КТП Изобразительная деятельность 2й класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Утверждаю: Приказ №172 от 31 августа 2021г. Директор ___________/Дюг С.А./ | Согласовано: Зам.директора по УВР:______________ /Вдовенкова И.В./ «31» августа 2021г. | Принята на педагогическом совете протокол №1 от «31» августа 2021г. | Рассмотрено: на заседании МО «31» августа 2021г. _______________ Мартыненкова Л.В. |
Рабочая программа учебного предмета
«Изобразительная деятельность»
для обучающихся
2 «А» класса
на 2021/2022 учебный год
Программу составила:
Катасонова Ю.С.
учитель начальных классов
первая категория
г. Смоленск
2021г.
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.
Основа содержания обучения данному предмету:
Программа составлена на основе:
- Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599
- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г
- Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М. Бгажноковой , допущенной Министерством образования РФ, 2014 год.
- Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
- УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г №2080
Цели и задачи, решаемые при реализации программы.
Цель– формировать умения изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Основные задачи:
-развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами;
-обучение доступным приѐмам работы с различными материалами;
-обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;
-развитие художественно-творческих способностей.
Программа адресована обучающимся 2 «А» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Общая характеристика учебного предмета.
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью затрудняют их вхождение в социум. В процессе работы у детей формируются правильные навыки общения: доброжелательность, взаимопомощи, сопричастности к успехам или неуспеху товарища
На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами или выдувая краску через блопен на трафарет. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела-подпрограммы: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамки, участвуя в выставках, творческих показах, помогая оформлять классную комнату своими поделками. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. В процессе работы у детей формируются правильные навыки общения: доброжелательность, взаимопомощи, сопричастности к успехам или неуспеху товарища.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Рау М. Ю., Зыкова М. А. Изобразительное искусство. 2 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
Основные направления коррекционной работы:
- Коррекция переключаемости и распределения внимания.
- Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
- Коррекция слухового и зрительного восприятия.
- Коррекция произвольного внимания.
- Коррекция мышц мелкой моторики.
- Развитие самостоятельности, аккуратности
- Планируемые результаты освоения учебного материала во 2 «А» классе.
Личностные результаты освоения программы по изобразительной деятельности во 2 классе II вариант включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития.
Минимальный и достаточный уровни освоения программы по изобразительной деятельности во 2 классе II вариант:
Минимальный уровень:
- Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать тетрадь для рисования и карандаш.
- Выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа.
- Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые линии.
- Ориентироваться на плоскости листа бумаги.
- Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось).
- Различать и называть цвета.
- Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела.
Достаточный уровень:
- Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя.
- Узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Содержание учебного предмета:
Лепка.
Различение пластичных материалов и их свойств, различение инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами. Разминание пластилина, теста, глины, раскатывание теста, глины скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска, откручивание кусочка материала от целого куска, отщипывание кусочка материала от целого куска, отрезание кусочка материала стекой. Размазывание материала: размазывание пластилина (по шаблону, внутри контура). Катание колбаски (на доске, в руках), катание шарика (на доске, в руках), получение формы путем выдавливания формочкой, вырезание заданной формы по шаблону стекой. Сгибание колбаски в кольцо, закручивание колбаски в жгутик, переплетение колбасок (плетение из 2-х колбасок, плетение из 3-х колбасок), проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала (на доске, между ладонями, между пальцами), скручивание колбаски, лепешки, полоски, защипывание краев детали. Соединение деталей изделия разными способами (прижатием, примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета, состоящего из одной части и нескольких частей. Оформление изделия (выполнение отпечатка, нанесение на изделие декоративного материала, дополнение изделия мелкими деталями, нанесение на изделие рисунка). Декоративная лепка изделия с нанесением орнамента (растительного, геометрического). Лепка нескольких предметов (объектов), объединённых сюжетом.
Аппликация.
Различение разных видов бумаги среди других материалов. Различение инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации. Сминание бумаги. Разрывание бумаги заданной формы, размера. Сгибание листа бумаги (пополам, вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание поверхности клеем (всей поверхности, части поверхности). Выкалывание шилом по контуру. Разрезание бумаги ножницами (выполнение надреза, разрезание листа бумаги). Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги (заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой). Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации (заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону). Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации (заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону). Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации (придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону).
Рисование.
