рабочая программа Изобразительная деятельность 01- класс
рабочая программа

рабочая программа Изобразительная деятельность 01- класс. Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР (вариант 2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnaya_deyatelnost.docx68.92 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение  школа  №17

Невского района Санкт-Петербурга

192131,  Санкт-Петербург, ул. Бабушкина д.58 корп.1

тел. 417-55-58 тел./факс417-55-60

ОКПО 53250470  ОКОГУ 23280 ОГРН 1027806078266 ИНН 7811066830 КПП 781101001

ПРИНЯТА                                                                УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом ОУ                                  Директор ГБОУ школа № 17

Протокол №         от                                               _________________ Сандеева С.В.    

Приказ № ___ от ______ 2018 года

Рабочая программа

Предмет: изобразительная деятельность

Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР (вариант 2)

Класс: 0-1В

Учитель: Кузнеченкова Екатерина Александровна

Санкт-Петербург

2018 год

Пояснительная записка

1. Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.

        2.Общая характеристика учебного предмета: формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности;

        Задачи и направления рабочей программы:

— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

— развитие собственной активности ребенка;

— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

— формирование и развитие целенаправленных действий;

— развитие планирования и контроля деятельности;

— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Кроме основных, можно выделить и методические задачи:

— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

— формирование и развитие реципрокной координации;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

        3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

в Федеральном компоненте государственного стандарта изобразительная деятельность обозначена как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 1 классе отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели. В соответствии с календарным учебным графиком образовательного учреждения, выходными и праздничными днями, программа может быть скорректирована.

4. Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные:

  • Воспитание чувства гордости за свою Родину
  • Формирование  целостного, социально – ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и многообразии природы, народов, культур.
  • Принятие и освоение  мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности на основе представлений о нравственных нормах.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Предметные:

  • Освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни.
  • Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности.
  • Готовность к участию в совместных мероприятиях.

5.Содержание учебного предмета

Содержание курса состоит из следующих разделов:

Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.

Название раздела

Содержание раздела

Развитие изобразительной деятельности.

Содержание обучения на уроках изобразительной деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью.

Развитие графической деятельности через практическую деятельность. Формирование и развитие графических навыков.

Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах изобразительной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности.

Коррекционная направленность курса

Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе и предметно-манипуляционной деятельности, и дидактических играх.

Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.

Коррекционные занятия проводятся как индивидуально, так и в небольших группах — по 2–3 ребенка со сходными проблемами. Как правило, это дети, с которыми предварительно уже проводились индивидуальные занятия по данной программе.

Учебную работу на уроках изобразительной деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.

6. Описание материально – технического  обеспечения  учебного предмета

«Изобразительная деятельность»

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Изобразительная деятельность» предусматривает: наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи; оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование; стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.; магнитная и ковролиновая доски; расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.

7. Характеристика класса.

В классе обучается 5 человек, из которых 4 мальчика и 1 девочка.

Для обучающихся данной группы характерны затруднения в сосредоточении внимания, понимании и удержании простейших инструкций. Зачастую трудно добиться произвольной целенаправленной деятельности обучающихся.

Учащиеся отличаются рядом особенностей, таких, например, как пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, импульсивность, слабость речевой регуляции и т. п. У одних учащихся максимальная концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы неуклонно снижаются. У других детей с ограниченными возможностями здоровья сосредоточение внимания наступает лишь после того как они непосредственно приступят к деятельности. А вот у третьих отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания

У детей наблюдаются трудности с восприятием. Об этом свидетельствует недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающей действительности. Целостный образ из отдельных элементов формируется замедленно. Все эти недостатки восприятия обычно и приводят к тому, что ребенок не все замечает в окружающем его мире, «не видит» многое при демонстрации педагогом наглядных пособий. Особо следует отметить недостатки пространственного восприятия, например направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении. Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с ограниченными возможностями здоровья с запозданием, поэтому долгое время оказывается неполноценным. Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучению чтению и письму, где очень важно различать последовательность и расположение элементов.

 У всех учащихся наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: произвольного и непроизвольного, долговременного и кратковременного. В первую очередь, ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости по всем предметам. Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья – их низкая познавательная активность. Такие учащиеся с трудом воспроизводят словесный материал.

