Рабочая программа предмет Изобразительное искусство 1-4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Чукреева Анастасия Вячеславовна

Программа  разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство1-4 классы». Она соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

     Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

     На уроках изобразительного искусства в начальной школе ребенку дается возможность экспериментировать с различными художественными материалами и техниками, которые позволяют ему в процессе обучения создать определенный выразительный образ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_izobrazitelnoe_iskusstvo_1-4_klass.docx75.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Старо – Татауровская СОШ»

РАССМОТРЕНО

         МЦ учителей

         начальных классов

Чукреева А.В.______

«  » ________ 2021 г.

СОГЛАСОВАНО

МС протокол № __

Гороховская О.С.___

         «  » ________ 2021 г.

« УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «Старо – Татауровская СОШ»

Чукреева Л.А.______

«  » ___________ 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя  ____________________начальных классов________________________

(название предмета)

к учебникам ИЗО, 1 кл., 2 кл., 3кл., 4 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений / Б.М. Неменский – 4-е изд., – М.:Просвещение, 2019.

 (автор)

1-4 классы

2021-22 – 2024-25

(срок реализации программы)

Составлена на основе

примерной программы начального образования по изобразительному искусству.  

          (наименование программы)                                                              

(автор программы)______________Чукреева А.В.

(Ф.И.О. учителя)

Предмет Изобразительное искусство

Класс ______1-4_____________

Учебный год 2021 - 2022

Старое – Татаурово

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для учащихся начальной школы  МОУ «Старо – Татауровская СОШ» разработана  на основе:

  • Закона РФ «Об образовании» № 273 от 26.12.2012 года и в соответствии ФГОС НОО( приказ Минобрнауки № 373 от 6. 11. 2009 г).
  • Примерной программы по предмету «Изобразительное искусство».
  • Авторской программы «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» (УМК «Школа России»), утвержденной МинОбр. РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ.
  • Образовательной  программы МОУ «Старо - Татауровская СОШ».

       Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1–4 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменского – М. : Просвещение, 2018.

Курс «Изобразительное искусство» может использоваться на основе дидактической системы (УМК «Школа России»), рекомендован Министерством образования и науки РФ, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,   к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.

       УМК представлен пособиями:

1. Неменская Л.А.. Изобразительное искусство. Ты изображаешь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений ; под ред. Б. М. Неменского. – М. , украшаешь и строишь: Просвещение, 2018.

2. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2017.

3. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2018.

4. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2018.

5. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2019.

6. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2019.

7. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2019.

8. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2019.

9.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2017.

10. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1–4 классы : метод. пособие / Б. М. Неменский [и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2018.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

       В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:

будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;

смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;

научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;

получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;

смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
  • эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства;участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры,декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства.
О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Результаты изучения учебного предмета

       В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

       Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

       Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.

4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учимся у природы

     Наблюдение природы и  природных явлений; характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека. Различия в изображении природы в разное время года, суток, различную погоду. Пейзажи разных географических широт. Использование различных материалов и средств для создания выразительных образов природы.

Изображение деревьев, птиц, зверей, общие и характерные черты. Разнообразие в природе цвета, линий, форм, ставших основой декоративного  творчества: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д. Постройки в природе: птичьи гнезда, ульи, норы, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства.

Основы художественного языка. Особенности композиции при изображении природных объектов. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание, ритм.

Начальные представления о  цветоведении: основные и составные, теплые и холодные цвета, смешение цветов с черной и белой красками.

Изучение разнообразия природных форм и их отражение в искусстве. Связь формы и характера изображаемого объекта.

Пропорции фигуры человека и животных.

Фантастические образы в изобразительном искусстве

Сказочные образы в искусстве. Художественное воображение и художественная фантазия. Перенос художественного образа  с одного вида на другой. Получение фантастических образов путем трансформации природных форм в изобразительной деятельности. Сказочные образы в живописи, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, в книжной графике. Различные версии образов и хорошо знакомых сказочных героев в разных искусствах. Выбор художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта.

Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими  сказочные и фантастические образы.

Основы художественного языка.  Особенности композиции при передачи сказочных образов, при создании фантастических композиций. Понятия: главное – второстепенное, большое – маленькое, плоскостная декоративная композиция.

Начальные представления о цветоведении: гармония и контраст цветов, сближение и контрастная цветовая гамма.

Форма предмета и стилизация природных форм в декоративном творчестве.

Пропорции: соотношение целого и частей.

Учимся на традициях своего народа.

Значение изобразительного искусства в национальной культуре.

Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Синтетический характер народной культуры (взаимосвязь  украшений жилища, предметов быта, орудий труда, костюма, музыки, песен, былин, сказаний, сказок). Образ человека в традиционной культуре. Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладного искусства.

Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, затрагивающими тему родной природы, русских сказок, истории Отечества.

Основы художественного языка. Возможности композиции (в вертикальном или горизонтальном формате), равновесие в композиции; роль ритма в эмоциональном звучании композиции.

Ритм в орнаменте.

Декоративно-символическая роль цвета в декоративно - прикладном  искусстве.

Использование контраста крупных и мелких форм в объеме.

Приобщаемся  к культуре  народов  мира

Взаимосвязь народного искусства с традициями народа  и окружающей природой.

Развитие представлений о роли изобразительного искусства в общечеловеческой культуре.

Знакомство с несколькими  наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и разные эпохи. Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, затрагивающими  природу, сказками и мифами других народов.

Основы художественного языка. Использование пропорций и форм животного и растительного мира в композиции архитектурных сооружений.

Ритм в архитектуре  и декоративном искусстве.

Цветовая гармония природы, архитектуры, человека в одежде своего времени.

Использование контраста крупных и мелких, длинных и коротких, округлых и острых форм в объеме.

Опыт художественно-творческой деятельности

Изображение с натуры, по памяти, по представлению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов:  коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина и природных материалов.

Выражение своего отношения к произведениям изобразительного искусства, участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.  

 

4. Содержание тем учебного курса

1 класс  Ты изображаешь, украшаешь и строишь

Наименование

учебного раздела/ Количество часов.

Содержание программы.  

Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля.

Тест

Пр/р

Про

ект

1

Ты учишься

изображать

(8 часов)

Изображения всюду вокруг нас. Мастер изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Художник и зрители (обобщение темы).

1

7

1

2

Ты украшаешь

(10 часов)

Мир полон украшений. Цветы. Красоту нужно уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Красивые рыбы. Монотипия. Украшения птиц. Объемная аппликация. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

1

9

1

3

Ты строишь

(7 часов)

Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город.  Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).

1

7

3

4

Изображение, украшение,

постройка всегда помогают друг

другу

(8 часов)

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны. Сказочная страна. Времена года. Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).

1

5

2

Итого 

4

28

7

2 класс  Искусство и ты

Наименование

учебного раздела/ Количество часов.

Содержание программы.  

Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля.

Тест

Пр/р

Про

ект

1

Как и чем работает художник?

(9 часов)

Три основных цвета – желтый, красный, синий. Белая и черная краски. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Неожиданные материалы (обобщение темы)

1

8

2

2

Реальность и фантазия

(7 часов)

Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)

1

7

1

3

О чем говорит искусство

(10 часов)

Изображение природы в различных состояниях. Изображение характера животных. Изображение характера человека: женский образ. Изображение характера человека: мужской образ. Образ человека в скульптуре. Человек и его украшения. О чем говорят украшения. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

1

7

2

4

Как говорит искусство

(8 часов)

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Тихие и звонкие цвета. Что такое ритм линий. Характер линий. Ритм пятен. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности (обобщение темы).

1

7

2

Итого 

4

29

7

3 класс  Искусство вокруг нас

Наименование

учебного раздела/ Количество часов.

Содержание программы.  

Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля.

