Урок изобразительного искусства «Театральные маски»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Урок изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского. 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_1.docx | 272.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского. 3 класс.
Тема четверти: «Художник и зрелище»
Тема урока: «Театральные маски»
Тип урока: комбинированный, направленный на решение нескольких дидактических задач: проверка знаний (вопросно-ответная беседа), овладение новыми знаниями (работа в группах с использованием приемов продуктивного чтения), закрепление умений и навыков (выполнение практического творческого задания).
Форма проведения: работа в группах, индивидуальная работа с элементами игры
Цель урока. Ознакомление с деятельностью художника в зрелищных видах искусства, усвоение навыков и умений и творческое применение их на практике.
Задачи урока.
Обучающие: познакомить учеников с масками народов разных времен и народов; ознакомление с работой художника при создании масок.
Развивающие: развитие знаний о театре как искусстве; знакомство с основными понятиями и терминологией зрелищных искусств; развитие творческих способностей при создании маски.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе, воспитание любви и уважения к зрелищным видам искусства.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
обучающиеся продолжат формирование умения творческого видения с позиции художника;
овладеют умением вести диалог, работать коллективно;
сформируют умения планировать и грамотно осуществлять учебное действие в соответствии с поставленной задачей;
сформируют умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность.
Личностные:
сформируют уважительное отношение к культуре и искусству других народов страны и мира в целом;
продолжат формирование эстетических чувств художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
продолжат формирование умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников.
Предметные:
познакомятся с масками разных народов, как способом перевоплощения;
познакомятся с терминологией зрелищных искусств.
Зрительный ряд: слова ЛИЧИНА, ЛИК, ЛИЦО, МАСКА, фотографии масок.
ТСО: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку «Маски»
Литературный ряд: тексты, составленные по материалам статей
Музыкальный ряд: Андрей Зеленский – Шкатулка (театральная музыка)
Инструменты и материалы: белый лист бумаги, карандаш, кисти, гуашь, вода, палитра, тряпочка, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей.
План урока
Организационный момент - 1 мин.
Обобщение пройденного материала – 5 мин.
Сообщение темы, постановка цели. Работа в группах - 15 мин.
Физминутка – 2 мин.
Практическая работа - 20 мин.
Подведение итогов урока. Игра «Маска, кто ты?»- 2 мин.
Рефлексия
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Проверим готовность к уроку. У вас на парте все необходимые материалы и инструменты - белый лист бумаги, карандаш, кисти, гуашь, вода, палитра, тряпочка, фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей.
II. Обобщение пройденного материала.
- Ребята, в течение этого года мы знакомимся с ролью художника в жизни человека и общества.
- А где мы соприкасаемся с искусством? (Везде. В доме, на улицах города.)
- Действительно. Искусство всюду, вокруг нас, его создают для нас художники.
- Скажите, а каким был бы мир, не будь в нем художника? (Скучным, серым, однообразным)
- Верно.
- И на прошлых уроках мы с вами узнали, что создаёт художник, чтобы наша жизнь стала ярче и интереснее. Так что же это? (Это зрелище.)
- А мы с вами кто? (Зрители.)
- Ребята, а где мы, как зрители, можем увидеть зрелище? (В цирке, в театре, на концерте, на праздниках, на площади.)
- Давайте вспомним зрелищные виды искусства. (слайд 1-2)
- Итак, в начале 3 четверти мы с вами узнали о роли художника в создании зрелища для нас, для зрителей.
(Звучит запись оповещения в театре перед началом спектакля) (слайд 3)
- Где вы это могли услышать? (В театре.)
- Давайте сейчас вспомним с вами, где и когда зародился театр. Кто хочет ответить? (Театр появился в Древней Греции 2500 лет назад) (слайд 4)
Кто-то запомнил, что означает само слово «театр»? (Место для зрелищ, само зрелище)
- Мы с вами обратили внимание на то, что в театре играли одни мужчины. (слайд 5)
- Да, они играли и женские роли! А каким образом им удавалось перевоплощаться в женщин? (Одежда, парики)
- Но как им удавалось изменить лицо?
Наденешь ее - и тебя не узнать,
Ты – рыцарь, бродяга, ковбой...
Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать.
