Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)
Цели программы:
-воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
- воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
-готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
-развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_po_risovaniyu_3klass.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» разработана Герасимовой Е.Н. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, авторской программы Неменского Б. М. Изобразительное искусство М.: Просвещение, 2011.
Я считаю, что данная программа наиболее приемлема для творческого развития детей моего класса, так как многие ученики не обладают ярко-выраженными художественными способностями и хорошим эстетическим вкусом. Данная программа наиболее удачно отражает вид художественного творчества людей, имеет практическую направленность. В работе дети используют различные художественные материалы и техники. В программе прослеживается связь с народным искусством, что служит развитию индивидуальности, самовыражению детей. У учеников более полно развиваются художественные способности, художественные виды, творческое воображение. Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели программы:
-воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
- воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
-готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
-развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
Задачи программы:
- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;
-совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
-развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Учебно-тематический план 3 класс
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Вводный урок | 1 ч. |
2 | Искусство в твоем доме | 7 ч. |
3 | Искусство на улицах твоего города | 7 ч. |
4 | Художник и зрелище | 11 ч. |
5 | Художник и музей | 8 ч. |
Итого | 34 часа |
Содержание программы (34 часа)
№ п/п | Наименование разделов / Количество часов | Содержание программного материала | Универсальные учебные действия |
1 | Вводный урок (1 час) | В работе каждому художнику помогают три волшебных Брата-Мастера: Мастер Изображения, Мастер постройки и Мастер Украшения. Художественные материалы. | Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения. |
2 | Искусство в твоём доме (7 часов) | Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как должны выглядеть вещи, решает художник и тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором выражаются наши представления о жизни. Каждый человек бывает в роли художника. | Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
3 | Искусство на улицах твоего города (7 часов) | Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины. | Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
4 | Художник и зрелище (11 часов) | Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища. | Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
5 | Художник и музей (8 часов) | Художник создаёт произведения, в которых он, изображая мир, размышляет о нём и выражает своё отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценности искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. |
Место учебного предмета в учебном плане— 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Содержание тем учебного курса 3 класс
Искусство вокруг нас
Вводный урок – 1 час
Искусство в твоём доме – 7 часов
Твои игрушки
Посуда у тебя дома
Обои и шторы у тебя дома
Мамин платок
Твои книжки
Открытки
Труд художника для твоего дома (обобщение темы)
Искусство на улицах твоего города – 7 часов.
Памятники архитектуры
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды
Волшебные фонари
Витрины
Удивительный транспорт
Труд художника на улицах твоего города.
Художник и зрелище – 11 часов.
Художник в цирке
Художник в театре
Театр на столе
Театр кукол
Мы – художники кукольного театра
Конструирование сувенирной куклы
Театральные маски
Конструирование масок
Афиша и плакат
Праздник в городе
Школьный карнавал (обобщение темы).
Художник и музей – 8 часов.
Музей в жизни города
Картина – особый мир
Картина – пейзаж
Картина – портрет
Картина – натюрморт
Картины исторические и бытовые
Скульптура в музее и на улице
Художественная выставка (обобщение темы).
Требования к планируемым результатам.
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- познавательной мотивации к изобразительному искусству;
- чувства уважения к народным художественным традициям России;
- внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
- эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Требования к уровню подготовки учащихся (предметные результаты)
Обучение в третьем классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного замысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда – от древности до наших дней. Задача – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится:
– видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активно использовать язык изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
- организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
– понимать значение искусства в жизни человека и общества;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
Третьеклассник получит возможность научиться:
– усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
– приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы: живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
– развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
– развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
– освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);
– овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности – приобрести первичные навыки изображения предметного мира (изображение растений и животных);
– приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, эмоционального состояния, своего отношения в творческой деятельности и при восприятии произведения искусства и творчества своих товарищей;
– приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Планируемые результаты | Сроки | ||
Предметные (понятия) | Метапредметные (УУД) | Планируемые | Фактические | ||
Искусство в твоём доме (8 ч) | |||||
1. | . Вводный урок. | Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Понимание того, что создание вещи – большая работа. | П.: выявлять работу мастеров Изображения, Постройки и Украшения; Р,: составлять план; К.: строить рассуждения. Л.: Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека | 05.09 | 05.09 |
2. | Твои игрушки. | Подручный материал. Создание игрушки из подручного материала. | П: понимать единство материала, формы и оформления игрушки; Р.: составлять план; К.: обращаться за помощью к взрослым. Л.: Формирование художественно-творческого мышления | 12.09 | 12.09 |
3. | Посуда у тебя дома. | Фарфор, фаянс, стекло, дерево. Овладение навыками создания посуды из глины. | Овладение навыками создания посуды из глины. П.: осуществлять анализ объекта; Р.: проектировать изделие; К.: рассказывать о назначении посуды. Л.: Формирование потребности в самостоятельной практической творческой деятельности | 19.09 | 19.09 |
4. | Обои и шторы у тебя дома. | Ритм. Создание эскизов обоев. | П.: осуществлять анализ объекта; Р.: проектировать изделие; К.: рассказывать о назначении посуды. Л.: Формирование потребности в самостоятельной практической творческой деятельности | 26.09 | |
5. | Мамин платок.
