Развитие внимания учащихся-логопатов.
статья (логопедия, 1,2,3,4 класс) по теме
Статья о развитии внимания на логопедических занятиях. Приведены упражнения, развивающие произвольное внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vnimaniya_uchashchihsya.doc | 309 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие внимания учащихся-логопатов.
Салова Светлана Вячеславовна,
учитель-логопед
МОУ «Шелаевская средняя общеобразовательная школа»
Внимание – психический процесс не менее важный, чем восприятие. Ученые также подчеркивают важность внимания., полагая, что оно не просто является особым психическим процессом, но входит, в качестве составляющей во все остальные способности (память, мышление и др.). Педагоги и школьные психологи в качестве одной из главнейших причин неуспеваемости своих подопечных часто называют “невнимательность”. Очень часто при выполнении какого-нибудь задания мы требуем от ребёнка внимательности. Обучение требует, чтобы дети были внимательны. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Приучить детей держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения. Важнейшей особенностью протекания познавательных процессов является их избирательный, направленный характер. Из множества воздействий окружающего мира человек всегда воспринимает что-то, что-то представляет, размышляет, думает о чем-то. Эту особенность сознания связывают с таким его свойством, как внимание. В отличие от познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет, оно – динамическая сторона всех познавательных процессов. Внимание активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации, обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте. К сожалению, очень часто учителя жалуются на то, что дети невнимательны, не умеют слушать, часто отвлекаются. А ведь, когда ребёнок пытается выполнить требование взрослого, то должен научиться управлять своим вниманием, активизировать нужные и затормозить ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, отобрать необходимую информацию, уметь сосредоточиться на каком-либо объекте или виде деятельности.
Что же такое внимание? Это направленность и сосредоточенность человека на чем-либо. В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания; в частности непроизвольное и произвольное внимание. Если непроизвольное внимание возникает само собой, независимо от сознания человека и связано с фоновой активностью нервных центров, то произвольное внимание тесно связано с волей человека, оно формируется у человека под действием воспитания, и в этой связи, полностью поддается тренировке и развитию. Если непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-либо его особенностей (новизна раздражителя, яркий эмоциональный тон, интерес), то произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение сознания на объекте. В младшем школьном возрасте отмечается слабость произвольного внимания ; его развитие связано с формированием у ребёнка волевых качеств и является необходимым условием успешности школьного обучения.
Как отмечает Н.П. Локалова, недостатки в развитии у ученика процессов произвольного внимания являются причиной многих трудностей при обучении русскому языку и чтению. В письме эти трудности в удержании и воспроизведении элементов речи (звуков, слогов, предложений), недописывание слов и предложений, вставки, перестановки, пропуск букв, перестановка слогов в словах, при списывании, появление или возрастание ошибок к концу работы, неумение находить орфограммы и ошибки в собственной работе. В чтении – повторное считывание той же строки, пропуск строки, считывание выше расположенной строки вместо нижней, потеря строки, прочитывание слов с ошибками (пропуск букв, замена предыдущих букв последующими, перестановка слогов), низкая скорость чтения.
Внимание обладает рядом свойств. Устойчивостью – характеризующей способность сосредотачиваться на одном и том же объекте некоторое время. Концентрацией – степенью сосредоточенности внимания на этом объекте. Переключаемостью - как способностью перемещать внимание с одного объекта на другой. Объемом – количеством объектом, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. В существующих системах самосовершенствования можно выделить три направления развития внимания: тренировку устойчивости и концентрации, тренировку переключаемости, увеличение объема внимания.
В методической литературе встречается большое количество игр, упражнений и тестов для диагностики и развития внимания. Часть из них требует специально отведенного времени, некоторые органично вплетаются в структуру занятия. Проверить уровень внимания школьников 3-4 классов, можно при помощи простого теста
Инструкция:
«Материал, который вы получите, содержит разные ошибки, в том числе смысловые. Найдите и исправьте их».
Затем раздается текст, для исправления которого не требуется знание правил, а необходимо только внимание. Неисправленная ошибка – это ошибка внимания. Текст содержит 10 ошибок.
Текст
Старые лебеди склонили пред ним горые шеи.
Зимой в саду расцвели яблони.
Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ним .
Сорняки шипучи и плодовиты.
Настоле лежала карта нашего города.
Самоле т с юда, чтобы помочь людям.
