Конспект урока-путешествия "В гостях у сказки" Дифференциация парных согласных С-З изолированно, в слогах, в словах.
план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме

Григорьева Надежда Анатольевна

Логопедическое занятие "В гостях у сказки" представляет собой увлекательное путешествие по сказкам и наполнен интересными упражнениями. В проссе их выполнения дети на доступном материале тренеруются различать парные согласные С-З по звонкости и глухости.  Тексты разминок, зрительной гимнастики являются авторскими. Использование слайдов презентации делают материал наглядным, дают возможность быстрой проверки и самопроверки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon differencz-s.zip754.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия с применением ЭОР и здоровьесберегающих технологий по теме «Дифференциация парных согласных звуков и букв З-С изолированно, в слогах и в словах» с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи

Конспект  разработан  учителем-логопедом  высшей  квалификационной категории  ЦПМСС  Калининского  района  Санкт-Петербурга   Григорьевой  Надеждой  Анатольевной

Форма урока:  театрализованная игра-путешествие «В гостях у сказки»

Аудитория: учащиеся 2-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи.

Темы: 

Коррекционная:

 «Дифференциация парных  согласных звуков и букв

З-С изолированно, в слогах, в словах»

Грамматическая:

 «Парные по глухости-звонкости согласные звуки и буквы З-С»

Лексическая:

 «Сказки»  

Цель:  Дифференциация  звуков и букв З-С в устной и письменной речи  

Задачи: Коррекционно-образовательные:                                                                                   -   уточнить артикуляционный уклад и характеристику звуков З-С;                          

-   развивать навык звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;                                                                                      

-   учить дифференцировать звуки З-С по звонкости-глухости;

Коррекционно-развивающие:

- развивать общую и мелкую моторику рук;

- развивать фонематический анализ и синтез;
- развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие;
- обогащать и актуализировать словарь;
- развивать творческие способности, навыки контроля и самоконтроля.

Воспитательные: 
- развивать умение слышать и слушать друг друга;
- воспитывать чувства ответственности, взаимопомощи;

- прививать любовь к сказкам;
- повышать речевую активность.

Методические приемы:  наглядность (использование театрального реквизита: кукол, элементов костюмов, предметов, связанных со сказочными героями, индивидуальных маршрутных карт, карточек-таблиц, слайдов презентации), совместная деятельность, использование  театрализации и игровых ситуаций.

Методические приемы контроля: мгновенная проверка, самоконтроль

Оборудование: «Радуга настроения», индивидуальные маршрутные карты-клубки, клубочки,  корточки-таблицы на каждого ребенка, театральный реквизит, карточки с кроссвордом (домашнее задание) магнитофон, музыкальное сопровождение, мультимедийная техника: ноутбук, проектор, колонки; презентация занятия в Power Point, цветные карандаши, ручки и тетради.

Структура урока

  1. Организационный момент.
  1.   Самооценка эмоционального состояния.
  2.   Развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки.

  1. Основная часть

  1. Уточнение связи звука и буквы. Определение темы.
  2. Дифференциация изолированных звуков и букв З-С.
  3. Дифференциация звуков и букв З-С на уровне слога.
  4. Дифференциация парных согласных звуков и букв З-С на уровне слова.
  5. Тренинговая работа над грамматической темой.

  1.  Подведение итогов занятия. Домашнее задание.

  1. Рефлексия.

  Ход урока

Деятельность логопеда

         

Деятельность детей

 

 Оборудование

I. Организация начала урока.

1.Самооценка эмоционального состояния.

Здравствуйте ребята! Оцените свое настроение – поставьте значки на нашей «Радуге настроения».


2. Развитие пространственных представлений и ориентировки.

- Сядьте так, чтобы два Даниила оказались рядом, а  Герман между Машей и Ильёй.

- Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успеха всем находящимся в классе.

- Какое сегодня число, какой месяц? Откройте тетради и запишите число.

 

Дети здороваются, ставят значки на «Радуге настроения».

Дети выполняют указания логопеда  

 «Радуга настроения», значки (наклейки).

 

II. Основная часть

  1. Уточнение связи звука и буквы. Определение темы.

–  Сегодня, ребята, я получила письмо от одной сказочной героини. Имя ее вы отгадаете, если соедините вместе

СИНИЙ цвет и слово ГЛАЗКИ. Правильно,  Синеглазка! (логопед читает письмо)

 «Дорогие ребята, приглашаю вас в гости. Чтобы вы не заблудились, посылаю волшебные клубочки, которые приведут вас ко мне, но волшебными они станут, если вы прочитайте одно чудесное слово».

- Ребята, составьте слово из первых букв названия предметов, что получилось?

- Куда нас пригласила Синеглазка?

-  Назовите первый и четвертый звук в слове СКАЗКА.

- Какие это звуки?

- Дайте характеристику звуку |С,|.

-Дайте характеристику звуку |З |. -Могут ли эти звуки быть мягкими? Как они звучат?

-Могут ли они быть твердыми? Как тогда они звучат?

-Какие буквы сегодня будем различать?

- Запишите  тему урока.