А снимешь – вновь станешь собой. (слайд 6)
(На них были маски)
- С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому - что маска помогает скрыть лицо, помогает актеру перевоплощаться в любой образ.
- Со временем маска стала символом театра.
- Итак, ребята, мы плавно подошли к теме сегодняшнего урока, сформулируйте, пожалуйста. (Театральные маски)
III. Сообщение темы, постановка цели. Словарная работа.
- Действительно, тема сегодняшнего урока «Театральные маски». (слайд 7)
- Какую цель поставим? (узнать о масках и научиться изображать-изготавливать)
- Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее кукол. Маску раньше называли ЛИЧИНА. Как вы думаете, почему? От какого слова это слово произошло? (на доске слова: МАСКА, ЛИЧИНА, ЛИК, ЛИЦО) Что обозначало?
- Маска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа.
IV. Работа в группах
- Предлагаю изучить историю появления масок, работая в группах. Ваша задача: изучить текст, выполнить задания, представить классу результат своей совместной деятельности. На работу с текстом отводится 3 минуты, далее 4 минуты на защиту (Приложения 1, 2)
- О какой из масок не прозвучала информация? Может, кто-то знает о ней? Видел где-либо?
- Изучи страницу одного из сайтов, догадайся о назначении этой маски. (Приложение 3)
- В нашей стране, начиная с 1993 года, учреждена престижная награда «Золотая маска» за лучшие театральные роли.
V. Физминутка.
Чтобы маску изготовить,
Себя нам надо подготовить.
Физминутку проведем
И немного отдохнем.
Встали, плечи опустили,
Грусть – печаль изобразили.
Развели подальше руки,
Не будем умирать от скуки.
Радость на лице у вас –
Покажите мне сейчас!
Если чем-то удивились,
То в лице вы изменились.
Руки кверху поднимите –
Удивленье покажите.
Рассердились вы на что-то
Сделайте мне три притопа.
Брови сдвинули, оскал.
Ну, и «злючим» класс наш стал!
Если хитрый весельчак,
Сделает он просто так:
Подмигнули, улыбнулись.
И на место все вернулись.
VI. Практическая работа.
- Наш урок мы закончим необычной игрой. Каждый из вас попробует создать свой образ.
- Что понадобится для нашего перевоплощения?
-Конечно же - маска.
- Кем мы сейчас станем?
-Художниками!
Скажите, кто из Братьев-Мастеров придумывает образ персонажа?
-Мастер Изображения.
Кто помогает создать форму маски?
-Мастер Постройки.
А кто поможет нам украсить маску?
-Мастер Украшения. (слайд 8)
- Прежде чем мы приступим к созданию маски театрального героя, стараясь передать характерные черты и особенности (слайд 9), напомним себе правила работы с ножницами. (слайд 10-11)
- Для создания маски мы должны помнить, что персонажи бывают разные, с разным характером, с разным настроением. (слайд 12)
Веселье, грусть, удивление, равнодушие, злость, испуг мы называем эмоциями. Видите, как меняется выражение лица в зависимости от эмоций? Меняется наклон бровей и глаз, изгиб рта. При выполнении задания помните об этом!
- Сначала мы создадим основу маски – лицо. (слайды 13-14)
(При выполнении задания напомнить про симметрию человеческого лица. Разъяснить про складывание пополам, вырезаем рот и нос со стороны сгиба)
- Затем дополним маску волосами, локонами, возможно – шляпами. Можно приклеить усы, бороду, при желании даже нарисовать веснушки. (слайды 15-16)
(Дети выполняют задание, учитель помогает. В конце урока небольшая игра – дети представляются в образе маски-персонажа, затем мини-выставка, обсуждение работ) (слайды 17 музыка)
VII. Игра «Маска, кто ты?» Выставка и обсуждение работ.
- Ребята, все отложили кисточки. Давайте посмотрим на ваши маски.
Кирсанов Сергей Васильевич «Карнавал в Венеции»
Едва наденете Вы маску,
Как попадете сразу в сказку. (слайд 18)
VIII. Рефлексия « Закончи предложение»
«За этот урок я понял, что…».
«Мне понравилось…».
