Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинная глиняная игрушка (роспись игрушки)» (3 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Медведева Арина Олеговна

Тип урока: Закрепление и совершенствование умений и навыков

Цель урока: Совершенствовать знания и умения учащихся в росписи глиняных игрушек

Задачи урока:

Планируемые результаты:

Дидактические:

1) познакомить обучающихся с Дымковской глиняной игрушкой;

2) создать условия для украшения Дымковской игрушки.

Предметные:

1) Умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках;

2) научиться выполнять эскиз росписи.

Развивающие:

1) развивать способность выполнять работу по предложенному алгоритму для решения творческой задачи;

2) развивать интерес к русской народной игрушке.

Личностные:

1) применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности, проявлять творчество, эмоциональность;

2) выражать художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства.

Воспитательные:

1) воспитать художественный вкус и чувство красоты.

 

 

УМК: Учебник ИЗО 3 класс, Горяева Н. А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Дата: 24. 09. 2024

Школа: МАОУ «СОШ №104»

Класс: 3 «В» (1 четверть)

Урок: ИЗО

Время: 8:45 – 9:25     Кабинет: 109

Студент: Медведева Арина Олеговна

Группа: № 45

Учитель: Моцная Наталья Викторовна

Методист: Подгорская Татьяна Алексеевна

Тема урока «Старинная глиняная игрушка (роспись игрушки)»

Тип урока: Закрепление и совершенствование умений и навыков

Цель урока: Совершенствовать знания и умения учащихся в росписи глиняных игрушек

Задачи урока:

Планируемые результаты:

Дидактические:

1) познакомить обучающихся с Дымковской глиняной игрушкой;

2) создать условия для украшения Дымковской игрушки.

Предметные:

1) Умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках;

2) научиться выполнять эскиз росписи.

Развивающие:

1) развивать способность выполнять работу по предложенному алгоритму для решения творческой задачи;

2) развивать интерес к русской народной игрушке.

Личностные:

1) применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности, проявлять творчество, эмоциональность;

2) выражать художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства.

Воспитательные:

1) воспитать художественный вкус и чувство красоты.

УМК: Учебник ИЗО 3 класс, Горяева Н. А.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

1. Самоопределение к деятельности  
30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный

Слово учителя

 Учитель мобилизует внимание класса и приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята!

- Меня зовут Арина Олеговна, сегодня я проведу у вас урок ИЗО.

- А начнем наш урок с потешек:

  1. Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка,

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поёшь,

Деткам спать не даёшь?

  1. Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока!

  1. Кони глиняные мчатся,

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву отпустил!

- Приветствуют учителя.

Л: показывает внутреннюю готовность к работе на уроке

2.  Актуализация знаний и мотивация

2 мин

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Беседа-обобщение

Наглядный

Учитель организует обобщение материалов предшествующих уроков, активизирует   учащихся, убеждает в верности их знаний

- над какой темой четверти начали работать? 

-о какой народной игрушке  говорили  на прошлом уроке?

- Из чего делают Дымковскую игрушку?

-Какой орнамент у игрушки?

-Какие элементы есть в орнаменте Дымковской игрушке?

- Какие цвета нужно использовать для росписи?

- искусство в нашем доме

-о Дымковской игрушке

-Из глины.

-Геометрический

- Точки, кружочки, овалы, прямые и волнистые линии, клеточки, полоски, кольца, ромбы и др.

- пестрые. Яркие, нарядные. (малиновый, синий, желтый, зеленый, оранжевый, красный, синий)

Л: строит речевое высказывание

М: активно участвует в общей работе

П: учится структурировать знания

презентация

3. Постановка учебной задачи
2-3  мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Беседа, наглядный

 Учитель в занимательной (познавательной) форме или ситуации подводит учащихся к самостоятельному определению темы и учебных задач

- сегодня мы продолжаем работать над дымковской игрушкой.

- Давайте определим задачи на урок с помощью опорных слов. (на слайде)

Выполним…

-Сегодня на уроке мы будем раскрашивать Дымковскую игрушку. Мы должны правильно раскрашивать игрушку.

Выполним роспись игрушки

М: учится формулировать учебную задачу,

осуществляет целеполагание

Презентация, Художественные изделия

4. "Открытие" детьми нового знания

7
мин

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

эвристическая беседа,

частично-поисковый наглядный

Демонстрационный,

Фронтальный опрос

Демонстрационный

Объяснительно- иллюстративный

-Для того. Чтобы правильно раскрасить игрушку, давайте вспомним, как расписывают дымковские игрушки?

- Какими узорами расписывают дымковскую игрушку?

- Как располагается орнамент?

-По какому фону идёт роспись дымковской игрушки?

Наша задача — расписать заготовки игрушек. Из ваших рассказов мы уже получили некоторые сведения о росписи игрушек. Итак, подведём итоги.

Особое внимание обратите на расположение элементов орнамента в узоре. Их необходимо располагать по форме предмета, чередуя крупные с мелкими.

-Линии игрушек плавные, неторопливые, в их очертании нет мелких и лишних деталей. Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими лепными глиняными игрушками благодаря её колориту. Они самые нарядные.

