Рабочая программа по изобразительному искусству. 1-4 класс. ( по программе Кузина В.С.) 2017
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Рабочая программа по учебному курсу составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2017).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_1-4_klass.docx | 71.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46»
РАССМОТРЕНО: на заседании ШМО МБОУ «СОШ № 46» Протокол № _____ от «___»_____ 20____г. руководитель ШМО Большешапова В.В. _____________ | РЕКОМЕНДОВАНО: на заседании МС МБОУ «СОШ № 46» Протокол № ______ от «____»______20____г. зам. директора по УМР Князькова Н.А. ___________________ | СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР МБОУ «СОШ № 46» Лола В.А. _______________ | УТВЕРЖДАЮ: Приказ № ______ от «____»______20____г. директор МБОУ «СОШ № 46» Побойко А.В. _________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
для обучающихся 1-4 классов
Образовательная область «Искусство»
Составитель:
Костинец Г.А.
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
2017 г.
Программа рассчитана на 135 часов, из них в первом классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2, 3 и 4 классах 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник – М.: Дрофа
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа
- Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1 класс: книга для учителя – М.: Дрофа
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 2 класс: учебник – М.: Дрофа
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 2 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа
- Кузин В. С. Изобразительное искусство. 2 класс: книга для учителя – М.: Дрофа
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник – М.: Дрофа
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа
- Кузин В. С. Изобразительное искусство. 3 класс: книга для учителя – М.: Дрофа
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник – М.: Дрофа
- Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 4 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа
- Кузин В. С. Изобразительное искусство. 4 класс: книга для учителя – М.: Дрофа
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения учебного предмета будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
- познавательной мотивации к изобразительному искусству;
- чувства уважения к народным художественным традициям России;
- внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
- эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
- выполнять работу по заданной инструкции;
- использовать изученные приёмы работы красками;
- осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
- вносить коррективы в свою работу;
- понимать цель выполняемых действий,
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
- решать творческую задачу, используя известные средства;
- включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
- находить нужную информацию в словарях учебника;
- вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
- различать цвета и их оттенки,
- соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
- различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
- сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
- характеризовать персонажей произведения искусства;
- группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
- конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Обучающиеся научатся:
- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
- комментировать последовательность действий;
- выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
- формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
- формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
- развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Изобразительное искусство» к концу 1-го года обучения
Обучающиеся научатся:
- Называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый), а также стараться определять названия сложных цветовых состояний поверхности предметов (светло-зелёный, серо-голубой).
- Понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путём смешивания основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и жёлтый – зелёный и т.д.).
- Изображать линию горизонта и по возможности пользоваться приемом загораживания.
- Понимать важность деятельности художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник: бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
- Правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш.
- Свободно работать карандашом: без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.
- Передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов.
- Правильно работать акварельными и гуашевыми красками: разводить и смешивать краски ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертания этой поверхности.
- Выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками).
- Применять примы кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома).
- Устно описать изображённые на картинке или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.).
- Пользоваться простейшими примами лепки (пластилин, глина).
- Выполнять простые по композиции аппликации.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Изобразительное искусство» к концу 2-го года обучения
Обучающиеся научатся:
- называть основные жанры и виды художественных произведений изобразительного искусства;
- называть некоторые известные центры народных художественных ремесел России;
- называть ведущие художественные музеи России;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников; называть их авторов;
- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащению опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценке произведений искусства (выражения собственного мнения).
Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Изобразительное искусство» к концу 3-го года обучения
Обучающиеся
- получат простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира;
Обучающиеся научатся
- различать понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;
- применять простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
- добывать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);
- добывать начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.
- различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- узнавать известные центры народных художественных ремесел России;
- узнавать ведущие художественные музеи России.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
- чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
- выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
- творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;
- использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
- расписывать готовые изделия согласно эскизу;
- применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства)
Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Изобразительное искусство» к концу 4-го года обучения
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Выпускник научится:
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание учебного предмета
1 класс
Рисование с натуры
Рисование с натуры предметов с правильной передачей в рисунках пропорций, построения локального цвета. Элементарные способы конструктивного построения предметов, представление о симметрии, использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками.
