Технологическая карта к внеурочному занятию в 4 классе
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Козлова Дарья Николаевна

Внеурочное занятие декоративно-прикладного направления по теме: "Гжельские узоры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_vneurochnaya_deyatelnost.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочного занятия

Выполнил: Козлова Дарья Николаевна

Тема: «Гжельские узоры»

Форма проведения: индивидуальная, фронтальная

Направление внеурочной деятельности: художественно-эстетическое

Класс: 4

Цель: освоение приемов гжельского кистевого мазка для создания узора на бумажных предметах быта из элементов гжельской росписи.

Задачи:

  1. Воспитывающие: воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художников.
  2. Развивающие: развивать эстетический вкус и фантазию; формировать навыки работы с художественными материалами (гуашь); развитие усидчивости, внимания, аккуратности при работе с красками, зрительного восприятия предметов.
  3. Образовательные: познакомить детей с историей и традициями гжельского промысла, с особенностью росписи, с технологией изготовления изделий.

Предполагаемые результаты:

Предметные: научить детей применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, создать свой узор на бумажных предметах быта.

Личностные: сформировать эстетические потребности — потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, навыки взаимодействия со сверстниками; осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества.

Метапредметные: развитие умения сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формирование умения планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Оборудование: компьютер, гуашь, кисти разных размеров, шаблоны изделий из картона и бумаги, непроливайка, ветошь/салфетки.

Информационные ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2020/12/02/istoriya-gzheli-i-eyo-istoki
  2. https://googleweblight.com/sp?hl&geid=NSTNR&u=https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2020/01/29/izobrazitelnoe-iskusstvo-0
  3. https://infourok.ru/razrabotka-uroka-skazochnaya-gzhel-868955.html

Предварительная работа: озвучивание презентации, подготовка шаблонов посуды из картона и бумаги, подбор наглядного материала, изготовление книги «Хроники гжельской росписи», поиск видео.

Ход занятия:

Этапы

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Организационный этап

Словесный (беседа)

Приветствует учащихся, проверяет готовность к занятию. (Приложение 1)

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к занятию.

(Приложение 1)

Р: умение организовывать свое рабочее место, настраиваться на творческую атмосферу.

  1. Этап актуализации знаний

Словесный (беседа, рассказ), наглядный (демонстрация, показ волшебной кисточки)

Задает вопросы по пройденным на уроках изобразительного искусства темам. Помогает учащимся определить тему и цель занятия. (Приложение 2, 3)

Отвечают на вопросы, внимательно слушают учителя, определяют тему и цель занятия. (Приложение 2, 3)

П: Умение воспроизводить полученные знания, строить свой ответ, формулировать цель занятия, воспринимать информацию на занятии.

  1. Формулировка задач

Словесный (беседа), наглядный (работа с «Хроникой гжельской росписи», просмотр видео), практический (сборка пазлов с элементами)

Формулирует задачи внеурочного занятия совместно с учащимися. Помогает учащимся познакомиться с техникой гжельской росписи, направляет на поиск информации (Приложение 4, 5)

Формулируют задачи внеурочного занятия совместно с учителем, знакомятся с историей гжельской росписи. (Приложение 4, 5)

К: Умение строить свой ответ, рассуждать и анализировать.

  1. Составление плана решения задач

Словесный (объяснение), наглядный (показ готовых работ), практический (педагогический показ)

Рассказывает об этапах и правилах выполнения работы, комментирует их, показывает технику «мазка с тенью». (Приложение 6)

Слушают учителя, определяют и анализируют этапы. Запоминают особенности выполнения орнамента. (Приложение 6)

Р: Умение определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

  1. Исполнительские действия

Словесный (комментирование), наглядный (демонстрация), практический (роспись бумажной посуды)

Побуждает к действию, комментирует и оказывает помощь в выполнении работы. (Приложение 6)

Выполняют роспись бумажной кружки или блюдца с помощью гуаши по этапам, обращаются за помощью к учителю. (Приложение 6)

Л: Умение применять свое творческое мышление, умения, навыки в практической работе.

