Технологическая карта урока по изо: "Светлая пасха". (УМК Перспектива, 2 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetlaya_pasha._izo.docx79.82 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 25.04.2022

Школа: Кунашакская СОШ

Класс: 2

Урок:

Время:

Кабинет:

                             Студент: Гафарова Л.Р.

        Группа: 42

                                         Учитель: Сайдахметова А.М

                                                   

Тема урока: «Праздник Светлой Пасхи»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: приобщение детей к культурному наследию народа, к истокам православной духовности.

Задачи урока

Дидактические:

  • Знакомство с пасхальными традициями;
  • знакомство учащихся с особенностями росписи яиц.

Развивающие:

  • развивать учебную самостоятельность, самооценку в процессе выполнения заданий;
  • развивать творческий потенциал ученика.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своей работе;
  • воспитывать любовь к народному искусству.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

 Фронтальная

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создает эмоциональный настрой. Побуждает к высказыванию своего мнения

-Здравствуйте, присаживайтесь.

- Для того, чтобы вам удобно было работать, вспомним как организовать своё рабочее место и разложить необходимые материале на столе.

Для сегодняшнего урока нам нужна гуашь, баночка с водой, кисти.

1. Показывают готовность к уроку.

2. Отвечают на вопросы

Дети проверяют, приготовлено ли все необходимое для урока.

Самоопределение (Л); Целеполагание (Р); Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

1.Актуализирует знания

Для того, чтобы вам удобно было работать, вспомним как организовать своё рабочее место и разложить необходимые материале на столе.

Правила:

Лист бумаги кладём перед собой.

С правой стороны ближе к нам, ставим баночки с гуашью, дальше с водой.

Подготовка красок к работе.

Открыть крышечки.

Чтобы на ваши краски и кисточки всегда было приятно смотреть, необходимо вспомнить правила работы с художественными

 материалами.

Законы юного художника:

1)Аккуратно смачивать кисточки в воде, излишки воды и краски вытирать о край баночки, можно использовать салфетку для промачивания кистей.

2)Нельзя кисточку тереть о бумагу и портить ей причёску, а также долго держать опущенной в воде.

3)Промывать кисть, чтобы не пачкать краски;

4)После работы гуашь надо плотно закрыть, чтобы она не высохла.

5)Работать нужно аккуратно.

Молодцы ребята! Все готовы. А мы продолжаем работать дальше. По ходу нашей работы, я попрошу вас на мои вопросы отвечать, не выкрикивая, а поднимать руку. Я вижу ваши руки, а потом слышу вас.

1.Слушают, отвечают на вопросы

 

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

1.Подводит к теме урока

2. Помогает в составлении  цели и плана урока

3.Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока

 - Чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно разгадать шифр, который изображен на слайде.

https://image.mel.fm/i/E/EUCmk5WmWr/590.jpg

буква п.png буква а.png буква с.png буква х.png буква а.png

     П          А           С            Х          А

- Верно, тема нашего урока:

«Праздник Светлой Пасхи»

Какие цели мы поставим перед собой?

1.Составляют  цель и план работы

 

(Разгадывают шифр)

- Ответ Пасха

- Узнать об этом праздники, его традиции и обычаи ;
- Научиться украшать пасхальные яйца.

Подведение под тему урока (П); Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций(К); Постановка и формулирование проблемы (П).

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

Практический: упражнение

1.Рассказывает новый материал.

Каждую весну, когда дни становятся длиннее, а ночи короче весь мир отмечает светлый праздник «Пасха». Для людей это величайший праздник прихода солнца и пробуждение природы. И неразрывно с этим праздником связан обычай, дарить друг другу крашеные яйца.

Существует несколько версий крашения яиц на праздник. Один из них связан с именем римского императора Марка Аврелия. В день, когда родился Марк Аврелий, одна из кур, принадлежавших его матери, снесло яйцо, помеченное красными точками. Счастливое знамение было истолковано как рождение будущего императора. С 224 года у римлян стало обычаем посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца.

Яйцо, как священная эмблема, каждого народа на Земле. Откуда этот вселенский символ?

Для человека разумного яйцо было известно, как наиболее удачно изображающее начало и тайну Бытия. Постепенное развитие невидимого зародыша внутри скорлупы, превращение этого зародыша в живое существо, которое разбивало свою оболочку, всегда должно было казаться постоянным чудом, т.е. яйцо сотворение мира, начало мира.

Славяне его также видели и считали, что

скорлупа – небесный свод, белок – воздух и вода, желток – земля.

Вот и получилась Вселенная.

Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни, не могло быть обделено вниманием и любовью народа. Его старались украсить, т.е расписать.

По данным археологии, роспись на яйце появилась несколько тысяч лет назад.

Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красно.

С тех пор и пошла традиция росписи живых яиц, т.е. снесённой птицей. Расписывали гусиные, утиные и куриные яйца.

Способов украшать яйца очень много, от самых простых, до самых сложных.

