Сказ о Городце. Конспект занятия кружка. Внеурочная деятельность.
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)
Сказ о Городце. Конспект занятия кружка. Внеурочная деятельность.
Конспект занятия кружка, добавлениа презентация. Техника "Аппликация с подрисовкой".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сказ о Городце. Конспект занятия кружка. Внеурочная деятельность. | 129.2 КБ |
Сказ о Городце. Конспект занятия кружка. Внеурочная деятельность. | 687.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятий кружка «Художественное творчество»
1-2 классы, возраст 7-9 лет.
Тема: «Народные промыслы России. Городецкая роспись»
2 академических часа.
Подготовила руководитель кружка Сидоровская Елена Станиславовна
Вепрь, 2021
Тема: «Народные промыслы России. Городецкая роспись».
Цель занятия:
Выполнить декоративное панно в технике аппликация с дорисовкой по мотивам городецкой росписи.
Задачи занятия:
- Образовательные:
- Знакомство с народными ремеслами России.
- Ознакомление учащихся с историей развития городецкой росписи и произведений промысла.
- Знакомство с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи.
- Развивающие:
- Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи.
- Развивать творческую фантазию, познавательную активность, художественный вкус.
- Формировать навыки рисования с образца декоративных элементов городецкой росписи.
- Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
- Воспитательные:
- Воспитывать любовь к Родине, её истории и национальной культуре.
- Развивать такие качества усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.
- Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование.
Для преподавателя: мультимедийный проектор, экран, презентация «Городецкое чудо», образцы работ, ноутбук, записи народной музыки.
Для учащихся: лист акварельной бумаги А6 (1/4 листа А4), цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, конверты с шаблонами «Фазан», «Купавка», «Розан», кисть белка № 1(2) и 3(4), гуашь белая, синяя, зеленая, красная, черная, простой карандаш, линейка, подложка или клеенка, прописи, трафареты и раскраски «Городецкая роспись, элементы росписи. Цветы, листики» и «Городецкий фазан», инструкционные карты по выполнению аппликации с подрисовкой «Фазан», «Ромашка», «Розан», «Купавка».
Ход занятия
1 занятие: «Сказ о Городце»
Здравствуйте, ребята! Садитесь поудобнее, смотрите и слушайте.
Дело было не в тридевятом царстве, а в Русском государстве. Давно-давно, в 1152 году князь Юрий Долгорукий заложил на Волге-реке город и назвал его просто – Городец, маленький город. И стоял Городец в дивном красивом месте – река Волга-матушка, луга заливные, леса березовые. А в лесу великое множество птиц дивных, а на лесных полянах цветет шиповник красный, а в лугах купавки да ромашки расцветают…
И жили в городе люди мастеровитые да до красоты охочие. Вот и придумали они свои прялки, лукошки да доски расписывать цветами, птицами, конями и продавать на ярмарках. И разнеслась слава по земле русской о чудном городе Городце, о его удивительных мастерах, об уникальных расписных изделиях этих мастеров.
Особую популярность завоевали донца для прялок, которые и украшались. Донце прялки – это сиденье, которое не было видно во время работы. Зато, окончив прясть, крестьянка вешала донце на стенку, и оно становилось украшением скромного быта.
Позже начали расписывать не только прялки, но и лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия. Цвета Городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. В процессе развития промысла, рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами. Появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные «чаепития» и «гуляния».
Расцвет городецкой росписи связывают с приездом в 1870 г. из Городца в деревню Курцево иконописца Огуречникова, которого пригласили подновить живопись местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить живописные приемы, издавна применявшиеся в написании икон: способы наложения слоев красок, «оживки» белилами – все то, что придает живописи законченность и выразительность.
Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.
Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет. Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, высокими окнами, пышными занавесками, настенными часами. Но встречались и сцены из простой жизни: охотники в лесу, пряхи за работой, строительство дома.
Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые ложились на изделие большими цветовыми пятнами, без предварительного контура. Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой чёрного или белого цвета. Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета.
В наши дни мастера используют масляную краску, что расширило цветовую гамму. Но мотивы и технология городецкой росписи остались прежними.
Существует три вида композиции в Городецкой росписи:
- цветочная роспись;
- цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
- сюжетная роспись.
Физминутка
Улыбнись
Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце — ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)
Упражненье повтори
Мы руками бодро машем,
Разминаем плечи наши.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Корпус влево мы вращаем,
Три-четыре, раз-два.
Упражненье повторяем:
Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. (Дети садятся.)
- 4. Объяснение последовательности работы.
- Сегодня мы с вами постараемся выполнить аппликацию с подрисовкой по мотивам городецкой росписи.
- У вас на столах лежат конверты «Фазан», «Ромашка», «Купавка», «Роза». Рассмотрите картинку на конверте и выберите конверт с той картинкой, которая вам больше всего понравится. Эту аппликацию вы и будете выполнять. Остальные конверты отложите на край стола.
(учащиеся перебирают конверты, выбирают понравившийся рисунок)
- Теперь положите перед собой инструкционные карты по выполнению своей аппликации. Давайте разберем порядок работы.
