Технологическая карта интегрированного урока по изобразительной деятельности и музыке в 4 классе
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Данная технологическая карта поможет провести интегрированный урок по изо и музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_izo.docx | 39.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта интегрированного урока по изобразительному искусству и музыке в 4 классе. Учитель Тимофеева Любовь Петровна
Тема урока: Защитники земли Русской» Творческая работа «Украшение доспехов русского богатыря» Раздел программы: «О России петь – что стремиться в храм»(музыка) Образ богатыря (изо)
| Тип: интегрированный урок | |||
Задачи: Приобщение учащихся к историческому прошлому, воплощённому в народной и профессиональной музыке, в художественных образах разных видов искусства - музыки, литературы, живописи. Познакомить учащихся с элементами воинского снаряжения защитников России( кольчуга, плащ ,шлем, щит, меч) Создание творческой работы «Украшение доспехов русского богатыря» | ||||
Планируемые результаты | ||||
Личностные Пробуждение интереса к историческому прошлому, к русским святым, к православной вере, воспитание патриотизма .Развитие мышления, речи; Развитие художественного вкуса и интереса к музыке и рисованию, к истории России; Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа | Метапредметные: Через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись) прививать детям любовь к истории и классическому наследию Вызывать и раскрывать чувства детей через пение и изображение Понимать и принимать ученую задачу, Планировать свою работу, владеть элементарными приемами самоконтроля, самооценки Уметь слаженно работать в коллективе сверстников, слышать мнение других одноклассников | Предметные Знать кто такие святые, кто такойАлександр Невский Знать музыкальные термины «кантата», «хор», «народная песня», Знать автора кантаты «Александр Невский» - С. С. Прокофьева Знать элементы воинского снаряжения защитников России (щит,меч,кольчуга,щлем) Уметь изображать и украшать элементы воинского снаряжения, доспехов, использовать в их декоре знаков- символов | ||
Ресурсы урока | ||||
Для учителя: мультимедиа проектор, аудио-магнитофон, фонограммы, видео-презентация, музыкальный материал «Песня об Александре Невском» и хор «Вставайте люди русские» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»; заготовки шаблонов воинских доспехов(шлема и щита), наглядный материал(фотографии и картины воинских доспехов) | Для учащихся: Учебник» Музыка» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, Учебник Неменской «Изобразительное искусство, шаблоны щитов и шлемов, карандаш ,бумага, краски, кисть, стакан для воды. | |||
Ход урока | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |||
Мотивация познавательной деятельности | ||||
Настраивает детей на урок Здравствуйте ребята! - Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с разделом, который изучали на двух предыдущих уроках. | Приветсвуют учителя, Настраиваются на урок | |||
Актуализация необходимых знаний | ||||
Проводит беседу, задает наводящие вопросы: - Скажите, пожалуйста, как называется раздел программы, который мы с вами продолжаем изучать? - О чем мы говорили на прошлых уроках? - Какие названия колокольных звонов вы знаете? - Сегодня на уроке мы опять встретимся с одним из них. | Слушают, анализируют и отвечают на вопросы: - «О России петь, что стремиться в храм» - О колокольном звоне, о звучащих картинах. - Набат, трезвон, благовест. | |||
Организация познавательной деятельности | ||||
Создает проблемно-поисковую ситуацию, при помощи беседы и наводящих вопросов предлагает решить ее: - Как вы думаете, кто такие святые? - А каких святых вы знаете? Организует работу по учебнику: - Откройте учебник и скажите, какой будет тема нашего урока? - О каком святом мы с вами будем беседовать сегодня? Показывает репродукции картин или слайдов, проводит беседу - Вы знаете, кто такой Александр Невский? - А почему его прозвали «Невским»? - А какую еще знаменитую победу он одержал и где? Организует работу по учебнику, предлагая проанализировать и сравнить репродукции картин художников, делает выводы: - Давайте внимательно рассмотрим две репродукции в учебнике: . На первой, работы художника Нестерова. Перед нами князь, который смиренно склоняет голову перед иконой, молится. Весь его облик говорит о том, что он всецело доверяется Промыслу Божьему о себе. В его сердце любовь и прощение. И в то же время, на второй репродукции художника Корина, мы видим отважного, решительного полководца, который перед лицом опасности, для защиты своего народа