конспект урока по ИЗО
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Мамин платок»
Цели: повторить знания о разновидностях красок; познакомить с вариантами оформления народных платков; научить создавать орнаменты в заданной форме; познакомить с понятиями «холодные и теплые тона», «мотив», «акцент».
Вид деятельности: рисование красками на бумаге.
Планируемые результаты: школьники научатся различать внешний вид рисунков в разной технике; получат знания о специфике народных платков; придумают спои варианты раскрашивания платков.
Оборудование: разноцветные платки,
Ключевые слова и понятия: платки, мотив, акцент, акварель, контраст.
Ход урока
1.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
- Давайте проверим все ли готово к уроку.
2.Определение цели урока.
- Прочитайте тему нашего урока. (Мамин платок).
- Определите цель урока. Чем мы будем заниматься? Чему учиться?
3. Актуализация знаний.
Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы будем работать по теме “Мамин платок”. Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке? (Ответы детей). Как вы считаете, ребята, давно ли появился платок, икакую роль он играл в ансамбле народного костюма? (Ответы детей).
4. Рассказ учителя.
Учитель. Предшественником платка на Руси считают белое льняное полотенце с вышивкой – убрус. Издревле женщины покрывали им голову. С конца 17 века он уступает место платку. Спустя век, в русском языке появилось слово “шаль”, заимствованное из персидского языка. А означает оно большой узорный платок.
В ансамбле народного костюма платок играет важную роль, завершая головной убор, или украшая повседневный и праздничный женский наряд.Понятие “русский платок” признано во всём мире благодаря труду талантливых российских художников и мастеров ткацкого и красильного дела. Они создали оригинальный художественный образ. Истоками его стали традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов.
В платке гармонично сочетаются русская ромашка, персидский лотос, иранские “бобы”, французские букетики “мильфлёр”, солнечные розетки, античные вазы и разнообразные вариации восточных орнаментов.
Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже 18-19 веков. Основой будущей российской текстильной промышленности были крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками. На смену ручному труду пришли паровые двигатели, ситценабивные машины и станки для узорного ткачества. Пришла слава и к русским платкам и шалям.
Техника ткачества позволяла тогда делать узоры одно- и двусторонними. Одним из ярких примеров традиций набивного рисунка являются платки и шали мануфактуры Лабзина и Грязнова из Павлово-Посада.
5. Работа с учебником с.30-31.
- Откройте учебник на с. 30-31, прочитайте самостоятельно текст о русских платках.
- Какой на Руси в старину был самый желанный подарок для женщин? (Платок).
- Какую форму имеет платок? (Квадратную).
- В каком месте на платке помещают самый яркий и крупный рисунок? (В центре платка).
- Что проходит по краям платка? (Узорчатая кайма).
- Кайма - полоса по краю ткани, отличающаяся от нее цветом, узором.
- Вы узнали из учебника, что художник всегда знает, для кого он придумывает узоры на платке, кого он хочет украсить.
- Посмотрите внимательно на платок на с.30 . Как вы думаете, кому подошел бы этот платок? Кто бы его надел? (Мама).
- А кому бы подошел платок на с. 31? (Бабушке).
Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
6. Словарная работа
- Давайте повторим определения.
- Мотив - часто повторяющийся элемент оформления. Мотив может быть цветочным, листьевым, пейзажным, городским, даже портретным.
- Ритм – равномерное чередование повторяющихся фигур.
7. Работа на доске.
- Пока подсыхает краска, мы выполним такое интересное задание: придумаем узор для маминого платка вместе на доске.
(Рисую квадрат).
- Какую часть платка начнем украшать? (Центр).
- Что можно нарисовать? (Цветы, ягоды, листья, геометрические фигуры, линии).
- Кто хочет нарисовать узор в центре платка?
(Ученик рисует на доске).
- Что будем украшать теперь? (Углы платка).
-Кто хочет нарисовать узор в углах платка?
(Ученик рисует на доске).
- Как можно украсить стороны платка между углами? Кто попробует?
(Ученик рисует на доске).
8. Создание эскиза.
- Ребята, мы выполнили эскиз маминого платка. Но каждый из вас сейчас должен придумать свой собственный эскиз простым карандашом в правом квадрате вашего альбомного листа. Приступайте к работе.
(Дети рисуют).
- Эскиз прорисовываем легким нажатием карандаша. Не забываем, что узор должен быть симметричным.
9.Самостоятельная работа.
- А теперь перенесите эскиз в левый квадрат, используя тонкую кисточку.
- Следите за тем, чтобы ваш узор хорошо был виден на фоне платка, чтобы краски не сливались.
- Не набирайте на кисточку много воды, так рисунок будет дольше сохнуть.
- Используйте в узоре не больше 3—4 цветов.
(Школьники выполняют работу.)
10.Рефлексия
- Как вы использовали ритм в узоре платка?
- Какие элементы украшения вы использовали?
- Как вы думаете, куда можно надеть этот платок?
Уборка рабочего места, задание на следующий урок.
- Отложите рисунок в сторону, поскольку он еще влажный, и принимайтесь за приведение вашего рабочего места в порядок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....