Тест

Пр/р

Про

ект

1

Искусство в твоем доме

(9 часов)

Твои игрушки. Посуда у тебя дома. Обои и шторы у тебя дома. Мамин платок. Твои книжки. Открытки.  Труд художника для твоего дома (обобщение темы)

1

6

1

2

Искусство на улицах твоего города

(7 часов)

Памятники архитектуры. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Волшебные фонари. Витрины. Удивительный транспорт. Труд художника на улицах твоего села (обобщение темы)

1

6

4

3

Художник и зрелище

(10 часов)

Художник в цирке. Художник в театре. Театр кукол. Маска. Афиша и плакат. Праздник в городе. Школьный карнавал (обобщение темы).

1

7

3

4

Художник и музей

(8 часов)

Музей в жизни города. Картина – особый мир. Картина-пейзаж. Картина-портрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение темы).

1

6

1

Итого 

4

26

4

4 класс  Каждый народ - художник

Наименование

учебного раздела/ Количество часов.

Содержание программы.  

Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля.

Тест

Пр/р

Про

ект

1

Истоки родного искусства

(9 часов)

Пейзаж родной земли. Деревня – деревянный мир. Красота человека. Народные праздники (обобщение темы)

1

4

2

2

Древние города нашей земли

(7 часов)

Родной угол. Древние соборы. Древний город и его жители. Города Русской земли. Древнерусские воины-защитники. Узорочье теремов. Пир в теремных палатах (обобщение темы)

1

5

2

3

Каждый народ - художник

(10 часов)

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Народы гор и степей. Города в пустыне. Искусство в Индии. Древняя Эллада. Европейские города Средневековья. Многообразие художественных культур в мире  (обобщение темы).

1

7

2

4

Искусство объединяет народы

(8 часов)

Материнство. Мудрость старости. Сопереживание. Герои-защитники. Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы).

1

5

2

Итого 

4

21

8

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

  1. Количество часов в году: 33 часа
  2. Количество часов в неделю:   1 час

Тема урока

Кол-во

часов

Первая четверть (9 часов)

Изображения всюду вокруг нас (8 часов)

1

Изображение всюду вокруг нас. Пр/р «Урок – экскурсия».

1 ч

2

Мастер Изображения учит видеть. Пр/р «Изображение сказочного осеннего леса, где все деревья похожи на разные по форме листья»

1 ч

3

Изображать можно пятном. Урок- импровизация.  Пр/р «Рисование пятном»

1 ч

4

Изображать можно в объёме. Пр/р лепка на тему «В кого превратится комок пластилина?»

1 ч

5

Изображать можно линией. Пр/р «Расскажи нам о себе»

1 ч

6

Разноцветные краски. Урок – игра. Пр/р «Проба красок». Проект «Краски»

1 ч

7

Изображать можно и то, что невидно (настроение). Пр/р «Изобрази радость и грусть»

1 ч

8

Художники и зрители (обобщение темы). Тест «Изображения всюду вокруг нас»

1 ч

Ты украшаешь (1 час)

9

Мир полон украшений.

1 ч

Вторая четверть (7 часов)

Ты украшаешь (7 часов) (продолжение)

      10

Красоту надо уметь замечать. Пр/р «Красота в природе»

1 ч

       11

Цветы. Пр/р «Сказочный цветок»

1 ч

12

Узоры на крыльях. Пр/р «Украшение крыльев бабочки»

1 ч

13

Красивые рыбы. Пр/р «Украшение рыбки узорами чешуи»

1 ч

14

Украшение птиц. Пр/р «Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации»

1 ч

15

Готовимся к Новогоднему карнавалу. Пр//р «Создание карнавальных головных уборов

1 ч

16

Праздничные Новогодние гирлянды и игрушки. Пр/р «Создание Новогодних гирлянд и игрушек». Проект «Новогодние украшения»

1 ч

Третья четверть (9 часов)

Ты украшаешь (2 часа) (продолжение)

17

 Узоры, которые создали люди.  Пр/р «Красота орнамента». Тест «Ты украшаешь»

1 ч

18

Как украшает себя человек. Пр/р «Изображение известных персонажей сказок»

1 ч

 Ты строишь (7 часов)

19

Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Пр/р «Построить дом с помощью печаток»