и веры, берет в руки меч и готов храбро сражаться с врагом. Рассказывает о музыкальном сопровождении фильма режиссера Эйзенштейна «Александр Невский»: Во время Второй Мировой войны режиссер Эйзенштейн снял фильм об Александре Невском, в котором звучит прекрасная музыка Прокофьева:» Песня об Александре Невском» и хор «Вставайте, люди, русские» из кантаты «Александр Невский». Слово кантата происходит от итальянского «кантаре», что означает «петь». А кто знает, что такое «кантата»? - А что такое хор? Предлагает послушать музыку и проанализировать ее - Давайте послушаем музыку и постараемся определить: о чем она. Звучит «Песня об Александре Невском» и хор «Вставайте, люди русские» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» . Показывает слайды из видео-презентации с кадрами из фильма Эйзенштейна Проводит беседу, предлагая сравнить музыкальные произведения - Скажите, о чем говорится в первой песне? - Какой характер у этой музыки? - А о чем рассказывается во втором музыкальном произведении? - Какой характер у этой музыки? - Вы заметили в этой музыке контрасты? Как вам кажется, что хотел показать этим композитор? - Вы заметили, что в первой и последней частях слышится как будто лязг оружия? С помощью какого музыкального инструмента композитор так ярко изображает битву? - В музыке слышны звуки набата, вспомните, что такое набат? Предлагает сделать выводы: задавая наводящие вопросы: - Помогает ли эта музыка глубже понять характер Александра Невского? Проводит физкультминутку: А теперь мы с вами немножко отдохнем и разомнемся: Представьте, что мы оказались на просторном русском поле Ветер веет над полями, Облако плывет над нами, Ветер пыль над полем носит. Мы взбираемся на холм, Там немного отдохнём Предлагает рассмотреть и сравнить картины художников ответить на вопросы -Давайте еще раз вернемся к репродукции художника Корина, и посмотрим еще одну картину, посвященную защитникам нашего Отечества. Эта картина В.М. Васнецова «Богатыри» Что общего мы можем увидеть на этих картинах? -А по каким признакам вы это определили? -А как вы думаете, каких богатырей изобразил художник? Действительно ,Илья- это крестьянин-богатырь, много переживший, и как бы неразрывно связанный –слитый с могучим конем .Во всем его облике ,с доспехами и украшениями чувствуется русская народная мощь, спокойная уверенная сила, мудрость , выдержка и благородство Илья Муромец тоже канонизирован, является святым земли Русской, его мощи находятся в Псково-печерской лавре. В образе Добрыни Никитича выражаются другие черты русского характера-предусмотрительность ,пытливость ума, культурность .Добрыня вынимает свой меч из ножен, а щит держит перед собой .Остроконечный .подобный башне, тяжелый шлем Добрыни ,щит, который он держит на готове- все это выражает готовность к бою. Образ Алеши Поповича схож с образом Ивана царевича ,он полон жизненных сил, воплощение отваги и смелости. -Что же носили русские войны и богатыри? Да, ребята ,по богатырскому шлему можно было узнать военачальник это или простой воин .На праздничных парадах войны украшали свои доспехи дорогой чеканкой, драгоценными камнями. На поле битвы- доспехи строгие, почти без украшений .Посмотрите, что изображалось на доспехах? Показывает картины воинских доспехов, делает выводы Украшения доспехов подчеркивают их силу, мужество ,храбрость и ловкость .На них могли быть изображены звери, на которых хотел походить воин, и розетки солнца, символ света, который побеждает тьму. Украшения всегда характеризовали своего хозяина.
| - Те, кто свято прожил свою жизнь, любил Бога, не делал никому зла Николай Чудотворец, Серафим Саровский. Открывают учебник, читают название раздела, отвечают на вопросы - Святые земли Русской - Об Александре Невском Рассматривают репродукции и отвечают на вопросы - Князь, полководец - Потому, что он победил шведов в битве на Неве - Над тевтонскими рыцарями на Чудском озере. Работают по учебнику, рассматривают и сравнивают работы художников, внимательно слушают учителя Отвечают на вопросы - Это произведение для хора, которое имеет несколько частей. Обычно рассказывает о каком-то событии. - Это совместное звучание человеческих голосов. Слушают музыку, пытаясь определить о чем она Просматривают слайды из видео-презентации, участвуют в беседе, отвечают на вопросы О том как русские сражались со шведами. - Спокойный, размеренный, былинный. - О том, что надо идти на битву с врагом. - Воинственный, зовущий в бой, героический. - В первой и третьей частях музыка зовет на бой, а во второй части музыка плавная и спокойная. - Показать различие между мирным и военным временем. - С помощью литавр.