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается у учащихся в развитии мыслительной деятельности. Это выражается в деформации таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Характерно неумение организовывать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля и самоанализа. Выполнение задания, как правило, осложняется еще и тем, что учащиеся плохо читают, не могут вникнуть в смысл прочитанного текста.



8.Календарно-тематическое планирование

Раздел

Дата (план)

Коррекция даты

Тема урока

Количество часов на тему

Содержание видов учебной деятельности

Ожидаемый результат

Давайте познакомимся.

Нарисуй себя (мелом) с помощью учителя;

Портрет друга (из рваной бумаги)

Портрет друга (сложим из готовых заготовок из пластилина);

3

-различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимает, рвёт, расправляет, разглаживает, смачивает водой и др.);

- наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.)

- переключает взгляд с одного предмета на другой,

- фиксирует взгляд на демонстрируемом предмете или иллюстрации,

 - выполняет действие способом «рука в руке»,

 - использует по назначению цветную бумагу и пластилин;

Знакомство со школой, классом, с учебными принадлежностями.

«Наша школа» экскурсия по школе;

«Подружка-кисточка»

раскрашивание листочка бумаги;

«Карандаш-умелец» штрихи в разных направлениях;

«Цветные карандаши» раскладываем карандаши в определенном порядке;

«Пластилиновые комочки» (отщипывание маленьких кусочков от большого бруска пластилина);

«Разноцветный узор» рвём цветную бумагу на большие и маленькие кусочки, выкладываем на листы бумаги;

«Скатай шарик» сминаем бумагу в комочек.

7

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимает, рвёт, расправляет, разглаживает, смачивает водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

- принимает цели и произвольно включается в деятельность,

- фиксирует взгляд на экране монитора,

- выполняет действия способом «рук в руке»,

- использует в работе цветную бумагу, пластилин

Я и моё тело.

«Выложи человечка» (из пластилиновых заготовок);

«Собери человечка» (из бумажных или картонных шаблонов);

«Девочка» раскрашивание готового контура;

«Мальчик» раскрашивание готового контура;

Человек из геометрических фигур (сложить разноцветные геометрические фигуры в определённом порядке).

5

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

- использует по назначению учебные материалы цветную бумагу, картон, краски, геометрические шаблоны и др.)

Явления природы.

«Спрячь картинку!» (заштрихуй тучку);

«Здравствуй солнце!» раскрасить и дорисовать рисунок;

«Дождик» (выложить изображение из маленьких кусочков пластилина;

«Тучка и дождик» закрашивание «тучки» и рисование коротких штрихов «дождинок» мелками;

«Облака на небе» (из мелких кусочков рваной бумаги наклеиваем на заранее подготовленный лист изображение дождика);

«Лужи» рисование пятнами по мокрому листу.

6

- наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.)

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса,

- понимает жестовую инструкцию,

- использует по назначению учебные материалы (бумагу, цветную бумагу, пластилин, краску, карандаши и т. д.),

- выполняет действия способом «рука в руке»,

- подражает действиям, выполняемыми педагогом

Растительный мир.

«Осенний ковёр» наклеивание сухих листьев или цветных бумажных заготовок «листочков»;

«Листья» накладывание листочков на подготовленные контуры;

«Осенние краски» рисование по мокрому листу или сухой кистью.

3

- повторять движения руками и кистями, показанные учителем (сжимание, разжимание и др.);

- различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке;

- наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.);

- использует по назначению учебные материалы: бумагу,

природные материалы, кисточки и краски,

- фиксирует взгляд на лице педагога,

- фиксирует взгляд на изображении,

- фиксирует взгляд на экран выполняет действия не монитора,

- передвигается по школе, находит свой класс,

- подражает действиям, выполняемым педагогом

Фрукты и ягоды.

