Конспект занятия изобразительного искусства
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия изобразительного искусства
Возраст учащихся: 7-10 лет
Тема занятия: Натюрморт.
Цель занятия: расширить представление о жанре натюрморта ; познакомить с произведениями живописи выдающихся художников; создать условия для развития умений составлять композицию натюрморта, поиск наилучшей компоновки объектов; способствовать развитию умений работать с различными художественными материалами, художественными техниками.
Тип занятия: комбинированное («открытие» нового знания, отработка умений и рефлексии)
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
сравнивать объекты по заданным критериям; строить логически обоснованные рассуждения;
познакомятся с жанром натюрморта, его местом в истории искусства;
знакомство с картинами выдающихся художников, работавших в жанре натюрморта;
получение навыков составления композиции натюрморта.
Метапредметные:
регулятивные - определение цели в учебной деятельности, понимание учебной задачи; изложение своего мнения
познавательные – поиск новых знаний, определение способов достижения цели; различие художественных средств и их возможностей; анализ информации.
коммуникативные - научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать учащихся, педагога; согласованно работать в группе.
Личностные:
проявление интереса к поставленной задаче, мотивация к учебной деятельности; объяснение своих чувств и ощущения от восприятия объектов.
Методы и формы обучения:
беседа
практический
методы и приемы
метод устного изложения
метод наглядности
объяснительно- иллюстративный
репродуктивный
частично- поисковый
метод проблемного изложения
творческий поиск
учебная дискуссия
индивидуальная
фронтальная
Образовательные ресурсы:
http://nsportal.ru/shlola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library
Оборудование: принадлежности для занятия: бумага, акварель, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, пастель, кисти, альбомы.
Предметы для составления натюрмортов: посуда, драпировки, цветы, муляжи фруктов.
Трафареты бытовых предметов (ваза, чайник, чашка и т.п.)
Наглядно-демонстрационный материал: репродукции картин К.Коровин «Натюрморт с портретом В.В.Перцовой», И.Левитан «Васильки», И.Репин «Яблоки и листья», рисунки предыдущих учащихся и педагога, презентация .
Основные термины:
Натюрморт, композиция, аппликация
План урока:
- Организационная часть.
- Изучение нового материала.
- Творческая практическая деятельность.
- Итоги занятия. Рефлексия.
Этапы занятия | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимо действия | Формируемые умения (УУД) |
1.Организационная часть (проверка готовности к занятию) | Эмоциональная, мотивационная подготовка к занятию. | Проверка готовности к занятию, правила техники безопасности | Проверка готовности к занятию, приведение рабочего места в порядок подготовка необходимых принадлежностей. | Регулятивные: Рациональная организация рабочего места | |
2. Мотивация | Сообщение темы занятия. | -что изображают художники на своих картинах? -что они хотят сказать своими произведениями? Картины могут рассказать нам о многом: о различных событиях, вещах; показать, какими люди были раньше, передать их характер, уклад жизни, настроение - т.е., глядя на картину, мы можем получить большое количество информации. -сейчас вы конечно догадаетесь, о чем пойдет разговор на нашем занятии. Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу или торт, Или все предметы сразу,- Знай, что это…. (натюрморт) | Слушают педагога. Отвечают на вопросы | Фронтальная работа | Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
3. Актуализация знаний. | беседа | -что такое композиция? -как вы думаете, насколько она важна в натюрморте? | -вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения; -вспоминают изученный ранее материал(понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы | Фронтальная работа | Коммуникативные: учатся рассуждать, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; формулировать ответы на вопросы, вступать в сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; вести познавательный диалог по теме урока. |
4. Целеполагание и планирование | Формулирование задач занятия через виды деятельности обучающихся (планируемые результаты). После занятия вы сможете: -объяснить, что такое натюрморт; -рассказать о видах натюрморта; -уметь закомпоновать предметы на листе бумаги; -продолжить формирование умений отвечать на поставленный вопрос, анализировать и сравнивать, использовать разные источники информации для поиска ответа на вопрос | -отвечают на вопросы «Какие знания вам нужны, чтобы понять тему занятия», «Какие вопросы касаются темы «Натюрморт» и могут войти в план занятия?» | Фронтальная работа | Регулятивные: умение ставить цели, планировать работу; способность самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели. | |