1 ч

20

Домики, которые построили природа. Пр/р «Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов»

1 ч

21

Дом снаружи и внутри. Пр/р «Дом в виде первой буквы своего имени». Проект «Буквенный город»

1 ч

22

Строим город. Пр/р «Постройка домов из бумаги». Проект «Город моей мечты» 

1 ч

23

Все имеет свое строение. Пр/р «Построение из простых форм образов разных зверей в технике аппликации»

1 ч

24

Строим вещи. Пр/р «Конструирование из бумаги сумок-пакетов или упаковок». Тест «Ты строишь»

1 ч

25

Город, в котором мы живем (обобщение темы). Пр\р «Город, в котором мы живем». Проект «Создание коллективного панно «Город, в котором мы живем» в технике коллажа.  

1 ч

Четвертая четверть (8 часов)

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (8 часов)

26

Совместная работа трех Братьев Мастеров.

1 ч

27

Праздник весны. Пр/р «Конструирование нарядной птицы из цветной бумаги»

1 ч

28-29

Разноцветные жуки. Пр/р «Конструирование из цветной бумаги весенних жуков и стрекоз». Проект «Весенняя полянка»

2 ч

30

Сказочная страна. Пр/р «Герои любимой сказки». Проект «Создание коллективного панно по одной сказке»

1 ч

31

Времена года. Пр/р «Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров»

1 ч

32

Контрольный итоговый тест

1 ч

33

«Здравствуй, лето!». Урок  любования. Пр/р «Изображение по впечатлениям и представлению на тему: «Здравствуй, лето!»

1 ч

Итого

33 ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 КЛАСС

  1. Количество часов в году: 34 часа
  2. Количество часов в неделю:   1 час
  1. п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Первая четверть (9 часов)

Как и чем  работает художник? (8 часов)     

1

Три основных цвета – желтый, красный, синий. Пр/р «Цветочная поляна». 

1 ч

2

Белая и черная краски. Пр/р «Природная стихия».   

1 ч

3

Пастель, цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Пр/р «Осенний лес»

1 ч

4

Выразительные возможности аппликации. Пр/р «Аппликация «Осенний ковёр». Проект «Осенний ковер»

1 ч

5

Выразительные возможности графических материалов. Пр/р «Графика зимнего леса»

1 ч

6

Выразительность материалов для работы в объеме. Пр/р «В мире животных»

1 ч

7-8

Выразительные возможности бумаги. Пр/р «Сгибание, разгибание, склеивание бумаги». Проект «Игровая площадка»

2 ч

9

Неожиданные материалы (обобщение темы). Пр/р «Праздник в городе». Тест «Как и чем  работает художник?»

1 ч

Вторая четверть (7 часов)

Реальность и фантазия (7 часов)

10

Изображение и реальность. Пр/р «Изображение зверей, увиденных в зоопарке или домашних животных»

1 ч

11

Изображение и фантазия. Пр/р «Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц»

1 ч

12

Украшение и реальность. Пр/р «Изображение паутинок с росой, веточек со снежинками или других природных явлений»

1 ч

13

Украшение и фантазия. Пр/р «Кружева»

1 ч

14

Постройки и реальность. Пр/р «Конструирование из бумаги подводного царства». Проект «Подводное царство»

1 ч

15

Постройка и фантазия. Пр/р «Фантастический город»

1 ч

16

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). Пр/р «Конструирование елочных игрушек». Тест «Реальность и фантазия»

1 ч

Третья четверть (10 часов) О чём говорит искусство? (10 часов)

17

Изображение природы в различных состояниях. Пр/р «Море»

1 ч

18

Изображение характера животных. Пр/р «Неожиданные животные»

1 ч

19

Изображение характера человека: женский образ. Пр/р «Изображение противоположных по характеру сказочных женских образов»

1 ч

20

Изображение  характера человека: мужской   образ.  Пр/р «Изображение противоположных по характеру сказочных мужских образов»

1 ч

21-22

Человек и его украшения. Пр/р «Украшение кокошника»

2 ч

23-24

О чем говорят украшения. Пр/р «Сказочный флот». Проект «Панно в технике аппликации»

2 ч

25-26

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои мысли, чувства, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). Пр/р «Добрые и злые сказочные герои». Проект  «Мир сказочных героев». Тест «О чём говорит искусство?»

