование звукового анализа и синтеза. -Постановка и автоматизация дефектных звуков. -Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи. -Формирование связной речи и навыков построения связного высказывания. -Совершенствование движений и сенсомоторного развития. -Коррекция элементов учебной деятельности. -Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. -Развитие пространственных, временных и социально-бытовых представлений. -Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
Коррекционный процесс Диагностическая работа 1-15 сентября – первичная диагностика 20 -30 декабря - промежуточная диагностика 15 – 30 мая – итоговая диагностика Коррекционные занятия 15 сентября – 20 декабря 1 января -15 мая Консультативная деятельность Родителей детей-логопатов Учителей начальных классов
Диагностика Устной речи -звукопроизношения -связной речи -лексической и грамматической сторон Письменной речи -диктант, -списывание (с печатного и рукописного текста)
Коррекционные занятия Индивидуальные занятия Групповые занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система логопедической коррекции в условиях школы
Основной целью логопедической работы является преодоление школьной дезадаптации учащихся за счет формирования ключевых компетенций, ликвидации речевых нарушений и пробелов неречевых функций путем разв...
Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающимися по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.
В данной работе рассказывается о том, как должна осуществляться коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы...
Особенности логопедической работы с детьми-биллингвистами в условиях общеобразовательной школы
Презентация для выступления на районном семинаре для директоров школ " Воспитательная деятельность в ОУ в условиях ФГОС: средовой подход в формировании коликультурной компетентности."...
Логопедическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы.
Логопедическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы....
Система работы со слабослышащими детьми в условиях общеобразовательной школы
Реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий....
Особенности работы в условиях инклюзивного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы
Одним из звеньев общей системы образования являются специальные образовательные школы коррекционной направленности. Содержание образования охватывает различные виды знаний, которы...
«Специфика логопедической работы с учащимися с ЗПР в условиях общеобразовательной школы»
В современной логопедии нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития в...