Путешествие по мору слов. Антонимы
презентация к уроку по логопедии (4 класс) по теме
Коррекционно-развивающее занятие. Технологическая карта
Учитель – логопедвысшей квалификационной категории Сеина Любовь Артемьевна. Логопедическое занятие (групповое, 6 учеников с ОНР). Класс 3. Тема: Лексика. Антонимы.
Цели коррекцинно-развивающего занятия:
- Совершенствование речевых возможностей учащихся через актуализацию вербальных структур.
- Уметь обосновывать свой выбор через решение проблемных вопросов.
- Подбирать антонимические пары к словам, отгадывать загадку, загаданную при помощи антонимов.
Задачи:
- Закрепление произношения гласных звуков через овладение детьми кинетических мелодий звуков;
- Совершенствование функции словообразования через образование новых слов;
- Развитие слухового внимания, понимание обращенной речи, умение отгадывать загадки;
- Отработка навыка чтения, фонематических процессов, мелкой моторики;
- Формирование мотивации учебной деятельности.
Развивающая среда: мультимедийная установка, презентация «Путешествие по морю слов», шестигранный простой карандаш, цветные карандаши, ученические ручки, индивидуальные зеркала, текст с заданием «Звуки «Л» – «ЛЬ»», стихотворение «Апрельские облака», подборка антонимов по теме: «Море. Морские путешествия»
Слова и словосочетания, требующие внимания во время проведения словарной работы: слова-неприятели (антонимы), тональность голоса, диванокрепкоспательный, молокосливкоуплетательный, громковопящий, злобноцарапающий, корабль «Санглбанглтинглтаг».
Условия показа: после отработки заданий на каждом слайде дети выполняют волнообразные движения сцепленными в замок руками («волна»), после щелчка мыши открывается новый слайд, слайды открываются с анимацией «Увеличение».
Этапы занятия |
Задачи этапов |
Сотрудничество учителя и ученика |
Диагностика речевых умений
|
Коррекционно развивающий компонент
| |
1. Организация занятия Слайд 1
|
Создание комфортной психологической обстановки для занятия, отработка слухового внимания |
Взаимное приветствие. Организация детей по подготовке к занятию, включение в работу, психологический настрой на занятие.
Ребята! Внимание! Каждый из вас Может попробовать хоть сейчас. Только учтите: совсем не пустяк Сказать без запинки «Санглбанглтинглтаг» Кто может сказать «Санглбанглтинглтаг» Тот может поднять Корабельный флаг, Может прямо в Африку плыть, Может даже трубку курить И важничать, как заправский моряк, На корабле «Санглбанглтинглтаг». Д. Радович
Задание: Четко произнести название корабля «Санглбанглтинглтаг»
|
Умение четко и без задержки произносить слово сложного слогового состава с чередованием согласных звуков: санглбанглтингл таг |
Коррекция произносительной стороны речи. | |
2. Объявление темы, постановка задач занятия. Работа по усвоению новых знаний и умений.
Слайд 2
|
Капитан корабля Хихикин Иван Петрович. Прошу матросов занять места – в путь отправляться настала пора! Корабль «Санглбанглтинглтаг» отправляется в путь по морю слов. Нас ждет много необычного и интересного.
Задание:Беседа о последовательности работы на занятии, практической значимости для школьников умения владеть лексическим богатством русского языка.
|
Умения: вести диалог по организации учебной деятельности, пользоваться невербальными и вербальными способами приветствия, отвечать на вопросы, дополнять ответы одноклассников, вслушиваться в обращенную речь. |
Воспринимать на слух учебную задачу. Совершенствование психических процессов, отработка навыка чтения
| ||
3. Основной этап - отработка артикуляционно-дыхатель ных упражнений.
