Конспект урока-путешествия "В гостях у сказки" Дифференциация парных согласных С-З изолированно, в слогах, в словах.
план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме
Логопедическое занятие "В гостях у сказки" представляет собой увлекательное путешествие по сказкам и наполнен интересными упражнениями. В проссе их выполнения дети на доступном материале тренеруются различать парные согласные С-З по звонкости и глухости. Тексты разминок, зрительной гимнастики являются авторскими. Использование слайдов презентации делают материал наглядным, дают возможность быстрой проверки и самопроверки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differencz-s.zip | 754.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия с применением ЭОР и здоровьесберегающих технологий по теме «Дифференциация парных согласных звуков и букв З-С изолированно, в слогах и в словах» с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи
Конспект разработан учителем-логопедом высшей квалификационной категории ЦПМСС Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надеждой Анатольевной
Форма урока: театрализованная игра-путешествие «В гостях у сказки»
Аудитория: учащиеся 2-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи.
Темы:
Коррекционная:
«Дифференциация парных согласных звуков и букв
З-С изолированно, в слогах, в словах»
Грамматическая:
«Парные по глухости-звонкости согласные звуки и буквы З-С»
Лексическая:
«Сказки»
Цель: Дифференциация звуков и букв З-С в устной и письменной речи
Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнить артикуляционный уклад и характеристику звуков З-С;
- развивать навык звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
- учить дифференцировать звуки З-С по звонкости-глухости;
Коррекционно-развивающие:
- развивать общую и мелкую моторику рук;
- развивать фонематический анализ и синтез;
- развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие;
- обогащать и актуализировать словарь;
- развивать творческие способности, навыки контроля и самоконтроля.
Воспитательные:
- развивать умение слышать и слушать друг друга;
- воспитывать чувства ответственности, взаимопомощи;
- прививать любовь к сказкам;
- повышать речевую активность.
Методические приемы: наглядность (использование театрального реквизита: кукол, элементов костюмов, предметов, связанных со сказочными героями, индивидуальных маршрутных карт, карточек-таблиц, слайдов презентации), совместная деятельность, использование театрализации и игровых ситуаций.
Методические приемы контроля: мгновенная проверка, самоконтроль
Оборудование: «Радуга настроения», индивидуальные маршрутные карты-клубки, клубочки, корточки-таблицы на каждого ребенка, театральный реквизит, карточки с кроссвордом (домашнее задание) магнитофон, музыкальное сопровождение, мультимедийная техника: ноутбук, проектор, колонки; презентация занятия в Power Point, цветные карандаши, ручки и тетради.
Структура урока
- Организационный момент.
- Самооценка эмоционального состояния.
- Развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки.
- Основная часть
- Уточнение связи звука и буквы. Определение темы.
- Дифференциация изолированных звуков и букв З-С.
- Дифференциация звуков и букв З-С на уровне слога.
- Дифференциация парных согласных звуков и букв З-С на уровне слова.
- Тренинговая работа над грамматической темой.
- Подведение итогов занятия. Домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
Оборудование |
I. Организация начала урока. 1.Самооценка эмоционального состояния. Здравствуйте ребята! Оцените свое настроение – поставьте значки на нашей «Радуге настроения».
- Сядьте так, чтобы два Даниила оказались рядом, а Герман между Машей и Ильёй. - Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успеха всем находящимся в классе. - Какое сегодня число, какой месяц? Откройте тетради и запишите число. |
Дети здороваются, ставят значки на «Радуге настроения». Дети выполняют указания логопеда | «Радуга настроения», значки (наклейки).
|
II. Основная часть
– Сегодня, ребята, я получила письмо от одной сказочной героини. Имя ее вы отгадаете, если соедините вместе СИНИЙ цвет и слово ГЛАЗКИ. Правильно, Синеглазка! (логопед читает письмо) «Дорогие ребята, приглашаю вас в гости. Чтобы вы не заблудились, посылаю волшебные клубочки, которые приведут вас ко мне, но волшебными они станут, если вы прочитайте одно чудесное слово». - Ребята, составьте слово из первых букв названия предметов, что получилось? - Куда нас пригласила Синеглазка? - Назовите первый и четвертый звук в слове СКАЗКА. - Какие это звуки? - Дайте характеристику звуку |С,|. -Дайте характеристику звуку |З |. -Могут ли эти звуки быть мягкими? Как они звучат? -Могут ли они быть твердыми? Как тогда они звучат? -Какие буквы сегодня будем различать? - Запишите тему урока. Каждому ученику раздаются маршрутные карты в виде клубка и настоящие клубочки. - Рассмотрите карты, покатайте в ладошках клубки (клубки в ладонях дети катают в ходе занятия, во время перехода от одного этапа урока к другому по указанию педагога) и давайте отправимся в путь Динамическая пауза В нашей сказочной стране Собрались герои все: Гулливер и Мальчик с пальчик, Серый Волк, трусишка Зайчик, Сто принцесс и королей, И Бессмертный Царь Кощей, Трубадур и Буратино, Змей Горыныч и Мальвина. Всех увидеть рады будем, Потому что сказки любим.