| Композиция. Создание эскиза платка с учётом композиции и украшения. | П.: понимать зависимость узора, цвета платка от его назначения; Р.: учитывать правила в планировании; К.: строить рассуждения. Л.: Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости | 03.10 | |
6. | Твои книжки. | Обложка, иллюстрация. Коллективная разработка детской книжки-игрушки | П.: понимать роль художника в создании книги; Р.: учитывать правила в планировании; К.: овладевать навыками коллективной работы. Л.: Умение сотрудничать с товарищами | 17.10 | |
7. | Открытки. | Техника граттажа. Приобретение навыков создания эскиза открытки. | П.: выполнять лаконичное выразительное изображение; Р.: оценивать по заданным критериям; К.: рассказывать о назначении открыток. Л.: Формирование художественно-творческого мышления | 24.10 | |
8. | Труд художника для твоего дома. | Участие в игре в роли художников, зрителей, экскурсоводов. | П.: анализировать образец определять материалы; Р.: контролировать и корректировать свою работу; К.: формулировать собственное мнение. Л.: Формирование эстетических чувств, наблюдательности и фантазии. | 31.10 | |
Искусство на улицах твоего города (7 ч) | |||||
9. | Памятники архитектуры. | Памятники архитектуры. Приобретение умения видеть архитектурный образ. | П.: изучать и изображать 1 памятник архитектуры; Р. давать оценку своей работе и работе товарища; К.: участвовать в обсуждении. Л.: Формирование уважительного отношения к культуре и искусству своей страны. | 07.11 | |
10. | Парки, скверы, бульвары. | Парк отдыха парк-мемориал, сквер, бульвар. Приобретение навыка создание изделия в технике коллаж. | П.: сравнивать и анализировать парки; Р.: оценивать эстетические достоинства построек, К.: овладевать навыками коллективной работы. Л.: Умение сотрудничать с товарищами | 21.11 | |
11. | Ажурные ограды. | Чугунная ограда. Приобретение навыка вырезания из бумаги, сложенной гармошкой. | П.: сравнивать между собой ограды, наличники, дымники. Р.: проектировать изделие; К.: формулировать собственное мнение. Л.: Формирование уважительного отношения к культуре и искусству своей страны. | 28.11 | |
12. | Волшебные фонари. | Создание графического изображения формы фонаря. | П.: анализировать особенности формы и украшений; Р.: давать оценку своей работе и работе товарища; К.: высказывать свою точку зрения. Формирование эстетических чувств, наблюдательности и фантазии. Л.: | 05.12 | |
13. | Витрины. | Реклама. Овладение композиционными и оформительскими навыками. | П.: создавать творческий проект; Р.: осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы; К.: участвовать в обсуждении Л.: Формирование эстетических чувств, наблюдательности и фантазии. | 12.12 | |
14. | Удивительный транспорт. | Фантастические машины. Придумывание фантастических машин, изображённых на бумаге. | П.: видеть образ в облике машины; Р.: оценивать эстетические достоинства машин, К.: презентовать свою работу. Л.: Формирование эстетических чувств, наблюдательности и фантазии. | 19.12 | |
15. | Труд художника на улицах твоего города (села). | Коллаж. Создание панно в технике коллажа, аппликации из отдельных детских работ. | П.: участвовать в занимательной образовательной игре; Р.: давать оценку своей работе и работе товарища; К.: овладевать навыками коллективной работы. Л.: Овладение навыками коллективной работы. | 26.12 | |
Художник и зрелище (11 часов) | |||||
16. | Художник в цирке. | Реквизит, арена. Приобретение умения изображать предметы в движении. | П.: объяснять роль художника в цирке; Р.: осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы; К.: формулировать собственное мнение и позицию. Л.: Понимание особой роли искусства в жизни общества и каждого человека. | ||
17. | Театр на столе. | Макет, персонаж. Овладение навыками создания объёмно-пространственной композиции. | П.: создавать картонный макет и персонажей сказки для игры в спектакль; Р. делать выводы; К.: овладевать навыками коллективной работы. Л.: Овладение навыками коллективной работы. | ||
18. | Театр на столе. | Макет, персонаж. Овладение навыками создания объёмно-пространственной композиции. | П.: создавать картонный макет и персонажей сказки для игры в спектакль; Овладение навыками коллективной работы. Р.: делать выводы; К.: овладевать навыками коллективной работы. Л.: Овладение навыками коллективной работы. | ||
19. | Театр кукол (урок-беседа). | Перчаточные, тростевые куклы, куклы- марионетки. Знакомство с историей возникновения кукольного театра. | П.: иметь представление о разных видах кукол; Р.: оценивать эстетические достоинства кукол; К.: высказывать свою точку зрения. Л.: Понимание особой роли искусства в жизни общества и каждого человека. | ||
20. | Мы художники кукольного театра. | Создание куклы из различных материалов. | П.: анализировать образец; Р.: определять материалы и планировать работу; К.: уметь договариваться с друзьями; Л.: Формирование эстетических чувств, наблюдательности и фантазии. | ||