Скоро удалос ь м не на машине.
Обработка результатов
Подсчитать количество ошибок:
0 – 2 ошибки высший уровень внимания;
3 – 4 ошибки средний;
5 и более низкий.
Развивают детское внимание игры и задания «Найди отличия», «Что изменились?», «Найди пару», «Найди такой же предмет», «Рисунок по точкам», «Клетчатый рисунок», «Чья тень?», «Найди силуэт», «Прятки»(поиск на картинке «спрятавшихся предметов, букв, цифр), «Подбери фрагмент к картинке», «Лабиринт», «Перепутанные линии»» (прослеживание взглядом линии от начала до конца), «Шифровка» (расстановка значков в соответствии с образцом), «Движение по команде», сортировка крупы, сортировка и нанизывание бус и т.д. Специальные методики предназначены для диагностики и коррекции тех или иных свойств внимания. Это таблицы Шульте (аналогично можно заменить числа на буквы алфавита) ; заполнение геометрических фигур различными значками по методике Пьерона – Рузера; методика «Красно- черная таблица»; «Корректурная проба» и используемая аналогичным образом офтальмологическая таблица Ландольта (на бланке вместо букв будут изображены кольца с разрывами, направленными в разные стороны). Ниже приведены упражнения, которые также развивают внимание и будут полезны для использования на логопедических занятиях.
Для развития слухового восприятия и избирательности внимания подойдут задания типа «Запретное слово». Заранее оговаривается «запретное» слово, после чего логопед называет ряд слов, а дети хлопают в ладоши, когда слышат «запретное» слово. В упражнении «Поймай слово» логопед просит ребят хлопнуть в ладоши (положить фишку) тогда, когда они услышат правильно произнесенное слово. Возьмем , к примеру, слово велосипед. Список для прослушивания может выглядеть следующим образом: велосипед, весипед, левосипед, вилисипед, сипилимет, велосипед, вилазипед, мелосипед, велосипед, велисипед, велосипед. Упражнение «Отметь слово» может быть построено на грамматическом материале. Учитель зачитывает ряд слов, ученики ставят в тетрадь галочку (плюсик, любой значок), если услышат, например, слова с сочетанием –ЧК-.
Очень нравится младшим школьникам игра в «Да - нет». На каждого ученика заранее заготавливаются «данетки»: на прямоугольный кусок картона с одной стороны наклеивается квадрат или круг зелёного цвета ( это сторона «да»), с другой - красного цвета (сторона «нет») . Ребята сравнивают свои действия с работой светофора: на зелёный свет слова пропускаем, а на красный – нет. Учитель-логопед зачитывает ряд слов (звуков, слогов), когда ученики слышат нужное слово, они показывают зелёную карточку(«да»), если же слово не подходит, выбирается сторона «нет». Игра в «ДА – нет» универсальна, она может использоваться при прохождении различных грамматических тем, коррекции звукопроизношения и т.д.
Упражнение « Запомни картинки» разовьёт не только внимание, но и непосредственную произвольную зрительную память. Ученику предлагается рассмотреть и запомнить предметы, изображённые на картинках. Предъявляется 5-7 картинок, через несколько секунд картинки убираются, их просят назвать по памяти, затем ученик должен отыскать их среди 10-12 похожих, беспорядочно разложенных картинок.
Избирательность внимания можно тренировать по специально разработанным таблицам. Например, необходимо зачеркнуть слова, которые начинаются с гласных первого ряда, и в колонке 1записать, сколько раз эти слова встретились на каждой строке.
№ | слова | 1 | 2 | + |
1 | Дом ёлка друг ястреб обед тёлка удочка дрозд астра торт юрта | |||
2 | Яма враг шкаф овёс фляга ветка влага февраль фрукт автор | |||
3 | Эскимо куст глагол енот актёр кровать глаз ягода кекс индюк юг | |||
4 | Слово зубр осень забор сорт искра заяц узор сапоги завод язык | |||
5 | Этаж шарф ежата шея жилет шофёр уши живот южный дождь | |||
6 | Билет обед пруд ябеда букет пальто успех юность петух баран | |||
7 | Морковь игра щека цепь ёрш лифт ужин нитка чай хруст апрель |
Если задание выполнено верно, в колонке «+» поставить значок «+», если найдены не все слова или допущена ошибка – значок «-« . время выполнения задания 5 минут. Колонка «2» понадобится в том случае, если мы будем тренировать преключаемость внимания, например, предложим выбрать слова, начинающихся с гласных переднего ряда(подчеркнуть) и второго ряда (обвести в кружок), записать в таблице их количество. В этой таблице собраны слова, которые начинаются с гласных, звонких или глухих согласных; слова, состоящие из одного, двух слогов, обозначающие живые и неживые предметы.
