Технологическая карта интегрированного внеурочного занятия " Путешествие по православным храмам Красносельского района Санкт-Петербурга"_предмет: "Основы религиозных культур и светской этики"
план-конспект урока (4 класс)
Данное занятие способствует формированию знаний у обучающихся о православных храмах Санкт-Петербурга. Обучающиеся научатся как входить и вести себя в православном храме, расширят знания и представления о культурных, исторических и православных памятниках Санкт-Петербурга, повысят уровень сформированности духовно-нравственных ценностей. Материал можно использовать также для дистанционного обучения, как группового, так и индивидуального.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 546
с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла
Красносельского района Санкт-Петербурга
Технологическая карта
внеурочного занятия
по теме:
«Путешествие по православным храмам
Красносельского района»
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики
Модуль: Основы православной культуры
Составитель: учитель начальных классов,
Матушкина Наталья Владимировна
Санкт-Петербург
2020
Пояснительная записка
Создание среды школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. Именно в этом пространстве осмысливаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса одной из форм организации свободного времени обучающихся. На внеурочном занятии создаются условия для освоения и понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Цель внеурочного занятия направлена на:
-формирование у младших школьников мотиваций к осмыслению духовного и потребности к приобщению к ценностям культурных памятников архитектуры.
Задачи:
- познакомить с назначением, внешним видом и устройством православного храма;
- дать представления о его ценности, как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
Для достижения поставленных целей и задач на занятие используются следующие приёмы и методы:
-словесные методы представляются наиболее эффективными в процессе: бесед с элементами диалога, вопросы, обобщающие рассказ учителя, ответы на вопросы и т.д.
-наглядные методы используется в процессе: наблюдений, чтения, показа фильмов, рассматривания иллюстраций, чтение текстов, проведения дидактических игр, (мультимедийная презентация всех этапов урока).
В ходе внеурочного занятия применяются различные формы работы с обучающимися: коллективная, индивидуальная, с учётом дифференциации
работа в группах, и в парах.
Ожидаемые результаты:
- обучающиеся познакомятся с православными храмами, с внутренним и внешним убранством православных храмов;
- смогут научиться, как входить и вести себя в православном храме;
- расширят знания и представления о культурных, исторических и
православных памятниках Санкт-Петербурга;
- повысят уровень сформированности духовно-нравственных ценностей.
Терминология: храм, купол, паперть, алтарь, иконостас, колокольный
Звон «благовест», «трезвон», канун, митра.
Ресурсное обеспечение:
- Оборудование: компьютер, монитор, мультимедийный проектор;
- Средства наглядности: репродукции картин, иллюстрации и фотографии православных храмов, притча «О трёх строителях», электронный урок на платформе CORE (приложение 1.)
ссылка учителям
https://coreapp.ai/app/preview/lesson/5fb05de5b65a8a04870b4b08
ссылка ученикам
https://coreapp.ai/app/player/lesson/5fb030b069cac50e8465c13a
(ссылки необходимо скопировать и вставить в адресную строку).
Материалы этого внеурочного занятия носят практико-ориентированный характер, в разработке занятия содержится методический и дидактический материал, позволяющий учителю творчески подходить к решению педагогических и методических задач в современных условиях.
В области формирования уникальных учебных действий (УУД) урок ориентирован на:
- познавательные - умение осуществлять информационный поиск, сбор информации; подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
- регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; формирование навыков смыслового чтения; умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; адекватное восприятие и понимание оценки учителя.
- коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; умение формулировать собственное мнение и позицию.
Соответствие гигиеническим требованиям
Проведение данного занятия возможно в условиях перехода на обучение с использованием дистанционных технологий.
(Составлен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
Технологическая карта внеурочного занятия
Тема занятия: «Путешествие по православным храмам Красносельского района» | |||
Тип занятия: открытие новых знаний | |||
Цель: познакомить учащихся с православными храмами Красносельского района | |||
Задачи:
| |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: -познакомить с назначением, внешним и внутренним устройством православного храма; | Метапредметные: Познавательные УУД -находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы. Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: -оформлять мысли в устной форме; умение использовать ИКТ; -анализировать полученную информацию о православных храмах. | Личностные: Ориентировать на моральные нормы и их выполнение (правила, запреты); -воспитывать уважение к православной религии. | |
Ресурсы урока: учебник Кураев А.В. Основы православной культуры. 4 класс М.: Просвещение, 2018, толковый словарь Ожегова, словообразовательный словарь, компьютер, мультимедийный проектор. | |||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Мотивация к деятельности | |||
1. Прочитайте стихотворение. Подумайте о чём это стихотворение. Запишите свой ответ.
