Организация логопедических занятий в коррекционной школе VIII вида
статья по логопедии (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА.
Учитель —логопед БОУ СМП Специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Сокола
Арсенова Галина Ефремовна- высшая квалификационная категория
Логопедическая работа в коррекционной школе VIII вида специфична, т. к. обусловлена характером нарушений высшей нервной деятельности и особенностями речевого развития, структурой речевого дефекта. Каковы же особенности логопедической работы в нашей школе:
По внешности эти дети могут выглядеть нормально (кроме болезни Дауна). Но все-таки патологические отклонения имеют место: шестипалость, отсутствие слуха, уменьшенный объем черепа (при микроцефалии), нарушен рост зубов и т. д. Отклонений в неврологическом состоянии может также не быть, но чаще всего это рассеянная неврологическая симптоматика: косоглазие, парез лицевого нерва, опущение верхнего века. Эти дети очень неловкие, их движения неточные, мимика лица «застывшая». Нарушена вегетативная нервная система: потливость, сосудистая дистония, повышены аппетит, жажда. Но самые основные нарушения - это особенности психического состояния. Дети с нарушением интеллекта адекватно воспринимают окружающий мир, но сам процесс малоактивен - как «сквозь мутное стекло». Нечётко представляют окружающий мир, не замечая деталей. Запоминание чисто механическое, очень непрочное. Им трудно найти отличие между предметами, высказать своё суждение. Об этом должны знать и помнить учителя, работающие в коррекционной школе. Кроме всего прочего поведение их носит импульсивный характер, они не могут сдерживать свои чувства, влечения (дисфория, эйфория).
Типичное нарушение для детей с нарушением интеллекта - расстройство речи. В тяжёлых случаях речь отсутствует (таких детей в нашей школе нет). Речевая система их формируется с задержкой. Они слышат педагога, но эта речь для них идёт сплошным потоком, как речь иностранца, из-за недоразвития речевого и звукового анализаторов. Словарь не достигает нормы. Структура слова нарушена: не договаривают окончаний, делают пропуски, искажают или заменяют звуки. Страдает грамматический строй речи. Не понимают речь окружающих или понимают со 2 - 3 раза. Ответы типа: «Чем отличается самолёт от бабочки?» - «Самолёт летает, а бабочка летит» - является нормой. Или: «Назови мебель, которая есть дома» - «Шкаф - большой такой - пепельница, мотоцикл и воду горячую дали».
Какие основные методические принципы соблюдаю в работе:
- весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- на каждом логопедическом занятии мы работаем над речевой системой в целом (и фонетика, и лексико - грамматическая сторона речи и т. д.);
- логопедическая работа и формирование речевых действий проходит поэтапно:
- с опорой на вспомогательные средства (картинки),
- с опорой на речь (произносить слово без вспомогательных средств),
- без материальных и речевых опор, по представлению;
- используются все виды памяти (тактильнось, кинестетика, зрительное восприятие и т. д.);
- коррекцию нарушений речи связываем с общим моторным развитием, особенно с мелкой моторикой пальцев, с элементами логоритмики;
- содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка;
- частая повторяемость логопедических упражнений, т. к . у детей - олигофренов механический вид памяти;
- усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки исчезают в других ситуациях; поэтому их нужно закреплять в различных ситуациях (пересказ, диалог, разговор по телефону и т.д.);
- быстрая утомляемость этих детей требует смены деятельности ребёнка;
- тщательная дозировка речевого материала;
- небыстрый темп работы, объяснение - в простой доступной форме; (Олигофрены не понимают обращённую к ним речь. Работать с ними очень трудно. Ваша речь для него — это речь иностранца).
- речевые нарушения носят стойкий характер, поэтому логопедическая работа в коррекционной школе осуществляется в более длительные сроки.
Уроки чтения в младших классах вспомогательной школы - это база, на которой строится всё обучение, это основа дальнейшего развития ученика. Дети с нарушением интеллекта должны приобрести навык достаточно беглого, правильного, осмысленного чтения. Чтение является наиболее трудным разделом обучения языку, поэтому - то такое пристальное внимание к этому вопросу с моей стороны.
Каковы требования к чтению в нашей школе?
1 - 2 классы - это сознательное, правильное, плавное чтение по слогам. К концу 2 года обучения переход к чтению целыми словами; в 3 классе продолжается работа по переводу на слитное чтение (допускается послоговое чтение трудных слов), в 4 классе - чтение правильное, сознательное, выразительное, нормальное по темпу (дети - не читают на скорость). При этом дети отвечают на вопросы по тексту, пересказывают его, соблюдают ударение, паузы, владеют чтением про себя, заучивают наизусть.
Что должен знать педагог, преподающий чтение в нашей школе :
- урок должен быть интересным для ученика ;
- главное место на уроке чтения занимают чтение и разбор текста учащимися;
.• разъяснение педагога не должно занимать много времени;
- работа над словом (через беседу, рассказ, иллюстрации, картины и т. д.);
- многократное перечитывание текста с определенным заданием, причем
вопросы педагога должны быть понятными, конкретными, простыми;
- работать над предупреждением речевых ошибок при чтении;
- каждому занятию по чтению должна сопутствовать работа по развитию
связной устной речи и логического мышления ;
- обязательным является обучение пересказу ;
- соблюдать индивидуальность в обучении чтению.
