Урок русского языка во 2 классе по теме "Слова-антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
УМК "Школа XXI века". Учебник С.В. Иванова "Русский язык" 2 класс. Первый урок по теме "Слова-антонимы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova-antonimy._urok_2_kl.docx | 19.58 КБ |
antonimy..pptx | 495.22 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Начальная школа XXI века»
Русский язык
2 класс
Тема урока: «Слова-антонимы»
Задачи урока:
наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;
ввести термин «антонимы»;
находить, подбирать антонимы;
наблюдать за ролью антонимов в речи.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с текстом, карточки-помощницы, карточки с пословицами.
Этапы урока | Содержание урока | Презентация (№ слайдов) |
1 | Организационный момент. | |
2 | Чистописание. | |
3 | Постановка проблемного вопроса. - К нам на урок пришёл гость – карандаш. Сегодня он поможет мне провести урок. - Карандаш хочет рассказать о том, какая беда случилась с одним героем, которого он нарисовал. Просмотр фрагмента м/ф «Одуванчик – толстые щеки». - Что же случилось? Почему Одуванчик так разволновался?
| 2 3 |
4 | Открытие нового. Тема урока. Задачи урока. Карандаш задает вопросы: - Сравните пары слов: толстый – тонкий спокойный – тревожный веселится – огорчается. - Что объединяет эти пары слов? (противоположные по значению) - На прошлых уроках мы изучали слова, близкие по значению. – синонимы. Сегодня мы выяснили, что есть слова, противоположные по значению, их называют антонимы. - Назовите тему сегодняшнего урока. Если это будет урок изучения нового материала. Тема урока: «Слова-антонимы». (записать в тетрадь) - Что бы вы хотели узнать об этих словах? (признаки антонимов, для чего они нужны) - Чему будем учиться на уроке? (находить антонимы, правильно употреблять их в речи) | 4 5 6 |
5 | Определение признаков слов-антонимов. -Определение слов-антонимов, которое мы вывели в начале урока, - неполное. Что нужно узнать, кроме значения слов (по аналогии с синонимами)? (на какой вопрос отвечают) Вывод: слова-антонимы отвечают на один и тот же вопрос, имеют противоположное значение. - Что значит слово «антоним»? Сравните его со словом «синоним»: чем похожи, в чем различие? («онима» - (с древнегреческого) имя, «синоним» – одноименный) - Слово «анти» тоже пришло к нам из древнегреческого языка. Значение его назовете, если вспомните известные вам слова: антимоль, антигриппин, антивирус. Какое значение имеет приставка анти- в этих словах? -Проверим себя по учебнику. Урок 107. с.60. Обратимся к рубрикам «Путешествие в прошлое» и «Тайны русского языка» | 7 8 9 |
6 | Упражнение в подборе антонимов. Задание: подобрать к выделенному слову антоним, который завершит пословицу. Работа в группах. Знай больше, а говори … (меньше). Мир строит, а война … (разрушает). Думай медленно, работай … (быстро). Ласточка день начинает, а соловей … (кончает). Не дорого начало, похвален … (конец). - Выпишите любые три пары антонимов.
Упражнение №2. - Поработайте сначала в парах. Проверка с последующей записью: белый – чёрный далеко – близко брать – отдавать друг – враг - Вернемся к вопросам, которые ставили перед собой на урок. На какой вопрос ответили? | 10 11 |
7 | Физкультминутка. Игра «Делай все наоборот» | |
8 | Наблюдение над ролью слов-антонимов в тексте. - Прочитайте первый текст. - Замените, выделенные слова антонимами. Сравните тексты. (предлагаются карточки-помощницы: весна, вернулись, растаял, последний) Текст № 1. Пришла осень. Выпал первый снег. В южные страны улетели перелётные птицы. Текст № 2. Пришла весна. Растаял последний снег. Из южных стран вернулись перелётные птицы. - Что общего у текстов? Чем различаются? Какие слова помогли изменить текст? - Какую роль играют антонимы в русском языке? - На какой вопрос нашли ответ? - Смогли мы выполнить практическую задачу урока: находить, подбирать антонимы? | 12-13 14 15 16 |
9 | Работа со словарем антонимов. - Всегда ли вам было просто подбирать антонимы? - Что же делать в случае затруднения? (спросить у взрослых, посмотреть в словаре) Работа в группах. Знакомство со словарем антонимов. - Рассмотрите, полистайте. Сколько слов в словаре? Сможете воспользоваться его подсказками? | |
10 | Рефлексия. - Продолжите предложения. На уроке я узнал(а) … . Могу рассказать другим … . Было трудно … Было интересно … . | 17 |
11 | - А что же Одуванчик, дождался ли он помощи? Просмотр фрагмента м/ф «Одуванчик – толстые щеки». - Какой важный закон жизни узнал Одуванчик? А вы когда-нибудь смеялись над собой? А ка вы себя чувствуете, если кто-то над вами смеется? Какое правило общения надо помнить? | 18 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слова, близкие по значению, - синонимы. Слова, противоположные по значению, - антонимы. Слова-антонимы.
Для чего нужны антонимы? Что вы хотите узнать об антонимах? Какие слова называются антонимами?
Чему будете учиться на уроке? Находить антонимы, подбирать антонимы, правильно употреблять их в речи.
Антонимы – слова, которые отвечают на один и тот же вопрос , но имеют противоположное значение .
синоним антоним
Анти – «против»
Для чего нужны антонимы? Что вы хотите узнать об антонимах? Какие слова называются антонимами?
Знай больше , а говори … меньше. Думай медленно , работай … быстро. Мир строит , а война … разрушает. Ласточка день начинает , а соловей …. кончает. Не дорого начало , похвален … конец.
Пришла осень . Выпал первый снег. В южные страны улетели перелетные птицы. Пришла весна . Растаял последний снег. Из южных стран вернулись перелётные птицы.
Антонимы подчёркивают различие, усиливают его. Антонимы меняют смысл предложений, текстов.
Что ты хочешь узнать об антонимах? Для чего нужны антонимы? Какие слова называются антонимами?
Чему будете учиться на уроке? Находить антонимы, подбирать антонимы, правильно употреблять их в речи.
Я узнал(а) … . Могу рассказать другим … . Было трудно … . Было интересно … .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...
Комментарии
Спасибо за материал. Очень
Спасибо за материал. Очень пригодился. На основе Вашей работы разработала следующий урок и презентацию к нему ("Сочетание антонимов с другими словами")