Технологическая карта к внеурочному занятию в 4 классе
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Внеурочное занятие декоративно-прикладного направления по теме: "Гжельские узоры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_vneurochnaya_deyatelnost.docx | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеурочного занятия
Выполнил: Козлова Дарья Николаевна
Тема: «Гжельские узоры»
Форма проведения: индивидуальная, фронтальная
Направление внеурочной деятельности: художественно-эстетическое
Класс: 4
Цель: освоение приемов гжельского кистевого мазка для создания узора на бумажных предметах быта из элементов гжельской росписи.
Задачи:
- Воспитывающие: воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художников.
- Развивающие: развивать эстетический вкус и фантазию; формировать навыки работы с художественными материалами (гуашь); развитие усидчивости, внимания, аккуратности при работе с красками, зрительного восприятия предметов.
- Образовательные: познакомить детей с историей и традициями гжельского промысла, с особенностью росписи, с технологией изготовления изделий.
Предполагаемые результаты:
Предметные: научить детей применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, создать свой узор на бумажных предметах быта.
Личностные: сформировать эстетические потребности — потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, навыки взаимодействия со сверстниками; осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества.
Метапредметные: развитие умения сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формирование умения планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
Оборудование: компьютер, гуашь, кисти разных размеров, шаблоны изделий из картона и бумаги, непроливайка, ветошь/салфетки.
Информационные ресурсы:
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2020/12/02/istoriya-gzheli-i-eyo-istoki
- https://googleweblight.com/sp?hl&geid=NSTNR&u=https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2020/01/29/izobrazitelnoe-iskusstvo-0
- https://infourok.ru/razrabotka-uroka-skazochnaya-gzhel-868955.html
Предварительная работа: озвучивание презентации, подготовка шаблонов посуды из картона и бумаги, подбор наглядного материала, изготовление книги «Хроники гжельской росписи», поиск видео.
Ход занятия:
Этапы | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
| Словесный (беседа) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к занятию. (Приложение 1) | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к занятию. (Приложение 1) | Р: умение организовывать свое рабочее место, настраиваться на творческую атмосферу. |
| Словесный (беседа, рассказ), наглядный (демонстрация, показ волшебной кисточки) | Задает вопросы по пройденным на уроках изобразительного искусства темам. Помогает учащимся определить тему и цель занятия. (Приложение 2, 3) | Отвечают на вопросы, внимательно слушают учителя, определяют тему и цель занятия. (Приложение 2, 3) | П: Умение воспроизводить полученные знания, строить свой ответ, формулировать цель занятия, воспринимать информацию на занятии. |
| Словесный (беседа), наглядный (работа с «Хроникой гжельской росписи», просмотр видео), практический (сборка пазлов с элементами) | Формулирует задачи внеурочного занятия совместно с учащимися. Помогает учащимся познакомиться с техникой гжельской росписи, направляет на поиск информации (Приложение 4, 5) | Формулируют задачи внеурочного занятия совместно с учителем, знакомятся с историей гжельской росписи. (Приложение 4, 5) | К: Умение строить свой ответ, рассуждать и анализировать. |
| Словесный (объяснение), наглядный (показ готовых работ), практический (педагогический показ) | Рассказывает об этапах и правилах выполнения работы, комментирует их, показывает технику «мазка с тенью». (Приложение 6) | Слушают учителя, определяют и анализируют этапы. Запоминают особенности выполнения орнамента. (Приложение 6) | Р: Умение определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. |
| Словесный (комментирование), наглядный (демонстрация), практический (роспись бумажной посуды) | Побуждает к действию, комментирует и оказывает помощь в выполнении работы. (Приложение 6) | Выполняют роспись бумажной кружки или блюдца с помощью гуаши по этапам, обращаются за помощью к учителю. (Приложение 6) | Л: Умение применять свое творческое мышление, умения, навыки в практической работе. |
| Словесный (беседа), наглядный (выставка работ) | Подводит итоги занятия с помощью вопросов, организует демонстрацию работ. (Приложение 7) | Подводят итоги занятия с помощью учителя, демонстрируют готовые работы на доске. Проводят самоанализ деятельности с помощью «ромашки» и «земляники». (Приложение 7) | Р: Умение анализировать и оценивать свою работу, работу одноклассников, подводить итоги занятия. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Николаевна. Сегодня я проведу у вас внеурочное занятие. Для того, чтобы у нас все получилось, вам необходимо проверить готовность к занятию. На столах у вас должны лежать кисти разных размеров, гуашь, стакан-непроливайка. Все материалы готовы? Молодцы, давайте приступим к занятию! Я уверена, что сегодня у вас получатся замечательные изделия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
-Ой, а что это за необычная коробочка? Давайте попробуем открыть. Так, здесь лежит какая-то кисточка и послание. Здесь написано: «Возьми волшебную кисточку в руки, отгадай загадку и попадешь в необычное место». Ребята, а вы хотите попасть туда? И я тоже, давайте скорее отгадаем загадку.
