рабочая программа Изобразительная деятельность 01- класс
рабочая программа
рабочая программа Изобразительная деятельность 01- класс. Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР (вариант 2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnaya_deyatelnost.docx | 68.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №17
Невского района Санкт-Петербурга
192131, Санкт-Петербург, ул. Бабушкина д.58 корп.1
тел. 417-55-58 тел./факс417-55-60
ОКПО 53250470 ОКОГУ 23280 ОГРН 1027806078266 ИНН 7811066830 КПП 781101001
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом ОУ Директор ГБОУ школа № 17
Протокол № от _________________ Сандеева С.В.
Приказ № ___ от ______ 2018 года
Рабочая программа
Предмет: изобразительная деятельность
Вид программы: АООП ФГОС О УО (ИН) ТМНР (вариант 2)
Класс: 0-1В
Учитель: Кузнеченкова Екатерина Александровна
Санкт-Петербург
2018 год
Пояснительная записка
1. Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.
2.Общая характеристика учебного предмета: формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности;
Задачи и направления рабочей программы:
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и методические задачи:
— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
в Федеральном компоненте государственного стандарта изобразительная деятельность обозначена как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 1 классе отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели. В соответствии с календарным учебным графиком образовательного учреждения, выходными и праздничными днями, программа может быть скорректирована.
4. Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные:
- Воспитание чувства гордости за свою Родину
- Формирование целостного, социально – ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и многообразии природы, народов, культур.
- Принятие и освоение мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности на основе представлений о нравственных нормах.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Предметные:
- Освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни.
- Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности.
- Готовность к участию в совместных мероприятиях.
5.Содержание учебного предмета
Содержание курса состоит из следующих разделов:
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования предметно-практической деятельности у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Название раздела | Содержание раздела |
Развитие изобразительной деятельности. | Содержание обучения на уроках изобразительной деятельности очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. |
Развитие графической деятельности через практическую деятельность. Формирование и развитие графических навыков. | Нарушения моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах изобразительной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных на коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. |
Коррекционная направленность курса | Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе и предметно-манипуляционной деятельности, и дидактических играх. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка. Коррекционные занятия проводятся как индивидуально, так и в небольших группах — по 2–3 ребенка со сходными проблемами. Как правило, это дети, с которыми предварительно уже проводились индивидуальные занятия по данной программе. |
Учебную работу на уроках изобразительной деятельности необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
6. Описание материально – технического обеспечения учебного предмета
«Изобразительная деятельность»
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Изобразительная деятельность» предусматривает: наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи; оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование; стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.; магнитная и ковролиновая доски; расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.
7. Характеристика класса.
В классе обучается 5 человек, из которых 4 мальчика и 1 девочка.
Для обучающихся данной группы характерны затруднения в сосредоточении внимания, понимании и удержании простейших инструкций. Зачастую трудно добиться произвольной целенаправленной деятельности обучающихся.
Учащиеся отличаются рядом особенностей, таких, например, как пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, импульсивность, слабость речевой регуляции и т. п. У одних учащихся максимальная концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы неуклонно снижаются. У других детей с ограниченными возможностями здоровья сосредоточение внимания наступает лишь после того как они непосредственно приступят к деятельности. А вот у третьих отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания
У детей наблюдаются трудности с восприятием. Об этом свидетельствует недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающей действительности. Целостный образ из отдельных элементов формируется замедленно. Все эти недостатки восприятия обычно и приводят к тому, что ребенок не все замечает в окружающем его мире, «не видит» многое при демонстрации педагогом наглядных пособий. Особо следует отметить недостатки пространственного восприятия, например направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении. Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с ограниченными возможностями здоровья с запозданием, поэтому долгое время оказывается неполноценным. Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучению чтению и письму, где очень важно различать последовательность и расположение элементов.
У всех учащихся наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: произвольного и непроизвольного, долговременного и кратковременного. В первую очередь, ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости по всем предметам. Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья – их низкая познавательная активность. Такие учащиеся с трудом воспроизводят словесный материал.
Значительное отставание и своеобразие обнаруживается у учащихся в развитии мыслительной деятельности. Это выражается в деформации таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Характерно неумение организовывать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля и самоанализа. Выполнение задания, как правило, осложняется еще и тем, что учащиеся плохо читают, не могут вникнуть в смысл прочитанного текста.
