Конспект занятия изобразительного искусства
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)

Гурьева Людмила
Возраст учащихся: 7-10 лет
Тема занятия:  Натюрморт. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл натюрморт45.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия  изобразительного искусства

Возраст учащихся: 7-10 лет

Тема занятия:  Натюрморт.

Цель занятия: расширить представление о жанре натюрморта ; познакомить с произведениями живописи выдающихся               художников; создать условия для  развития умений составлять композицию натюрморта, поиск наилучшей компоновки объектов; способствовать развитию умений работать  с различными  художественными  материалами, художественными  техниками.

Тип   занятия: комбинированное («открытие» нового знания, отработка умений и рефлексии)

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:  

сравнивать объекты по заданным критериям; строить  логически обоснованные  рассуждения;

 познакомятся с жанром  натюрморта, его местом в истории искусства;

знакомство с картинами выдающихся художников, работавших в жанре натюрморта;

получение навыков составления композиции натюрморта.

Метапредметные:

регулятивные - определение  цели  в учебной  деятельности, понимание учебной задачи; изложение своего мнения

познавательные – поиск новых знаний, определение способов достижения цели;  различие художественных средств и их возможностей;  анализ информации.

коммуникативные - научатся  рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать учащихся, педагога; согласованно работать в группе.

          Личностные:

проявление интереса к поставленной задаче,  мотивация к учебной деятельности;  объяснение своих чувств и ощущения от восприятия объектов.

Методы  и  формы  обучения:

беседа

практический

методы и приемы

метод устного изложения

метод наглядности

объяснительно- иллюстративный

репродуктивный

частично- поисковый

метод проблемного изложения

творческий поиск

учебная дискуссия

индивидуальная

фронтальная

Образовательные ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.artsait.ru

http://nsportal.ru/shlola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library

            Оборудование: принадлежности для занятия: бумага, акварель, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, пастель, кисти, альбомы.

           Предметы для составления натюрмортов: посуда, драпировки, цветы, муляжи фруктов.

           Трафареты бытовых предметов (ваза, чайник, чашка и т.п.)

Наглядно-демонстрационный материал: репродукции картин К.Коровин «Натюрморт с портретом В.В.Перцовой», И.Левитан «Васильки», И.Репин «Яблоки и листья», рисунки предыдущих учащихся и педагога, презентация  .

Основные термины:

Натюрморт, композиция, аппликация

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Изучение нового материала.
  3. Творческая практическая деятельность.
  4. Итоги занятия. Рефлексия.

Этапы

занятия

Обучающие и

развивающие

компоненты,

задания и

упражнения

Деятельность педагога

Деятельность

учащихся

Формы

организации

совзаимо

действия

Формируемые умения (УУД)

1.Организационная часть (проверка готовности к занятию)

Эмоциональная, мотивационная подготовка к занятию.

Проверка готовности к занятию, правила техники безопасности 

Проверка готовности к занятию, приведение рабочего места в порядок  подготовка необходимых принадлежностей.

Регулятивные: Рациональная организация рабочего места

2. Мотивация

Сообщение темы занятия.

-что изображают художники на своих картинах?

-что они хотят сказать своими произведениями?

Картины могут рассказать нам о многом: о различных событиях, вещах; показать, какими люди были раньше, передать их характер, уклад жизни, настроение - т.е., глядя на картину, мы можем получить большое количество информации.

-сейчас вы конечно догадаетесь, о чем пойдет разговор на нашем занятии.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу,-

Знай, что это…. (натюрморт)

Слушают педагога. Отвечают на вопросы

Фронтальная работа

Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

3. Актуализация знаний.

беседа

-что такое композиция?

-как вы думаете, насколько она важна в натюрморте?

-вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения;

-вспоминают изученный ранее материал(понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы 

Фронтальная работа

Коммуникативные: учатся рассуждать, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; формулировать ответы на вопросы, вступать в сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; вести познавательный диалог по теме урока.

4. Целеполагание и планирование

Формулирование задач занятия через виды деятельности обучающихся (планируемые результаты).

После занятия вы сможете:

-объяснить, что такое натюрморт;

-рассказать о видах натюрморта;

-уметь закомпоновать предметы на листе бумаги;

-продолжить формирование умений отвечать на поставленный вопрос, анализировать и сравнивать, использовать разные источники информации для поиска ответа на вопрос

-отвечают на вопросы

«Какие знания вам нужны, чтобы понять тему занятия»,

«Какие вопросы касаются темы «Натюрморт» и могут войти в план занятия?»

Фронтальная работа

Регулятивные:  умение ставить цели, планировать работу;

 способность самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели.

5.Изучение нового материала

Познавательно- информационная беседа

.

- Всякую ли группу предметов можно назвать натюрмортом? Что означает слово натюрморт ?

Слово «натюрморт» пришло к нам из французского языка, французы сказали бы -nature morte,что значит, «мертвая природа».

А вот англичане и голландцы назвали бы этот жанр still life , т.е.- «тихая жизнь».

-А как вы думаете, почему?

-Верно. Они тихонечко стоят, и никто на них не обращает внимания. Кроме художников. Художник нашел в предметном мире, окружающем нас, прекрасное,  и хочет заставить зрителя по-новому взглянуть на окружающие предметы, увидеть красоту в самых обыкновенных вещах.

