Рабочая программа по ИЗО для 1-4 классов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству, программы курса «Изобразительное искусство» автора Неменского Б.М. М.: Просвещение, 2021 г., ) примерной рабочей программы по технологии для начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_izo_1-4_klass_shkola_rossii.docx | 56.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству, программы курса «Изобразительное искусство» автора Неменского Б.М. М.: Просвещение, 2021 г., ) примерной рабочей программы по технологии для начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.).
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся. Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Примерная рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—10 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство», — 134 ч (один час в неделю в каждом классе). 1 класс — 32 ч, 2 класс — 34 ч, 3 класс — 34 ч, 4 класс — 34 ч.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство».
1 класс
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения
Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).
Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, линия, цвет – основные средства изображения.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета.
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
Мир полон украшений. Цветы. Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Красивые рыбы. Монотипия. Украшения птиц. Объемная аппликация. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения – мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки –
Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки – олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу –
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. «Сказочная страна». Создание панно. Времена года. Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).
Общие начала всех пространственно – визуальных искусств – пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка – разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно – образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
2 класс
Как и чем работает художник?
Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов.Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.
Реальность и фантазия
Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в
природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.
О чем говорит искусство?
Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит.
Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.
Как говорит искусство?
Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: теплое — холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.
3 класс
Искусство в твоём доме.
Мастера ведут ребенка по его дому и выясняют, что же каждый из них «сделал» в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
Твоя игрушка.
Игрушки, т. е. какими им быть, придумал художник. Создание игрушки тоже искусство. Над каждой игрушкой работают все три наших волшебных Мастера — Изображения, Постройки и Украшения. Их совместная работа — это три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, украшение.
Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых изготавливают игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.
Твоя посуда. Роль художника в создании посуды. Форма и украшения посуды обусловлены ее назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Работа Мастеров Постройки, Украшения и Изображения по изготовлению посуды: конструкция — форма, украшение, роспись. Посуда из различных материалов
Мамин платок.
Знакомство детей с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков и их разнообразие. Выражение в художественном образе платка его назначения: праздничный или повседневный, для молодой женщины или пожилой. Расположение росписи на поле платка, ритмика росписи. Роль Мастера Постройки. Растительный или геометрический характер узора. Колорит платка как средство выражения.
Обои, шторы, в твоем доме.
Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа будущей комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, или гостиная, или комната для работы. Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы и их превращение в орнамент для украшения комнаты.
Твоя книжка. Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация. Художники детской книги. Создание художником формы книги. Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль обложки. Шрифт, буквица.
Дружная работа трех Мастеров при создании книги. Задание: разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями. Вариант задания (сокращение): иллюстрация выбранной сказки или конструирование обложки для книжки-игрушки. Поздравительная открытка (декоративная закладка).
Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Многообразие открыток. Роль выдумки и фантазии
Искусство на улицах твоего города
Наследие предков: памятники архитектуры. Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи школы и дома. Художник-архитектор придумывает дома, определяет, какими им быть. Лучшие произведения архитектуры — это достояние народа, их надо беречь и охранять; это эстафета культуры, которую поколения передают друг другу. Витрины на улицах. Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Реклама на улице. Парки, скверы, бульвары. Архитектура садов и парков. Художник-архитектор придумывает не только здания, но и парки. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Рассмотреть, как построены парки и сады, там, где мы живем. Ажурные ограды. Чугунные ограды в Санкт- Петербурге и Москве; их назначение и роль в украшении города. Узорные ограды в родном городе, деревянный ажур наличников. Фонари на улицах и в парках. Художественные образы фонарей. Форму и украшение фонарей тоже создает художник. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Фонари на улицах городов, в парках. Фонари — украшение города. Старинные фонари Москвы и Санкт- Петербурга, других городов
Транспорт. Роль художника в создании машин. Разные формы автомобилей. Украшение машины. Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогает создавать художник.