8.Календарно-тематическое планирование
Раздел | Дата (план) | Коррекция даты | Тема урока | Количество часов на тему | Содержание видов учебной деятельности | Ожидаемый результат |
Давайте познакомимся. | Нарисуй себя (мелом) с помощью учителя; Портрет друга (из рваной бумаги) Портрет друга (сложим из готовых заготовок из пластилина); | 3 | -различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке - выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимает, рвёт, расправляет, разглаживает, смачивает водой и др.); - наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.) | - переключает взгляд с одного предмета на другой, - фиксирует взгляд на демонстрируемом предмете или иллюстрации, - выполняет действие способом «рука в руке», - использует по назначению цветную бумагу и пластилин; | ||
Знакомство со школой, классом, с учебными принадлежностями. | «Наша школа» экскурсия по школе; «Подружка-кисточка» раскрашивание листочка бумаги; «Карандаш-умелец» штрихи в разных направлениях; «Цветные карандаши» раскладываем карандаши в определенном порядке; «Пластилиновые комочки» (отщипывание маленьких кусочков от большого бруска пластилина); «Разноцветный узор» рвём цветную бумагу на большие и маленькие кусочки, выкладываем на листы бумаги; «Скатай шарик» сминаем бумагу в комочек. | 7 | - выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимает, рвёт, расправляет, разглаживает, смачивает водой и др.); - брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др. | - принимает цели и произвольно включается в деятельность, - фиксирует взгляд на экране монитора, - выполняет действия способом «рук в руке», - использует в работе цветную бумагу, пластилин | ||
Я и моё тело. | «Выложи человечка» (из пластилиновых заготовок); «Собери человечка» (из бумажных или картонных шаблонов); «Девочка» раскрашивание готового контура; «Мальчик» раскрашивание готового контура; Человек из геометрических фигур (сложить разноцветные геометрические фигуры в определённом порядке). | 5 | - выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.); - брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др. | - использует по назначению учебные материалы цветную бумагу, картон, краски, геометрические шаблоны и др.) | ||
Явления природы. | «Спрячь картинку!» (заштрихуй тучку); «Здравствуй солнце!» раскрасить и дорисовать рисунок; «Дождик» (выложить изображение из маленьких кусочков пластилина; «Тучка и дождик» закрашивание «тучки» и рисование коротких штрихов «дождинок» мелками; «Облака на небе» (из мелких кусочков рваной бумаги наклеиваем на заранее подготовленный лист изображение дождика); «Лужи» рисование пятнами по мокрому листу. | 6 | - наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.) | - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса, - понимает жестовую инструкцию, - использует по назначению учебные материалы (бумагу, цветную бумагу, пластилин, краску, карандаши и т. д.), - выполняет действия способом «рука в руке», - подражает действиям, выполняемыми педагогом | ||
Растительный мир. | «Осенний ковёр» наклеивание сухих листьев или цветных бумажных заготовок «листочков»; «Листья» накладывание листочков на подготовленные контуры; «Осенние краски» рисование по мокрому листу или сухой кистью. | 3 | - повторять движения руками и кистями, показанные учителем (сжимание, разжимание и др.); - различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке; - наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.); | - использует по назначению учебные материалы: бумагу, природные материалы, кисточки и краски, - фиксирует взгляд на лице педагога, - фиксирует взгляд на изображении, - фиксирует взгляд на экран выполняет действия не монитора, - передвигается по школе, находит свой класс, - подражает действиям, выполняемым педагогом | ||
Фрукты и ягоды. | «Яблоки» лепим из пластилина, катаем шарики; «Наливное яблочко» наклеиваем кусочки цветной бумаги на подготовленный контур прикрепляем «яблоки» на основу яблони; «Красное яблоко» рисование яблока сухой кистью; «Бананы» лепим из пластилина, катаем «колбаски»; «Натюрморт» наклеиваем кусочки цветной бумаги на подготовленный контур; «Фруктовое лакомство» рисование бананов сухой кистью; «Разноцветные шары», собираем картинку, раскрашиваем по готовым контурам; «Малина» лепим шарики, сплющиваем их и прикрепляем к картону в виде ягодки; «В лесу много ягод» раскрашивание карандашами готовых контуров; «Фруктовый сад» прикрепляем сплющенные шарики на контур дерева; | 10 | - выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.); - брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др. | - переключает взгляд с одного предмета на другой, - фиксирует взгляд на демонстрируемом предмете или иллюстрации, - выполняет действие способом «рука в руке», - использует по назначению цветную бумагу и пластилин; | ||