Пасхальные традиции

В мире существует множество пасхальных традиций. С утра после службы принято христосоваться. По православной традиции пасхальный стол всегда старались сделать особенно нарядным и торжественным. В этот праздник принято дарить друг другу подарки. Существует давняя традиция, когда бьют колокола, следует умыться из источника для приобретения здоровья.

Также для того, чтобы весь год Вас сопровождала удача, необходимо встретить воскресный рассвет на улице. Для успокоения душ умерших, до того как сесть за праздничный стол, необходимо поставить перед иконой горшочек с медом.

Первое воскресенье после Пасхи и следующая за ним неделя- это было время свадеб, так как в это воскресенье - первый день после Великого поста, разрешается совершать обряд венчания.

В некоторых странах, существует традиция играть на Пасху в футбол, где вместо мяча используется маленький деревянный бочонок. Еще в праздник Пасхи можно покачаться на качели, так как считается, что с каждым подъемом при катании поднимается Ваше благосостояние.

Очень большое значение придается пасхальному огню. Нужно зажечь в церкви свечу и принести ее в дом, огарок спрятать под крышей и хранить весь год. После этого дом будут обходить стороной все грозы.

В ночь на Пасху считается хорошей приметой, искупаться в источнике, набрать воды и принести ее в дом. Все это необходимо проделать, не проронив ни слова, для счастья и благополучия. В день Пасхи принято надевать новую одежду, что символизирует конец плохой погоды и наступление весны.

Пасхальные символы

Самыми распространенными и неотъемлемыми символами Пасхи конечно же являются крашеные яйца, пасха и пасхальный кулич, они всегда занимают самое почетное место на пасхальном столе.

Издавна принято, что первой едой после сорокадневного поста должно стать освященное в церкви крашеное яйцо, Традиция красить яйца появилась очень давно: вареные яйца окрашивают в самые разнообразные цвета и их сочетания, некоторые мастера расписывают их вручную, изображая на них лики святых, церкви и другие атрибуты этого замечательного праздника. Отсюда и появилось название «крашенка» или «писанка». Ими принято обмениваться при встрече со всеми знакомыми. ( Слайд№8)

На Пасху всегда печется сладкая творожная пасха, ее также принято освещать в церкви. Печется пасха в четверг перед праздником, а в ночь с субботы на воскресенье освещается.

Пасхальный кулич символизирует то, как Христос вкушал с учениками хлеб, чтобы они уверовали в его воскрешение. Выпекается пасхальный кулич из дрожжевого теста в больших цилиндрических формах. Пасхальный кулич может храниться до 40 дней. В наше время этот обычай, в основном, сохранили наши бабушки. В древности, кусочек от освященного кулича считался лечебным, сейчас же многие об этом деже не знают. (Слайд 9)

Все православные люди искренне верят в совершенно особенные свойства этих пасхальных символов и из года в год придерживаясь традиций предков,украшают праздничный стол именно этими блюдами.

А вот какие виды росписи яиц бывают, сейчас вам расскажу.

Крашенка – это обычно просто окрашенное в определённый цвет яичко. Делается это к Пасхе и Проводам. Их освещали, после чего они считались святым подарком. С крашенкой связано немало легенд и обрядов. Считается, если утром в Светлое воскресенье, девушка положит в воду красное яичко, и умоется этой водой, то красивой будет весь год. На праздник Красная горка парни и девицы крашенки с горы скатывают.

Крапанка – это ещё один вид расписного яичка. Делалось оно так. Яйцо окрашивалось в какой-то цвет. А дальше зажигали восковую свечку, и капали на яичко воск. Он застывал, и яйцо окунали в другой цвет. Цветов могло быть сколько угодно. Главное помнить – тот цвет краски, в которую вы окунали последний раз яичко, и будет основным цветом. Крапанки чаще всего делали дети. Так матери приучали дочек к работе с яйцом и воском для более сложной росписи в дальнейшем. Яички раскрашивались сырым, и поэтому с ними нужно было быть бережными. Иначе быть ему разбитым.

Малёванка – это более сложный вид. Используется воск и специальные кистки или же просто кисточки, которыми разрисовывалось яичко. Женщина или дети рисовали на яичке всё, что захочется.

Дряпанка – это яичко, которое царапают, таким образом, по одноцветной краске нанося орнамент. Царапают обычно с помощью какого-то металлического острия. Есть и ещё так называемая «прорезная роспись» - это когда из цельной скорлупы вырезают ажурное изделие.

Ребята, вспомним, какую роль в изобразительном искусстве играет эскиз?

- Ответ учащихся:

Эскиз – выполнение подготовительного наброска для более крупной работы.

А я вам расскажу о следующем виде росписи яиц – Писанка. Эскиз которого мы и будем выполнять.(слайд №10)

Писанка – самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки –это обереги. В Красном Углу избы всегда лежали эти чудесные яички. Ими лечили, оберегали скот от сглаза. Писанку закапывали в поле по весне. Их писали на рождение детей. С Писанками существовало много обрядов, но ими никогда нельзя было навредить. Если мастерица берётся писать Писанку, при этом она злая и недовольная, ничего не выйдет.