Слайд 3 |
А) Накануне отплытия команда приглашена на торжественный ужин, на котором угощались блинами с вареньем, и пили чай. Б) Дыхательное упражнение «Чайник». Задание:Вытянуть хоботком губы и высунуть между ними язык, сложенный трубочкой. Медленно выдуть изо рта воздух через эту трубочку. В) Статическое упражнение «Чашечка». Где же чашки? Вот они. Посмотри и повтори. Подожди – не убирай! Наливаю в чашку чай! Задание:Высунуть изо рта широкий язык, придав ему форму чаши. Дети удерживают артикуляционную позу «Чашечка», а взрослый делает вид, что наливает каждому чай в его чашечку. Для этого взрослый подносит ладонь, сложенную щепотью ко рту каждого из детей и произносит звук «С». Чай мы в чашечки налили. Сахар тоже положили. Ложки чайные возьмем – Помешаем и попьем, Посмотрите, как я перемешиваю … Задание: Логопед показывает артикуляционное упражнение «Чайная ложечка», а дети его повторяют. Г) Динамическое упражнение «Чайная ложка» - Задание: Открыть рот и облизать круговым движением языка – сначала верхнюю губу, а затем нижнюю. Д) Статическое упражнение «Блинчик» К чаю блинчики у нас А к блинам варенье – Просто объеденье! Задание:Положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык. Е) Самомассаж языка «Пожуем» Покажите блинчики. Вот они какие – Просто объеденье! Задание: Пожевать кончик языка, одновременно произнося слоги «Та-та-та». Затем широко раскрыть рот и сказать: «Ам!» Ё) Динамическое упражнение «Вкусное варенье» - Задание:Облизать широким кончиком языка верхнюю губу в направлении сверху вниз. Ж) Мимическое упражнение «Сладко и кисло»- Задание:Показать с помощью мимики, каким бывает лицо, когда едят сладкое и кислое варенье. Логопед произносит словосочетания, а дети демонстрируют мимические позы: малиновое, брусничное, клюквенное, черничное, смородиновое, абрикосовое, ежевичное. З) Дыхательное упражнение «Попьем» - Хороши блины с вареньем, Лучше всякого печенья! Надо губки облизать И спасибо всем сказать! Задание: Вытянуть губы трубочкой и втянуть в себя воздух. Затем выполнить упражнение «Вкусное варенье» - облизать широким кончиком языка верхнюю губу в направлении сверху вниз.
|
Контролиро вать точность, четкость движений, умение выполнять комплекс артикуляционно-дыхательных и мимических упражнений. | |||
4. Основной этап -упражнение для пальчиков. Слайд 3 |
Совершенствование мелкой моторики, умения составлять антонимические цепочки на заданную тему. | Чтоб штурвал держать покрепче, И из рук не выпускать Непременно нужно пальцы С детства деткам развивать. Взяли в руки карандаш – Слушаем приказ! На ладошку положи, К пальчикам скорей веди, Да словечко подскажи: Задание: назвать слова-антонимы к выделенным словам. Карандаш с усилием прокатывается пальцами одной руки от запястья до подушечек пальцев другой руки. Движение сопровождается проговариванием. Называются противоположные по смыслу слова (приплыть – отплыть)
Корабельная машина вперед - … назад; Течение теплое - … холодное; Широты северные - … южные; Части суши острова (полуострова) - … материки; Корабли пассажирские - … сухогрузы; Во время шторма корабли в волны ныряют, а затем - … выныривают; На море бывает штиль– шторм.
|
Скоординирован ность движений пальцев и речи, образовывать антонимические цепочки, |
Совершенствование умения воспринимать на слух чужую речь и выполнять движения при ответе на вопрос. Массаж руки граненым карандашом. Воспитание умения работать в коллективе. | |
5. Основной этап - совершенствование фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Слайд 4.
|
Умение выделять звук «Л» (твердая – мягкая позиция) | Что за странные слова долетают к нам сюда?! Надо их внимательно прослушать И узнать, что они пытаются сказать. Задание: Прослушать стихотворение, назвать часто встречающийся звук, дифференцировать мягкое и твердое произношение звуков «Л- «ЛЬ». Два облачка апрельским днем Носились в небе голубом. Столкнулись шалунишки, Набили себе шишки. Ревут, глупышки: «Ох!» и «Ах! Проснулось солнце в небесах, Согрело всех лучами – Пропали слёзы сами!