Художник и зрелище
Художник и театр. Спектакль — вымысел и правда театральной игры. Художник — создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания театрально-сценического оформления. Образ театрального героя. Мир театра, мир условности, мир игры. Театр кукол как пример видового разнообразия кукол. Тема. Театральные маски. Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Искусство маски в театре и на празднике.Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм. Многообразие мира театра кукол. Театр Петрушки, перчаточные и тростевые куклы, марионетки. Работа художника над куклой. Афиша. Значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. Единство изображения и текста в плакате. Шрифт.
Художник в цирке. Праздник в городе. Роль художника в цирке. Цирк — образ радостного, искрометного и волшебного зрелища. Искусство цирка — искусство преувеличения и праздничной красочности — веселая тема детского творчества. Задание: выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления.
Художник и музей
Музеи в жизни города. Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музей родного города. Рассказ учителя и беседа.
Изобразительное искусство. Картина-пейзаж. Что такое картина? Картина-пейзаж. Пейзаж — изображение природы, жанр изобразительного искусства. Смотрим знаменитые пейзажи И, Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро и т. д. Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета в пейзаже. Картина-натюрморт. Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Роль цвета. Расположение предметов в пространстве картины.
Картина-портрет. Знакомство с жанром портрета. Знаменитые картины-портреты. Портрет человека как изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете. Картины исторические и бытовые. Изображение в картинах событий из жизни людей. Большие исторические события в исторических картинах. Красота повседневной жизни в картинах бытового жанра. Учимся смотреть картины. Скульптура в музеях и на улицах. Учимся смотреть скульптуру. Скульптуру надо обходить с разных сторон. Скульптура и окружающее ее пространство. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Разнообразие скульптурных материалов: камень, металл, дерево, глина.
4 класс
Истоки родного искусства
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Древние города нашей земли
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
Каждый народ – художник
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы
От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология».
Личностные результаты.
1 класс
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
-уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
- ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;
-духовно-нравственное развитие обучающихся; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности; позитивный опыт участия в творческой деятельности;
- интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве.Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком.
Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.
Метапредметные результаты.
- Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
-характеризовать форму предмета, конструкции;
-выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
-сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
-находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
-анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;
-обобщать форму составной конструкции; выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях; абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
-соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах;
- выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
-проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов;
-проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;
-проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
-использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, сельской среды;
- анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека;
- формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;
-использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;
-классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
- классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений;
-ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
- использовать электронные образовательные ресурсы;
-уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
-выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
- анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
-самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
-осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;
-соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
-понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;
- вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
-находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности;
-демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
-анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
-признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;
-взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
- внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
-соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
- уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Предметные результаты.
1 класс
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- знать значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
- приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
2 класс
- понимать, что такое деятельность художника (что может изображать художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
- называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Городец, Дымково);
- различать основные (красный, синий, жёлтый) и составные (оранжевый, зелёный, фиолетовый, коричневый) цвета;
- различать тёплые (красный, жёлтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
3 класс
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
- имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- названия наиболее крупных художественных музеев России;
- названия известных центров народных художественных ремесел России
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
- верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную часть рисунка;
- определять величину и расположение изображения в зависимости от размеров листа бумаги;
- передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщённых форм растительного мира и геометрических форм;
- лепить простейшие объекты действительности, животных с натуры, фигурки народных игрушек;
- составлять простейшие аппликационные композиции;
4 класс
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- создавать средствами живописи, Декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- понимать смысл знаков-образов народного искусства и знаково-символический язык ДПИ;
- осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека.
- передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета,при создании живописных композиций на заданные темы;
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении и содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены
Проект
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков:
- Актуальность проблемы
- Корректность методов исследования
- Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями
- Характер общения участников проекта
- Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей
- Умение аргументировать свои заключения, выводы
- Эстетика оформления проекта
Тематическое планирование.