  Каждому ученику раздаются маршрутные карты в виде клубка и настоящие клубочки.

- Рассмотрите карты, покатайте в ладошках клубки (клубки в ладонях дети катают в ходе занятия, во время перехода от одного этапа урока к другому по указанию педагога)  и давайте отправимся в путь

Динамическая пауза

В нашей сказочной стране

Собрались герои все:

Гулливер и Мальчик с пальчик,

Серый Волк, трусишка Зайчик,

Сто принцесс и королей,

И Бессмертный Царь Кощей,

Трубадур и Буратино,

Змей Горыныч и Мальвина.

Всех увидеть рады будем,

Потому что сказки любим.  

  1. Дифференциация изолированных звуков

З-С .

-Куда нас привел волшебный клубок?

Здесь живет Веселый Гусь. (кукла на руку)

 Он приготовил для вас загадки.

 (Гусь загадывает загадки)

- На каком месте находятся согласные звуки З-С?  Вспомните других героев-смешариков, в именах которых есть звуки З-С. Запишите  схемы этих слов.

- Посмотрите, что я нашла в Домике загадок (зонтик и сумка)

- Как вы думаете, каким сказочным героям принадлежат эти вещи? Хорошо я вам чуть-чуть подскажу - прочитаю отрывки из сказок. (в случае затруднения)

«Под мышками у него по зонтику: один с картинками - его он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся волшебные сказки, другой совсем простой, гладкий, - его он раскрывает над нехорошими детьми: ну, они и спят всю ночь как убитые, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видали во сне!»

Как зовут сказочного героя?

Кто написал сказку про Оле Лукое?

«И крыса быстро забралась в маленькую сумочку, висевшую на руке у хозяйки.

Из сумочки высовывалась теперь только хитрая мордочка  с  длинными  усами  и

черными бусинками глаз.»

Чья сумка?

Кто автор этого произведения

Как вы думаете, какие буквы спрячутся под зонтиком, а какие залезут в сумку?

Пальчиковая гимнастика

Вот король, вот королева,

Справа он, она же слева,

Замечательно живут,

Веселит их славный шут.

Принц с принцессой очень дружат,

А дракон им верно служит,

Все на нем летают в гости

К звездочету дяде Косте.

  1. Дифференциация звуков

З-С на уровне слога.

- Катится клубочек дальше, мы за ним идем и попадаем в сказку Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал», в котором все жители имеют имена, отраженные в зеркале. Там девочка Оля встречает свое отражение девочку Яло, король Йагупоп – попугай, а зеркальщик Гурд это друг. Чтобы уметь разговаривать в этой стране, нужно потренироваться – превратите прямые слоги в обратные. Зашифруйте названия животных и насекомого.(цяаз, асил, азок, асо)

- А теперь отгадайте обычные имена детей,  добавляя слоги со звуками З-С

- Эмоциональная разминка – игра «Зеркало». Ведущий показывает движения, участники повторяют за ним как можно точнее.

  1. Дифференциация звуков

З-С на уровне слова.

- Катится клубочек дальше по тропинке и вдруг упирается в старинный ларец, а от туда выскакивают «двое из ларца одинаковых с лица». Они нам приготовили вот такое задание.

Составьте из двух слов одно. Запишите в тетрадь.

Педагог объясняет значение незнакомых слов: СЕНОВАЛ, ЗАЛЕЖИ, ЛЕСОПИЛКА.

- Клубок по дорожке катился, катился и остановился. Где мы?

- Сколько здесь гостей!

Но кому-то уже пора уходить?

Кому? Почему?

- А кому пора улетать? Почему?

- Все гости Синеглазки были увлечены приятной беседой, и только Незнайка, пытался  распределить слова по столбикам.

 

- Поможем ребята? Какие слова нужно поменять местами. Запишем слова в столбики в тетрадях.

 Ослик Иа (кукла на руку): Я хотел бы  рассказать вам  историю о том, как  подружки Зина и Сима ходили в магазин. Педагог читает стих. Догадайтесь, кто что купил.

Зрительная гимнастика

А в стране любимых сказок

Есть гимнастика для глазок.

Мы за яблочком следим,

Зорче видеть мы хотим:

Вверх и вниз, налево, вправо,

И зажмурить глазки надо.

Распахнем ресницы сами,

Лучше глазки видеть стали?

 Лосяш (кукла на руку): Ребята, я никак не могу вспомнить, как нужно проверять слова с парными согласными звуками.

-Давайте поможем Лосяшу.

Заполните таблицы.

- Скажу вам по секрету, что Змей Горыныч очень любит поиграть в игру «Много-один». Хотите и мы поиграем.

- Все гости с нетерпением ждали выхода Синеглазки. И вот она появилась (девочка из группы одевает корону) оказывается она все это время была среди нас.

(театрализованная импровизация)

- Здравствуй, Синеглазка.

- Синеглазка приготовила для вас загадки. Если вы их отгадаете, то Синеглазка одарит вас волшебными оберегами, с ними вы без труда найдете дорогу в сказочную страну, а если не отгадаете, то путь сюда будет для вас закрыть.