«Сине - голубые
розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре -
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись … (Гжель)»
-Что происходит? Ничего себе, а где мы с вами оказались? (В мастерской гжельской росписи)
-Точно! Что вы уже знаете о гжели? (Особенность гжельской росписи - она выполняется в холодных цветах- голубом, синем и их оттенках. Если в хохломской росписи украшаются деревянные изделия, то в гжели изделия, изготовленные из глины. Это фигурки, вазы, кувшины, тарелки. В гжельской росписи используются особые мазки и узоры.) Молодцы, верно подметили. А что бы вы хотели узнать? Чему вы хотите сегодня научиться, пока мы находимся в настоящей мастерской? (Узнать больше об истории гжели, об особенностях этого промысла и о приемах росписи, самим попробовать расписать изделие.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
— Именно это мы с вами сегодня и сделаем. Как вы думаете, так какой же будет тема нашего занятия? («Гжельская роспись», «Мастерская гжельской росписи»). Верно, тема нашего занятия: «Мастерская художественной росписи-Гжель». Сегодня, в настоящей мастерской, как вы и планировали, мы научимся расписывать изделия гжельской росписью.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
-(Ученик 1) Так, а что же нам сделать, чтобы узнать об истории Гжели?
-(звучит голос в презентации) «Рад вас приветствовать в нашей мастерской! Меня зовут Мастер Гжели, я помогу вам познакомиться с особенностями нашей росписи. Ваша задача - найти книгу в мастерской, в которой рассказывается об истории гжельской росписи. Будьте внимательны!»
-(Ученик 2). Смотрите, вот она, «Хроника гжельской росписи».
-Давайте скорее её прочитаем!
(Ученики читают по очереди). Недалеко от города Москвы находится деревня под названием - Гжель. Когда-то там жили умелые, веселые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Нашли они глину белую-белую, и стали лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков.
Почему синяя? Да потому, что мастера любили свой родной край, и считали, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек. Но не только посуду изготавливали мастера, но и игрушки, декоративные статуэтки, сахарницы, вазы для цветов и сувениры.
- (Звучит голос в презентации) Молодцы, юные мастера, и загадку отгадали, и летопись нашли! Сейчас вам покажу, как же мы изготавливаем наши изделия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
-Да, согласитесь, ребята, создание изделий под гжель требует от мастера необыкновенной четкости, кропотливости и невероятного полета фантазии. Как создаются удивительно красивые гжельские узоры? Эта тайна, которая открываются только для настоящих ценителей искусства гжели, которые хорошо разбираются в народных промыслах. А мы с вами настоящие ценители? Мастер Гжели тоже не сомневается, поэтому передал мне эту тайну в волшебных коробочках. Разбейтесь на пары и соберите пазлы, которые он нам приготовил. Тогда мы узнаем об основных элементах гжельской росписи. (Собирают пазлы «бордюрчики», «гжельская роза», «ягодки»).
-Отлично, быстро поработали. Гжельская роспись делится на 3 вида:
1. Растительный орнамент — это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты цветов. Это, пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Посмотрите, как она прекрасна!