Для развития избирательности внимания пригодятся тексты со «спрятанными» в них словами. Эти тексты помещены в журнале «Мурзилка». Например,
Отыщите во фразах спрятанные имена (пример: «Принесите кофе дяде» — Федя).
1. Невкусный этот омар и яблоки тоже. Няня, дай свежие — в апельсиновом желе!
2. Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.
3. Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста!
4. Ковал я железо ярким днем.
Развитие устойчивости внимания предполагает формирование умения длительное время сосредоточить внимание на каком-либо объекте.
В упражнении «Найди слово» ребятам предлагается в каждой из 6 строк таблицы найти и подчеркнуть слово «слог», одновременно подсчитывая количество «спрятавшихся» слов, записать полученное число. Время выполнения задания ограничено.
1 | злортгэлотшслогрдпакслоавблсагнслогфывжоэбюлслонвамслогтримслот | |
2 | сголатрусологфартнуцихедслогйуцвафысчилогсмиртастонбитрлоготсточ | |
3 | спраслогватрелогсногапредефлогслогсандисолгтислосгишекупломислоги | |
4 | этогчитаколеслогсогтонсолозонтэталожденфлопслогмибдентслотингресо | |
5 | мирасдогвитвитртимансыкатрастогирбтслогзвукилдагвкадзогаслогбаолож | |
6 | логсандезуццтлблокссолгтрудслогфывсрокилтыслогбуданэтонзлагтогпрол |
Объём внимания, т.е. количество объектов, находящихся в поле внимания одновременно, можно развивать при помощи «Игр индейцев». Ученикам в течение короткого времени показывают сразу много предметов, затем каждый ребёнок говорит, что видел. Задание можно усложнить, если попросить описать предметы. На следующем этапе игра проводится на материале картинок, затем с изображением букв, слов.
Развить концентрацию внимания поможет упражнение «Печатная машинка». Каждый ребёнок получает 1-2 буквы из алфавита. Логопед называет слово, а ученики должны «отпечатать» его на машинке. Например, «печатаем» слово «домик». Ребёнок, которому досталась буква «д», называет её и хлопает в ладоши, далее делает хлопок в ладоши и называет букву ученик, которому досталась буква «о» и т.д. С каждым разом слова усложняются. Упражнение «Летела корова», также помогает развить концентрацию внимания. Правила игры просты: игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую - ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:
Летела корова, сказала слово.
Какое слово сказала корова?
Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, "трава". Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова - "т", следующий - вторую, и так до конца слова, до последнего "а". Задача последнего игрока - не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.
Следующее упражнение на концентрацию и устойчивость внимания:
Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА
б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ
ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА
КЛАТИМОР
в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА
ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА
ФИЛЛИТАДЕРРА
г) ГРУММОПД
д) ВАТЕРПРООФЕТТА
СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ
ЕММАСЕДАТОНОВ
е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ
ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА
ХЛОРОФОНИМАТА
ДАРРИСВАТЕНОРРА
з) ЛАЙОНОСАНДЕРА
и) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ
к) МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН
л) МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГ РАФУНИТАРЕ
м) АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН
н) БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙ
МСТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН
о) ОСТИМАРЕ
Упражнения на развитие зрительного внимания.
Для того чтобы бегло читать, ребёнок должен научиться удерживать взглядом порядок букв в слове, затем — строку, абзац; следить глазами за главным в тексте, отвлекаясь от второстепенного. Для грамотного письма ребёнок должен научиться чётко различать графический образ букв. Для этого и нужно развивать устойчивое произвольное зрительное внимание.
Игры этого раздела помогают профилактике нарушений чтения, развитию устойчивого произвольного внимания, синтеза трёх-, четырёх-, пятибуквенных слов. Графические упражнения способствуют закреплению зрительного образа букв и формированию выносливости мышц кисти.
Путаница (анаграммы)
Напиши буквы в клеточках, проследив линию, и прочти получившееся слово.