Посмотрите как украсила свою игрушку я и ребята с других школ (фото на слайде)

Ребята, посмотрите на доску. Я повесила этапы росписи Дымковской игрушки, но они вывешены не по порядку. Давайте вместе составим правильный порядок росписи Дымковской игрушки.

Этапы:

1) Крупные круги.

2) Украшение кругов.

3) Украшение хвоста, гривы и морды.

- А теперь закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую барышню или коня, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь откройте глаза и приступайте к рисованию.

-Чтобы ваши работы получились аккуратными, какой кисточкой будете расписывать игрушку?

- Не забудьте, что узоры должны быть похожи именно на дымковскую роспись.

- Желаю вам успехов в работе!

- Игрушку сначала белят мелом. а затем расписывают цветными красками.

- Дымковскую игрушку расписывают кружочками,

Клеточками, полосками. точками, волнистыми полосками.

-ритмично

- на белом

-тонкой

М: активно участвует в общей работе

Л: учится строить речевое высказывание

П: учится осуществлять анализ, сравнение, рассуждения, выводы по изучаемой теме

К: учится работать в коллективе,  прислушиваться к мнению участников

П: учится анализу  образов

Л: учится  планированию выполнения задания

П: воспринимает новые способы выполнения задания

П: осознаёт последовательность действий

Презентация, художественные изделия

Образцы учителя

Технологическая  карта

Образцы учителя

5. Первичное закрепление
0,5  мин

Усвоение нового способа действий

 Опрос беседа

Учитель предлагает учащимся сформулировать практическое задание и уточняет его

Определяет критерии качества выполнения задания

Сформулируйте творческую задачу.

Обратите внимание на критерии оценивания:

1) игрушка нарядная .

2) ритмичное расположение элементов на игрушке;

3) узоры выполнены аккуратно.

- Прочитайте их.

- Творческая задача: выполнить крупные пятна на фигурке коня или оленя.

П: учится формулировать учебную задачу

6. Самостоятельная работа с самопроверкой
20-25  мин


Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Наблюдение, стимулирование  успехов, поощрение

- Учитель организует индивидуальную продуктивную работу, поощряет активность и творчество

- Осуществляет наблюдение и контроль темпа выполнения задания

- Демонстрирует классу удачные работы с кратким пояснением

Л: учится сохранять учебную задачу

Р: учится соблюдать последовательность работы

Р: учится выполнять задание  в общем  темпе

Презентация

Музыкальное сопровождение

7. Включение в систему знаний, повторение

2  мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Обобщающий опрос,

наглядный

 Учитель организует закрепление полученных по теме знаний, понятий, приёмов

Итак, ребята, закончили работу, отложите ваши кисточки.

- С какой росписью вы сегодня познакомились?

- Какой орнамент у Дымковской игрушки?

П: учится высказывать собственное мнение по новому материалу

Презентация, образцы учителя

8. Рефлексия деятельности

3-4 мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Практический анализ, стимулирование успехов

Учитель организует выставку всех работ учащихся

Выбирает экспертов и помогает им в соответствии с критериями провести анализ работ-

Организует самоанализ работ отдельных учащихся

- А сейчас давайте устроим выставку работы.

 Посмотрим, какие у вас интересные работы получились.

- Ребята, посмотрите на ваши работы. В них столько доброты и веселья. Глядишь на них и улыбаться хочется. Вы сегодня хорошо и творчески поработали на уроке. Молодцы!

Критерии оценивания:

1) игрушка нарядная .

2) ритмичное расположение элементов на игрушке;

3) узоры выполнены аккуратно.

- Молодцы! Сегодня вы все очень хорошо поработали. Убирайте свое рабочее место.

Р: учится анализировть собственные результаты и проводить сравнение с образцом

Р: учится пониманию оценки работ по заданным критериям

Л: осуществляет контроль качества выполнения задания

  Практические работы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства :"Каргопольская глиняная игрушка " (УМК "Перспектива", 1 класс)

Тема урока изобразительного искусства: «Каргопольская глиняная игрушка».Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представления об истории возникно...

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Филимоновская глиняная игрушка» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей возникновения филимоновской глиняной игрушки; расписывание глиняной игрушки.Задачи урокаДидактические:1)...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Старинное вышитое полотенце»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования п...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце» 3 класс Горяева Н.А.,

Цель урока: формировать представление о значении и красоте старинного вышитого полотенца, познакомить с мотивами орнамента.Задачи урокаДидактические:Познакомить с символическим значением старинн...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Каргопольская глиняная игрушка» (УМК «Школа России»,1 класс)

Тема урока: «Каргопольская глиняная игрушка».Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представления об истории возникновения Каргопольской игрушки...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)» 4 класс, УМК: Неменского Б.М.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний у учащихся о красоте русской деревянной избы и особенностях выполнения отдельных элементов декора избы; выполнение н...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Старинная русская изба (начало работы)" (4 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с искусством древнерусского зодчества; выполнение композиции макета избы. Планируемые результаты: Предметные: 1. Знать строение русской избы.2. Ум...