Игрушки. | «Пластилиновая мозаика» отщипывание маленьких кусочков и выкладывание на лист; «Мухомор» пластилиновые шарики прикрепляем к готовой основе; «Волшебная бутылка» сминаем бумагу в комочки и складываем их в бутылку; «Мячики» раскрашивание и наклеивание кружочков на лист; «Кубики» раскрашивание и наклеивание квадратиков на лист. «Воздушные шарики». Наклеивание «шариков» к заготовкам (мишка, зайчик и т. п. с шариками); «Спрячь зайку!» рисование при помощи губки; «Цветные дорожки для машинок» рисование полосок широкими кистями; «Бусы для куклы» рисование сухой кистью; «Цветные рыбки» рисование рыбок по мокрому листу. | 10 | - выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.); - брать в руки карандаш и штриховать в контуре; | - выполняет действия способом «рук в руке», - использует в работе цветную бумагу, пластилин; - берет в руки альбомный лист и кладет его перед собой; - наносит штрихи в разных напрвлениях. - берет игрушки, предлагаемые учителем, перекладывает их, раскладывает предметы в определенной последовательности и по порядку (с помощью учителя); -берет карандаш и сжимает его в руке, самостоятельно или с помощью. | ||
Домашние животные. | «Кошка» (выложи кошку по контуру) «Маленький пушистый котёнок» (выложи котёнка из смятой в шарики бумаги); «Кошки-мышки» играем, рисуя на бумаге (прячем мышек от кошки); «Покормим курочку» работаем с пластилином; «Гусеница» рисование при помощи штампа; «Утята» аппликация из бумаги; «Ёжик» изготавливаем из пластилина и заготовок из спичек. | 7 | - различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке; - наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.); - адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты; | - фиксирует взгляд на звучащей игрушке, - переключает взгляд с одного предмета на другой, - использует по назначению учебные материалы цветную бумагу, картон, краски, геометрические шаблоны и др.) | ||
Явления природы. | 29.01 | «Снегопад» рисуем сухой кисточкой гуашевыми красками на цветной бумаге; «Дует ветер, играет снежинками» наклеивание кусочков бумаги в определённом порядке; «Снежный домик» нанесение краски на рисунок, сделанный восковым мелком; «Снежинка» нанесение краски на рисунок, сделанный восковым мелком. | 4 | - выполняет действия с бумагой разной фактуры (сжимает, рвёт, расправляет, разглаживает, смачивает водой и др.); - берет в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др. | - фиксирует взгляд на экране монитора, - выполняет действия способом «рук в руке», - использует в работе цветную бумагу, пластилин | |
Посуда. | «Тарелочка» рисуем и раскрашиваем круги; «Украсим тарелочку» аппликация из заготовок; «Вылепим тарелочку» работа с пластилином; «Тарелка с ягодами» наполнить тарелку ягодами (работа с пластилином); «Чашка с чаем» раскрашивание чашки по готовому контуру; «Ложка» аппликация из бумаги. | 6 | - выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.); - брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др. | - понимает жестовую инструкцию, - использует по назначению учебные материалы (бумагу, цветную бумагу, пластилин, краску, карандаши и т. д.), - выполняет действия способом «рука в руке», - подражает действиям, выполняемыми педагогом | ||
Одежда. | «Оденем кукол» аппликация из заготовок на шаблон куклы; «Нарядная кукла» аппликация из заготовок на шаблон куклы; «Украшаем юбочку»; «Рисуем брюки» (раскрашиваем заготовку); «Зимняя одежда» рисунок; «Летняя одежда». | 6 | - выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.); - брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др. | - принимает цели и произвольно включается в деятельность, - фиксирует взгляд на экране монитора, - выполняет действия способом «рук в руке», - использует в работе цветную бумагу, пластилин учителя | ||