-Т.о.,  делаем вывод,  что натюрморт - это картины, изображающие различные предметы обихода, снедь, фрукты, цветы. А вот раньше натюрморты назывались «завтраками». Как вы думаете, почему?

- Художники изображают самые обычные вещи, это красиво и поэтично. Одни любят натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов. А другие пишут на огромных  холстах много дичи, рыбы, цветов. Изображенные вещи являются свидетелями времени, и натюрморты многое могут  нам рассказать о характере человека, хозяина этих вещей; его мыслях и чувствах, привычках и вкусах; его профессии; могут передавать разные события и др.

-Художники разных времен и народов создавали натюрморты как в живописи, так и в графике. Особенно знамениты натюрморты голландских художников, кстати, первые натюрморты были написаны именно там - в Голландии.

- А сейчас давайте представим, что мы находимся в картинной галерее и нашему вниманию представлены натюрморты известных художников. Я с большим удовольствием побуду в роли вашего экскурсовода, а вы - начинающие, юные таланты - мои помощники. Договорились?

(«экскурсия» с кратким обзором представленных работ:

К.Коровин «Натюрморт с портретом В.В.Перцовой», И.Левитан «Васильки», И.Репин «Яблоки и листья»,

- А теперь предлагаю поделиться своими впечатлениями: какой из натюрмортов вам понравился больше и почему? А, может, напротив, что в них вам хотелось бы сделать иначе? Какие цвета преобладают в них? Почему?

Что объединяет предметы одного натюрморта?

 ( тема, принадлежность)

- А где можно увидеть натюрморты?

- Скажите, а мы можем сами составить свой натюрморт?

-Работа над натюрмортом начинается с его постановки. Ставить (располагать) предметы нужно просто, стремясь достигнуть естественности. Не стоит ставить в ряд, сгребать в кучу, расставлять слишком далеко друг от друга. Обязательно должен присутствовать главный предмет, к которому подбирается все остальное. Одинаковые по высоте предметы должны быть очень разными по форме. И их необходимо ставить на разные уровни.

Слушают учителя, участвуют в беседе, рассуждают. Описывают произведения живописи, анализируют информацию. Отвечают на вопросы.

Фронтальная работа

Познавательные: умеют находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

6. Игра

Игра-упражнение «Живая картинка»

- Что мы сейчас и сделаем.

дети делятся на группы, каждая из которых составляет натюрморт из имеющихся предметов: муляжи фруктов, посуда, драпировки.

- Проявите свои фантазию, творчество, и дайте  своим «живым» натюрмортам оригинальное название.

Выполняют задание.

Групповая.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, согласованно работать в группе.

Личностные: уважительно относятся к мнению других.

7.Творческая практическая деятельность

Практический. Творческий поиск.

-Перед вами композиции из двух предметов- кувшин и лимон (лимон находится перед кувшином, сбоку, сзади)                  (слайд)

-На каких из трех композиций предметы расположены правильно, а на каких - нет? Почему вы так считаете?

Какими приемами должен руководствоваться художник для достижения выразительности в натюрморте? (выделение центра композиции, передача симметрии, равновесия в рисунке)

-Сегодня на занятии мы будем создавать натюрморт с помощью трафаретов бытовых предметов в технике аппликации.

Прочитайте инструкцию и приступайте к выполнению задания.

(педагог наблюдает, отвечает на возникающие вопросы, консультирует, помогает затрудняющимся в выполнении задания)

Готовят свое рабочее место, правильно размещают художественные материалы. Работают согласно инструкции.

Индивидуальная.

Регулятивные: различают художественные средства и их возможности; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели.

Личностные: научатся самостоятельности в поиске решений различных изобразительных задач.

8.Итоги занятия.     Рефлексия.

Выставка работ учащихся. Обобщение знаний. Оценивание результатов работы.

-Что нового узнали на занятии?

(в процессе просмотра работ учитель организует обсуждение и оценивание  выполненных рисунков)

-Все ли вам удалось в этом задании? Что не удалось? Почему?

-Какие натюрморты произвели на вас особое впечатление?

Отвечают на поставленные вопросы. Рассматривают. Анализируют свои работы и работы других детей. Обобщают полученные на занятии сведения. Оценивают результаты работы.

Фронтальная работа

Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по искусству (изобразительное искусство) с использованием ИКТ на тему: "Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры"

Тема: Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакурыЦель: Обучение овладением техникой Алла прима в изобразительном искусстве у младших школьниковЗадачи:1....

ЛЕПКА. РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место и имеет свою специфику. Занятия лепкой развивают у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное...

Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"

Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....

Урок изобразительного искусства 2 класс. Тема "Птица Счастья. Народное искусство как часть национальной культуры."

Формирование новых знаний о народном искусстве как части национальной культуры на примере Архангельской  щепной птицы счастья- исконно русской игрушкой, украшением избы и оберегом от злых с...

Итоговый урок для учащихся подготовительной группы отделения изобразительного искусства детской школы искусств. Тема: Русское искусство. Начало времен. Конспект урока: «Иллюстрируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель  методической  работы – раскрыть особенности  формирования творческой свободы дошкольников и младших  школьников на уроках изобразительного искусства...

Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.

Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...