Логопедический тренинг для детей и родителей "Игры с Буквами"
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему
Пояснительная записка.
В последние годы резко увеличилось и продолжает увеличиваться количество учащихся начальной общеобразовательной школы, испытывающих затруднения в овладении процессом чтения. В тоже время, чтение является важнейшим общеучебным навыком, от качества которого во многом зависит успешность ребенка по всем учебным предметам.
Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все — логопед, педагоги, родители,— имея общую цель, будут действовать согласованно.
На тренинг «Игры с буквами» приглашаются первоклассники, которые испытывают трудности в запоминании букв, и их родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Logopedicheskiy_trening_dlya_detey_i_roditeley.doc | 55.5 КБ |
Igry__s__bukvami.ppt | 690.5 КБ |
Pedagogicheskiy__takt__v__rabote__uchitelya-logopeda.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический тренинг для детей и родителей «Игры с буквами».
Пояснительная записка.
В последние годы резко увеличилось и продолжает увеличиваться количество учащихся начальной общеобразовательной школы, испытывающих затруднения в овладении процессом чтения. В тоже время, чтение является важнейшим общеучебным навыком, от качества которого во многом зависит успешность ребенка по всем учебным предметам.
Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все — логопед, педагоги, родители,— имея общую цель, будут действовать согласованно.
На тренинг «Игры с буквами» приглашаются первоклассники, которые испытывают трудности в запоминании букв, и их родители.
Цель логотренинга: привлечь внимание родителей к проблемам формирования процессов письма и чтения.
Задачи:
- оказать помощь каждой семье первоклассников в организации домашних занятий в игровой форме;
- уточнить и расширить понятий «звук и буква»,
- способствовать развитию произвольной памяти, внимания, воображения, мелкой, общей и артикуляционной моторики,
- прививать интерес к совместной деятельности.
Оборудование и материалы: карточки с буквами алфавита, карточки с разрезными буквами, рисунки детей или картинки «На что похожа буква», клубок ниток, презентация (приложение 1).
Ход тренинга.
Логопед: Здравствуйте, ребята, добрый вечер, уважаемые взрослые. Мы рады снова видеть Вас на нашей совместной игре, на логопедическом тренинге.
Наш сегодняшний тренинг мы назвали «Игры со словами».
Логопед: Ребята, давайте покажем как хорошо мы знаем буквы. А мамы и папы нам в этом помогут.
Игра «Собери буквы».
Для этой игры необходимо подготовить карточки с буквами, разрезать их на две – три части.
Приложение 2.
Игра «На что похожа буква».
А теперь придумайте, на что похожа буква, которую вы нашли.
Можно использовать рисунки детей или подготовить соответствующие картинки. Например:
Приложение 3.
А - лесенка, ствол дерева с дуплом, крыша дома.
Б - барабан и палочки, кенгуру.
В - очки, крендель, бабочка, которая сложила крылья.
Г - коса, семафор.
Д - домик, легковой автомобиль.
Е - сломанная расческа.
Ё - ежик несет два яблока на спине.
Ж - жук, снежинка.
3 - змейка, птица в полете.
И - дерево, а рядом гора, иголка с ниткой.
Й - рядом дерево и гора, птица над ними.
К - птичка с открытым клювом, крокодил открыл пасть.
Л - развязались ленточки в косе.
М - две горы, майка, качели, сломанная скамейка.
Н - носилки, кроватка.
О - лицо, солнышко, тарелка, пирог.
П - качели, ворота.
Р - ромашка.
С - сушка, ухо слона.
Т - молоток.
У - уши зайца.
Ф - филин, человек, поставивший руки на пояс.
X - вертушка, акробат.
Ц - котенок или щенок лежат на спинке, лапками вверх.
Ч - флажок, вешалка, перевернутый стул.
Ш - ежик.
Щ - щетка.
Ь - ключ.
Ы - лыжи и лыжные палки рядом.
Ъ - поварешка.
Э - эхо.
Ю - юла, ветка с яблоком.