Выполнение в цвете осенних листьев, овощей и фруктов, елочных игрушек, игрушечных машинок, натюрморта с определением геометрической формы предметов.
Рисование на темы, по памяти и представлению
Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по представлению. Элементарные представления перспективе: обозначение линии горизонта; изображение одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удаления, изображение близких предметов ближе к нижнему краю листа, более дальних - выше, использование приема загораживания. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов.
Рисование по памяти и представлению радуги, деревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса. Иллюстрирование русских народных сказок: волшебные сказки и сказки о животных. Передача характеров героев, наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции.
Декоративная работа
Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народных росписей, размещение росписи в традиционных формах изделий (в силуэтах по образу народных игрушек, на вылепленных самостоятельно игрушках), знакомство с геометрическим орнаментом, знаками символами в русском орнаменте. Использование приема примакивания кисти и приема тычка с помощью трубочки из бумаги, освоение смешанной техники акварели и восковых мелков.
Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, аппликационное составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги.
Лепка
Знакомство с материалами для лепки: глиной и пластилином, освоение приемов работы с пластилином (откручивание, отщипывание, раскатывание и др.).
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению.
Беседы
Восприятие произведений искусства. Темы бесед: «Декоративно-прикладное искусство», «Виды изобразительного искусства и архитектуры». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.
Рекомендуемые произведения
Васильев Ф. Оттепель.
Васнецов В. Снегурочка.
Васнецов Ю. Теремок; Коза и козлята; Коза; Кот, петух и лиса; Петушок; Репка; Сорока-белобока.
Врубель М. Царевна-Лебедь.
Герасимов А. Натюрморт. Полевые цветы.
Грабарь И. Мартовский снег; Рябинка; Февральская лазурь.
Дейнека А. После дождя.
Коровин К. Зимой.
Кочергин Н. Чудо-юдо рыба-кит.
Крымов Н. Московский пейзаж. Радуга.
Куинджи А. Берёзовая роща; Лунная ночь на Днепре; Солнечные пятна на инее; Эффект заката.
Купецио К. Анютины глазки.
Кустодиев Б. Ёлочный торг; Масленица (3 варианта); После грозы.
Левитан И. Берёзовая роща. Вечер. Закат; Вечерний звон; Золотая осень; Луг на опушке леса; Озеро. Русь; Цветущие яблони
Остроухов И. Золотая осень.
Пластов А. Коля рисует. Летом; Первый снег; Сенокос; Золотая осень.
Рачёв Б. Ловись, рыбка, и мала и велика!
Репин И. Автопортрет.
Ромадин Н. Розовый вечер.
Саврасов А. Вечер; Грачи прилетели.
Серов В. Девочка с персиками; Портрет детей С. С. Боткина.
Сидоров В. Тихая моя родина.
Стожаров В. Квас; Хлеб, соль и братина; Чай с калачами.
Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка.
Хруцкий И. Цветы и плоды.
Шишкин И. Осень.
Юон К. Мартовское солнце; Русская зима.
2 класс
Рисование с натуры
Рисование с натуры несложных по строению и изящных по очертаниям предметов. Развитие навыков конструктивного построения предметов. Использование элементарных навыков перспективного изображения предметов. Использование сложного цвета при воспроизведении поверхностей различных предметов.
Работа живописными материалами в технике алла прима и работа по сырому акварелью. Выполнение в цвете осенних листьев, цветов, овощей, фруктов, натюрмортов, чучел птиц и зверей, игрушечных машинок.
Рисование на темы, по памяти и представлению
Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета. Правила рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Размещение изображения на листе бумаги в соответствии с замыслом. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.
Декоративная работа
Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан) и по глине (Филимоново, Дымково). Ознакомление с русской глиняной игрушкой. Использование в декоративной работе линии симметрии, ритма, элементарных приемов кистевой росписи.
Выполнение эскизов орнаментов и предметов с использованием традиционных народных приемов декорирования.
Лепка
Развитие приемов работы с пластилином или глиной. Лепка фруктов, овощей, народных игрушек, архангельских пряников. Использование шаблонов. Лепка по представлению сказочных животных. Использование художественно-выразительных средств - объема и пластики.
Беседы
Тема беседы «Главные художественные музеи страны». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.
Рекомендуемые произведения.