5.Изучение нового материала | Познавательно- информационная беседа . | - Всякую ли группу предметов можно назвать натюрмортом? Что означает слово натюрморт ? Слово «натюрморт» пришло к нам из французского языка, французы сказали бы -nature morte,что значит, «мертвая природа». А вот англичане и голландцы назвали бы этот жанр still life , т.е.- «тихая жизнь». -А как вы думаете, почему? -Верно. Они тихонечко стоят, и никто на них не обращает внимания. Кроме художников. Художник нашел в предметном мире, окружающем нас, прекрасное, и хочет заставить зрителя по-новому взглянуть на окружающие предметы, увидеть красоту в самых обыкновенных вещах. -Т.о., делаем вывод, что натюрморт - это картины, изображающие различные предметы обихода, снедь, фрукты, цветы. А вот раньше натюрморты назывались «завтраками». Как вы думаете, почему? - Художники изображают самые обычные вещи, это красиво и поэтично. Одни любят натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов. А другие пишут на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов. Изображенные вещи являются свидетелями времени, и натюрморты многое могут нам рассказать о характере человека, хозяина этих вещей; его мыслях и чувствах, привычках и вкусах; его профессии; могут передавать разные события и др. -Художники разных времен и народов создавали натюрморты как в живописи, так и в графике. Особенно знамениты натюрморты голландских художников, кстати, первые натюрморты были написаны именно там - в Голландии. - А сейчас давайте представим, что мы находимся в картинной галерее и нашему вниманию представлены натюрморты известных художников. Я с большим удовольствием побуду в роли вашего экскурсовода, а вы - начинающие, юные таланты - мои помощники. Договорились? («экскурсия» с кратким обзором представленных работ: К.Коровин «Натюрморт с портретом В.В.Перцовой», И.Левитан «Васильки», И.Репин «Яблоки и листья», - А теперь предлагаю поделиться своими впечатлениями: какой из натюрмортов вам понравился больше и почему? А, может, напротив, что в них вам хотелось бы сделать иначе? Какие цвета преобладают в них? Почему? Что объединяет предметы одного натюрморта? ( тема, принадлежность) - А где можно увидеть натюрморты? - Скажите, а мы можем сами составить свой натюрморт? -Работа над натюрмортом начинается с его постановки. Ставить (располагать) предметы нужно просто, стремясь достигнуть естественности. Не стоит ставить в ряд, сгребать в кучу, расставлять слишком далеко друг от друга. Обязательно должен присутствовать главный предмет, к которому подбирается все остальное. Одинаковые по высоте предметы должны быть очень разными по форме. И их необходимо ставить на разные уровни. | Слушают учителя, участвуют в беседе, рассуждают. Описывают произведения живописи, анализируют информацию. Отвечают на вопросы. | Фронтальная работа | Познавательные: умеют находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
6. Игра | Игра-упражнение «Живая картинка» | - Что мы сейчас и сделаем. дети делятся на группы, каждая из которых составляет натюрморт из имеющихся предметов: муляжи фруктов, посуда, драпировки. - Проявите свои фантазию, творчество, и дайте своим «живым» натюрмортам оригинальное название. | Выполняют задание. | Групповая. | Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, согласованно работать в группе. Личностные: уважительно относятся к мнению других. |
7.Творческая практическая деятельность | Практический. Творческий поиск. | -Перед вами композиции из двух предметов- кувшин и лимон (лимон находится перед кувшином, сбоку, сзади) (слайд) -На каких из трех композиций предметы расположены правильно, а на каких - нет? Почему вы так считаете? Какими приемами должен руководствоваться художник для достижения выразительности в натюрморте? (выделение центра композиции, передача симметрии, равновесия в рисунке) -Сегодня на занятии мы будем создавать натюрморт с помощью трафаретов бытовых предметов в технике аппликации. Прочитайте инструкцию и приступайте к выполнению задания. (педагог наблюдает, отвечает на возникающие вопросы, консультирует, помогает затрудняющимся в выполнении задания) | Готовят свое рабочее место, правильно размещают художественные материалы. Работают согласно инструкции. | Индивидуальная. | Регулятивные: различают художественные средства и их возможности; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели. Личностные: научатся самостоятельности в поиске решений различных изобразительных задач. |
8.Итоги занятия. Рефлексия. | Выставка работ учащихся. Обобщение знаний. Оценивание результатов работы. | -Что нового узнали на занятии? (в процессе просмотра работ учитель организует обсуждение и оценивание выполненных рисунков) -Все ли вам удалось в этом задании? Что не удалось? Почему? -Какие натюрморты произвели на вас особое впечатление? | Отвечают на поставленные вопросы. Рассматривают. Анализируют свои работы и работы других детей. Обобщают полученные на занятии сведения. Оценивают результаты работы. | Фронтальная работа | Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы. Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Современные машины в изобразительном искусстве"
Данный урок предназначен для 4 класса....
Открытый урок по искусству (изобразительное искусство) с использованием ИКТ на тему: "Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры"
Тема: Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакурыЦель: Обучение овладением техникой Алла прима в изобразительном искусстве у младших школьниковЗадачи:1....
ЛЕПКА. РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику. Занятия лепкой развивают у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное...
Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"
Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....
Урок изобразительного искусства 2 класс. Тема "Птица Счастья. Народное искусство как часть национальной культуры."
Формирование новых знаний о народном искусстве как части национальной культуры на примере Архангельской щепной птицы счастья- исконно русской игрушкой, украшением избы и оберегом от злых с...
Итоговый урок для учащихся подготовительной группы отделения изобразительного искусства детской школы искусств. Тема: Русское искусство. Начало времен. Конспект урока: «Иллюстрируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель методической работы – раскрыть особенности формирования творческой свободы дошкольников и младших школьников на уроках изобразительного искусства...
Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.
Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...