« Мне захотелось…».(слайд 19)
- Спасибо за урок! (слайд 20)
Приложение 1
Текст и задания для 1 группы
У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями, выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры, изготавливали из глины и бумаги. В России тоже были праздники с масками и чучелами. Веселясь, люди наряжались в костюмы и маски, открытые участки тела покрывали сажей, в руки брали разные шумовые инструменты. Такие люди назывались «ряжеными». Потом праздники и представления перешли с городских площадей на театральную сцену и появились театральные маски.
Выбери соответствующие тексту маски.
Ответь на вопросы:
1. Из чего можно изготовить маску? Составь схему, дополни, опираясь на свой опыт
Материалы для изготовления масок
2. Приведи примеры праздников в России, на которых использовались маски с чучелами?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Текст и задания для 2 группы
Маски комедии (смеющееся лицо) и маски трагедии (плачущее лицо) применялись еще в античном театре. У древних греков и римлян маски служили наиболее удобным способом для передачи характера ролей. Их использование позволило актерам играть многократные роли, включая женские роли. Маски преследовали двоякую цель: заменяли мимическую игру и усиливали звук голоса, что было чрезвычайно важно при представлениях под открытым небом, перед лицом многотысячной толпы. Маска надевалась вместе с париком через голову, имела отверстия для глаз и рта; последнее было снабжено металлическим резонатором, усиливающим голос.
Выбери соответствующие тексту маски.
Ответь на вопросы:
1. Назови родину трагической и комической масок.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. Какую цель преследовало использование масок? Заполни схему:
Зачем нужны были маски?
Текст и задания для 3 группы
Театральные преставления в Японии – это объединение музыки, текста, актёрского мастерства и танца, именно здесь широко использовались маски. Они выражали различные характерные эмоции и служили для того, чтобы ярче показать персонажей представления. Маски наделялись мистической силой, а трогать их было позволено только в месте прикрепления шнурков. Сейчас в каждом театре есть место, где хранятся старинные маски. Считается, что в них живут души актеров. Их вырезают из легкого дерева - кипариса, а затем раскрашивают и покрывают специальным лаком. На первый взгляд, кажется, что маска может иметь лишь одно выражение. Однако с изменением освещения зала она может передавать различные оттенки настроения персонажа и кажется живой.
Выбери соответствующие тексту маски.
Ответь на вопросы:
1. Обобщи информацию, заполнив таблицу
№ | Этапы изготовления масок |
2. В чем секрет японской маски?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Текст и задания для 4 группы
В средневековой Европе маска была принадлежностью бродячих артистов. В 14 веке в Италии возникла комедия масок. В основе представления был краткий сценарий, а отдельные ситуации артисты импровизировали прямо на глазах у зрителей. Великолепны, красочны карнавалы в Венеции, они известны с 11 века. Настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей кожи. Её можно носить, не снимая, много часов подряд. В ней одинаково удобно и веселиться, и драться на дуэли. Кот – одна из любимых венецианских масок выглядит ярко, нарядно. В основе этой маски легенда о том, как привезенный из Китая кот переловил всех дворцовых мышей, тем самым спас город от разносчиков болезни - чумы, а человек, принесший кота, дико разбогател.
Выбери соответствующие тексту маски.
Ответь на вопросы:
1. Почему венецианскую маску можно носить много часов подряд?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. Почему коту посвятили одну из масок в Венеции?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Приложение 2
Изображения масок (на столе у каждой группы) и на доске увеличенного размера
Приложение 3
Скриншот страницы сайта (на столе у каждой группы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока изобразительного искусства:"Театральная маска. Маска к сказке "Колобок"" 3 класс
Конспект урока (ШР)...
Конспект к уроку изобразительного искусства "Театральные маски"
Цель урока: рассказать и подготовить учеников к выполнению театральной маски.Планируемые результаты:Личностные:- развивать художественный вкус и способности к эстетической оценке произведений;- формир...
Конспект урока изобразительного искусства «Театральная маска», 3 класс
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Театральная маска (завершение работы над образом героя)" (3 класс, УМК "Перспектива")
Тема: "Театральная маска (завершение работы над образом героя)"Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: продолжить ознакомление учащихся с историей театральной маски, формир...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Театральная маска» (УМК "Школа России", 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о разнообразии театральных масок, выявление их особенностей.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и углуби...