З-С . -Куда нас привел волшебный клубок? Здесь живет Веселый Гусь. (кукла на руку) Он приготовил для вас загадки. (Гусь загадывает загадки) - На каком месте находятся согласные звуки З-С? Вспомните других героев-смешариков, в именах которых есть звуки З-С. Запишите схемы этих слов. - Посмотрите, что я нашла в Домике загадок (зонтик и сумка) - Как вы думаете, каким сказочным героям принадлежат эти вещи? Хорошо я вам чуть-чуть подскажу - прочитаю отрывки из сказок. (в случае затруднения) «Под мышками у него по зонтику: один с картинками - его он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся волшебные сказки, другой совсем простой, гладкий, - его он раскрывает над нехорошими детьми: ну, они и спят всю ночь как убитые, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видали во сне!» Как зовут сказочного героя? Кто написал сказку про Оле Лукое? «И крыса быстро забралась в маленькую сумочку, висевшую на руке у хозяйки. Из сумочки высовывалась теперь только хитрая мордочка с длинными усами и черными бусинками глаз.» Чья сумка? Кто автор этого произведения Как вы думаете, какие буквы спрячутся под зонтиком, а какие залезут в сумку? Пальчиковая гимнастика Вот король, вот королева, Справа он, она же слева, Замечательно живут, Веселит их славный шут. Принц с принцессой очень дружат, А дракон им верно служит, Все на нем летают в гости К звездочету дяде Косте.
З-С на уровне слога. - Катится клубочек дальше, мы за ним идем и попадаем в сказку Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал», в котором все жители имеют имена, отраженные в зеркале. Там девочка Оля встречает свое отражение девочку Яло, король Йагупоп – попугай, а зеркальщик Гурд это друг. Чтобы уметь разговаривать в этой стране, нужно потренироваться – превратите прямые слоги в обратные. Зашифруйте названия животных и насекомого.(цяаз, асил, азок, асо) - А теперь отгадайте обычные имена детей, добавляя слоги со звуками З-С - Эмоциональная разминка – игра «Зеркало». Ведущий показывает движения, участники повторяют за ним как можно точнее.
З-С на уровне слова. - Катится клубочек дальше по тропинке и вдруг упирается в старинный ларец, а от туда выскакивают «двое из ларца одинаковых с лица». Они нам приготовили вот такое задание. Составьте из двух слов одно. Запишите в тетрадь. Педагог объясняет значение незнакомых слов: СЕНОВАЛ, ЗАЛЕЖИ, ЛЕСОПИЛКА. - Клубок по дорожке катился, катился и остановился. Где мы? - Сколько здесь гостей! Но кому-то уже пора уходить? Кому? Почему? - А кому пора улетать? Почему? - Все гости Синеглазки были увлечены приятной беседой, и только Незнайка, пытался распределить слова по столбикам.
- Поможем ребята? Какие слова нужно поменять местами. Запишем слова в столбики в тетрадях. Ослик Иа (кукла на руку): Я хотел бы рассказать вам историю о том, как подружки Зина и Сима ходили в магазин. Педагог читает стих. Догадайтесь, кто что купил. Зрительная гимнастика А в стране любимых сказок Есть гимнастика для глазок. Мы за яблочком следим, Зорче видеть мы хотим: Вверх и вниз, налево, вправо, И зажмурить глазки надо. Распахнем ресницы сами, Лучше глазки видеть стали? Лосяш (кукла на руку): Ребята, я никак не могу вспомнить, как нужно проверять слова с парными согласными звуками. -Давайте поможем Лосяшу. Заполните таблицы. - Скажу вам по секрету, что Змей Горыныч очень любит поиграть в игру «Много-один». Хотите и мы поиграем. - Все гости с нетерпением ждали выхода Синеглазки. И вот она появилась (девочка из группы одевает корону) оказывается она все это время была среди нас. (театрализованная импровизация) - Здравствуй, Синеглазка. - Синеглазка приготовила для вас загадки. Если вы их отгадаете, то Синеглазка одарит вас волшебными оберегами, с ними вы без труда найдете дорогу в сказочную страну, а если не отгадаете, то путь сюда будет для вас закрыть. III. Подведение итогов урока -Со сказками прощаемся, В класс мы возвращаемся. - Ребята, наше сказочное путешествие закончилось. Мы многое узнали, многому научились. Давайте заполним короткий тест на обратной стороне клубка. Зачеркните неправильные ответы, оставьте правильные. - звуки З-С гласные или согласные? - парные или непарные? - какой звонкий звук, какой глухой? - в каких словах слышится звук С, а пишется З? - Чтобы еще раз