Исправление нарушений письменной речи.Применение таблицы « Твердые и мягкие согласные» при изучении данного раздела на логопедических занятиях в коррекционной школе VIII вида .
методическая разработка (логопедия) на тему
У умственно отсталых детей в результате органического поражения коры головного мозга происходит нарушение восприятия, памяти, внимания нарушается деятельность различных анализаторов: речеслухового, зрительного, речедвигательного, все отрицательно влияет на - процессы нормализации у них чтения и письма, даёт предпосылки к появлению дисграфии и дислексии различной степени тяжести.
Наибольшую трудность для усвоения умственно отсталыми логопатами представляет раздел «Твердость и мягкость согласных». Для достижения наибольшего эффекта при изучении данного раздела нами используется таблица, которая заполняется по мере расширения к углубления знаний детей о способах обозначения твердости к мягкости согласных на письме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Исправление нарушений письменной речи.
Применение таблицы « Твердые и мягкие согласные» при изучении данного раздела на логопедических занятиях в коррекционной школе VIII вида .
(2-5 классы)
У умственно отсталых детей в результате органического поражения коры головного мозга происходит нарушение восприя тия, памяти, внимания нарушается деятельность различных анализаторов: речеслухового, зрительного, речедвигательного, все отрицательно влияет на - процессы нормализации у них чте ния и письма, даёт предпосылки к появлению дисграфии и дис лексии различной степени тяжести.
Наибольшую трудность для усвоения умственно отсталы ми логопатами представляет раздел «Твердость и мягкость согласных». Для достижения наибольшего эффекта при изучении данного раздела нами используется таблица, которая заполня ется по мере расширения к углубления знаний детей о спосо бах обозначения твердости к мягкости согласных на письме.
Таблица используется, начиная со 2 класса.
Согласные твердые и мягкие | Твердые согласные | Мягкие согласные | Гласные показывают | |
Твердость согласного | Мягкость согласного | |||
Б К Р | Ш | Ч | А | Я |
В Л С | Ж | Щ | О | Е |
Г М Т | Но!! | Но!! | У | Ю |
Д Н Ф | ШИ | ЧА, ЩА | Э | Е |
З П Х | ЖИ | ЧУ, ЩУ | Ы | И |
Во 2 классе основное внимание уделяется развитию слу хового восприятия при тренировке произнесения каждой из 15 пар согласных, имеющих твердый и мягкий вариант произноше ния фонем. Навык закрепляется с помощью различных упражне ний в произношении и письме слогов , слов с твердыми и мягкими согласными. При анализе наличия, количества и последователь ности звуков в слове, а так же анализе его слогового, звуко вого состава применяются графические схемы.
В 3-4 классах работа, начатая во 2 классе, расширяет ся и усложняется за счет большей самостоятельности при выполнении аналитической работы и большего объема письменных ра бот.
В 5 классе делается упор на самостоятельное выполнение письменных заданий по перфокарточкам». в которых надо допи сать пропущенную букву, практикуется составление ребусов и кроссвордов по теме. Ведется работа с текстом или стихотво рением, где дети находят в предложенном тексте мягкие и твердые согласные, анализируют способы обозначения их мяг кости.
Работа по теме «Твердые и мягкие согласные» проводит ся в группе с опорой на таблицу по единому плану, не исклю чая дифференцированного объема задания в каждой группе и индивидуального подхода к каждому ребенку. Такой учет «зоны ближайшего развития» у детей способствует оптимально му усвоению наиболее сложной темы. Различие будет заклю чаться в усложнении лексического материала и постепенном наращивании объема письменных и самостоятельных заданий.
План работы по таблице «Твердые и мягкие согласные» во 2 – 5-х классах.
1. Изучение гласных 2 ряда и их влияние на твердость и мягкость предыдущей согласной.
2. Восприятие и выделение согласных, имеющих твер дые и мягкие вариант фонем.
3. Согласные только твердые. Согласные только мяг кие. Прохождение теп идет параллельно.
Основной работе по теме "твердые и мягкие согласные" предшествует подготовительный этап. В нем уточняется пред ставление о звуках, способах их образования, деление на гласные и согласные.
Примерные виды заданий при прохождении темы «Твердые и мягкие согласные».
1.а) изолированно, услышав твердый звук, назвать его
мягкий вариант. (Упражнение проводится с пере кидыванием мяча). Например: б-б, в-в, г-г, д-д и т.д.),
б) к мягкому варианту подобрать твердый: т.д.