На бледном фоне образованности детей с нарушением интеллекта в речевом отношении дети с дислексией выглядят ещё хуже: как правило, нарушено звукопроизношение, словарь беден (даже активный: будет долго думать, что такое огурец?), неточность в употреблении слов. Они избегают сложных фраз, нарушена связная речь. Причина в несформированности фонематической системы. Отсюда - затруднение в восприятии букв. Труден для них и процесс слияния букв в слоги. Слить звуки в слоги - это прежде всего произнести их так, как они звучат в устной речи. У этих детей отсутствует представление о звуко - буквенном составе слова, нет чувства языка («белый берёза» - у ученицы 5 класса Рубцовой Т.)
Смысловая догадка отсутствует начисто. Т.е. базы, на которой строится обучение чтению, нет.
Работая с этими детьми , встречаю все виды дисграфии и дислексии: фонематическую, семантическую, мнестическую (с трудностью усвоения всех букв и нарушением речевой памяти), оптическую.
При проверке чтения постоянно повторяющиеся ошибки таковы:
- замена букв - и согласных, и гласных, их пропуск или добавление (кошка - «коша», дорогие - «дороге» др.);
- искажение звуко - буквенной структуры слова (пропуски буквы при стечении согласных: вскрикнул - «скрикнул», перестановка или пропуск слога: воробей - «вобей»);
- пропуск слова;
- отсутствие чувства строки (у всех индивидуальные указки, закладки, учу правильному обращению с книгой),
- озвончение, оглушение (дуб);
- нарушение правил орфоэпии:
- чт - —► «ш» (чтобы, что)
- ого, - его —► ово, ево (синего),
- неправильное чтение предлогов (в школу - (фшколу) - читают отдельно, без оглушения),
- «проглатывают» окончания, возвратные глаголы читают неверно: улыбается —► ца
- не соблюдают синтаксических, смысловых пауз,
- темп, обычно, в норме, но встречаются случаи тахилалии и брадилалии,
- не понимают смысл прочитанного,
* не могут прочитать слово сложного состава или редкоупотребляемое слово (аквариум) , (шлюпка) и т. д.
Основой коррекционной работы по устранению дислексии считаю цепочку: овладение звуко - буквенными обозначениями, послоговое чтение, становление синтетических приёмов чтения, и, наконец, синтетическое чтение.
1. Все начинается со звука.
Прежде, чем начать изучение буквы, педагог должен убедиться в том, что ребёнок знает, как произносится этот звук, слышит количество звуков, позицию звука в слове.
Есть сотни игр по развитию звукового восприятия у детей.
Есть эти игры и у меня, но тем, кто начинает с нуля, прежде всего нужно
приобрести лото - речевое, звуковое, логопедическое.
- Звук и буква.
Чёткое разграничение этих понятий. Звук - слышим и произносим, букву - пишем и видим. Термины «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение» всегда перед глазами детей с достаточным определением. В моём кабинете около 30 видов азбук (большие, маленькие, шуточные, не кубиках, на мяче, разрезные, печатные, прописные и т. д.), - и я твёрдо убеждена, что этого мало. Ведь наша цель - заинтересовать ребят.
Использую все приёмы, чтобы ребёнок запомнил букву: на что похожа? Из чего состоит? Объясните картинку, обведём и раскрасим, «прорисуем», выложим из палочек, из элементов, покажи эту букву сам (физкультминутка), стихи о букве, найди букву З.Слог.
Согласные и гласные, их чёткое разграничение. Вопрос слияния - самый главный. Отрабатываю слияние так:
И прямой, и обратный слоги. Начинать с гласных, а в конце - можно использовать и слоги.
Затем использую слоговую таблицу с соотнесением буквы, только после этого перехожу к общей слоговой таблице. Даю каждому ребёнку специальную карту (есть по каждой букве): по ней проводим анализ от названия буквы до чтения предложения с этой буквой. Вот так мы осваиваем слог.
- Слово.
От слова из 3 букв, односложного-► до слова сложного состава. Не забыть
при этом о лексическом значении слова! Не увлечься только «техникой чтения», только «чистым» прочтением слова. Именно работа над лексическим значением слова лучше всего поможет объяснить, чем слог отличается от слова.
Очень помогают в работе над словом игры с деформированным текстом.
Технику чтения отрабатываю по следующей системе:
- Чтение прямого слога;
- Обратный слог;
- Прямой слог с наращиванием согласного;
- Обратный слог с наращиванием согласного;
- Прямой - обратный слоги;
- Односложные слова;
- 8. Слова из 2 слогов;
9,10. Слова из 2 слогов с усложнением (открытый слог + закрытый слог и наоборот). Звуко - буквенный анализ.
- Аналогичное задание, но закрытый слог + закрытый слог.