закрепить полученные в ходе урока знания, предлагаю вам дома решить интересный кроссворд. Педагог раздает карточки с домашним заданием. | Дети соединяют слова, высказывают свое мнение. Отгадывают слово «СКАЗКА» - В сказку. - Первый С, четвертый З. - Парные согласные. - Звук С парный глухой. - Звук З парный звонкий. - Да. -Да. Дети проговаривают звуки, формулируют и записывают тему урока. Ученики рассматривают карты и определяют маршрут. Дети выполняют упражнение, синхронизируя речь и движение - К Домику загадок. Дети отгадывают - Золушка. -Смешарики. -Лосяш, Совунья. -Зонтик. -Сумка. -Оле Лукое -Ганс Христиан Андерсен -Старухи Шапокляк -Эдуард Успенский - З соберутся под зонтиком. - С спрячутся в сумку. Проверка. Дети повторяют за педагогом упражнения Ученики выполняют задание письменно. Проверка. - Сережа, Саша, Зоя, Соня и т.д. Проверка. Ведущий показывает движения, участники повторяют за ним как можно точнее. Ученики выполняют задание, записывают слова в тетрадь Проверка. - Во дворце Синеглазки. - Золушке. - Во всех именах есть звук С, а в ее имени З. - Карлсону, потому что во всех именах есть звук З, а в его имени звук С. Дети высказывают свое мнение. Проверка. Ученики высказывают свои предположения. Проверка. Дети выполняют упражнения для глаз.
- Чтобы звук звучал сильнее, Подбирай слова смелее! Был один, а стало много, «Нет» приходит на подмогу, Уменьшительно ласкай, Иль вопрос «какой?» задай. Дети заполняют таблицы. Ученики говорят слова в ед.числе, проверка, запись в тетрадь под диктовку. - Здравствуйте, ребята. - Дети отгадывают загадки. Педагог и Синеглазка хвалят детей. Синеглазка дарит детям обереги. Дети выполняют задание. | Слайд № 2 Слайд № 3 Маршрутные карты-клубки, клубки. Слайд № 4 Слайд № 5 Слайд № 6
Слайд № 7 Куклы на пальчики Слайд № 8 Слайд № 9 Слайд № 10 Слайд № 11 Слайд № 12 Слайд № 13 Слайд № 14 Слайд № 15 Слайд № 16 Слайд № 17, 18 Яблочко на веревочке Слайд № 19, 20 Карточки-таблицы для каждого ученика Слайд № 21 Корона Слайд № 22 Обереги Клубок – маршрутная карта на одной стороне , тест на другой. Карточки с кроссвордом |
IV. Рефлексия - Сегодня на уроке вы отлично работали. Вы знаете много сказок, умеете отгадывать загадки и запоминать орфограммы. Я горжусь вами, потому что вы талантливы и трудолюбивы. - А теперь, я прошу вас оценить насколько вы: 1) Были успешны на уроке; 2) Чувствовали себя комфортно; 3) Умеете применять свои знания; (аплодисменты) Оцените свое настроение на «Радуге настроения» Всем спасибо! Урок окончен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку «Правописание парных согласных в корне слова».
Цель: Вывод правила проверки парных согласных в корне слова и применение правила на практике. Развитие аналитическог...
Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание парных согласных звуков в конце и в середине слова» по новым ФГОС
Урок русского языкав 3 А классе по теме«Правописание парных согласных звуков в конце и в середине слова»...
Конспект урока по русскому языку "Проверка парных согласных в корне слова" 2 класс УМК "Школа России"
Данный конспект урока будет полезен учителям, работающих в классах КРО....
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах и словах на тему «В гости к Смешарикам!»
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] изолированно, в слогах и словах.на тему «В гости к Смешарикам!»...
Дифференциация строчных букв "п"-"т" изолированно, в слогах и словах.
В настоящее время у учеников 2-х классов общеобразовательных школ в письменных работах всё чаще встречаются замены букв по принципу оптического и кинетического сходства. Если ребенок не улавливает тон...
Конспект коррекционно - развивающего занятия учителя - логопеда «Дифференциация согласных звуков [с] – [ц] в слогах, словах и предложениях»
Задания используются в работе с учащимися 2 класса. Они направлены на коррекцию акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Представленные задания использу...
План-конспект урока по русскому языку "Правописание парных согласных букв в середине и в конце слова",3 класс
Формировать умения сравнивать согласную букву проверочного слова и проверяемого. Развивать умение находить в тексте слова с парными звонкими и глухими согласными, подбирать проверочные слова, обосновы...