«Яблоки» лепим из пластилина, катаем шарики;

«Наливное яблочко» наклеиваем кусочки цветной бумаги на подготовленный контур прикрепляем «яблоки» на основу яблони;

«Красное яблоко» рисование яблока сухой кистью;

«Бананы» лепим из пластилина, катаем «колбаски»;

«Натюрморт» наклеиваем кусочки цветной бумаги на подготовленный контур;

«Фруктовое лакомство» рисование бананов сухой кистью;

«Разноцветные шары», собираем картинку, раскрашиваем по готовым контурам;

«Малина» лепим шарики, сплющиваем их и прикрепляем к картону в виде ягодки;

«В лесу много ягод» раскрашивание карандашами готовых контуров;

«Фруктовый сад» прикрепляем сплющенные шарики на контур дерева;

10

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

- переключает взгляд с одного предмета на другой,

- фиксирует взгляд на демонстрируемом предмете или иллюстрации,

 - выполняет действие способом «рука в руке»,

 - использует по назначению цветную бумагу и пластилин;

Игрушки.

«Пластилиновая мозаика» отщипывание маленьких кусочков и выкладывание на лист;

«Мухомор» пластилиновые шарики прикрепляем к готовой основе;

«Волшебная бутылка» сминаем бумагу в комочки и складываем их в бутылку;

«Мячики» раскрашивание и наклеивание кружочков на лист;

«Кубики» раскрашивание и наклеивание квадратиков на лист.

«Воздушные шарики». Наклеивание «шариков» к заготовкам (мишка, зайчик и т. п. с шариками);

«Спрячь зайку!» рисование при помощи губки;

«Цветные дорожки для машинок» рисование полосок широкими кистями;

«Бусы для куклы» рисование сухой кистью;

«Цветные рыбки» рисование рыбок по мокрому листу.

10

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки карандаш и штриховать в контуре;

- выполняет действия способом «рук в руке»,

- использует в работе цветную бумагу, пластилин;

- берет в руки альбомный лист и кладет его перед собой;

- наносит штрихи в разных напрвлениях.

- берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их,  раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя);

-берет карандаш и сжимает его в руке, самостоятельно или с помощью.

Домашние животные.

«Кошка» (выложи кошку по контуру)

«Маленький пушистый котёнок» (выложи котёнка из смятой в шарики бумаги);

«Кошки-мышки» играем, рисуя на бумаге (прячем мышек от кошки);

«Покормим курочку» работаем с пластилином;

«Гусеница» рисование при помощи штампа;

«Утята» аппликация из бумаги;

«Ёжик» изготавливаем из пластилина и заготовок из спичек.

7

- различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке;

- наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.);

- адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты;

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке,

- переключает взгляд с одного предмета на другой,

- использует по назначению учебные материалы цветную бумагу, картон, краски, геометрические шаблоны и др.)

Явления природы.

29.01

«Снегопад» рисуем сухой кисточкой гуашевыми красками на цветной бумаге;

«Дует ветер, играет снежинками» наклеивание кусочков бумаги в определённом порядке;

«Снежный домик» нанесение краски на рисунок, сделанный восковым мелком;

«Снежинка» нанесение краски на рисунок, сделанный восковым мелком.

4

- выполняет действия с бумагой разной фактуры (сжимает, рвёт, расправляет, разглаживает, смачивает водой и др.);

- берет в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

- фиксирует взгляд на экране монитора,

- выполняет действия способом «рук в руке»,

- использует в работе цветную бумагу, пластилин

Посуда.

«Тарелочка» рисуем и раскрашиваем круги;

«Украсим тарелочку» аппликация из заготовок;

«Вылепим тарелочку» работа с пластилином;

 «Тарелка с ягодами» наполнить тарелку ягодами (работа с пластилином);

«Чашка с чаем» раскрашивание чашки по готовому контуру;

«Ложка» аппликация из бумаги.

6

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

- понимает жестовую инструкцию,

- использует по назначению учебные материалы (бумагу, цветную бумагу, пластилин, краску, карандаши и т. д.),

- выполняет действия способом «рука в руке»,

- подражает действиям, выполняемыми педагогом

Одежда.

«Оденем кукол» аппликация из заготовок на шаблон куклы;

«Нарядная кукла» аппликация из заготовок на шаблон куклы;

«Украшаем юбочку»;

«Рисуем брюки» (раскрашиваем заготовку);

«Зимняя одежда» рисунок;

«Летняя одежда».