- Какого цвета бумага вам потребуется для выполнения аппликации? «Фазан»
(черная для тела, синяя для хвоста и красная или зеленая для крыла)
«Купавка», «Роза», «Ромашка»
(голубая и синяя, или желтая и оранжевая, или красная и розовая)
- Обратите внимание, ребята, что цветы у нас не однотонные, используем два оттенка одного цвета – светлый-темный-светлый или темный-светлый-темный.
-Каков порядок выполнения работы?
(сначала надо обвести шаблон по контуру на бумаге нужного цвета, затем вырезать детали и собрать аппликацию на картоне)
- В каком порядке будем собирать фазана?
(сначала надо приклеить тело, затем хвост, и только потом крыло)
- А каков порядок выполнения цветов?
(приклеим большой круг, на него поменьше со смещением, и затем самый маленький)
- Давайте с вами повторим правила безопасной работы на занятиях.
Правила безопасности при работе с ножницами
Работать с ножницами можно,
Но только очень осторожно.
Ножницы сомкнутыми должны лежать всегда.
Положишь их разомкнутыми, может быть беда.
Передаю я ножницы кольцами к тебе.
На стол кладу я ножницы кольцами к себе.
Правила техники безопасности при работе с клеем.
Клей в упаковке ты храни
И экономно наноси.
Салфеткой руки вытирай
И правил этих ты не забывай.
Напомнить хочу про рабочее место –
Диван или кресло? Нет, им там не место!
Усядемся лучше с тобой за столом,
Бумагу разложим, и краски найдём,
Коробку достанем, где все инструменты,
Наклеим мы четко все элементы,
Те, из которых картина родится,
Рабочее место тебе пригодится!
Все правила эти обязан ты знать
И неуклонно их выполнять!
- 5. Самостоятельная работа учащихся: аппликация «цветы и птицы»
Дети самостоятельно выполняют аппликацию. Учитель оказывает необходимую помощь.
- 6. Заключительная часть занятия.
Скоро прозвенит звонок,
И окончится урок.
Надо в классе нам убрать,
Все обрезки подобрать.
(дети наводят порядок на рабочих местах, садятся на место)
- 7. Рефлексия.
- Ребята, о каком виде декоративно-прикладного творчества вы сегодня узнали? (о городецкой росписи)
- А какую работу вы выполнили? (аппликацию по мотивам городецкой росписи)
- Как вы думаете, наша с вами работа окончена? (нет)
- Почему? (картинки неживые, нет глаз, перьев, лапок у птиц, нет лепестков у цветов, нет листиков)
- Как вы думаете, что мы с вами будем делать на следующем занятии? (дорисовывать, приклеивать листочки)
А теперь давайте оценим нашу работу – поднимите зеленый кружок, если вам понравился урок, желтый, если не очень, или красный, если было скучно и неинтересно.
Спасибо за работу.
Занятие 2.
Подготовительная работа.
Перед занятием парты надо составить попарно, чтобы учащиеся могли работать малыми группами по 4-6 человек.
Ход занятия:
- 1. Организационная часть. Мотивация к деятельности.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Вот и пришло время нашей новой встречи.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте? Всё в порядке?
Есть ли прописи-тетрадки?
На столе клеенка есть?
Кисти, клей, бумага здесь?
Ножницы, шаблон, раскраски,
Карандаш, стакан и краски?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
- 2. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
- Ребята, давайте вспомним, о чем вы узнали на прошлом занятии.
- Где родилась городецкая роспись? (в Нижегородской губернии, в деревнях близ Городца)
- На каких изделиях можно увидеть городецкие мотивы? (на донцах прялок, на разделочных досках, на солонках, на хлебницах)
- Что отличает городецкую роспись от других видов декоративно-прикладного творчества? (красивые цветы – розы, ромашки, купавки, нарядные птицы и красивые кони, бытовые сюжеты; очень яркие цвета, подрисовано белым или черным).
- Все правильно, вы молодцы, все хорошо запомнили.
- 3. Постановка учебной задачи.
- А какую работу вы выполнили на прошлом занятии? (аппликации, только они не очень похожи на городецкую роспись).
- Почему не очень похожи? (нет белых штрихов, нет лепестков, птицы без ножек).
- Вот сегодня перед нами и стоит очень важная задача – из мотивов-аппликаций нам предстоит собрать декоративное панно, но вначале надо оживить наши цветы и наших птиц.
- 4. Подготовительная работа к выполнению росписи.
- Мы будем с вами тренироваться выполнять «оживку», этот прием объединяет рисунок в цельную композицию с помощью черной и белой краски.
Для оживок кисти нужны художественные. Выполнение оживок — это художественный прием и чтобы их хорошо сделать, придется потренироваться. Кончик кисти обмакивают в белую краску и поверх всех подмалевков (у нас это детали аппликации) наносится множество точек и мазков, которые так преображают роспись, что сразу понимаешь, какое это удачное слово — оживки! От белой кружевной отделки оживают городецкие и птицы, и кони, и цветы, до того совсем плоские. Не нужно рассыпать белые точки с щедростью: все хорошо лишь в меру. При этом оживки всегда делаются одни и те же, потому что существует нерушимое правило, как делать оживки на конях, как на цветах и только на туловищах птиц с оживками можно слегка повольничать.