Я - человек с рюкзаком за плечами, петушок.
Игра «Я найду слова везде».
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
- Подбираем как можно больше слов со звуками, которые обозначает ваша буква (дети и родители называют слова по-очереди).
Игра « Угадай, что напишу» ( прием дермолексии)
- Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Какую букву я написала?
( Подходит к каждому и пишет на его ладошке пальцем букву). А теперь откройте глаза и найдите на ковре картинку, в названии которой есть этот звук, и встаньте на неё.
Игра « Буквы на спине».
Дети отворачиваются от доски, логопед показывает буквы, родитель «пишет» букву на спине ребенка. А ребенок выкладывает данную букву на столе. Затем взрослые и дети меняются местами. В итоге должно получиться слово. Например: нос, дом, слон, сумка, котик и т.д.
Игра « Волшебник» А теперь давайте с вами мы превратимся в волшебников.
Выложите букву Н, а затем превратите её в П.
Игра «Какие буквы спрятались?».
Игра «Слово рассыпалось». Ой, ребята, посмотрите, что стало с нашими словами. Они рассыпались. Надо их собрать.
А теперь покажем всем, какие мы дружные ребята. Соберите из одного слова несколько. Кто больше?
Неизвестно, что случилось, только буква заблудилась. Ребята, поможем букве найти своё место, а взрослые помогут нам.
Игра «Буквоед».
Логопед: Ребята, дед Буквоед съел некоторые части букв. Давайте спасем буковки.
А теперь давайте составим из этих букв слово (молодцы).
Подведение итогов. Рефлексия.
Игра «Паутинка»
Все участники встают в круг и высказывают друг другу пожелания, передавая при этом клубок ниток. В итоге получается паутинка.
-Спасибо, уважаемые взрослые, что пришли на нашу игру. Теперь Вы знаете, как весело и увлекательно можно играть со звуками и как лучше запомнить буквы.
- Ребята, а Вам нравится играть вместе с родителями?
-А вам, уважаемые взрослые, какие игры понравились?
- В какие игры можно поиграть дома?
- Ждем Вас снова на логопедических тренингах!
- Спасибо за активное участие! Успехов всем нам!
Литература и другие источники информации:
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. М., 2005.
- Ястребова А.В.Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М. Аркти.1997г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Выступление учителя-логопеда Саловой С.В. на педагогическом совете 22.03.2011 г.
Педагогический такт в работе учителя-логопеда.
Учитель-логопед является ключевой фигурой в коррекционно-педагогическом процессе. Он организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-образовательный процесс с учащимися, требующими особого педагогического внимания. Он устанавливает связи, налаживает контакт между учениками и их родителями, а так же взаимодействует со своими коллегами и руководством. Однако не каждому учителю-логопеду достаёт сформированности личностных качеств в доведении индивидуальной работы с трудным ребёнком до логического завершения. Здесь важным выступает сформированность рефлексивной готовности учителя-логопеда. Сформированность рефлексии учителя-логопеда проявляется в его социально активном отношении и к субъекту педагогического воздействия и к нормальному большинству общества – среде, в которую должны включаться воспитанники учителя логопеда.
Профессия логопеда совмещает в себе профессию медика и педагога и направлена на работу с людьми, с различными дефектами речи.
Главная задача логопеда – помочь человеку избавиться от присущих ему комплексов речи. Логопед проводит диагностику речевых нарушений, проводит коррекционно-реабилитационную работу с детьми и взрослыми людьми с аномалиями речи, анализирует динамику развития речи детей. Логопед учит человека с дефектами речи правильному положению языка и губ при произношении определенных звуков, подбирает специальные тренировочные упражнения, скороговорки. Обычно работа с одним пациентом занимает около полугода или даже больше.
Недостаточно быть добрым, нужно еще быть тактичным Тактичность – одна из самых замечательных черт характера. Тактичный человек привлекает к себе окружающих, он умеет сделать так, чтобы людям было хорошо с ним.