2.Аналогичная работа со слогами (с перекидыванием мяча)
БА-БЯ. ФА-ФЯ
ПА-ПЯ СА-СЯ
КА-КЯ ВА-ВЯ
ЗА - ЗЯ ГА-ГЯ
Эта работа проводится с любой из 15 пар твердых и мягких согласных с гласными «я, е, и, е, ю»
3. Дидактическая игра «Тим-Том»
на доске два рисунка Тома-друга твердых согласных и Тима –друга мягких согласных". Группа делится на 2 команды. Логопед называет слова. Если слышится мягкий звук, то встают друзья Тима, если твердый –встают друзья Тома.
(булка,белка,бензин,болт,бинт,беседа)
4.Дидактическая игра «Слоговой аукцион»
Придумать слова, начинающиеся со слога «ба»
Ба…(-ня, -нан, -ран)
Придумать слова, начинающиеся со слога «бу»
(бумага,булавка,букашка,бутон,Буратино)
5.Слоговое лото
составить слова со слогами: -ба, бо, бу,бы, бин, ки,ты,га,ма)
Эти виды упражнений улучшают слуховое восприятие и их лучше применять во 2-3 классах.
6.Выборочный диктант слогов
Записать слоги, содержащие мягкие или твердые согласные исходя из цели занятия.
( са ,ся ,ра, ря ,ма ,мя, на, ня, ба, бя , гру , мня и т.д.)
7. Прочитать слова. Уточнить звучание первого звука- твердый или мягкий. Объяснить разницу в написании слов. Подчеркнуть буквы, которыми отличаются эти слова» Сопоставить слова по значению:
нос - нёс, мал - мял, мол - мёл»
8. Списать слова, вставляя пропущенную» букву 0-Е
Написать их парами:
а) Подчеркнуть согласную перед вставленными гласными синим или зелёным карандашом:
к.ша гн.зда , м.шка, в.сла,в .дра, к.чка , св.кла
б) Списать слова, вставить пропущенный слог со или се
- ли..нок, но..чек , вы..кий, гу..нок, ве..лый, ку..чек
9. Работа со словосочетаниями.
а) Списать словосочетания» Подчеркнуть букву ё вместе с согласной стоящей впереди,
Полёт птиц, ведёт козу, зеленый лен, зёрна пшеницы, несёт сумку, быстрый самолёт, подмёл пол, везёт дрова.
б) Внимательно прочитать словосочетания. Найти в них ошибку. Записать словосочетания.
плывот no реке
большой посолок
дорни за кольцо
несом пирог
10. Работа с предложением:
а) Списать предложение. Вместо точек вставить пропущенную букву.
Вол.дя поёт вес.лую песню. У слон.нка длинный хобот. Отец прив. з два в.за др.в. Кошел. к ле жит на спинке дивана. На вер.вке висят м.крые пел.нки.
б) Из данных слов составить и написать предложе ние. Подчеркнуть слоги с буквами о-е:
корова, мы, услышали, рёв
привёз, воз, брат, сена
у, новые, галоши, Алёши
в, светло, от, роще, берёз.
11. Проверочные диктанты на дифференциацию твердых и мягких согласных»
Указанные виды работ используется на протяжении всего периода прохождения темы "Твердые в мягкие согласные". Рече вой материал подбирается к каждой изучаемой букве с учетом дифференцированного подхода и индивидуальных особенностей учащихся.
К изучению данного материала по теме «Твердые и мяг кие согласные» приступаем после ознакомления с гласными I-II ряда и их дифференциацией.
Предварительный просмотр:
Примерные конспекты логопе дических занятий по разделу: "Дифференциация твердых и мягких согласных" во 2-5 классах»
«Дифференциация гласных звуков 1-2 ряда»
(занятие во 2 классе)
Цель: Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство в различие (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие и без него).
Тренировать детей в различении твердых и мягких согласных.
Упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных 2 ряда.
- Фонетическая зарядка.
Что просит сказать врач, осматривая горло? (аа -аа - аа)
Что говорит девочка, когда у нее болят зубы? (о-о-о)
Что говорят, когда рыба срывается с крючка? ( уу-х)
Как гудит паровоз? ( Ууу-ууу)
Как поет пароход? (Ыы-ыыы)
Как кричат хвастуны? (Я-я-я-я)
2.Артикуляционно-фонетическая дифференциация гласных А-Я
Приступая к объяснению, логопед вывешивает (или показывает слайд) таблицу «Твердые и мягкие согласные», которая в этом случае выглядит так:
Согласные твердые и мягкие | Твердые согласные | Мягкие согласные | Гласные показывают | |
Твердость согласного | Мягкость согласного | |||
Б К Р | А | Я | ||
В Л С | О | Е | ||
Г М Т | У | Ю | ||
Д Н Ф | Э | Е | ||
З П Х | Ы | И | ||
Ь |
Можно ли считать парными звуки У и Я? Какие звуки называются парными и почему?