Различение материалов и инструментов, используемых для рисования. Оставление графического следа на бумаге, доске. Рисование карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками (опустить кисть в баночку с водой, снять лишнюю воду с кисти, обмакнуть ворс кисти в краску, снять лишнюю краску о край баночки, рисование на листе бумаги, опустить кисть в воду и т.д.). Рисование кистью (прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы). Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисование точек. Рисование линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные). Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание (внутри контура, заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка (слева направо, сверху вниз, по диагонали, двойная штриховка). Рисование контура предмета (по контурным линиям, по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание (части предмета, отдельных деталей предмета, с использованием осевой симметрии). Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование элементов орнамента (растительные, геометрические). Дополнение готового орнамента отдельными элементами (растительные, геометрические). Рисование орнамента из растительных и геометрических форм (в полосе, в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение
объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка (по образцу - срисовывание готового сюжетного рисунка, из предложенных объектов, по представлению).
Календарно-тематическое планирование
по ИЗО на 2021/2022 учебный год
2 «А» класс
Учитель: Катасонова Ю.С. 2ч в неделю; 68 (65)ч за год
Количество часов: 31ч на первое полугодие 37ч (34ч) на второе полугодие
Всего 31ч., в неделю 2 ч. Всего 34 ч., в неделю 2 ч.
Административных контрольных работ - (всего за уч. год).
Плановых контрольных (самостоятельных) работ __,
Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М.Москва, «Просвещение» 2014 год Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
Учебник: Рау М. Ю., Зыкова М. А. Изобразительное искусство. 2 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
№ п/п | Содержание тем | Кол-во часов | Дата проведения | ||
По плану | По факту | ||||
1 четверть 17 часов | |||||
Аппликация | |||||
1 | Различение разных видов бумаги среди других материалов | 1 | 03.09 | ||
2 | Различение инструментов, используемых для изготовления аппликации | 1 | 07.09 | ||
3 | Сминание бумаги | 1 | 10.09 | ||
4 | Разрывание бумаги заданной формы, размера | 1 | 14.09 | ||
5 | Сгибание листа бумаги | 1 | 17.09 | ||
6 | Скручивание листа бумаги | 1 | 21.09 | ||
7 | Намазывание поверхности клеем (всей поверхности, части поверхности) | 1 | 24.09 | ||
8 | Разрезание бумаги ножницами (выполнение надреза, разрезание листа бумаги) | 1 | 28.09 | ||
9 | Сборка изображения объекта из нескольких деталей | 1 | 01.10 | ||
10 | Конструирование объекта из бумаги (заготовка отдельных деталей, соединение деталей) | 1 | 05.10 | ||
11 | Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации | 1 | 08.10 | ||
12 | Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации | 1 | 12.10 | ||
13 | Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации | 1 | 15.10 | ||
14 | Выполнение предметной аппликации (стол, стул) | 1 | 19.10 | ||
15 | Выполнение декоративной аппликации (дерево, мишка) | 1 | 22.10 | ||
16 | Выполнение сюжетной аппликации | 1 | 26.10. | ||
Лепка | |||||
17 | Различение пластичных материалов и их свойств | 1 | 29.10 | ||
2 четверть 14 часов | |||||
18 | Различение инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами | 1 | 09.11 | ||
19 | Раскатывание теста, глины, пластилина | 1 | 12.11 | ||
20 | Скатывание шариков из пластилина | 1 | 16.11 | ||
21 | Откручивание кусочка материала от целого куска | 1 | 19.11 | ||
22 | Соединение кусочков одного цвета | 1 | 23.11 | ||
23 | Нанесение пластилина на шаблон, контур | 1 | 26.11 | ||
24 | Катание жгутика, шарика | 1 | 30.11 | ||
25 | Получение формы путем выдавливания формочкой | 1 | 03.12 | ||
26 | Закручивание жгутика | 1 | 07.12 | ||
27 | Переплетение жгутиков | 1 | 10.12 | ||
28 | Продевание различных деталей в отверстие | 1 | 14.12 | ||
29 | Расплющивание материала | 1 | 17.12 | ||
30 | Защипывание краев детали | 1 | 21.12 | ||
31 | Соединение деталей изделия разными способами | 1 | 24.12 | ||
3 четверть 20 часов (19 часов - -1ч. 08.03) | |||||
32 | Лепка предмета, состоящего из одной части или двух частей | 1 | 11.01 | ||
33 | Лепка предмета, состоящего из нескольких частей с учетом цвета | 1 | 14.01 | ||
34 | Лепка объекта, состоящего из нескольких частей | 1 | 18.01 | ||