|
Умение находить повторяющийся звук в стихотворении.
|
Совершенствование фонематического восприятия, анализа и синтеза. | |
6. Основной этап - словообразование
Слайд 5.
|
Образование новых слов через сложение основ слов.
| Что за шум, что за крик. По правому борту остров кошек. Срочно нужно навести порядок. Что за грозное шипение доносится из-за кустов. Может это ядовитая змея или злобная оса?! Нет! Это же Василий, рыжий кот, рассказывает о себе: «Вчера Я был диванокрепкоспательным, молокосливкоуплетательным, а сегодня Я громковопящий и злобноцарапающий всех кто меня не похвалит! Ужасно плохое настроение у Василия, и все из-за того, что уже десять долгих дней и ночей не слышал комплиментов». Задание:Придумаем для Василия слова, которые ему обязательно понравятся. Продолжить дальше цепочку слов. Например, утромордоумывательный, спинкаграциозновыгибательный и ….
|
|
Коррекция функции словообразования. Умение образовывать новые слова путём сложения двух основ молоко + лакать = молоколака тельный
| |
7. Основной этап - отгадывание загадок.
Слайд 7.
|
Отгадывание загадок, составленных при помощи антонимов. | Земля! – вдруг все закричали. На горизонте показались острова, на которых творятся чудеса. В небе облака плывут, по очертаниям похожие на животных. Их можно превратить в настоящих животных, отгадав загадку, составленную необычным образом. Задание:Запомните в загадках все наоборот, если в загадке услышите слово »близко», значит надо вспомнить другое слово «далеко», услышите «суша», значит «вода». И тогда – из воображаемого животного вы увидите настоящее.
Обитает он в воде (значит на суше), Шерсти на нём нет совсем (у него длинная шерсть), Есть длинный хвост (короткий хвост). Всё он лето сладко спит, (всю зиму сладко спит) А зимой по лесу бродит (летом по лесу бродит), Горькое он обожает, а от сладкого нос воротит (сладкое он обожает, а от горького нос воротит) – Кто же это – нам ответь Ну, конечно же, - ……. (медведь)
|
Умение находить и выделять главное в тексте.
|
Коррекция мыслительной деятельности, памяти, внимания, воображение. | |
8. основной этап - психологический этюд «Моряки» -динамическая пауза Слайд 8.
|
Динамичес кая пауза | Снова гудок корабля зовет нам в путь. В гости к королевству гласных звуков штурман проложит нам курс. Вдруг резко испортилась погода, налетел сильный ветер, начался шторм. Мы сильные духом сможем устоять на палубе корабля среди бушующего моря.
Задание:Предложить детям представить себя отважными моряками, которые стоят на мостике и смотрят вперед. Вокруг них темное небо, бушующие и высокие волны, слышится завывание ветра, гремит гром. Не боятся моряки бури, чувствуют себя сильными и смелыми, уверенными в себе и в своих силах. Они обязательно доведут «Санглбанглтинглтаг» до острова, на котором живут феи – гласные звуки. Шторм понемногу стал утихать и совсем утих. Снова на небе засияло солнышко, и наш корабль спешит к заветным берегам. |
| Совершенствование воображения, фантазии, воспитание уверенности в своих силах, Развитие эмоциональной сферы детей через воображение ситуации. Коррекция застенчивости
| |
9. основной этап – упражнение на внимание
Слайд 10.