Мебель. | «Шкаф для куклы» наносим (размазываем) пластилин на заготовку; «Стол» рисуем стол по шаблону; «Красивый стол» аппликация; «Стул» раскрашиваем по заранее подготовленному контуру; «Кровать» лепим из пластилина постельные принадлежности; | 5 | - выполнять действия с бумагой разной фактуры (сжимать, рвать, разглаживать, смачивать водой и др.); - брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др. | - принимает цели и произвольно включается в деятельность, - фиксирует взгляд на экране монитора, - выполняет действия способом «рук в руке», - использует в работе цветную бумагу, пластилин | ||
Овощи. | «Огурец» лепим из пластилина; «Огуречная грядка» аппликация; «Зелёный огурец» рисуем цветными карандашами; «Помидор» лепим из пластилина; «Грядка с помидорами» аппликация; «Красный помидор» рисуем цветными карандашами; «Морковь» лепим из пластилина; «Грядка с морковью» аппликация; «Сочная морковка» рисуем цветными карандашами; «Лук» рисуем цветными карандашами; «Грядка с луком» аппликация; «Связка лука» раскрашиваем заранее подготовленный рисунок. | 12 | - выполняет действия с бумагой разной фактуры (сжимает, рвёт, расправляет, разглаживает, смачивает водой и др.); - берет в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др. | - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса, - понимает жестовую инструкцию, - использует по назначению учебные материалы (бумагу, цветную бумагу, пластилин, краску, карандаши и т. д.), - выполняет действия способом «рука в руке», - подражает действиям, выполняемыми педагогом | ||
Явления природы. | «Вода» учимся равномерно распределять краску по поверхности листа; «Волны» рисуем по шаблонам; «Обитатели морей и океанов» рисунок по мокрому листу. | 3 | -различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке, - брать в руки пластилин и совершать простейшие движения (сминать, раскатывать, размазывать и др. | - переключает взгляд с одного предмета на другой, - фиксирует взгляд на демонстрируемом предмете или иллюстрации, - выполняет действие способом «рука в руке», - использует по назначению цветную бумагу и пластилин; | ||
Птицы. | «Прилетели птицы» рисуем птиц стилизованно фломастером; «Цыплята» лепим из пластилина; «Попугай» раскрашиваем по шаблону. | 4 | - различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке; - наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.); | - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса, - понимает жестовую инструкцию, - использует по назначению учебные материалы (бумагу, цветную бумагу, пластилин, краску, карандаши и т. д.), - выполняет действия способом «рука в руке», - подражает действиям, выполняемыми педагогом | ||
Растительный мир. | «Цветочек» лепим из пластилина; «Трава» лепим из пластилина; «Цветочная поляна» панно из пластилина (смеш. техн.) «Цветик -семицветик» аппликация из цветной бумаги; «Травка» рисуем карандашом или фломастером; «Ковёр из одуванчиков» аппликация из бумажных заготовок; «Тюльпаны» аппликация из бумаги; «Букет» работа с пластилином. | 8 | - различать и узнавать инструменты и материалы, используемые на уроке; - наносить на лист пятна, мазки и штрихи (красками, мелками, карандашами и пр.); - адекватно и эмоционально реагировать на демонстрируемые предметы и объекты; | - принимает цели и произвольно включается в деятельность, - фиксирует взгляд на экране монитора, - выполняет действия способом «рук в руке», - использует в работе цветную бумагу, пластилин |
Итого: 99ч
Лист коррекции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...
Рабочая программа Изобразительная деятельность 4 кл.(для детей с у/о Вариант 9.2)
Рабочая программа АОПП НОО вариант 9.2...
Рабочая программа Изобразительная деятельность 3 кл. (для детей с у/о Вариант 9.2)
Рабочая программа может быть использована на уроках изобразительной деятельности в 3 классе (а также в 1,2,4кл. - в зависимости от индивидуальных особенностей детей , обучающихся по программе АО...
Рабочая программа изобразительная деятельность
Рабочая программа по изобразительной деятельности составлена для учащейся 2 класса надомного обучения с НОДА....
Рабочая программа Изобразительная деятельность для обучающегося 4 класса надомное обучение 8 вид (вариант II)
Рабочая прогрпмма для детей с ОВЗ 8 вида по предмету "Изобразительная деятельность" 4 класс...
Рабочая программа Изобразительная деятельность 6 класс для детей с РАС
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталос...
Рабочая программа "Изобразительная деятельность"
Учебная программа "Изобразительная деятельность"...