2. Геометрический. Прежде всего, это шашечки – вдоль бортика, также гжельские сетки (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики»).
3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж.
Самый главный секрет росписи скрыт в мазке, который называется «Мазок с тенью». Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек. «Азбуку мазков» дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Данные декорирующие элементы росписи называют: «шашечки», «усики», «жемчужинки», «капельки». Посмотрите на слайд, какое большое разнообразие орнаментов присутствует.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
-Давайте распишем с вами настоящий сервиз, который останется на память о нашем путешествии в мастерскую художественной росписи! Выберите, какую посуду вы будете расписывать. Как вы думаете, с чего нужно начать? (Сделать эскиз карандашом, сначала заполнить цветом крупные части на рисунке, а затем мелкие.) Верно, вот как выглядит план работы:
1. Нанесите основные элементы карандашом.
2. Распишите крупные элементы.
3. Распишите мелкие элементы.
4. Дополните «усиками», «завитками», штриховкой или бордюром. Помните, что кисточку держат под прямым углом к расписываемому предмету, зажав её тремя пальцами. Вот так. (Учитель показывает).
-Сейчас я покажу вам пример гжельской росписи. Посмотрите внимательно, как нужно делать мазок с тенью. Вот так делается гжельская роза, которая является основной в росписи. Примеры узоров вы также можете видеть на слайде и на доске. Приступайте, юные мастера! Я верю, что у вас все получится!
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
-Кто готов продемонстрировать свои работы? Давайте прикрепим их к доске, чтобы получился общий чайный сервиз. Какая красота! Вы постарались, как настоящие мастера Гжели! Этот сервиз нужно опробовать в деле. Давайте приготовим чай с травами, как в старые времена готовили жители деревни Гжель. Положите в чайник ромашку, если на занятии у вас сегодня все получилось, и вы остались довольны работой. Положите землянику, если занятие для вас было скучным или работа получилась не такой, как вы хотели. Спасибо вам всем за работу на занятии, теперь вернёмся домой с помощью волшебной кисточки! (звучит голос в презентации: «До скорых встреч!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока(внеурочного занятия)
Технологическая карта урока или внеурочного занятия....
Технологическая карта к внеурочному занятию по теме "Символ 2018 года в технике "Оригами"
Технологическая карта внеурочного занятия по курсу "Волшебный мир оригами" с использованием интерактивных методов обучения "2-4-6"...
Технологическая карта по внеурочному занятию по театральному мастерству на тему «Развитие творческого воображения» (1 класс)
Предмет: внеурочная деятельность (театральное мастерство).Класс: 1.Тема занятия: «Развитие творческого воображения».Тип занятия: «открытие» нового знания.Цель занятия: первично...
Технологическая карта по внеурочному занятию по театральному мастерству на тему «Пантомима» (4 класс)
Предмет: внеурочная деятельность (театральное мастерство).Класс: 4.Тема занятия: «Пантомима».Тип занятия: «открытие» нового знания.Цель занятия: первичное усвоение новых знаний...
Технологическая карта по внеурочному занятию по театральному мастерству на тему «Ритмика» (2 класс)
Определяют цель занятия: познакомиться с понятием «ритмика».Определяют задачи: определить, что такое «ритмика», для чего она нужна, раскрыть особенности исполнения, выпол...
Технологическая карта интегрированного внеурочного занятия " Путешествие по православным храмам Красносельского района Санкт-Петербурга"_предмет: "Основы религиозных культур и светской этики"
Данное занятие способствует формированию знаний у обучающихся о православных храмах Санкт-Петербурга. Обучающиеся научатся как входить и вести себя в православном храме, ...
Технологическая карта к внеурочному занятию "Изготовление подарочного пакета из окрашенной, малахитовой бумаги."
Технологическая карта к внеурочному занятию по программе "Малахитовая шкатулка" может использоваться как совместно с программой, так и самостоятельно. Нужно лишь изменить некоторые моменты....
- Мне нравится (3)