Белые мазки бывают нескольких видов. Это дуги, капельки, штрихи и точки. Делая оживки, кисть надо держать в руке отвесно и касаться изделия самым тонким кончиком кисти, чтобы мазки получались аккуратные, изящные и упругие: от оживок зависит вся красота городецкой работы.
- 5. Самостоятельная работа в прописи.
- (Пропись можно скачать с сайта Разумники.ру http://www.razumniki.ru/tehnika_ispolneniya_gorodeckaya_rospis.html )
- Приготовьте кисти № 1, гуашь черную, а также распечатки городецкой прописи. Попробуем нарисовать элементы оживки.
(учащиеся выполняют работу самостоятельно)
Физкультминутка.
Крутим мельницу вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Наклоняться будем все,
Будто прыгаем в бассейн. (Наклоны вперёд.)
А потом назад прогнёмся,
Хорошенько разомнёмся. (Наклоны назад.)
И попрыгать нам пора,
Мы не прыгали с утра. (Прыжки на месте.)
Шаг на месте в заключенье.
Это тоже упражненье. (Ходьба на месте.)
Поскакали, потянулись —
Вот и славно отдохнули. (Дети садятся.)
- 6. Коллективная работа. Декоративное панно «Городецкое чудо»
- Наступил самый ответственный момент, ради которого мы и работаем уже второй час – мы будем собирать большое декоративное панно. Вы не зря сидите сегодня кружками по 4 (6) человека. Работать будем в бригадах. Выберите бригадира. (дети совещаются, выбирают бригадира).
- Посмотрите инструкционные карты. Каков порядок нашей работы? (сначала надо дорисовать и расписать детали панно, пока сохнет, вырезать листики; примеряем детали, примеряем, как будем приклеивать листики; все приклеить и добавить декоративные элементы).
- Очень хорошо. А каким цветом вы будете расписывать цветы и тело птицы? (белым)
- Какие цвета потребуются для подрисовки перьев хвоста? (синий, голубой)
- А для того, чтобы выписать лепестки роз? (розовый или красный)
- Молодцы, можете приступать к работе.
(учащиеся работают малыми группами)
- 7. Заключительная часть. Выставка работ.
Как славно вы все сегодня трудились!
Чудесные панно у вас получились!
А теперь мы встанем дружно,
Навести порядок нужно. (учащиеся наводят порядок)
- Умницы! Возвращайтесь на места.
- 8. Рефлексия
Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
Л. Куликова.
- А теперь, не говоря ни слова, мне поведайте секрет – понравилось вам или нет? Покажите смайлик вашего настроения.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
Умения точно уж вам пригодились.
Список использованных источников
- http://artorbita.ru/tipy_rospisi/istoriya.html
- http://my-gorodets.livejournal.com/26666.html#cutid1
- http://www.1-kvazar.ru/u_gorodets.htm
- http://www.pandia.ru/text/77/325/38217-3.php
- http://www.razumniki.ru/gorodeckaya_rospis_istoriya.html
- http://www.razumniki.ru/tehnika_ispolneniya_gorodeckaya_rospis.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Городец
П рялка
Изделия городецких мастеров
Панно « Фазанята »
Материалы и инструменты Подготовим детали аппликации «Фазаны» Подготовим детали аппликации «Розан и купавка»
Примерка деталей
Занятие 2. «Оживка» Элементы городецкой росписи
Образцы работы
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие кружка внеурочной деятельности «Арт-терапия «Гармония»» и учителя-логопеда «Ахи-страхи» (конспект + презентация)
Презентация по ссылке: http://1drv.ms/1Gi9hqX...
Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"
На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...
Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Детское конструирование" 1 класс.
В материале представлено одно из занятий кружка "Детское конструирование" для первого класса "Конструирование буквы Р, р". Обучение умению работать в команде на основе сингапурской технологии как одна...
конспект занятия по внеурочной деятельности кружка "Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" на тему "ЧТО ТАКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ?"
конспект занятия по внеурочной деятельности кружка "Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" на тему "ЧТО ТАКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ?"ЦЕЛЬ: познакомить с понятием «исследование», «наблюд...
конспект занятия по внеурочной деятельности кружка "Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" НА ТЕМУ "ТЕМА: УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ( коллективная игра-исследование)."(1 КЛАСС)
конспект занятия по внеурочной деятельности кружка "Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" НА ТЕМУ "ТЕМА: УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ( коллективная игра...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА "Почемучка" на тему "КАКАЯ СТРАНА САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ В МИРЕ?"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА "Почемучка" на тему "КАКАЯ СТРАНА САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ В МИРЕ?"ЦЕЛЬ: продолжить знакомство с интересными фактами из жизни ...
План-конспект занятия кружка внеурочной деятельности «Математика и шахматы» 1 класс
Тема: Весёлый счётЦель деятельности педагога: развитие математических способностей учащихся; формирование элементов логической и алгоритмической грамотности....
- Мне нравится (1)