- Прямой слог + слог со стечением согласных;
- Слова со стечением согласных:
а/ открытый слог + открытый слог,
- б/ закрытый слог + открытый слог,
- в/ открытый слог + закрытый слог,
закрытый слог + закрытый слог;
- Слова с мягким знаком.
- Слова из 3 открытых слогов.
- 19. Слова из 3 слогов с усложнением.
- Звуко - буквенный, слоговой анализ слова.
- Слова из 4 слогов.
- Слова сложного состава, редкоупотребляемые слова.
- Анализ часто встречающихся ошибок при чтении. 5. Работа с текстом.
Использую приёмы:
- выборное чтение по вопросам;
- выборное чтение по вопросам, которые ученики задают друг другу;
- чтение по картинкам («подпиши» картинки словами текста или «оживи»);
- чтение вопросов под текстом и ответы на них (можно словами текста);
- чтение по частям + заголовок к каждой части;
- чтение той части рассказа, которая больше всего понравилась;
- чтение по частям - с предварительным распределением этих частей;
- хоровое чтение трудного отрывка с повторным чтением слабыми учащимися;
- чтение с постановкой точки над словом, где сосед допустил ошибку;
- чтение по эстафете, 1-го называет учитель, следующего - читающий;
- чтение всего текста (или отрывка) - как образец;
- чтение по частям - с изменением силы голоса (шёпот, громкая речь, спокойная речь), с различной интонацией. Учитель при этом даёт образец чтения;
- диалоговое чтение с использованием атрибутики, драматизации (на дом: пересказ по ролям);
- чтение при себя с заданием (можно задание написать на полосках бумаги);
- чтение с учётом знаков препинания, образец чтения даёт учитель;
- пересказ текста (подробный, рассказ по плану, по картинкам, выборочный, по опорным словам, по эстафете);
- словесное иллюстрирование: это опосредованный пересказ.
Основными направлениями моей работы являются:
- Диагностическая деятельность (это индивидуальное обследование детей).
- Коррекционно -развивающая деятельность (тематическое
планирование, выработка рекомендаций по коррекционной работе).
- Организационная деятельность (планирование и проведение логопедических занятий).
- Консультативная деятельность (проведение консультаций для участников образовательного процесса).
- Методическое обеспечение (методическая работа).
Работать с этими детьми трудно, они живут в собственном мире, их поведение неадекватно, коррекция движений нарушена + букет физических недугов + часто полная социальная запущенность. Поэтому не представляю свою работу без взаимосвязи с учителями нашей школы:
Данная учебная программа составлена на основе типовой программы для специальных общеобразовательных учреждений VIII под редакцией В.В. Воронковой.
Главное направление логопедической работы - коррекция устной и письменной речи учащихся, повышение уровня их познавательной деятельности. Логопед помогает учащимся в усвоении программы, не дублируя при этом работу педагогов начальных классов. Программа рассчитана на проведение 2-х групповых занятий в неделю (остальное время распределено на индивидуальные и подгрупповые занятия, что более приемлемо для занятий с детьми с нарушением интеллекта). С периодичностью в 3 занятия проводится урок по развитию речи. Данная учебная программа включает в себя :
- тему логопедического занятия с указанием количества часов, используемых на изучение данной темы <
- указание тем, которые изучаются параллельно по чтению и русскому языку в данном классе.
Цель работы логопеда на групповых занятиях - коррекция устной и письменной речи учащихся, развитие фразовой речи, обогащение словаря, в первом классе - работа над звуко -буквенном анализом слова, изучение грамоты, развитие речевого дыхания, фонематического слуха, памяти, коррекция звукопроизношения. Одновременно ведется работа над выразительностью речи, над обучением пересказа и умением составлять рассказать.
Индикативными показателями моей работы являются- улучшение устной речи ребенка, грамотное письмо, правильное чтение.
Что -то получается, что —то нет. Но любую работу оценивают по результату. А они есть. По последним данным из 93 обучающихся школы 53 на проверке техники чтения прочитали на «4 и 5» .
Когда ребенок, поступивший в школу, начинает читать и писать правильно – это радость глазах ученика и счастье в душе педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исправление нарушений письменной речи.Применение таблицы « Твердые и мягкие согласные» при изучении данного раздела на логопедических занятиях в коррекционной школе VIII вида .
У умственно отсталых детей в результате органического поражения коры головного мозга происходит нарушение восприятия, памяти, внимания нарушается деятельность различных а...
Современные подходы к организации урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Развитие мелкой моторики и пространственной ориентации.Развитие внимания, воображения, наблюдательности.Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных логических связей.Р...
Использование ИКТ на внеурочных занятиях в коррекционной школе VIII вида.
Презентация из опыта работы....
Особенности организации логопедического сопровождения в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Сопровождение - это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития....
ктп логопедических занятий в коррекционной школе 8 вида 4 класс
календарно-тематическое планирование логопедических занятий в специальной коррекционной школе 8 вида...
Презентация к внеклассному занятию "Матрешка" коррекционная школа VIII вида, 3 класс.
Презентация к внеклассному занятию "Матрешка" коррекционная школа VIII вида, 3 класс....