6

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

- принимает цели и произвольно включается в деятельность,

- фиксирует взгляд на экране монитора,

- выполняет действия способом «рук в руке»,

- использует в работе цветную бумагу, пластилин

учителя

Мебель.

«Шкаф для куклы» наносим (размазываем) пластилин на заготовку;

«Стол» рисуем стол по шаблону;

«Красивый стол» аппликация;

«Стул» раскрашиваем по заранее подготовленному контуру;

«Кровать» лепим из пластилина постельные принадлежности;

5

- выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.);

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

- принимает цели и произвольно включается в деятельность,

- фиксирует взгляд на экране монитора,

- выполняет действия способом «рук в руке»,

- использует в работе цветную бумагу, пластилин

Овощи.

«Огурец» лепим из пластилина;

«Огуречная грядка» аппликация;

«Зелёный огурец» рисуем цветными карандашами;

«Помидор» лепим из пластилина;

«Грядка с помидорами» аппликация;

«Красный помидор» рисуем цветными карандашами;

«Морковь» лепим из пластилина;

«Грядка с морковью» аппликация;

«Сочная морковка» рисуем цветными карандашами;

«Лук» рисуем цветными карандашами;

«Грядка с луком» аппликация;

«Связка лука» раскрашиваем заранее подготовленный рисунок.

12

- выполняет действия с бумагой разной фактуры (сжимает, рвёт, расправляет, разглаживает, смачивает водой и др.);

- берет в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса,

- понимает жестовую инструкцию,

- использует по назначению учебные материалы (бумагу, цветную бумагу, пластилин, краску, карандаши и т. д.),

- выполняет действия способом «рука в руке»,

- подражает действиям, выполняемыми педагогом

Явления природы.

«Вода» учимся равномерно распределять краску по поверхности листа;

«Волны» рисуем по шаблонам;

«Обитатели морей и океанов» рисунок по мокрому листу.

3

-различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке,

- брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др.

- переключает взгляд с одного предмета на другой,

- фиксирует взгляд на демонстрируемом предмете или иллюстрации,

 - выполняет действие способом «рука в руке»,

 - использует по назначению цветную бумагу и пластилин;

Птицы.

«Прилетели птицы» рисуем птиц стилизованно фломастером;

«Цыплята» лепим из пластилина;

«Попугай» раскрашиваем по шаблону.

4

- различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке;

- наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.);

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса,

- понимает жестовую инструкцию,

- использует по назначению учебные материалы (бумагу, цветную бумагу, пластилин, краску, карандаши и т. д.),

- выполняет действия способом «рука в руке»,

- подражает действиям, выполняемыми педагогом

Растительный мир.

«Цветочек» лепим из пластилина;

«Трава» лепим из пластилина;

«Цветочная поляна» панно из пластилина (смеш. техн.)

«Цветик -семицветик» аппликация из цветной бумаги;

«Травка» рисуем карандашом или фломастером;

«Ковёр из одуванчиков» аппликация из бумажных заготовок;

«Тюльпаны» аппликация из бумаги;

«Букет» работа с пластилином.

8

- различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке;

- наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.);

- адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты;

- принимает цели и произвольно включается в деятельность,

- фиксирует взгляд на экране монитора,

- выполняет действия способом «рук в руке»,

- использует в работе цветную бумагу, пластилин

Итого: 99ч



Лист коррекции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...

Рабочая программа Изобразительная деятельность 3 кл. (для детей с у/о Вариант 9.2)

Рабочая программа может быть использована  на уроках изобразительной деятельности в 3 классе (а также в 1,2,4кл. - в зависимости от индивидуальных особенностей детей , обучающихся по программе АО...

Рабочая программа изобразительная деятельность

Рабочая программа по изобразительной деятельности составлена для учащейся 2 класса надомного обучения с НОДА....

Рабочая программа Изобразительная деятельность для обучающегося 4 класса надомное обучение 8 вид (вариант II)

Рабочая прогрпмма для детей с ОВЗ 8 вида по предмету "Изобразительная деятельность" 4 класс...

Рабочая программа Изобразительная деятельность 6 класс для детей с РАС

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталос...

Рабочая программа "Изобразительная деятельность"

Учебная программа "Изобразительная деятельность"...