Бусы
Проследи глазами по ниточке и собери слова из бусинок.
Фотограф
Внимательно посмотри и запомни, какие буквы и где написаны в левом квадрате. Закрой его и напиши так же в правом квадрате.
Для развития переключаемости внимания можно предложить следующие упражнения:
Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.
В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.
Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, а). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты в графике и проанализируйте их. Порадуйтесь вместе с малышом успехам. Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: "В каждой строчке зачеркни букву а, а букву п - подчеркни". Или так: "Зачеркни букву а, если перед ней стоит буква р, и подчеркни букву а, если перед ней стоит буква н". Фиксируйте время и ошибки. Не забудьте похвалить ребёнка.
Упражнение «Снайпер». Например, учитель-логопед зачитывает ряд слов, часть из которых пишется с мягким знаком, другая – без него. Ребята-снайперы «выбивают» слова, которые пишутся с мягким знаком, ставят в тетрадь «+», если мягкого знака нет «-», затем проверяется правильность выполнения заданий.
Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания
(умения выполнять несколько дел одновременно).
Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов. Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получают, например, красный кружок. Так как на занятии лучше играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конце занятия, и победители как-нибудь поощряются. В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.
Следующее упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.
а) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 мин.
Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
б) Задание похоже на предыдущее. В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков.
(Треугольники с "округленными" вершинами не считаются, так же как и круги с "углами". Задача ребенка - нарисовать как можно больше треугольников и кругов.)
Практика показывает, что ученики младших классов с большим интересом и старанием относятся к таким занятиям, на которых в качестве специальной учебной задачи ставится формирование внимания, организованности. Состояние внимания детей обусловлено характером их умственной деятельности и зависит от нее. При обучении на основе пояснения и показа детям даются умственные задачи и путь их решения. Именно это организует и держит детское внимание, направляет его в определенное русло. Таким образом, формирование внимания у детей происходит в условиях обучения. Наблюдения показывают, что в ходе воспитания и коррекционного обучения свойства детей изменяются и что средства, направляющие эти изменения, находятся в руках логопеда.
Еще К. Д. Ушинский отмечал, что, «сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает,— делать ради удовольствия исполнить свою обязанность». В школьной практике поэтому необходимо сочетать произвольное и непроизвольное внимание и, опираясь на непроизвольное, воспитывать произвольное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМЫ И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ СЛЕПЫМ И СЛАБОВИДЯЩИМ УЧАЩИМИСЯ – ЛОГОПАТАМ.
1. Психоневрологические и характерологические особенности слепого и слабовидящего ребёнка2. Особенности нервно-психических механизмов, лежащих в основе чтения и письма у слепых и слабовидящих детей.3....
«Использование алгоритма в работе с учащимися-логопатами на занятиях по профилактике и коррекции дизорфографии»
Важнейшей задачей в педагогической науке является совершенствование планирования, процесса обучения в целом и повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся.Поиски оптим...
АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ С УЧАЩИМИСЯ-ЛОГОПАТАМИ ВТОРОГО КЛАССА
Вашему вниманию представлена методическая разработка, где подробно расписаны алгоритмы рассуждения, используемые для решения грамматических задач, которые связаны с орфограммами, изучаемыми во втором ...
АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ С УЧАЩИМИСЯ--ЛОГОПАТАМИ ТРЕТЬЕГО КЛАССА
Вашему вниманию предлагается методическая разработка с алгоритмами рассуждений , использзуемая на занятиях с учащимися-логопатами по программе "Предупреждение нарушений письменной речи, коррекция дизо...
АЛГОРИТМЫ РАССУЖДЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИЗОРФОГРАФИИ С УЧАЩИМИСЯ-ЛОГОПАТАМИ ЧЕТВЁРТОГО КЛАССА
Вашему вниманию предлагается методическая разработка, где представлены алгоритмы рассуждений, которые используются для решения грамматических задач, которые связаны с орфограммами, изучаемыми в четвёр...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ-ЛОГОПАТАМИ ШКОЛЫ 3-4 ВИДА.
На современном этапе образования для обеспечения эффективности образовательного процесса невозможно обойтись без средств информатизации. Поэтому информационная компетентность является одной из основны...
Развитие внимания учащихся – логопатов на коррекционных занятиях
Развитие внимания учащихся – логопатов на коррекционных занятиях...