35 | Лепка животного из сказки «Колобок» | 1 | 21.01 | ||
36 | Лепка персонажа из сказки «Репка» | 1 | 25.01 | ||
37 | Лепка персонажа из сказки «Курочка Ряба» | 1 | 28.01 | ||
38 | Выполнение отпечатка, нанесение на изделие декоративного материала | 1 | 01.02 | ||
39 | Дополнение изделия мелкими деталями, нанесение на изделие рисунка | 1 | 04.02 | ||
40 | Лепка изделия с нанесением орнамента | 1 | 08.02 | ||
41 | Лепка изделия с нанесением орнамента | 1 | 11.02 | ||
42 | Лепка нескольких предметов (объектов), объединённых сюжетом | 1 | 15.02 | ||
43 | Лепка нескольких предметов (объектов), объединённых сюжетом | 1 | 18.02 | ||
44 | Лепка нескольких предметов (объектов), объединённых сюжетом | 1 | 01.03 | ||
Рисование | |||||
45 | Различение предметов, используемых для рисования | 1 | 04.03 | ||
46 47 48 | Рисование точек, капелек Рисование: точки, прямые, косые, волнистые линии | 2 (-1) 1 | 08.03 11.03 15.03 | ||
49 50 | Рисование фломастерами: точки, прямые, косые, волнистые линии | 1 1 | 18.03 22.03 | ||
51 | Повторение основных цветов | 1 | 25.03 | ||
4 четверть 17 часов (15 часов - -1ч. 03.05, -1ч. 10.05) | |||||
52 | Повторение основных цветов | 1 | 05.04 | ||
53 | Разноцветные лесенки, вертикальные и горизонтальные линии | 1 | 08.04 | ||
54 | Цветные волнистые дорожки (узкие и широкие) | 1 | 12.04 | ||
55 | Рисование предметов округлой формы | 1 | 15.04 | ||
56 | Дорисовывание второй части предметов округлой формы | 1 | 19.04 | ||
57 | Рисование предметов округлой формы (снеговик, погремушка) | 1 | 22.04 | ||
58 | Работа с раскрасками | 1 | 26.04 | ||
59 | Раскрашивание предметов | 1 | 29.04 | ||
60 61 | Рисование цветных гирлянд | 2 (-1) | 03.05 06.05 | ||
62 63 | Рисование шариков | 2 (-1) | 10.05 13.05 | ||
64 | Рисование предметов по контуру, штриховка | 1 | 17.05 | ||
65 | Соблюдение последовательности действий при работе с красками | 1 | 20.05 | ||
66 | Рисование кистью | 1 | 24.05 | ||
67 | Выбор цвета для рисования | 1 | 27.05 | ||
68 | Получение цвета краски путем смешивания красок | 1 | 31.05 |
Пояснение к выполнению рабочей программы
В связи с тем, что в этом учебном году уроки по предмету «Изобразительная деятельность», согласно учебного расписания, выпадают на мартовские и майские праздничные дни, то:
- уроки раздела III четверти «Рисование. Рисование точек, капелек» вместо 2-часового объёма будут проводиться в рамках 1-часового занятия, соответственно происходит уплотнение материала в объёме 1-го часа;
- уроки раздела IV четверти «Рисование цветных гирлянд» вместо 2-часового объёма будут проводиться в рамках 1-часового занятия, соответственно происходит уплотнение материала в объёме 1-го часов;
- уроки раздела IV четверти «Рисование шариков» вместо 2-часового объёма будут проводиться в рамках 1-часового занятия, соответственно происходит уплотнение материала в объёме 1-го часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая работа на тему: «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения» (коррекция звукопроизношения + Изобразительная деятельность ).1 класс
Работа представлена по результатам курса "Традиционные и инновационые подходы к коррекции звукопроизношения"Педагогический университет Первое сентября. Тема занятия:«Путешествие с Колобком. Звук Л»...
Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности 1 класс для детей с ограниченными возможностями здоровья
Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности 1 дополнительный класс для детей с ограниченными возможностями здоровьяв соответствии с: Федеральным государственным образовательны...
Календарно-тематическое планирование " Изобразительная деятельность " 1 класс СИПР
Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий. Интерес к доступным видам изобразительной деятельности....
Календарно - тематическое планирование по предмету «Изобразительная деятельность» 2 класс (2 вариант обучения).
Календарно - тематическое планирование по предмету «Изобразительная деятельность» 2 класс (2 вариант обучения)...
рабочая программа Изобразительная деятельность 01- класс
рабочая программа Изобразительная деятельность 01- класс. Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР (вариант 2)...
Рабочая программа по предмету Изобразительная деятельность 3 класс
РП по предмету "Изобразительная деятельность" 3 класс...
Конспект урока «Знакомимся с солёным тестом» по предмету «Изобразительная деятельность», 3 класс (обучение по СИПР).
Цель: Знакомство ребенка с пластичным материалом – солёным тестом.Обучение разнообразным приемам действий с пластичными материалами: разминание, сплющивание и «шлепанье».Формирование...