Асламазян М. Праздничный натюрморт.
Билибин И. Иллюстрации и обложки к русским народным сказкам.
Васильев Ф. После дождя; Болото в лесу.
Васнецов В. Автопортрет; Снегурочка; Витязь на распутье; Богатырский скок; После побоища Игоря Святославича с половцами; Баян; Богатыри; Иван царевич на сером волке; Царевна Несмеяна; Спящая царевна; Царевна-Лягушка; Алёнушка; Эскиз фасада Третьяковской галереи в Москве.
Ватагин В. Рисунки и скульптуры животных.
Врубель М. Богатырь.
Герасимов А. После дождя. Мокрая терраса;
Капли дождя; Пионы.
Грабарь И. Неприбранный стол; Яблоки.
Дейнека А. После дождя
Куинджи А. После дождя; Берёзовая роща.
Куприн А. Осенний букет; Натюрморт с фаянсовым кувшином.
Кустодиев Б. Купчиха за чаем; Портрет Ивана Билибина.
Левитан И. Берёзовая роща.
Маковский К. Дети, бегущие от грозы; Портрет детей художника.
Матисс А. Лебедь; Красные рыбы.
Машков И. Автопортрет; Фрукты на блюде; Ананасы и бананы; Натюрморт.
Пластов А. Грузди. Натюрморт; Летом; Осенний этюд.
Петров-Водкин К. Натюрморт с яблоками.
Поленов В. Бабочки.
Репин И. Автопортрет; Девочка с букетом; Стрекоза. Портрет дочери художника; Осенний букет. Портрет В. И. Репиной; Портрет.
П. М. Третьякова.
Ромадин Н. Розовый вечер; Цветущий бугор;
Весенний день; Последний луч.
Саврасов А. Просёлок.
Серов В. Автопортрет; Девочка с персиками; Девушка, освещённая солнцем; Дети; Мика Морозов; Стригуны на водопое. Домотканово.
Сидоров В. Тихая моя родина.
Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка.
Чарушин Е. Иллюстрации к детским книгам.
Шишкин И. Перед грозой; Дождь в дубовом лесу.
Юон К. Русская зима. Лигачёво; Весенний солнечный день. Сергиев Посад; У Новодевичьего монастыря весной; День Благовещения. Успенский собор
Троице-Сергиевой Лавры; Купола и ласточки.
3 класс
Рисование с натуры
Рисование с натуры различных объектов действительности с передачей объема - трехмерное линейное и светотеневое изображение. Передача в рисунках пропорций, строения, общего пространственного расположения объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет», «вливания цвета в цвет». Рисование листьев деревьев, насекомых, машин, игрушек, цветов, натюрмортов.
Рисование на темы, по памяти и представлению
Совершенствование умений выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни, исторических, фантастических сюжетов, иллюстрирование литературных произведений. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям. Использование цвета как ведущего элемента тематической композиции.
Декоративная работа
Углубленное знакомство с народным декоративно-прикладным искусством; художественной росписью по металлу (Жостово) и по дереву (Городец), изготовлением набивных платков (Павловский Посад). Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстера). Упражнения на выполнение простейших приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав. Выполнение эскизов предметов, в украшениях, которых применяются декоративные мотивы, используемые народными мастерами.
Графический дизайн в исполнении поздравительных открыток и карнавальных масок. Составление простейших мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.
Лепка
Лепка фигуры человека, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению. Лепка тематических композиций по темам сюжетов быта и труда человека — «Почтальон», «Продавщица мороженого», «Столяр за работой» и т. п.
Беседы
Беседы проводятся в процессе занятий.
Рекомендуемые произведения
Айвазовский И. Чёрное море; Феодосия. Закат солнца
Алексеев Ф. Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы. 1794 год
Бубнов А. Утро на Куликовом поле.
Ван Гог. Подсолнухи; Кипарисы на фоне звёздного неба; Мосты в Аньере; Звёздная ночь над рекой Рона; Звёздная ночь; Ветка цветущего миндаля.
Васильев Ф. После грозы; Кучевое облако.
Васнецов А. Основание Москвы; Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века; На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века.
Васнецов В. Автопортрет; Палата царя Берендея. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»; Брусила и берендеи-ребята; Снегурочка и Лель.
Врубель М. Интерьеры усадьбы Абрамцево.
Герасимов С. Лёд прошёл.
Дейнека А. Вечер; Тракторист.
Дубовской Н. Родина.
Дюрер А. Кролик.
Зверьков Е. Весна. Сельский пейзаж.
Иванов А. Ветка.
Иллюстрации к детским книгам В. Алфеевского,Ю. Бабака, П. Багина, С. Балинского, О. Васильева и Э. Булатова, П. Виноградовой, А. Волынской, Н. Гольца, Г. Дмитриевой, В. Конашевича, А. Кошкина, П. Кузьмина, И. Латинского, В. Лебедева, Э. Лисснера, Г. Лукашевича, М. Майофиса, М. Меженинова, Т. Морковкиной, Г. Нарбута, Е. Попковой, Б. Тржмецкого, А. Тюрина, М. Успенской, Е.Чарушина, Д.Шмаринова, С. Ярового.
Корин П. Александр Невский; Портрет маршала Г. К. Жукова.
Куинджи А. Облака; Полдень. Стадо в степи.
Кукунов М. Леопард; Лев; Сова; Волк.
Кустодиев Б. Масленица.
Левитан И. Вечер. Золотой Плёс; Озеро. Русь.
Леонардо да Винчи. Зарисовки растений; Лилия.
Маковский К. Русская красавица; У околицы; За чаем; Боярыня у окна; За прялкой; Боярский свадебный пир в XVII веке.
Мартос И. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
Моне К. Автопортрет; Сад художника в Ветёе; Кувшинки; Белые кувшинки. Живерни; Нимфеи. Водяные лилии; Скалы в Бель-Иле.
Мухина В. Рабочий и колхозница.
Пластов А. Жатва; Ужин трактористов; Мама.
Рафаэль. Сикстинская Мадонна.
Репин И. Портрет В. А. Серова; Портрет Василия Дмитриевича Поленова.
Рерих Н. Три радости; Слобода Берендея; Снегурочка; Мороз; Снегурочка и Лель.
Серов В. Октябрь. Домотканово; Портрет И. И. Левитана; Рабочие с тачками; Борзые; Волк и журавль; Иллюстрация к басне И. Крылова «Квартет».
Сомов К. Занавес для свободного театра в Москве; Арлекин и дама; Арлекин и смерть; Язычок Коломбины.
Суриков В. Вид на Кремль; Переход Суворова через Альпы.
Ткачёвы А. и С. Матери.
Тропинин В. Кружевница
Шишкин И. Травки; Последние лучи.
Яблонская Т. Хлеб.
4 класс
Рисование с натуры
Конструктивное рисование с натуры гипсовых моделей геометрических тел, отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) с использованием основ перспективного построения (фронтальная и угловая перспектива). Передача освещения предметов графическими и живописными средствами. Наброски фигуры человека. Быстрые живописные этюды предметов, цветов, чучел зверей и птиц.
Рисование на темы, по памяти и представлению
Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др. Изображение пейзажа в различных состояниях дня и времени года, сюжетных композиций на темы окружающей действительности, истории, иллюстрирование литературных произведений.
Декоративная работа
Народное и современное декоративно-прикладное искусство: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.). Дизайн среды и графический дизайн. Выполнение эскизов предметов с использованием орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции. Разработка эскизов мозаичного панно, сказочного стульчика, памятного кубка, праздничной открытки.
Лепка
Лепка фигурных сосудов по мотивам посуды. Скопина, рельефных изразцов.Лепка героев русских народных сказок.
Беседы
Темы бесед: «Ландшафтная архитектура», «Утро, день, вечер. Иллюзия света», «Литература, музыка, театр». Остальные беседы проводятся в процессе занятий.
Рекомендуемые произведения.
Алексеев Г. В мастерской А. Г. Венецианова.
Алексеев Ф. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости.
Билибин И. Иллюстрации к сказкам.
Брейгель Я. Цветы; Букет; Цветы в вазе.
Брюллов К. Автопортрет; Портрет И. А. Крылова (2 варианта).
Ван Гог В. Автопортрет.
Васнецов В. Три царевны подземного царства; Ковёр-самолёт; Портрет А. И. Куинджи; Баба-Яга.
Венецианов А. Автопортрет.
Верещагин В. Двери Тамерлана; Богатый киргизский охотник с соколом; Пальмы; Всадник-воин в Джайпуре; Мавзолей Тадж-Махал в Агре; Японский нищий; Близ Георгиевского монастыря. Крым; Вечер на озере.
Врубель М. Сирень
Герасимов А. Розы; Портрет балерины О. В. Лепешинской.
Герасимов С. Автопортрет.
Головин А. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова.
Горбатов К. Новгород. Пристань.
Грабарь И. Автопортрет.
Дега Э. Балерина на сцене; Репетиция на сцене; Маленькая четырёхлетняя танцовщица; Голубые танцовщицы; Звезда.
Дейнека А. Раздолье.
Дюрер А. Автопортрет (4 варианта); Портрет Луки Лейденского.
Жуковский С. Весенние лучи; Кусково. Малиновая гостиная. Иллюстрации к детским книгам Ю. Васнецова, О. Васильева и Э. Булатова, В. Конашевича, Н. Кочергина, Г. Нарбута, М. Петрова, А.Савченко, В. Сутеева.
Кандинский В. Москва; Москва. Зубовский бульвар.
Кипренский О. Портрет Е. И. Чаплица; Портрет А. С. Пушкина; Портрет И. А. Крылова.
Класс П. Завтрак с ветчиной; Трубки и жаровня.
Коровин К. Натюрморт. Цветы и фрукты; В мастерской художника.
Крамской И. Портрет Н. А. Некрасова; Н. А. Некрасов в период «Последних песен».
Куинджи А. Эффект заката; Солнечные пятна на инее; Эльбрус. Лунная ночь.
Кустодиев Б. Автопортрет; Портрет Фёдора Шаляпина.
Леонардо да Винчи. Автопортрет.
Лермонтов М. Кавказский вид с саклей.
Маковский К. В мастерской художника
Машков И. Снедь московская. Хлебы; Вид Москвы. Мясницкий район; Москва. Вид с крыши на Красные ворота.
Моне К. Автопортрет в мастерской; Руанскийсобор. Портал и башня Альбане, рассвет; Руанский собор. Портал, гармония в голубых тонах; Руанский собор. Портал, середина дня; Гуанский собор. Гармония в голубых и золотистых тонах, яркое солнце; Залив Сены возле Живерни во время заката; Залив Сены возле Живерни во время тумана; Стога в конце лета. Утренний эффект; Стога; Тополя; Тополя на берегу реки Эпт; Тополя на берегу реки Эпт, вид со стороны болота; Тополя на берегу реки Эпт, закат.
Мясоедов Г. Портрет русского шахматиста А. Д. Петрова.
Петров-Водкин К. Натюрморт с яблоками.
Поленов В. Московский дворик.
Рембрандт. Автопортрет с Саскией на коленях.
Репин И. Л. Н. Толстой на отдыхе; М. И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»; Садко.
Рерих Н. Заморские гости. Рисунки писателей: Н. Гоголя, М. Лермонтова, А. Пушкина, Т. Шевченко.
Сарьян М. Автопортрет; Философический портрет «Три возраста».
Серов В. Автопортрет.
Стожаров В. Лён.
Суриков В. Зубовский бульвар зимой; Вид Москвы.
Ткачёвы А. и С. Автопортрет.
Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка; В комнатах.
Тропинин В. Автопортрет с палитрой и кистями на фоне окна с видом на Кремль; Портрет А. С. Пушкина.
Хеда В. Ветчина и серебряная посуда.
Хруцкий И. Цветы и плоды; В комнатах.
Щедрин С. Вид большого пруда в Царскосельском парке.
Юон К. Раскрытое окно; Голубой куст.
Яблонская Т. Утро.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Радуга и праздник красок. | 1 | |
2 | Форма и цвет предметов | 1 | |
3 | Рисование с натуры. Фрукты | 1 | |
4 | Рисование с натуры. Овощи. | 1 | |
5 | Рисование с натуры осенних листьев. Золотые краски осени. | 1 | |
6 | Лепка. Красота формы осенних листьев. | 1 | |
7 | Рисование на тему «Волшебные краски осеннего дерева» | 1 | |
8 | Аппликация «Сказка про осень» | 1 | |
9 | Лепка овощей и фруктов | 1 | |
10 | Рисование с натуры или по памяти рыб | 1 | |
11 | Рисование с натуры или по памяти птиц | 1 | |
12-13 | Иллюстрирование «В гостях у сказки» | 2 | |
14 | Рисование с натуры. Украшения для елки | 1 | |
15-16 | Рисование на тему «Новогодняя елка» | 2 | |
17 | Декоративная работа «В мире красоты» | 1 | |
18 | Декоративное рисование «Элементы цветочного узора Городца» | 1 | |
19 | Декоративное рисование «Растительный орнамент в полосе» | 1 | |
20 | Декоративное рисование «Растительный орнамент в круге» | 1 | |
21 | Рисование с натуры или по представлению игрушечных зверей | 1 | |
22 | Лепка животных | 1 | |
23-24 | Рисование на тему «Моя любимая мама» | 2 | |
25 | Декоративная работа. «Дымковская игрушка» | 1 | |
26 | Аппликация «Цветы и бабочки» | 1 | |
27-28 | Рисование на тему «Весенний день» | 2 | |
29 | Рисование с натуры или по памяти. Весенние цветы | 1 | |
30-31 | Рисование на тему: «День победы» | 2 | |
32 | Рисование на тему: «Здравствуй, лето» | 1 | |
33 | Обобщение «Этот удивительный, неповторимый мир живописи» |
2 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Рисование на тему «Незабываемое лето» | 1 | |
2 | Рисование с натуры «Сыплются с дерева листья поблекшие» | 1 | |
3 | Рисование с натуры «Осенний натюрморт» | 1 | |
4 | Лепка «Осенние подарки природы | 1 | |
5 | Рисование с натуры «Осень-пора грибная» | 1 | |
6 | Декоративная работа «Мы рисуем сказочную веточку | 1 | |
7 | Декоративная работа «Веселые узоры» | 1 | |
8 | Рисование на тему: «Осень. Музыка дождя» | 1 | |
9 | Рисование на тему: «Сказка про осень» | 1 | |
10-11 | Рисование по памяти уточки. Мы готовимся к рисованию сказки | 2 | |
12-13 | Иллюстрирование сказки «Серая шейка»» | 2 | |
14-15 | Декоративная работа «Мы рисуем сказочную птицу» | 2 | |
16 | Лепка «Архангельский рождественский пряник» | 1 | |
17 | Готовимся к встрече сказки – празднику нового года. | 1 | |
18-19 | Рисование на тему: «Зимние развлечения с друзьями» | 2 | |
20-21 | Рисование по памяти «Наши друзья-животные» | 2 | |
22 | Рисование по представлению «Любимые сказки моих друзей» | 1 | |
23 | Лепка «Богородская игрушка» | 1 | |
24-25 | Рисование на тему: «Защитники земли русской» | 2 | |
26 | Красота обычных вещей. Конус. | 1 | |
27 | Рисование на тему «Моя семья-забота и любовь» | 1 | |
28 | Рисование по памяти «Мои друзья-птицы» | 1 | |
29 | Рисование с натуры гуся. | 1 | |
30 | Мы рисуем русскую народную сказку «Гуси-лебеди» | 1 | |
31 | Рисование с натуры: «Цветы нашей Родины» | 1 | |
32 | Рисование на тему «Весенний солнечный день» | 1 | |
33 | Рисование с натуры «Красота окружающего мира. Насекомые» | 1 | |
34 | Обобщение «С чего начинается Родина» | 1 |
3 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Мой прекрасный сад. | 1 | |
2 | Рисование по представлению «Летние травы» | 1 | |
3 | Рисование по представлению «Насекомые» | 1 | |
4 | Декоративное рисование «Дивный сад на подносах». Жостовская роспись | 1 | |
5 | Лепка «Осенние фантазии» | 1 | |
6 | Декоративная работа «Роспись сервиза» | 1 | |
7 | Рисование с натуры «Осенний букет» | 1 | |
8 | Рисование с натуры «Ваза с осенними ветками» | 1 | |
9 | Художественное конструирование и дизайн «Линии и пространство» | 1 | |
10 | Рисование по представлению «Портрет красавицы осени» | 1 | |
11 | Рисование на тему «Труд людей осенью» | 1 | |
12 | Рисование по памяти «Дорогие сердцу места» | 1 | |
13 | Рисование с натуры «Машины на службе человека» | 1 | |
14 | Рисование по памяти и представлению «Мы рисуем животных» | 1 | |
15 | Лепка животных | 1 | |
16 | Иллюстрирование «Животные на страницах книг» | 1 | |
17 | Рисование по памяти «Где живут сказочные герои» | 1 | |
18 | Декоративное рисование «Сказочные кони». Городецкая роспись | 1 | |
19 | Иллюстрирование «По дорогам сказки» | 1 | |
20 | Художественное конструирование и дизайн «Сказочное перевоплощение» | 1 | |
21 | Рисование на тему «Дорогая моя столица!» | 1 | |
22 | Рисование на тему «Звери и птицы в городе» | 1 | |
23 | Рисование на тему «Великие полководцы России» | 1 | |
24 | Рисование по памяти «Самая любимая» | 1 | |
25 | Художественное конструирование и дизайн открытки «Подарок маме» | 1 | |
26 | Декоративное рисование «Красота в умелых руках». Русские шали. | 1 | |
27 | Лепка «Видит терем расписной» | ||
28 | Иллюстрирование «Создаем декорации» | 1 | |
29 | Иллюстрирование «Забота человека о животных» | ||
30 | Тематическое рисование «Полет на другую планету» | 1 | |
31 | Рисование с натуры «Весенняя веточка» | 1 | |
32 | Рисование на темы «Красота моря» | 1 | |
33 | Рисование с натуры «Облака» | 1 | |
34 | Итоговый урок. Выставка работ | 1 |
4 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Тематическое рисование «Летний пейзаж» | 1 | |
2 | Аппликация «Парусные лодки на реке» | 1 | |
3 | Рисование по памяти «Насекомые» | 1 | |
4 | Декоративное рисование «Узор в квадрате» | 1 | |
5-6 | Лепка пряника. Декоративная работа «Роспись пряника» | 2 | |
7-8 | Рисование с натуры «Кувшин и яблоко» | 2 | |
9 | Художественно-выразительные средства графики и живописи | 1 | |
10 | Рисование с натуры «Фигура человека» | 1 | |
11-12 | Тема крестьянского труда. Жизнь деревни на картинах Аркадия Пластова | 2 | |
13 | Рисование по представлению «Мой двор» | 1 | |
14 | Рисование с натуры «Грузовая машина» | 1 | |
15 | Анималистический жанр. | 1 | |
16 | Лепка животных. | 1 | |
17 | Иллюстрирование басни И.А. Крылова «Ворона и лисица» | 1 | |
18-19 | Русское народное творчество в декоративном искусстве | 2 | |
20-21 | Иллюстрирование сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 2 | |
22 | Рисование на тему «Городской пейзаж» | 1 | |
23 | Рисование птиц с натуры или по памяти. | 1 | |
24 | Лепка «Видит терем расписной» | 1 | |
25 | Литература, музыка, театр и изобразительное искусство | 1 | |
26 | Рисование на тему «Великие полководцы России» | 1 | |
27 | Декоративная работа «Орнаменты народов России и народов мира» | 1 | |
28 | Портрет как жанр живописи и графики. | 1 | |
29 | Художественное конструирование и дизайн «Удобство и красота» | 1 | |
30 | Иллюстрирование «Мы в ответе за тех, кого приручили» | 1 | |
31 | Тематическое рисование «Этот день Победы…» | 1 | |
32 | Натюрморт как жанр изобразительного искусства | 1 | |
33 | Русский маринист Иван Айвазовский. | 1 | |
34 | Рисование с натуры «Такие разные горы» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы Н.М. Сокольникова (Программы общеобразовательных учреждений...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству в 4 классе (по программе Б.Неменского)
Представлена рабочая программа по изобразиттельному искусству для 4 класса ( основная программа, по которой занимается класс "Гармония", программма по предмету Б.Неменского), занимаю...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"
В данном файле представлены материалы по изобразительному искусству...
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду по программе Б.М. Неменский 1-4 класс ФГОС
Интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-4 классов...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования...
рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по программе "Перспектива"
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для второго класса по программе "Школа России"
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для второго класса составлена на основе Федерального гоcударственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...