2 ч

Четвертая четверть (8 часов)

Как говорит искусство (8 ч)

27

Тёплые и холодные цвета.  Борьба теплого и холодного. Пр/р «Перо Жар- птицы».

1 ч

28

Тихие и звонкие цвета. Пр/р «Весенняя земля».

1 ч

29

Что такое ритм линий. Пр/р « Весенние ручейки»

1 ч

30

Характер линий. Пр/р «Берёза и дуб».

1 ч

31

Ритм пятен. Пр/р Аппликация «Полёт птиц». Проект «Птицы»

1 ч

32

Пропорции выражают характер. Пр/р «Конструирование или лепка людей, животных с разным характером пропорций»

1 ч

33

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Пр/р «Весна. Шум птиц». 

1 ч

34

 Проект «Панно «Весна. Шум птиц». Тест «Как говорит искусство»

1 ч

Итого

34 ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 КЛАСС

  1. Количество часов в году: 34 часа
  2. Количество часов в неделю:   1 час

Тема урока

Кол-во

часов

Первая четверть (9 часов)

Искусство в твоём доме (9 часов)

1-2

Твои игрушки. Пр/р «Создание игрушки из любых подручных материалов»

2 ч

3-4

Посуда у тебя дома. Пр/р «Лепка из пластилина праздничного сервиза». Проект «Праздничный сервиз»

2 ч

5

Обои и шторы у тебя дома. Пр/р «Создание орнамента для обоев»

1 ч

6

Мамин платок. Пр/р «Создание эскиза росписи платка»

1 ч

7

Твои книжки. Пр/р «Изготовление книжки необычной формы»

1 ч

8

Открытки. Пр/р «Поздравительная открытка»

1 ч

9

Труд художника для твоего дома (обобщение темы). Тест «Искусство в твоём доме»

1 ч

Вторая четверть (7 часов)

Искусство на улицах твоего города (7 часов)

10

Памятники архитектуры. Пр/р «Архитектурные памятник». Проект «Городская улица»

1 ч

11

Парки, скверы , бульвары. Пр/р «Изображение разных по характеру парков».   Проект «Необычные парки»

1 ч

12

Ажурные ограды. Пр/р «Вырезание ажурной ограды»

1 ч

13

Волшебные фонари. Пр/р «Создание фонаря». Проект «Волшебные фонари»

1 ч

14

Витрины. Пр/р «Оформление витрины»

1 ч

15

Удивительный транспорт. Пр/р «Объемные модели машин из бумаги». Проект  «Такие разные машины»

1 ч

16

Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы). Тест «Искусство на улицах твоего города»

1 ч

Третья четверть (10 часов) Художник и зрелище  (10 часов)

17

Художник в цирке. Пр/р «Изображение циркового персонажа в процессе               выступления»

1 ч

18-19

 Художник в театре. Пр/р «Лепка сказочных персонажей. Проект «Театр на столе»

2 ч

20-21

Театр кукол. Пр/р «Изготовление кукол». Проект «Создание спектакля»

2 ч

22-23

Маски. Пр/р «Изготовление маски и ее украшение»

2 ч

24

Афиши и плакат. Пр/р «Составление эскиза афиши к кукольному представлению»

1 ч

25

Праздник в городе. Пр/р «Праздничное оформление города»

1 ч

26

Школьный карнавал (обобщение темы). Тест  «Художник и зрелище»

1 ч

Четвертая четверть (8 часов) Художник и музей (8 часов)

27

Музей в жизни города.

1 ч

  28-29

Картина – особый мир. Картина – пейзаж. Пр/р «Изображение двух эмоционально разных пейзажа»

2 ч

30

Картина – портрет. Пр/р «Портрет интересного человека»

1 ч

31

Картина-натюрморт. Пр/р «Натюрморты разного эмоционального звучания»

1 ч

32

Картины исторические и бытовые. Пр/р «Историческое событие». Проект «Композиция исторических событий»

1 ч

33

Скульптура в музее и на улице. Пр/р «Лепка из пластилина фигуры человека или животного»

1 ч

34

Художественная выставка (обобщение темы). Тест  «Художник и музей »

1 ч

Итого

34 ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС

  1. Количество часов в году: 34 часа
  2. Количество часов в неделю:   1 час

Тема урока

Кол-во

часов

Первая четверть (9 часов)

Истоки родного искусства (9 часов)

1-2

Пейзаж родной земли. Пр/р «Образ среднерусского пейзажа»

2 ч

3-4

Деревня – деревянный мир. Пр/р «Деревенские постройки». Проект панно

 «Единство архитектурных построек и природы»

2 ч

5-6

Красота человека. Пр/р «Изображение женских и мужских русских народных образов»

2 ч

7-9

Народные праздники. Пр/р «Сельский праздник». Проект «Ярмарка». Тест «Истоки родного искусства»

3 ч

Вторая четверть (7 часов)

Древние города нашей земли (7 часов)

10

Родной угол. Пр/р «Лепка объемных построений». 

1 ч

11

Древние соборы. Пр/р «Лепка собора».   

1 ч

12

Древний город и его жители.  Проект «Древнерусский город»

1 ч

13

Города Русской земли. Пр/р живопись «Древнерусский город». 

1 ч

14

Древнерусские воины-защитники. Пр/р «Княжеская дружина»

1 ч

15

Узорочье теремов. Пр/р «Теремные палаты». 

1 ч

16

Пир в теремных палатах (обобщение темы). Проект аппликация «Княжеский пир». Тест «Искусство на улицах твоего города»

1 ч

Третья четверть (10 часов)

Каждый народ - художник  (10 часов)

17

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Пр/р «Изображение природы Японии»

1 ч

18-19

 Народы гор и степей. Пр/р «Жизнь людей в степи»,  «Величие горного пейзажа». 

2 ч

20

Города в пустыне. Пр/р аппликация «Древний среднеазиатский город». 

1 ч

21-22

Искусство Индии. Пр/р лепка «Звери джунглей». Проект «Индийские джунгли»

2 ч

23-24

Древняя Эллада. Пр/р «Воины Древней Греции». Проект «Олимпийские игры в Древней Греции»

2 ч

25

Европейские города Средневековья.  Пр/р «Жители Средневековья». Проект  аппликация «Площадь Средневекового города»

1 ч

26

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). Тест «Каждый народ – художник»

1 ч

Четвертая четверть (8 часов)

Искусство объединяет народы (8 часов)

27

Материнство. Пр/р «Изображение матери и дитя»

1 ч

     28

Мудрость старости  Пр/р «Изображение любимого пожилого человека»

1 ч

     29

Сопереживание. Пр/р «Создание рисунка с драматическим сюжетом»

1 ч

30-31

Герои-защитники. Пр/р лепка «Памятник герою». Проект «Памятная аллея»

2 ч

32-33

Юность и надежды. Пр/р «Мое ожидание радости лета». Проект                                       «Светлые мечты»

2 ч

34

Искусство народов мира (обобщение темы). Тест  «Искусство объединяет народы»

1 ч

Итого

34 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской  программы Н.М. Сокольникова (Программы общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по авторской программе С.Г.Ашиковой

Рабочая программа по изобразительному искусству расчитана на духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта и эмоционал...

Рабочая программа по изобразительному искусству. 1-4 класс. ( по программе Кузина В.С.) 2017

Рабочая программа по учебному курсу составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2017)....

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...

Рабочая программа Предмет «Изобразительное искусство» для начального общего образования

Изобразительное искусство. Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образо­вательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и в...

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство»

Цели программы:-воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;- воспитание нравственных чувств, уважение к культуре...

Рабочая программа предмета Изобразительное искусство, 1-4 классы

В рабочей программе представлены планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование....