Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание парных согласных звуков в конце и в середине слова» по новым ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка
в 3 А классе по теме
«Правописание парных согласных звуков в конце и в середине слова»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_otkrytyy_nedelya_nachalnoy_shkoly_20123.docx | 101.84 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №36
имени генерала А.М.Городнянского г. Смоленска
Урок русского языка
в 3 А классе по теме
«Правописание парных согласных звуков в конце и в середине слова»
Учитель высшей
квалификационной категории
Конохова
Любовь Александровна
Смоленск 2013
Цели урока:
- способствовать развитию умения распознавать слова, которые нужно проверять перед написанием, подбирать проверочные слова, сравнивать парные согласные звуки по глухости/звонкости в проверяемых и проверочных словах; создавать условия для развития речи, ознакомления с новыми словарными словами;
- способствовать развитию умения подбирать проверочные слова;
- способствовать формированию умения ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути ее решения, выполнять ее в соответствии с изученным правилом; создавать условия для умения работать с текстом;
- формировать умение видеть орфограмму; уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки; развивать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты:
- предметные:
- Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила при записи слов и предложений собственных и предложенных учителем; овладевают умением проверять написанное.
- Проявляют позитивное отношение к правильности устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции.
- личностные:
- Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. Демонстрируют целостный социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и многообразии.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
- регулятивные: понимают указанные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебного задания в дополнительной литературе, в учебнике;
- коммуникативные: анализируют изучаемые объекты, понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят свой ответ в устной форме. Осуществляют анализ и сравнение. Используют в общении правила вежливости, проявляют инициативу и сотрудничество, владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации.
Образовательные ресурсы: таблица «Звуки русского языка», карточки для фронтальной работы, рисунки на тему «Космос».
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности (организационный момент):
- Актуализация знаний:
- Минутка чистописания:
- Продолжите закономерность (2 буквы, обозначающие звонкие согласные, а потом 2 глухие: зжсш, вгфк).
- Спишите пословицу:
Ошибся, что ушибся: вперёд наука.
- Как понимаете пословицу?
- Конечно, каждый из нас имеет право на ошибку, но мы будем стараться делать их как можно меньше!
– Какие орфограммы заметили?
(- Сочетание «ши»)
(- В словах «ошибся» и «ушибся» есть парный согласный б в середине слова)
(- А ещё в слове «вперёд» тоже парный согласный , но на конце)
– Как проверить парный согласный звук в слове?
(учащиеся вспоминают и формулируют правило)
Живут себе два брата:
Глухой и звонкий звук,
И все вокруг стараются
Их различить на слух.
Но братья друг за друга
Так прячутся порой,
Что не поймешь ни звука:
Где звонкий, где глухой.
Но тут приходит гласный,
Такой хороший звук,
И сразу два согласных
Мы различим на слух.
- Постановка учебной задачи:
-Ответим на вопросы:
- Как вы думаете, над чем будем сегодня работать? Что будем проверять? (парную согласную в корне (в середине слова), на конце слова)
-Где надо проверять? (в корне, на конце слова)
-Как надо проверять?
- Чем надо проверять? (Парные звонкие и глухие согласные нужно проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук.)
- Словарная работа:
Введение в активный словарь учащихся новых словарных слов:
космос космонавт
Объяснение лексического значения слов, орфографическая работа.
Составление с новыми словарными словами предложений.
Космос - относительно пустые участки Вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел. Мир в целом, упорядоченная Вселенная.
Космонавт - (астрона́вт), — человек, проводящий испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полёте.
В словарях указывают, что слово «космонавт» образовано от греческих слов «космос» (греч. κόσμος), обозначающего «упорядоченность», «строение», «мир», «вселенную», «мироздание», и «наута» (греч. ναυτα): «мореход», «моряк», «мореплаватель», «спутник».
- Работа по теме урока. Этап выработки осознанных умений и навыков при решении орфографических задач:
- - Работаем по карточке. Нужно вставить пропущенную букву, обозначающую парный согласный звук, а для этого нужно подобрать проверочное слово. Какое слово будет проверочным?
(Учащиеся работают в парах взаимопроверки)
Карточка вида:
коро п/б ка
ска з/с ка
улы п/б ка
зага т/д ка
ко ж/ш ка - Самостоятельная работа. Исправить ошибки.
(словосочетания заранее записаны на доске)
Житкая каша, гипкий прут, слаткие пирожки, кребкие орешки, лёгкие сапожки, блиский друк.
- На какие две группы можно разделить слова, в которых вы исправляли ошибки? По какому признаку? (сущ./прил.; орфограмма в конце слова и в середине, в корне слова)
3. На доске слова: ЗУБКИ – ЗУБЫ
- Что можно сказать об этих словах?
- Однокоренные.
- В каком слове ошибкоопасное место?
- ЗУБКИ.
- Почему?
- Согласный находится в середине слова перед суффиксом «к».
- Выбрать из ряда однокоренных слов проверочные слова.
ЗУБОК, ЗУБ, ЗУБАСТЫЙ, ЗУБНОЙ.
(слова записаны на карточке)
Дети выполняют работу коллективно.
- Кто выбрал слово ЗУБНОЙ? Докажите.
(Когда мы произносим, звонкий согласный слышится звонко потому, что после него стоит звонкий согласный.)
- Вывод: это и есть второй способ проверки слов с парными согласными. О нем мы еще не говорили.
- Давайте попробуем проверить наши слова этим способом.
(грибки - грибной; зубки – зубной; ягодки - ягодный) дубки-? => не ко всем словам!
4. Динамическая пауза:
Учитель предлагает отдохнуть, выполняя физминутку:
Я приглашаю на ЗАРЯ.КУ
Мелкие ША.КИ,
ЛЕ.КИЕ ПРЫ.КИ.
Вот и вся ЗАРЯ.КА
МЯ.КАЯ ПОСА.КА.
- Что вам встретилось в этом стихотворении?
5. Работа над составом слова.
- Выберите схемы, иллюстрирующие состав слов:
- Назовите эти слова.
6. Подготовка к сочинению – миниатюре и написание сочинения:
- Сегодня утром у нас побывал художник – мороз. Он подарил вам картинки, где изобразил зиму и свои любимые зимние забавы.
- Но картинки исчезли. Давайте поможем художнику восстановить их. Для этого у нас есть слова (заранее записаны на доске):
шапка, шубка, сапожки, пуговки, морковка, глазки, берёзка, избушка, снег, варежки, дорожка.
- А теперь расскажите художнику о зиме, о своих зимних увлечениях, используя данные слова с парными согласными. Напишите мини-сочинения.
Проверка творческих работ. Беседа по ОБЖ.
- Где же можно кататься на санках?
- Как поступить при обморожении?
7. Итоговая рефлексия:
- Давайте выберем знатоков парных согласных. Выбрать нужно одно верное утверждение.
Утверждения:
а) Чтобы проверить согласный в слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял только гласный.
б) Чтобы проверить согласный в слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или звонкий согласный.
в) Чтобы проверить согласный в слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял твердый согласный.
8. Домашнее задание:
- Насколько вы были внимательны сегодня на уроке, как вы подружились с парными согласными я узнаю, когда проверю, как вы выполните дома упражнение:
а) Чтобы проверить согласный в слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял только гласный.
б) Чтобы проверить согласный в слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или звонкий согласный.
в) Чтобы проверить согласный в слабой позиции, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял твердый согласный.
С к а . к а
Р ы . к а
С н е . к и
ЗУБОК
ЗУБ
ЗУБАСТЫЙ
ЗУБНОЙ
коро п/б ка
ска з/с ка
улы п/б ка
зага т/д ка
ко ж/ш к
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. 2-й класс Тема: "Правописание парных согласных в конце слов"
Урок дает представление о способах проверки правописания согласных на конце слова;- учит различать в словах звонкие и глухие согласные; обозначать звуки буквами, сопостав...
Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"
Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....
Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"
Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....
Конспект урока русского языка в 3классе по теме: Правописание слов с безударными гласными в корне.
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание слов с безударными гласными в корне" по новым стандартам ФГОС....
Технологическая карта открытого урока русского языка. 2 класс "Школа России". Правописание парных согласных в корне слова
Технологическая карта открытого урока с презентацией по теме "Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс "Школа России".Первый урок по теме....
Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: "«Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова»
Данный материал поможет учителям начальных классов в подготовке к уроку. Урок нацелен на формирование представления учащихся о словах с парными звонкими и глухими согласными на конце слова, которые ну...
Урок русского языка во 2 классе. Тема «Правописание парных согласных в корне слов»
Урок «Правописание парных согласных в корне слов» во втором класса пятый.На уроке каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической д...