  1. Рефлексивный анализ

Словесный (беседа), наглядный (выставка работ)

Подводит итоги занятия с помощью вопросов, организует демонстрацию работ. (Приложение 7)

Подводят итоги занятия с помощью учителя, демонстрируют готовые работы на доске. Проводят самоанализ деятельности с помощью «ромашки» и «земляники». (Приложение 7)

Р: Умение анализировать и оценивать свою работу, работу одноклассников, подводить итоги занятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Николаевна. Сегодня я проведу у вас внеурочное занятие. Для того, чтобы у нас все получилось, вам необходимо проверить готовность к занятию. На столах у вас должны лежать кисти разных размеров, гуашь, стакан-непроливайка. Все материалы готовы? Молодцы, давайте приступим к занятию! Я уверена, что сегодня у вас получатся замечательные изделия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

-Ой, а что это за необычная коробочка? Давайте попробуем открыть. Так, здесь лежит какая-то кисточка и послание. Здесь написано: «Возьми волшебную кисточку в руки, отгадай загадку и попадешь в необычное место». Ребята, а вы хотите попасть туда? И я тоже, давайте скорее отгадаем загадку.

«Сине - голубые

розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре -

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись … (Гжель)»

-Что происходит? Ничего себе, а где мы с вами оказались? (В мастерской гжельской росписи)

-Точно! Что вы уже знаете о гжели? (Особенность гжельской росписи - она выполняется в холодных цветах- голубом, синем и их оттенках. Если в хохломской росписи украшаются деревянные изделия, то в гжели изделия, изготовленные из глины. Это фигурки, вазы, кувшины, тарелки. В гжельской росписи используются особые мазки и узоры.) Молодцы, верно подметили. А что бы вы хотели узнать? Чему вы хотите сегодня научиться, пока мы находимся в настоящей мастерской? (Узнать больше об истории гжели, об особенностях этого промысла и о приемах росписи, самим попробовать расписать изделие.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

— Именно это мы с вами сегодня и сделаем. Как вы думаете, так какой же будет тема нашего занятия? («Гжельская роспись», «Мастерская гжельской росписи»). Верно, тема нашего занятия: «Мастерская художественной росписи-Гжель». Сегодня, в настоящей мастерской, как вы и планировали, мы научимся расписывать изделия гжельской росписью.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

-(Ученик 1) Так, а что же нам сделать, чтобы узнать об истории Гжели?

-(звучит голос в презентации) «Рад вас приветствовать в нашей мастерской! Меня зовут Мастер Гжели, я помогу вам познакомиться с особенностями нашей росписи. Ваша задача - найти книгу в мастерской, в которой рассказывается об истории гжельской росписи. Будьте внимательны!»

-(Ученик 2). Смотрите, вот она, «Хроника гжельской росписи».

-Давайте скорее её прочитаем!

(Ученики читают по очереди). Недалеко от города Москвы находится деревня под названием - Гжель. Когда-то там жили умелые, веселые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Нашли они глину белую-белую, и стали лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков.

Почему синяя? Да потому, что мастера любили свой родной край, и считали, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек. Но не только посуду изготавливали мастера, но и игрушки, декоративные статуэтки, сахарницы, вазы для цветов и сувениры.

- (Звучит голос в презентации) Молодцы, юные мастера, и загадку отгадали, и летопись нашли! Сейчас вам покажу, как же мы изготавливаем наши изделия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

-Да, согласитесь, ребята, создание изделий под гжель требует от мастера необыкновенной четкости, кропотливости и невероятного полета фантазии. Как создаются удивительно красивые гжельские узоры? Эта тайна, которая открываются только для настоящих ценителей искусства гжели, которые хорошо разбираются в народных промыслах. А мы с вами настоящие ценители? Мастер Гжели тоже не сомневается, поэтому передал мне эту тайну в волшебных коробочках. Разбейтесь на пары и соберите пазлы, которые он нам приготовил. Тогда мы узнаем об основных элементах гжельской росписи. (Собирают пазлы «бордюрчики», «гжельская роза», «ягодки»).