 III. Подведение итогов урока

-Со сказками прощаемся,

 В класс мы возвращаемся.

- Ребята, наше сказочное путешествие  закончилось. Мы многое узнали, многому научились. Давайте заполним короткий тест на обратной стороне клубка. Зачеркните неправильные ответы, оставьте правильные.

- звуки З-С гласные или согласные?

- парные или непарные?

- какой звонкий звук, какой глухой?

- в каких словах слышится звук С, а пишется З?

- Чтобы еще раз закрепить полученные в ходе урока знания, предлагаю вам дома решить интересный кроссворд.

Педагог раздает карточки с домашним заданием.

Дети соединяют слова,  высказывают свое мнение.

Отгадывают слово «СКАЗКА»

- В сказку.

- Первый С, четвертый З.

- Парные согласные.

- Звук С парный глухой.

- Звук З парный звонкий.

- Да.

-Да.

Дети проговаривают звуки, формулируют и записывают тему урока.

Ученики рассматривают карты и определяют маршрут.

Дети выполняют упражнение, синхронизируя речь и движение

- К Домику загадок.

Дети отгадывают

- Золушка.

-Смешарики.

-Лосяш, Совунья.

-Зонтик.

-Сумка.

-Оле Лукое

-Ганс Христиан Андерсен

-Старухи Шапокляк

-Эдуард Успенский

- З соберутся под зонтиком.

- С спрячутся в сумку.

Проверка.

Дети повторяют за педагогом упражнения

Ученики выполняют задание письменно.  Проверка.

- Сережа, Саша, Зоя, Соня и т.д.

Проверка.

Ведущий показывает движения, участники повторяют за ним как можно точнее.

Ученики выполняют задание, записывают слова в тетрадь

Проверка.

- Во дворце  Синеглазки.

- Золушке.

- Во всех именах есть звук С, а в ее имени З.

- Карлсону, потому что во всех именах есть звук З, а в его имени звук С.

Дети высказывают свое мнение.

Проверка.

Ученики высказывают свои предположения. Проверка.

Дети выполняют упражнения для глаз.

 

- Чтобы звук звучал сильнее,

Подбирай слова смелее!

Был один, а стало много,

«Нет» приходит на подмогу,

Уменьшительно ласкай,

Иль вопрос «какой?» задай.

Дети заполняют таблицы.

Ученики говорят слова в ед.числе, проверка, запись в тетрадь под диктовку.

- Здравствуйте, ребята.

- Дети отгадывают загадки.

Педагог и Синеглазка хвалят детей. Синеглазка дарит детям обереги.

Дети выполняют задание.

Слайд № 2

Слайд № 3

Маршрутные карты-клубки, клубки.

Слайд № 4

Слайд № 5

Слайд № 6

   

 

Слайд № 7

Куклы на пальчики

Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 12

Слайд № 13

Слайд № 14

Слайд № 15

Слайд № 16

Слайд № 17, 18

Яблочко на веревочке

Слайд  № 19, 20

Карточки-таблицы для каждого ученика

Слайд №  21

Корона

Слайд № 22

Обереги

Клубок – маршрутная карта на одной стороне ,

тест на другой.

Карточки с кроссвордом

IV. Рефлексия

- Сегодня на уроке вы отлично работали. Вы знаете много сказок, умеете отгадывать загадки и запоминать орфограммы. Я горжусь вами, потому что вы талантливы и трудолюбивы.

- А теперь, я прошу вас оценить насколько вы:

1) Были успешны на уроке;

2) Чувствовали себя комфортно;

3) Умеете применять свои знания; (аплодисменты)

Оцените свое настроение на «Радуге настроения»

Всем спасибо! Урок окончен.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку «Правописание парных согласных в корне слова».

Цель: Вывод правила проверки парных согласных в корне слова и применение    правила на практике.           Развитие аналитическог...

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание парных согласных звуков в конце и в середине слова» по новым ФГОС

Урок русского языкав 3 А классе по теме«Правописание парных согласных звуков в конце и в середине слова»...

Конспект урока по русскому языку "Проверка парных согласных в корне слова" 2 класс УМК "Школа России"

Данный конспект урока будет полезен учителям, работающих в классах КРО....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах и словах на тему «В гости к Смешарикам!»

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах и словах.на тему «В гости к Смешарикам!»...

Дифференциация строчных букв "п"-"т" изолированно, в слогах и словах.

В настоящее время у учеников 2-х классов общеобразовательных школ в письменных работах всё чаще встречаются замены букв по принципу оптического и кинетического сходства. Если ребенок не улавливает тон...

Конспект коррекционно - развивающего занятия учителя - логопеда «Дифференциация согласных звуков [с] – [ц] в слогах, словах и предложениях»

Задания используются в работе с учащимися 2 класса. Они направлены на коррекцию  акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Представленные задания использу...

План-конспект урока по русскому языку "Правописание парных согласных букв в середине и в конце слова",3 класс

Формировать умения сравнивать согласную букву проверочного слова и проверяемого. Развивать умение находить в тексте слова с парными звонкими и глухими согласными, подбирать проверочные слова, обосновы...