2. Попробуйте самостоятельно дать определение слову «Храм». Проверьте результат в словаре (источник: словарь Д.Н. Ушакова). | Читают стихотворение ( приложение 2) анализируют прочитанное. Записывают тему стихотворения. (О храме) Отвечают на вопрос, записывают сформулированное определение . Читают, сравнивают, анализируют. | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
Предлагает познакомиться с интересными историческими фактами. Ответьте на вопросы: 1.Какие православные храмы в нашем районе вы знаете? 2.В каких православных храмах вы уже побывали? Всю подробную информацию о храмах Красносельского района вы можете найти по этой ссылке. Сформулируйте тему нашего занятия, запишите свой ответ. | Обучающиеся знакомятся с информацией, актуализируют необходимые знания (приложение 3.1) Отвечают на вопросы) (приложение 3.2) При необходимости знакомятся с информацией по ссылке: http://globus.aquaviva.ru/places/catalog.php?t=280 (ссылки необходимо скопировать и вставить в адресную строку). (смотри ссылку на электронный урок на Core) | ||
Организация познавательной деятельности | |||
Тема нашего занятия: «Путешествие по православным храмам Красносельского района.» Можно ли представить себе наш город без храма? -С момента основания города православные храмы играли основную роль в формировании художественного облика Санкт-Петербурга. | (приложение 4) Слушают, анализируют, осмысливают полученную информацию. (Или читают информацию) (приложение 5.1) Отвечают на вопросы учителя(или читают информацию) приложение 5.2 У него есть купол, на котором находится крест.) (Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.) Отвечают или записывают (в электронном занятии) - символизирует Господа Иисуса Христа.-два естества Христа (божественное и человеческое).- Святая Троица.-Христос и четыре евангелиста.-семь Вселенских соборов, семь таинств христианских. -девять чинов ангельских.-Христос и 12 апостолов.(ссылки необходимо скопировать и вставить в адресную строку) Выполняют упражнения на релаксацию и снятия общего напряжения (приложение 6). https://www.youtube.com/watch?v=HH7cnaBCvE (ссылки необходимо скопировать и вставить в адресную строку)
приложение 7. 1 ( фото 1-5). Ссылка на звон колокола «благовест» (ссылки необходимо скопировать и вставить в адресную строку) или прослушать на в электронном уроке на платформе Core Ссылка на звон колокола «трезвон». см. приложение 7.2 Отвечают на поставленные вопросы. см. приложение 7.3 -папертью; -в виде креста Это символ-Бога . Притвор , сам храм (средняя часть) и алтарь . В центре стоит аналой (греч. «подставка под книгу») – высокий, столик для удобства читать стоя богослужебные книги или прикладываться к иконам, положенным на него) с иконой праздника. -Алтарь место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо , где обитает Бог, а храм —землю . https://www.youtube.com/watch?v=crRDpDgmkEI&feature=emb_logo (ссылки необходимо скопировать и вставить в адресную строку). Просмотр, восприятие информации . https://learningapps.org/13277860 (ссылки необходимо скопировать и вставить в адресную строку). Выполняют упражнения, соотносят предметы. Анализируют полученные знания (см. приложение 7.4) Выполняют задание . (см. приложение 8) (см. приложение 9) -Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм.-Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое. | ||
Рефлексия деятельности | |||
Рефлексия -Проанализируйте итоги занятия. -Прочитайте притчу и сделайте вывод. Закончите занятие фразой, которая вам больше понравилась: – Я считаю полезным... Выполните домашнее задание: -попробуйте нарисовать храм вашей мечты,- подберите и выучите наизусть стихотворение о храме,- составьте и оформите памятку «Как вести себя в православном храме». |
Читают, анализируют прочитанное, делают выводы (см .приложение 10). (смотрите приложение 11) |
Список литературы
1 | Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы / А. Я. Данилюк. – М. : Просвещение, 2010. |
2. | Кураев В.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций- 7-е издание.- М.: «Просвещение», 2019.-144с. |
3. | Обернихина Г.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4 класс: рабочая тетрадь-5-е издание-М.: «Просвещение», 2019.-112с. |
4. | Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка - М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. — 736 с. |
Используемые интернет ресурсы и источники | |
Видео-фрагмент физминутки для глаз | |
Видео-фрагмент «Как правильно зайти и вести себя в православном храме.» https://www.youtube.com/watch?v=crRDpDgmkEI&feature=emb_logo | |
Глобус митраполии Санкт-Петербургской епархии http://globus.aquaviva.ru/places/catalog.php?t=280 | |
Шорохова Татьяна. От земли до неба. Православная Азбука. Электронный сборник стихов для детей. https://azbyka.ru/fiction/ot-zemli-do-neba-stixi-dlya-detej/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ ( модуль «Основы православной культуры) 4 класс (ФГОС)
В программу включены планируемые результаты по окончанию изучения курса....
Календарно-тематическое планирование по предмету ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ ( модуль «Основы православной культуры) 4 класс (ФГОС)
КТП составлено с учётом УУД уч-ся....
Рабочая программа учебного предмета «Основы мировых религиозных культур и светской этики» для 3 класса (КРО).
Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Основы светской этики» автора М.Т. Студеникина; Москва «Русское слово» 2015г. ...
Рабочая программа учебного предмета по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» для 4 класса
Рабочая программа учебного предмета по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры»....
Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга
Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры ...
Технологическая карта урока по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры " 4 класс тема урока:"Защитники отечества"
Представлен материал для 4 класса по предмету: "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Основы православной культуры" тема урока "Защитники отечества&quo...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 классов Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики»
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнау...