Технологическая карта урока изобразительного искусства "В мастерской художника гжели. Роспись эскиза тарелки"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Галина Валерьевна Стратулат

Цель: формирование представления о художественных традициях керамического искусства Гжели, ознакомление учащихся с приемом гжельского мазка.

Задачи урока

Дидактические:

- формировать навык кистевой росписи

- формировать приемы создания гжельской росписи

Развивающие:

- развитие творческого мышления и индивидуальных художественных способностей

- развитие эстетического вкуса

- развитие познавательной активности учащихся

Воспитательные:

- воспитание трудолюбия;

- воспитание любви к искусству

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Дата: 30.11.2021

Студентка: Стратулат Г. В.

Школа: школа №104

Учитель: Черненко О. Ю.

Класс: 2 м/х

Методист: Буторина В. В.

Урок: 4

Время:  15.45 – 16.25

Кабинет: 221

Тема урока: В мастерской художника гжели. Роспись эскиза тарелки.

Тип урока: "открытие" нового знания

Цель урока: формирование представления о художественных традициях керамического искусства Гжели, ознакомление учащихся с приемом гжельского мазка.

Задачи урока

Дидактические:

- формировать навык кистевой росписи

- формировать приемы создания гжельской росписи

Развивающие:

- развитие творческого мышления и индивидуальных художественных способностей

- развитие эстетического вкуса

- развитие познавательной активности учащихся

Воспитательные:

- воспитание трудолюбия;

- воспитание любви к искусству

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этапы урока

Образовательная цель этапа урока

Формы, метода и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические и интерактивные средства

I. Этап самоопределения к деятельности

(15сек.)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный (беседа)

Фронтальная

1.Приветствие. Эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята.

-Меня зовут Галина Валерьевна, сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

-Проверьте свою готовность к уроку. На ваших столах должны находиться: гуашь, стаканчик с водой, альбомный лист, кисти.

-Кто готов к уроку, тихо садится за свое рабочее место.

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (мы будем открывать новые знания)

М:личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

(1-2 мин.)

Готовность мышления и осознание потребности к остроению нового способа действий

Словесный (беседа)

Фронтальная

1.Повторение пройденного материала.

-Кто из вас скажет, какая была тема прошлого урока?

-Что вы узнали по данной теме?

-А чему научились?

- Замечательно!

-Приступим к изучению новой теме нашего урока.

Повторение пройденного материала. Отвечают на вопросы учителя

Графика. Изображение вазы в графике.

Что такое графика, симметрия

Научились изображать вазу в графике

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи (1-2мин.)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный (беседа)

Фронтальная

-Перед вами на доске ребус, который поможет вам узнать, какой вид изобразительного искусства мы будем изучать.

C:\Users\Галина\Desktop\гжель.png

-Какое слово у вас получилось?

-А для того, чтобы узнать какое изделие мы будем с вами расписывать, я предлагаю вам отгадать загадку.

Если б не было ее

Было б кушать тяжело.

Некуда и суп налить

И котлетку положить.

-Что это?

-Скажите мне, какая будет тема нашего урока?

-Какие цели мы поставим?

Гжель

Тарелка

Гжельская роспись. Тарелка

Расписать тарелку в технике гжельской росписи.

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания (10-12мин.)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Словесный (беседа)

Практический (игра)

Фронтальная

-Ребята, а может быть кто-то знает, что такое гжель?

-Гжель – это русский народный промысел по производству фарфора и керамики, а также вид народной росписи.

-Сейчас я вас познакомлю с историей гжельской росписи.

-Слушайте меня внимательно. Потом я задам вам вопросы.

История возникновения гжельской росписи

Название и развитие промысла связано с селом Гжель, Московской области. Долгое время жители деревни пытались заниматься сельским хозяйством, однако почва, была не плодородной и не приносила результатов. На поверхности земли был большой пласт белой глины. Узнав о ее высоком качестве, население стало заниматься производством фарфора. Так зародился новый промысел, связанных с изготовлением гончарных изделий и игрушек из белой глины. С 1320 года имеются сведенья о первых изделиях местных мастеров. Их стали украшать неповторимой росписью синего цвета. И получила она название гжели. Главное отличие гжели от других промыслов – это необычная роспись ручной работы. Узор рисуется на белом фоне в синих тонах. Рисунок вначале наносится под глазурь, а затем обжигается в печи при высокой температуре.

Вопросы:

  1. Где зародилась гжельская роспись?
  2. Почему жители села решили заняться производством фарфора?
  3. Какие цвета присущи гжельской росписи?
  4. Назовите главное отличие гжели от других народных промыслов?

-Как вы думаете, какие изделия изготавливают в технике гжели?

-В технике гжели изготавливают следующие предметы: сервизы, чайные пары, вазы для цветов, сахарницы, заварочные чайники, самовары, сувениры и даже игрушки, фигурки животных, героев народных сказок, матрешек.

-Ребята, у кого дома есть посуда, которая расписана гжельской росписью?

-Посмотрите фотографии изделий гжельской росписи.

-Какими узорами украшена посуда?

-Рассмотрим узоры на таблицах, которые я приготовила для вас.

-Что вы видите на первой таблице? На второй? На третьей?

-Сегодня мы почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами.

-Прежде чем приступить к росписи тарелки,нам необходимо с вами потренироваться выполнять мазок.

-Я беру толстую кисть и набираю на один край кисти синюю краску, прикладываю кисть и начинаю ее прокручивать.

-Я раздала вам тренировочные листы формата А5. Мазки будем выполнять на них.

Нет

.

Кружки, тарелки, игрушки

У меня есть/ у меня нет

Цветы, завитки, листики, птицы.

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П:структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

Л: проявление активности в общей работе

V.Первичное закрепление (1мин.)

Усвоение нового способа действий

Практический (выполнение задания)

Индивидуальная

-Скажите мне, что такое гжель?

-Назовите основные цвета гжельской росписи?

-Назовите основные элементы росписи?

Гжель – это русский народный промысел по производству фарфора и керамики, а также вид народной росписи.

Белый, синий.

Роза, сетка, бордюр, капельки

Л: понимание и выражение в речи цели задания

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой(20-25мин.)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический (выполнение задания)

ПЕДПОКАЗ 

-Сейчас я вам покажу, как мы будем расписывать тарелку.

-Мы прикладываем шаблон к листу, обводим его.

-С каких элементов мы начнем выполнять роспись?

-Где мы разместим самый крупный элемент?

-В центре  я изображу розу.

-Я беру толстую кисть и набираю на один край синюю краску, нахожу центр, прикладываю кисть и начинаю прокручивать, сильно прижимая кисть одним движением.

-Нужно вести кисть по бумаге, постепенно приподнимая ее, тогда у основания лепесток будет тонкий.

-Сначала мазок делаем слева, потом симметрично ему делаем мазок справа. И так по три мазка слева и справа.

- Потом я беру кисть и начинаю украшать нашу тарелку.

-Середину цветка мы украсим сеткой.

-Над цветком нарисуем круг и закрасим его мазками.

-Над кругом я делаю капельки с помощью метода примакивания.

-Сначала маленькую, потом большую и так далее, чередуя их.

-Далее мы оформим края нашей тарелки.

Оформление края тарелки называется бордюр.

!!!Музыка!!!

С самых больших.

В центре тарелки.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  выполнения;

VII. Включение в систему знаний, повторение (1мин.)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный (беседа)

1.Обобщение (по вопросам с поддержкой презентацией)

- Какой вид росписи мы с вами выполняли?

-Какие мы цели ставили в начале урока?

Достигли ли мы их?

Гжельская роспись.

Расписать тарелку в технике гжельская роспись.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту) (3-5мин.)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения

Практический (выставка)

Груповая, фронтальная

-Посмотрите на критерии оценки работ.

-Сейчас мы с вами проведем выставку наших работ.

-Ребята, которые закончили выполнять работу, выходите к доске.

-Мне нужен один консультант, который сможет выйти и выбрать 5 самых красивых работ.

-Оцените их по критериям, представленным на доске.

-Спасибо за работу, вы все большие молодцы.

П: доказательство качества выполнения задания;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте, ребята!

Слайд 3

Повторение пройденного материала Графика. Изображение вазы в графике. Симметрия это – две одинаковых половины одного предмета. Графика – это вид изобразительного искусства, в котором в качестве основных изобразительных средств используют карандаш, маркер, тушь и так далее.

Слайд 4

ГЖЕЛЬ

Слайд 5

Тема урока: «Гжельская роспись. Изображение тарелки в технике гжельской росписи. Цель урока: познакомиться с историей возникновения гжельской росписи. Изобразить тарелку в технике гжельской росписи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Изобразительное искусство. 2 кл. Жостовская роспись.

Тема урока "Жостовская роспись". 2 классТип урока- урок открытия новых знаний....

Технологическая карта урока изобразительного искусства во 2 классе УМК «Планета знаний», по теме: «Премогорская роспись. Прялки»

Цель урока: Рассказать об особенностях и истории пермгорской росписи.Задачи урока: Иметь представление о пермгорской росписи. Сравнивать произведения пермогорских мастеров.Работать черной гелевой ручк...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Каждый художник урожай своей земли хвалит (изображение осеннего натюрморта)" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления о натюрмортах; создание изображения осеннего натюрморта.Задачи урокаДидактические:1. дать представление о светотени, света и тени, формы и объема;2...

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Эскиз костюма театрального героя» (3 класс)

Цель урока: ознакомление с костюмами театральных героев и создание собственного эскиза костюма Задачи урока: Дидактические: познакомить с особенностями работы театральных художников и театральных кост...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Труд художника для твоего дома» (изображение художественного изделия) (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: заклепление у обучающихся представления о мастерах-художниках; создание изображения одного из изделий.Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить представление о видах мастеров-художников...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Все имеет строение. Эскиз сумочки - сувенира" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока:формирование первичных умений видеть конструкцию предмета; ознакомление учащихся с техникой создания эскиза сумочки.Задачи урока:Дидактические: 1.Учить видеть конструкцию в каждом пред...

Технологическая карта урока изобразительное искусство тема «Художник рисует красками, смешиваем краски, рисуем эмоции и настроение»

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с художественными средствами, передающими настроения. Задачи урокаПланируемые резул...