Такти́чность — умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами. Людей с чувством такта называют тактичными. Тактичность подразумевает не только простое следование правилам поведения, но и умение понимать собеседника и не допускать неприятных для других ситуаций.(Википедия)
Тактичным мы называем человека, который никогда:
Не дает советы тогда, когда его об этом не просят.
Не критикует кого бы то ни было и что бы то ни было.
Тактичность – это чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль.
Тактичный человек в общении всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу в возрасте, общественном положении, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.
Педагогический такт есть профессиональная, психолого-педагогическая особенность поведения учителя во взаимоотношениях с учащимися, соответствующая целям и задачам воспитания и проявляющаяся в творческой, педагогически оправданной изобретательности, находчивости, инициативности, в обдуманности действий, в самообладании, выдержке, в чутком и требовательном отношении к детям [27, 127].
Педагогический такт – это умение находить в каждом случае наиболее правильный педагогический приём. В одинаковой степени это относится к учебной и воспитательной работе. На уроке педагогический такт в основном является следствием глубокого знания учителем своего предмета и владения методикой, знаниями возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. В воспитательной же работе педагогический такт – результат знания основ педагогики, общей и детской психологии. Это умение учителя держать себя с детьми, умение в каждом отдельном случае понять состояние ученика, его побуждения, интересы и найти наиболее действенную меру воспитания.
Педагогический такт – это мера педагогической целесообразности и полезности поступков учителя, его слов, средств и вообще обращения с учащимися. Все то, что выходит за пределы педагогической целесообразности, что в действиях и поступках учителя противоречит воспитательным задачам, является нарушением педагогического такта. Педагогический такт позволяет учителю творчески разрешать учебно-воспитательные вопросы с учетом конкретной обстановки, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Учащиеся младших классов больше обращают внимание на доброту, отзывчивость, вежливость учителя, его костюм, мягкость в обращении с ними и недостаточно требовательны к методическим приёмам и знаниям учителей. Таким образом, здесь мы можем говорить скорее об авторитете роли, чем об авторитете личности. При этом в большинстве случаев, особенно в первом классе, за учителя признаётся право на принятие ответственных решений как в ситуации, значимой для класса в целом в условиях учебной и вне учебной деятельности.
Поскольку речь – это психологический процесс, то речевые нарушения напрямую связаны с психологическими причинами. Иногда речевые нарушения определяют психологические, а иногда становятся следствием психологических проблем.
Вам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, двигательно расторможенным ребенком. Если бы у него был непослушным только язык, но ведь у него непослушно все тело… Такой ребенок постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказать. Сосредоточенности хватает только на одну минуту.
Тяжела работа с вялыми, ослабленными детьми, с высокой истощаемостью нервной системы. Они не нарушают дисциплины, но их работоспособности тоже хватает лишь на несколько минут. У таких детей трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно и вяло происходит автоматизация.
Не легче приходится логопеду с детьми страдающими, так называемым “синдромом гиперответственности”. Эти дети настолько тщательно стараются выполнить задание логопеда, настолько стремятся к совершенству и правильности, что этим самым невероятно закрепощают мышцы тела, в том числе и языка. Так как в основе их перфекционизма лежит высокий уровень тревожности. Это напряженное состояние затрудняет постановку звуков, и последующую автоматизацию.
Очень нелегко автоматизируются звуки у детей с сильной нервной системой, но мало чувствительных, не проявляющих особенного интереса к тому, что их окружает. Им безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желание означает отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть проблем с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь порой является проблемой как для логопеда, так и для самого ребенка.
Неумение большинства детей-логопатов слушать и слышать звуки окружающего мира, находить различия в произношении тех или иных речевых звуков; недостаточное чувство ритма, неумение согласовывать свои действия с действиями других, проблемы с дыханием - вот некоторые из проблем детей, посещающих логопедический пункт.
Очевидно, что работа психолога и логопеда должна идти параллельно, дополняя друг друга, решая задачи по совершенствованию работы всего организма.