- Это колокол, издающий сигнал тревоги - Да, она так же как и репродукции помогает нам понять, что князь любит мир и не хочет войны, но если это необходимо, он смело идет в бой.
Активно отдыхают Рассматривают картины, сравнивают их ,отвечают на вопросы и делают выводы - Мы видим отважных, решительных войнов, преданных своей Родине, готовых служить и защищать ее , отдавая все свои силы и жизнь -На войнах одеты доспехи и снаряжение русского война -Илью Муромца ,Добрыню Никитича и Алешу Поповича -На голову одевали шлем, на тело кольчугу, щит и меч были их орудием отвечают на вопросы -изображали львов, волков, лисиц, драконов.На других-солнечные диски Рассматривают иллюстрации, | |||
Творческая деятельность учащихся
| ||||
Раздает заготовки шлемов и щитов, приготовленные учителем заранее, и предлагает их украсить рисунками Давайте и мы с вами украсим доспехи наших войнов-богатырей ,используя символику, о которой мы с вами говорили Итог урока Организует выставку и анализ работ -Какие замечательные работы у вас получились! Расскажите, почему вы выбрали именно эти изображения для ваших украшений? Обобщение темы Что интересного и нового вы узнали на этом уроке? Чем вам понравился урок, что в нем вам показалось трудным? Организует уборку рабочих мест -Ребята, давайте уберем свои рабочие места: положим краски в коробки, кисти в стаканчики .Протрем за собою парты | Самостоятельная творческая работа Участвуют в выставке и в обсуждении работ Ответы детей. Уборка рабочих мест |
Знать: имена святых земли русской святого князя Александра Невского автора кантаты "Александр Невский" - С.С.Прокофьева , музыкальные термины «кантата», «хор», «народная песня»,
Понимать: За что русский народ чтит память этих святых. Как музыка и живопись передают образы этих святых.
Применять: Отвечать на вопросы, учителя в ходе беседы, на вопросы рабочей тетради и викторины
Анализ: Уметь анализировать музыку и текст.
Синтез: Уметь понимать в разных видах искусства воплощение художественного образа. Отвечать на обобщающие вопросы учителя
Оценка: Оценивать, понимать духовно-нравственные идеалы своего народа через восприятие музыки. Оценивать свою работу на этапах рефлексии и обобщения, а также работу своих товарищей в процессе взаимопроверки.
6 |
5 |
3 |
2 |
Общее время урока – 35 минут
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта интегрированного урока по учебным предметам «Окружающий мир» и «Изобразительное искусство» в 1 классе на тему «Покормите птиц зимой»
Урок приурочен к акции "Покормите птиц зимой": первоклассники сидят за одним большим столом, что полезно на стадии формирования классного коллектива, и для создания коллективной работы ...
Технологическая карта интегрированного урока по окружающему миру и технологии 1 класс по теме "Где зимуют птицы?Наши зимние гости -красногрудые снегири.Работа с нитками в несколько сложений.
Интегрированный урок в 1 классе по окружающему миру и технологии....
Конспект совместного (интегрированного) урока по изобразительной деятельности в 3 б классе по теме «Осень. Листопад». ( учитель и психолог)
Цель: Развитие познавательной и психоэмоциональной сферы ребёнка с ТМНР по средствам занятия по изобразительной деятельности (арт-терапии)Задачи:Учитель1. Формирование представления о време...
Технологическая карта интегрированного урока музыки экологической направленности "Музыка утра" 1 класс
Разработка технологической карты интегрированного урока музыки экологической направленности для 1 класса УМК «Школа России» Урок №19 по ФГОС НОО УМК«Школа России» «М...
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и изобразительного искусства по теме «Матрёшки» в 1 (якутском) классе
Путем создания условий для речевых навыков и организации учебного сотрудничества обучающихся формируются универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)...
Технологическая карта интегрированного урока литературного чтения и музыки в 3-4 классах малокомплектной школы
Тема урока: "Что за прелесть эти сказки".3-4 класс, малокомплектная школаУрок - обобщение...
Технологическая карта интегрированного урока по развитию речи и изобразительного искусства
Конспект открытого интегрированного урока по развитию речи и изобразительного искусства. Составители: учитель начальных классов Хабарова А.П., учитель изобразительного искусства Федорова С.Г...