Основные цвета орнамента Писанок – белый, жёлтый, красный и чёрный

Сначала на яйцо наносится сетка из разных пересекающихся фигур. Сетка называется – разводом.

Развод - основа орнамента Писанки, позволяющий легко и просто нанести на поверхность яйца самый сложный узор.

Носик кисточки макают в растопленный воск и покрывают горячим воском те части орнамента, которые на Писанке должны быть белыми. После нанесения воска яйцо окунают в желтую краску на 1-2 минуты. Вынув яйцо

из краски, промачивают мягкой салфеткой. Потом покрывают воском те части узора ,которые должны быть жёлтыми, и окунают яйцо в красную краску. Воском рисуют линии и поля, которые должны быть красными и красят яйцо в чёрный цвет. Завершив крашение и роспись, яйцо помещают в тёплую духовку или нагревают над пламенем свечи. Когда воск на скорлупе растает, стирают его салфеткой, и ярче огня вспыхнет Писанка Смазывают её жиром или покрывают тонким слоем лака.

1. Отвечают на вопросы.

2.Выполняют задания.

3. Читают

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Презентация, карта, учебник, раздаточный материал

Динамическая пауза

Смотрят видео, повторяют

Повторяют

видеофрагмент

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная, Парная

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

Практический: упражнение

1.Объясняет задания

2. Помогает, если возникнут трудности.

Сегодня вы попробуете самостоятельно составить эскиз росписи Писанки.

Вспомните, какими цветами пользовались мастера? (белый, жёлтый, красный и чёрный).

Форму яйца обводим по шаблону.

Этапы выполнения эскиза:

На сферическую поверхность яйца наносим сетку, развод – пересечение кругов и овалов;

Составляем узор;

Расписываем цветом;

Обводка цветом каждого элемента орнамента, для выразительности.

1. Выполняют задания

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); Построение логической цепи рассуждений, доказательств (П)

Учебник, карта

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Форма: Ф, И.

Практический: самостоятельная

Словесный: беседа

1.Контролирует выполнение работы в рабочих тетрадях

Выполните творческое задание

1.Выполняют задания самостоятельно

2. Осуществляют проверку

Выполняют практическую работу  самостоятельно или под руководством учителя.

Использование знаково-символических средств (П); Контроль (Р).

Рабочая тетрадь

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Форма: Ф,Г

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

Практический: упражнение

1.Объяснеяет задания

- Сейчас отправим наши пасхальные яйца на выставку.

- Что нужно было сегодня сделать на уроке?

-- у вас получилось это сделать?

- Отлично, молодцы! Вы хорошо потрудились

- А теперь приводите в порядок свои рабочие места

 

1.Выполняют задания

(Выставляют на выставку)

- украсить яйцо.
- да.

(убирают свои рабочие места)

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Раздаточный материал

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма: Ф,И

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

Практический: упражнение

  1. Выявление понимания учащихся темы
  2. Подводит итого уроков
  • -Какую цель вы перед собой ставили? 

- Удалось вам достичь поставленной цели?

- Теперь я предлагаю оценить вам свою работу на уроке, ориентируясь на критерии, которые изображены на слайде.

1.Самооценка

2. Повторяют изученное

Слушают учителя, отвечают на вопросы, осуществляют самооценку своей деятельности на уроке, соотносят цель и результат, степень их соответствия.

Рефлексия способов и условий действий (П); Самооценка (Л); Планирование учебного сотрудничества (К).

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Омонимы". 3 класс. Программа "Перспектива" авт. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Урок посвящен изучению омонимов. Цель урока: Наблюдать над словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин "омонимы"; наблюдать за использованием омонимов, развиват...

Технологическая карта урока \'Как работает наш организм".УМК:\' "Перспектива". 3 класс.

Урок разработан с учётом требований ФГОС. Учебный процесс построен таким образом, чтобы ученики самостоятельно добывали знания, перед детьми ставится задача определить тему урока, составить цели, путё...

Технологическая карта урока изо «Украшение и фантазия» (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цель урока: ознакомление с законом симметрии; знакомство со способом рисования в технике монотипия.Задачи урокаДидактические:Формировать представления об особенностях ковра.Формировать навык...

Технологическая карта урока по математике «Величина.Длина», (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: создание условий для знакомства с понятиями «величина», «измерения величины», «единица измерения (мерка)» для сравнения предметов по длине, для опр...

Технологическая карта урока технологии «Аппликация из пластилина» (УМК «Перспектива», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения работать с пластилином, освоение приёмов: размазывание, скатывание; выполнить аппликацию «Ромашковая поляна.Задачи...

Технологическая карта урока письма «Узелки на память» ( УМК «Перспектива» , 1 класс)

Цель урока: создание условий для закрепления учащимися умения писать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, записывать имена собственные, предложения.Задачи урокаДидактические:Закрепить умение...