Поэтому работа психолога в начальной школе планируется исходя из перечисленных проблем, а именно:
- Снятие школьной тревожности.
- Совершенствование эмоционально-волевой сферы.
- Улучшение моторики пальцев рук.
- Активизация процессов мышления, памяти, формирование познавательного интереса.
Традиционно в работе психолога принято уделять большое внимание активизации процессов мышления, памяти, которые так же благотворно сказываются на решении логопедических проблем. Осознанность, заинтересованность, возросшая чувствительность помогают в работе, как логопеду, так и самому ребенку в преодолении речевых проблем.
В заключении можно сделать вывод, что педагогический такт в работе учителя, психолога и логопеда в работе по преодолению, у младших школьников нарушений устной и письменной речи очень важен.
В работе с семьей удачно зарекомендовала себя такая форма работы, как беседа, важнейший принцип проведения которой - двусторонняя активность беседующих. Учитель-логопед придает беседе целенаправленность, задает тон, его задача - вызвать собеседника на откровенный разговор. Надо стараться так задавать вопросы, чтобы родители не только отвечали на них, но и приводили примеры из собственного опыта. Беседы проводятся индивидуально, содержание их посвящено уточнению аналитических сведений, анкетных данных, а также выявлению личностных особенностей ребенка, характера его поведения в детском учреждении, дома, при общении со сверстниками; начать беседу можно с постановки острой проблемы.
Беседа - одновременно и форма и метод общения с родителями.
В Научно-исследовательском институте общих проблем воспитания разработана методика контактного взаимодействия педагогов с родителями, предусматривающая несколько стадий формирования правильного общения:
1-я стадия: поиск контактов при первой встрече. Здесь необходимы высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность. Важно не оттолкнуть родителей непродуманным вопросом.
2-я стадия: обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, основываясь на его неповторимости и индивидуальности, с которыми надо считаться. Можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка.
3-я стадия: установление общих требований к воспитанию ребенка. От педагога требуется побуждать родителей высказать свои взгляды на воспитание, назвать используемые ими методы, внимательно выслушать их мнение, даже если оно ошибочно, не опровергать, а предложить свои способы воздействия, призвав объединить усилия для выработки общих требований.
4-я стадия: упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия, но они не должны помешать дальнейшему сотрудничеству.
5-я стадия: реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность и непогрешимость, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. Вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе, и на перевоспитание ребенка.
6-я стадия: совершенствование педагогического сотрудничества.
В самом начале учебного года, при поступлении детей в логопедическую группу, проводится анкетирование родителей. Воспитатель вручает родителям каждого воспитанника экземпляр анкеты, которая используется в разных целях, в том числе для изучения педагогической наблюдательности родителей
Все современные исследователи отмечают, что любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. В.А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми (5) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
Логопедическое занятие "Буква Д. Урок добра"
Тема: Буква Д.Цель: Закрепить знания детей о букве Д.Задачи:Развитие зрительно – пространственных представлений.Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.Расширение и уточнение пассивного...
Тема фронтального логопедического занятия: Буква «Ч» в слоге ЧА, в начале слова. Слоговой анализ слов.
Конспект фронтального логопедического занятия в 1 общеобразовательном классе школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата....
Учитель-логопед Торбочкина Е.Е. Конспект логопедического занятия " Буквы А - Я " 2 класс.
Конспект логопедического занятия "Буквы А - Я" ( 2 класс) является одним из уроков в системе работе над дисграфий, связанной с нарушением языкового анализа и синтеза....
Учитель-логопед Торбочкина Екатерина Евгеньевна. Конспект логопедического занятия: "Буквы А - Я" (2 класс)
Занятие используется в работе с учащимися 2 класса....
Конспект логопедического занятия_Дифференциация букв и-й. Перенос слов с этими буквами.
Конспект логпедического занятия по теме "Дифференциация букв И-Й. Перенос слов с этими буквами."...
Логопедическое занятие. Буквы Б-П
Познакомит детей с буквами Б - П; упражнит в написании букв Б - П...