Назвать парный звук к гласной А, отметить сходство речедвигательных ощущений: при произнесении звуков А-Я у нас широко открывается рот. Выделить отличие ( с опорой на слуховое восприятие) гласных А-Я :гласный А произносится длительно, а гласный Я нужно произносить быстро, т.к.он может спрятаться за гласную А.
Назвать парный гласный к данному звуку (перекидывая мяч): А- ,Я- ,Я - ,А -)
Мы вспомнили с вами гласные звуки, а какие еще у нас есть звуки?
Называют согласные, читая таблицу и выделяют их основное отличие от гласных (при произнесении согласных во рту имеется преграда, а при произнесении гласных нет).
3.Далее следует примерно такое объяснение.
Давайте возьмем из этой таблицы любой согласный звук, например - М. оказывается, это не простой звук. Когда он встречается с гласными Я-А ,он и произносится по-разному.
Задание:
-прочитать прямые слоги, сочетая гласный М последовательно с гласными первого и второго ряда А – Я.
-при повторном чтении обратить внимание на изменение звучания согласного от соседства гласного того или другого ряда.
4. Упражнения в слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких вариантов звука М.
-Изолированно - услышав твердый вариант, назвать мягкий и, наоборот (с перекидыванием мяча).
-В слогах (с перекидыванием мяча) ма-мя, мя-ма, ма-мя, мя-ма.
-Слоговой аукцион :придумать слова со слогом Ма, МЯ.
Мама, мак, машина, мяч, мясо.
-Выборочный диктант слогов (из ряда слогов записать только слог МА).
ка, ра, са, ма, та, ма, да.
В тетради эта запись будет выглядеть так:
- , - , - ,ма, -, ма, -.
Аналогичная работа проводится со слогом МЯ.
5.Прочитать пары слов. Уточнить звучание первого согласного звука (твердый, мягкий) Объяснить разницу в написании слов. Сопоставить слова по значению.
Мал-мял, сад-сядь ,рад-ряд.
6.Устно составить предложения со словами предыдущего задания.
К концу занятия подводим детей к двум выводам:
Перед гласной А нужно говорить твердую согласную, а перед гласной Я – мягкую. Если гласная А встанет после согласной М или другой согласной по таблице, то согласный звук будет звучать твердо, а если гласная Я встанет после согласных звуков, то они будут звучать мягко.
7. Итог занятия.
Тема: «Согласные только твердые, закрепление правописания ЖИ-ШИ».
(занятие в 4 классе)
Цель: Дать понятие о твердости согласных Ж и Ш.
Тренировать в различении твердых согласных.
Закреплять навык правописания ЖИ-ШИ.
1.Краткое повторение по таблице «Твердые и мягкие согласные»
Включение в таблицу букв Ж и Ш.
Логопед, задает ребятам вопрос "Все ли согласные буквы включены в таблицу? Оказывается, не все. Нет Ш, Ж, Ц, Щ, Ч. Почему? Останавливаясь пока на буквах Ж и Ш , логопед предлагаёт ученикам послушать, как они звучат в слогах и словах:
а) Прочитать слоги: жа, жо, жу, ша, шо, шу.
б) Дидактическая игра « Доскажи словечко»
Жа …(жаба, жаворонок). Жу…(жук, журнал), ша…(шапка,шар).
Выясняется, что звуки Ж и Ш звучат только твердо.
Вот почему они не могут быть вместе с буквами, читаемыми
и твердо и мягко. для Ш и Ж нужна отдельная графа. Ш и Ж только твердые,, Значит, по общему правилу после них следует писать буквы А, О, У, Ы. (Случаи написания Е после Ш и Ж не оговариваются), но Ы не пишут, а только И . Почему? Когда-то Ж и Ш были только мягкими и после них пи сали буквы, показывающие мягкость согласных. Потом Ж и Ш отвердели, но как с тех.давних пор люди привыкли писать после Ж и Ш И так и пишут сейчас ЖИ, ШИ, хотя читаем мы Ж и Ш в этих слогах твердо.
После объяснения таблица «Твердые и мягкие согласные» выглядит так:
Согласные твердые и мягкие | Твердые согласные | Мягкие согласные | Гласные показывают | |
Твердость согласного | Мягкость согласного | |||
Б К Р | Ш | А | Я | |
В Л С | Ж | О | Е | |
Г М Т | Но!! | У | Ю | |
Д Н Ф | ШИ | Э | Е | |
З П Х | ЖИ | Ы | И | |
Ь |
3.Тренировка в написании ЖИ,ШИ:
- Вставить пропущенное сочетание ЖИ или ШИ:
Пру..на,вер..на,о..бка,мА..на,пу..нка,сне..нка,сме..нка,на..вка,кру..на.