-Отлично, быстро поработали. Гжельская роспись делится на 3 вида:

1. Растительный орнамент — это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты цветов. Это, пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Посмотрите, как она прекрасна!

2. Геометрический. Прежде всего, это шашечки – вдоль бортика, также гжельские сетки (в виде ели, «капельки», «жемчужинки», «усики»). 

3. Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж.

Самый главный секрет росписи скрыт в мазке, который называется «Мазок с тенью». Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек. «Азбуку мазков» дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Данные декорирующие элементы росписи называют: «шашечки», «усики», «жемчужинки», «капельки». Посмотрите на слайд, какое большое разнообразие орнаментов присутствует.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

-Давайте распишем с вами настоящий сервиз, который останется на память о нашем путешествии в мастерскую художественной росписи! Выберите, какую посуду вы будете расписывать. Как вы думаете, с чего нужно начать? (Сделать эскиз карандашом, сначала заполнить цветом крупные части на рисунке, а затем мелкие.) Верно, вот как выглядит план работы:

 

1.  Нанесите основные элементы карандашом.

2.  Распишите крупные элементы.

3.  Распишите мелкие элементы.

4.  Дополните «усиками», «завитками», штриховкой или бордюром. Помните, что кисточку держат под прямым углом к расписываемому предмету, зажав её тремя пальцами. Вот так. (Учитель показывает).

-Сейчас я покажу вам пример гжельской росписи. Посмотрите внимательно, как нужно делать мазок с тенью. Вот так делается гжельская роза, которая является основной в росписи. Примеры узоров вы также можете видеть на слайде и на доске. Приступайте, юные мастера! Я верю, что у вас все получится!

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

-Кто готов продемонстрировать свои работы? Давайте прикрепим их к доске, чтобы получился общий чайный сервиз. Какая красота! Вы постарались, как настоящие мастера Гжели! Этот сервиз нужно опробовать в деле. Давайте приготовим чай с травами, как в старые времена готовили жители деревни Гжель. Положите в чайник ромашку, если на занятии у вас сегодня все получилось, и вы остались довольны работой. Положите землянику, если занятие для вас было скучным или работа получилась не такой, как вы хотели. Спасибо вам всем за работу на занятии, теперь вернёмся домой с помощью волшебной кисточки! (звучит голос в презентации: «До скорых встреч!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока(внеурочного занятия)

Технологическая карта урока или внеурочного занятия....

Технологическая карта к внеурочному занятию по теме "Символ 2018 года в технике "Оригами"

Технологическая карта внеурочного занятия по курсу "Волшебный мир оригами" с использованием интерактивных методов обучения "2-4-6"...

Технологическая карта по внеурочному занятию по театральному мастерству на тему «Развитие творческого воображения» (1 класс)

Предмет: внеурочная деятельность (театральное мастерство).Класс: 1.Тема занятия: «Развитие творческого воображения».Тип занятия: «открытие» нового знания.Цель занятия: первично...

Технологическая карта по внеурочному занятию по театральному мастерству на тему «Пантомима» (4 класс)

Предмет: внеурочная деятельность (театральное мастерство).Класс: 4.Тема занятия: «Пантомима».Тип занятия: «открытие» нового знания.Цель занятия: первичное усвоение новых знаний...

Технологическая карта по внеурочному занятию по театральному мастерству на тему «Ритмика» (2 класс)

Определяют цель занятия:  познакомиться с понятием «ритмика».Определяют задачи: определить, что такое «ритмика», для чего она нужна, раскрыть особенности исполнения, выпол...

Технологическая карта интегрированного внеурочного занятия " Путешествие по православным храмам Красносельского района Санкт-Петербурга"_предмет: "Основы религиозных культур и светской этики"

Данное  занятие способствует формированию знаний у обучающихся  о  православных храмах  Санкт-Петербурга. Обучающиеся  научатся как входить и вести себя в православном храме, ...

Технологическая карта к внеурочному занятию "Изготовление подарочного пакета из окрашенной, малахитовой бумаги."

Технологическая карта к внеурочному занятию по программе "Малахитовая шкатулка" может использоваться как совместно с программой, так и самостоятельно. Нужно лишь изменить некоторые моменты....