|
Упражнение на внимание |
Задание:Упражнение «Погладим – похлопаем». Одна рука кладется на голову и гладит её. Другая рука кладётся на колено и похлопывает его. Движения выполняются одновременно. По сигналу положение рук меняется. |
умение выполнять одновременно два действия
|
активизировать мыслительные процессы, развивать межполушарное взаимодействие, | |
10. основной этап - отработка кинетических движений звуков
Слайды 11, 12 |
| Корабль «Санглбанглтингтаг» приближается к острову «Королевство гласных звуков». Здесь живут феи с необычными именами. Одну из них зовут «Ы», она разговаривает словами в которых есть звук «ы». «Ы»- это её любимый звук. Вторую фею зовут «О». Третью фею зовут - «А». Задание:Почему так зовут фей. догадались почему у них такие необычные имена. В королевстве гласных звуков живут не только феи, но и животные. Увидев фей, они непременно здороваются с ними их песенками. Поздороваемся с феей по имени «У». Задание: Поздороваемся и мы с фей «У» от имени кота, мышки, зайки. произнести гласный звук «У « следующим образом: кот – мягко и одновременно показывая движение кота (чередуем ладони перед собой сначала правая ладонь, затем левая), заяц - высокая тесситура (негромкие хлопки перед собой), мышка – высокая тесситура (семенящие движения рук перед собой). |
|
Отработка полетности голоса, согласованности движений + речь | |
11. основной этап - закрепление знаний Слайд 13.
| Актуализировать знания учащихся по лексической теме «Продукты» | Феи любят принимать гостей и всегда угощают, предлагая меню, состоящее их мучных и кондитерских изделий. Задание:Продолжите список «сладких слов» дальше: торт, карамель, …
|
умение не повторять сказанные ранее слова. | Развивать ассоциативное мышление, вслушиваться в чужую речь. | |
12. основной этап - Работа в тетради
Слайд 14. |
Дифференциация мягких и твердых согласных звуков «Л» - «Ль». | В обратный путь пора, друзья. Всем занять свои места. «Санглбанглтинглтаг» берет курс домой. Что-то блеснуло по правому борту – это бутылка – письмо. Достать немедленно! В ней письмо с просьбой о помощи. Звучит приказ капитана: Открыть письмо, прочитать немедленно и отправить ответ. Времени на раздумья нет! Задание:Подчеркни буквы, обозначающие мягкий звук ЛЬ – зеленым карандашом, твердый звук Л – синим карандашом» буквы Л – Ль. По окончание выполнения задания ответы свернуть в «трубочку» и опустить в бутылку. Текст записки: Небольшой куст можжевельника в лесу иногда принимают за молодую ёлочку. Они действительно похожи. Однако расположение хвоинок на стебле у можжевельника совершенно различно. У ели хвоинки сидят густо, а у можжевельника более редко. Сами хвоинки тоже не такие, как у ели, они плоские. Весной у можжевельника появляются маленькие мужские и женские шишечки. (по В. В. Петрову) |
|
Развивать внимание и желание доводить начатое до логического завершения | |
13. основная часть – словесно-логическое мышление
Слайд 15.
|
Выделять главное в изучаемом материале и делать выводы. |
Вдали виднеется берег родной. Пора приниматься за украшения корабля, но что это – все шарики оказались сдутыми или лопнувшими. Опять мистер Любопытный постарался – проводил опыты над ними. Скоро мы можем остаться без шаров,
Задание: Подскажем мистеру Любопытному ответ в решении сложной задачи, почему, произношение согласных звуков похоже на лопнувший или на сдувающийся шарик.
|
| Развивать умение делать вывод, выделять главное, воспроизво дить полученные знания, обобщать.
| |
Итог занятия.
Слайд 16.
|
Рефлексия | Наше путешествие по морю слов завершилось. На берегу нас встречают фотокорреспонденты, которые просят поделиться впечатлениями о путешествии.
Задание:рассказать о том, что запомнили на занятии. |
Подводить итог, выделять главное | Развитие способности актуализировать ранее полученные знания, опираясь на собственный опыт
| |
Литература:
1. Анискевич С. С., Анискевич Ю.О Путешествие в Хохотанию Минск, «Европейская книга, 1995.
2. Диктанты 1-4 классы/авт.-сост. Дьячкова Г. Т. – Волгоград: Учитель, 2010.
3. Мещерякова Н. П Коррекция письменной речи в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2009.
4. Разумовская Е. А. Как быстро развивать память для запоминания иностранных слов, цифр и любой информации. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
5. Сеина Л. А. Эйдетика. Развиваем образную память младших школьников. – Ханты-Мансийск, 2009.