Напиши слова, подчеркни ЖИ, ШИ.
- Подбери подходящее по смыслу слово и напиши по образцу. Образец: летучие мыши.
Душистые ……..,колючие ………..,проворные ………,цветные ………, густые ……….,длинные ………..
Слова для справок: Еж, уж, карандаш, ландыш, камыш, стриж.
- Прочитай или прослушай вопросы. Ответь, одним словом и напиши это слово. Подчеркни сочетание жи-ши.
- Как называется африканское животное с длинной шеей?
- Какой инструмент используют, чтобы проколоть отверстие?
- Как называется дикая роза?
- Как называют форменное платье у военных?
(жираф, шило, шиповник, шинель).
- Графический диктант.
Запиши предложение графической схемой, выделяя в словах сочетания
ЖИ, ШИ.
Тишина в лесу. ____ ШИ___ _ ______.
Легко скользят лыжи. ______ _______ __ ЖИ.
В воздухе пушистые снежинки. _ _________ _____ШИ___ ____ЖИ___.
- Зрительный диктант.
Прочитал, спиши и выдели сочетание ЖИ, ШИ.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится. (В.Суриков)
Тема: «Согласные только мягкие, закрепление правописания ЧА,ЩА,ЧУ.ЩУ».
( занятие в 5 классе)
Тема: «Согласные только мягкие, закрепление правописания ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.
(занятие в 5 классе)
Цель :Дать понятие о мягких согласных Ч, Щ.;
Тренировать детей в различении этих согласных.
Закрепление правил написания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
- Краткое повторение твердых и мягких согласных.
- Знакомство с ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ.
Ход объяснения подобен предыдущему, выясняем, что Ч, Щ только мягкие, что написание ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ является исключением из общего правила и не соответствует произношению. Правописание этих слогов следует запомнить.
После объяснения таблица «Твердые и мягкие согласные» выглядит так:
Согласные твердые и мягкие | Твердые согласные | Мягкие согласные | Гласные показывают | |
Твердость согласного | Мягкость согласного | |||
Б К Р | Ш | Ч | ||
В Л С | Ж | Щ | ||
Г М Т | Но!! | Но!! | ||
Д Н Ф | ШИ | ЧА, ЩА | ||
З П Х | ЖИ | ЧУ, ЩУ |
3. Тренировка в написании ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ.
- Спиши слова в два столбика: в левый слова с сочетаниями ЧА, ЩА, в правый- с сочетаниями, ЧУ,ЩУ.
(счастье, чучело, щука, чайка, чулан, щавель, чулок, часть, частушка, чудовище, чуткость).
б) Измени словосочетания по образцу:
Образец: поймать кого? (лещ)- поймать леща.
Решать что? (задача)
Позвонить кому? (врач)
Зайти к кому? (к товарищ)
Сложить как? (в куча)
Надеяться на что? (на встреча)
в) К данным словам допиши слова, которые обозначают детенышей. Подчеркни сочетание ЧА.
Волк - ………. Индюшка -…………..
Заяц - ……….. Утка -………………..
Медведь -…….. Кролик -…………….
Галка -,,,,,,,,,,,,, Белка -,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
г) Спиши, вставляя пропущенные буквы:
Полезные советы.
Ешь молч.. . Ч..ще проветривай комнату. Дыш.. глубоко и ровно. Всегда помогай товарищ..м . Активно уч..ствуй в ж..зни класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект группового логопедического занятия с учениками 3 класса специальной коррекционной школы VIII вида с СНР средней степени по теме: «Зимующие птицы».
Закрепление навыка диалогической речи, обогащение словарного запаса по теме "Зимующие птицы"....
Логопедическое занятие по развитию речи по теме: «Составление рассказа – описания. Лиса» ( 3 класс коррекционной школы VIII вида)
Развитие речи - процесс сложный, творческий.Цель урока достигнута в ходе интегрирования связей на различных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом, на уровне текста. Фор...
Использование ИКТ на внеурочных занятиях в коррекционной школе VIII вида.
Презентация из опыта работы....
ктп логопедических занятий в коррекционной школе 8 вида 4 класс
календарно-тематическое планирование логопедических занятий в специальной коррекционной школе 8 вида...
Презентация к внеклассному занятию "Матрешка" коррекционная школа VIII вида, 3 класс.
Презентация к внеклассному занятию "Матрешка" коррекционная школа VIII вида, 3 класс....