21. | Конструирование сувенирной куклы. | Сувенир. Создание куклы из различных материалов. | П.: придумать и создать выразительную куклу; Р.: применять для работы различные инструменты; К.: использовать куклу для подарка. Формирование эстетических чувств и фантазии. Л.: Формирование эстетических чувств и фантазии. | ||
22. | Театральные маски (урок-беседа). | Театральные, обрядовые, карнавальные маски. Грим. Знакомство с историей возникновения маски. | П.: объяснять роль маски; Р.: оценивать эстетические достоинства масок К.: осуществлять поиск информации с помощью взрослых. Л.: Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. | ||
23. | Конструирование масок. | Комедия, трагедия. Овладение навыками создания маски. | П.: отмечать характер, настроение маски; Р.: давать эстетическую оценку работ; К.: презентовать свою работу. Л.: Формирование художественно-творческого мышления. | ||
24. | Афиша и плакат. | Шрифт. Овладение навыками создания эскиза плаката-афиши. | П.: понимать значение театральной афиши; Р.: применять для работы различные инструменты; К.: высказывать свою точку. Л.: Формирование эстетических чувств и фантазии | ||
25. | Праздник в городе. | Панно, иллюминация, флаги. Создание в рисунке проекта оформления праздника. | П.: осуществлять анализ объектов; Р.: оценивать эстетические достоинства проектов; К.: формулировать собственное мнение и позицию. Л.: Формирование художественно-творческого мышления | ||
26. | Школьный карнавал. | Графика, живопись, скульптура, декоративное искусство. Украшение класса к празднику. | П.: понимать роль праздничного оформления; Р.: моделировать; К.: уметь договариваться с друзьями; Л.: Овладение навыками коллективного художественного творчества. | ||
Художник и музей (8часов) | |||||
27. | Музей в жизни города (урок-беседа). | Музей, экспозиция, коллекция. Понимание роли художественного музея. | П.: познакомить с самыми значительными музеями России; Р.: формулировать учебную задачу; К.: участвовать в диалоге; Л.: Воспитание чувства гордости за культуру и искусство Родины. | ||
28. | Картина – особый мир. | Музей искусств. Приобретение умения рассматривать картины. | П.: понимать ценность искусства; Р.: формулировать учебную задачу; К.: участвовать в обсуждении. Л.: Воспитание чувства гордости за культуру и искусство Родины | ||
29. | Картина-пейзаж. | Настроение природы, оттенки цвета. Приобретение умения изображать пейзаж по представлению. | П.: анализировать образец; Р.: оценивать по заданным критериям; К.: участвовать в обсуждении. Л.: Формирование художественно-творческого мышления | ||
30. | Картина-портрет. | Поза, окружающий фон. Овладение навыками создания портрета. | П.: познакомить с несколькими картинами –портретами; Р.: оценивать по заданным критериям; К.: слушать и понимать речь других; Л.: Развитие этических чувств, сопереживания чувствам других людей. | ||
31. | Картина-натюрморт. | Натюрморт. Овладение навыками создания натюрморта с выраженным настроением. | П.: анализировать образец; Р.: контролировать и корректировать свою работу; К.: формулировать собственное мнение и позицию; Л.: Формирование художественно-творческого мышления. | ||
32. | Картина-натюрморт. | Натюрморт. Овладение навыками создания натюрморта с выраженным настроением. | П.: анализировать образец; Р.: контролировать и корректировать свою работу; К.: формулировать собственное мнение и позицию; Л.: Формирование художественно-творческого мышления. | ||
33. | Скульптура в музее и на улице. | Парковая скульптура, пьедестал. Овладение навыками лепки фигуры человека или животного в движении. | П.: называть виды скульптуры материалы ,которыми работает скульптор; Р.: .:контролировать и корректировать свою работу; К.: обращаться за помощью; Л.: Формирование художественно-творческого мышления. | ||
34. | Художественная выставка (обобщение). | Участие в организации выставки детского творчества. | П.: понимать роль художника в жизни каждого человека; Р.: организовывать выставочное пространство; К.: участвовать в обсуждении; Л.: Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
Перечень учебно-методического обеспечения.
1.Неменский Б. М. Программа Изобразительное искусство М., Просвещение, 2011.
2 Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Б. М. Неменского. – М., Просвещение, 2013.
3.Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М., Просвещение, 2010.
4. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М., Просвещение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа Предмет «Изобразительное искусство» для начального общего образования
Изобразительное искусство. Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и в...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
Рабочая программа предмета Изобразительное искусство, 1-4 классы
В рабочей программе представлены планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс с КТП на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство » УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образов...
Рабочая программа предмет Изобразительное искусство 1-4 класс
Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство1-4 классы». Она соответствует требо...