6. Силберг Дж, Скиллер П. Полное собрание стихотворений и песенок, считалок и потешек, игр, скороговорок и загадок для детей/ Дж. Силберг, П. Скиллер/пер. с анг Т. И. Попова. – Минс: ООО «Попури», 2005
7. Соболева О. Л. Русский язык: Методические рекомендации к учебнику для четырёхлетней начальной школы. – М.: Издательство «Ювента», 2006.
8. http://pout.ru/mpf/Final_(iz_filma_Usatyi_njan).mp3
9. http://www.lenagold.ru/fon/clipart/t/tani/tani22.jpg
10. http://www.lenagold.ru/fon/clipart/k/kris/krista08.jpg
11. http://www.fescontract.ru/rus/partners/
12. http://photocelebs.ru/photoshop/2883-svitki-i-rukopisi-shablony-dlya-fotoshopa.html
13. http://s40.radikal.ru/i087/0810/f4/26772448f5ba.jpg
14.http://photos.lifeisphoto.ru/20/0/200091.jpg
16.http://vsyaanimaciya.ru/photo/10
17.http://sea-wave.ru/forum/showthread.php?t=552
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_moryu_slov.ppt | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели занятия Совершенствование речевых возможностей учащихся через актуализацию вербальных структур; Умение обосновывать выбор ответа через решение проблемной ситуации; Обучение подбору антонимической пары к словам. 14.04.17 http://aida.ucoz.ru
Задачи Закрепление произношения звуков через овладение детьми кинетических мелодий; Совершенствование функции словообразования через образование новых слов; Развитие связной речи через умение понимать обращенную речь; Отработка навыка чтения, фонематических процессов, произносительных навыков, мелкой моторики; Формирование мотивации к целенаправленной деятельности.
Капитан корабля Хихикин Иван Петрович Прошу матросов занять места – в путь отправляться настала пора! Наш корабль «Санглбанглтинглтаг» отправляется в путь по морю слов. На нашем пути ждет нас много необычного и интересного.
Ребята! Внимание! Каждый из вас Может попробовать хоть сейчас. Только учтите: совсем не пустяк Сказать без запинки « Санглбанглтинглтаг». Кто может сказать «Санглбангтинглтаг», Тот может поднять Корабельный флаг, Может прямо в Африку плыть, А может даже трубку курить И важничать, как заправский моряк, На корабле « Санглбангтинглтаг»!
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Добавь словечко … Течение холодное и ….. Широты северные и …. Море спокойное и ….. Во время шторма нос корабля ныряет в морскую гладь и …. На море бывает штиль и …. Пассажирские корабли и ….
Остров звуков
Обитает в воде, На нем нет шерсти, Но есть длинный хвост. Все лето он сладко спит, А зимой по лесу бродит! Обожает горькое. Кто же это нам скорей ответь! Ну, конечно же это …..
Психологический этюд «Капитаны»
Упражнение на внимание
«Санглбанглтингтаг» приближается к королевству «гласных Звуков».
Сладкие слова
Подчеркни буквы
Вопросы мистера Любопытного
Возвращение из путешествия
Информационные источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока русского языка по теме: "Слова - антонимы" (Начальная школа XXI века)
Урок разработан в соответствии с деятельностным методом....
Классный час "Путешествие по морю Мои увлечения"
Определение интересов и потребностей школьников....
Сценарий праздника. «День именинника или необыкновенное путешествие по морю Фантазий на Остров Праздников».
Праздник . посвященный.дню именинника. Можно проводить в конце учебного года ....
Урок русского языка во 2 классе по теме "Слова-антонимы"
УМК "Школа XXI века". Учебник С.В. Иванова "Русский язык" 2 класс. Первый урок по теме "Слова-антонимы"....
Конспект урока "Слова - антонимы"
Развитие языковой эрудиции каждого школьника, его интереса к языку и речевому творчеству....
Урок русского языка слова антонимы 2 класс
Урок русского языка по программе Начальная школа 21 век , 2 класс...
Урок русского языка во 2 классе "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов"
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов" по системе Л.В. Занкова...