1 класс
№ п/п | Раздел / Тема | Кол-во часов |
Ты учишься изображать | ||
1. | Изображения всюду вокруг нас. | 1 |
2. | Мастер Изображения учит видеть. | 1 |
3. | Изображть можно пятном. | 1 |
4. | Изображать можно в объеме. | 1 |
5. | Изображать можно линией. | 1 |
6. | Разноцветные краски. | 1 |
7. | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | 1 |
8. | Разноцветные краски | 1 |
9. | Художники и зрители (обобщение темы). | 1 |
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | ||
10. | Мир полон украшений. Цветы. | 1 |
11. | Красоту надо уметь замечать | 1 |
12. | Узоры на крыльях. (Украшение крыльев бабочек) | 1 |
13. | Красивые рыбы. | 1 |
14. | Украшение птиц. | 1 |
15. | Узоры, которые создали люди. | 1 |
16. | Как украшает себя человек. | 1 |
17. | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) | 1 |
Ты строишь Знакомство с Мастером Постройки | ||
18, 19. | Постройки в нашей жизни. | 2 |
20. | Дома бывают разными | 1 |
21. | Домики, которые построила природа. | 1 |
22. | Какие можно придумать дома. | 1 |
23. | Дом снаружи и внутри. | 1 |
24. | Строим город | 1 |
25. | Все имеет свое строение. | 1 |
26. | Строим вещи. | 1 |
27, 28. | Город, в котором мы живем (обобщение темы) Памятники архитектуры. Образ города | 2 |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | ||
29. | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе Праздник весны». Изображение. Украшение. Постройка | 1 |
30. | «Сказочная страна». Создание панно. | 1 |
31. | Разноцветные жуки | 1 |
32. | Времена года. Весенний пейзаж. Пейзаж. Настроение в рисунке | 1 |
2 класс
№ п/п | Раздел / Тема урока | Количество часов |
Как и чем работает художник ? | ||
1 | Три основных цвета. Изображение поляны цветов по памяти. | 1 |
2 | Белая и черная краски. Изображение небесных объектов и стихий. | 1 |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Изображение осеннего букета. | 1 |
4 | Выразительные возможности краски. Сказочная рыбка. | 1 |
5 | Выразительные возможности графических материалов. Изображение леса из природных материалов. | 1 |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме. Объёмное изображение пингвина. | 1 |
7 | Выразительные возможности бумаги. Сооружение родного города | 1 |
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы). | 1 |
Реальность и фантазия | ||
9 | «Наши друзья – птицы». Изображение и реальность. | 1 |
10 | Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных.Павлин. | 1 |
11 | Украшение и реальность. Украшение кокошника, воротника. | 1 |
12 | Украшение и фантазия. Изображение паутинок, снежинок | 1 |
13 | Постройка и реальность. Конструирование из бумаги подводного мира. | 1 |
14 | Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города. | 1 |
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). Елочная игрушка. | 1 |
О чём говорит искусство | ||
16 | Изображение характера животных. «Четвероногий герой». | 1 |
17 | Изображение характера животных. | 1 |
18 | Изображение характера человека: женский образ русских сказок. | 1 |
19 | Изображение характера человека. «Сказочный мужской образ». | 1 |
20 | Образ сказочного героя, выраженный в объёме. | 1 |
21 | «Море». Изображение природы в разных состояниях. | 1 |
22 | «Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения. | 1 |
23 | «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений человека через украшение. | 1 |
24 | Изображение природы в различных состояниях. | 1 |
25 | «В мире сказочных героев». В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру. | 1 |
26 | Изображение характера животных. «Четвероногий герой». | 1 |
Как говорит искусство | ||
27 | Создание композиций, передающих мир сказочных героев. «Замок Снежной Королевы». | 1 |
28 | «Весна идёт». Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. | 1 |
29 | Что такое ритм линий. Изображение весенних ручьев. | 1 |
30 | Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев. | 1 |
31 | Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с характером. | 1 |
32 | Ритм пятен как средство выражения. Ритмическое расположение летящих птиц. | 1 |
33 | Пропорции выражают характер. Лепка людей с разными пропорциями. Смешные человечки. | 1 |
34 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение). Панно «Весна. Шум птиц». | 1 |
3 класс
№ урока | Тема раздела /урока | Кол-во часов |
Искусство в твоем доме | ||
1. | Твои игрушки. | 1 |
2. | Твои игрушки (украшение). | 1 |
3. | Посуда у тебя дома. | 1 |
4. | Обои и шторы у тебя дома. | 1 |
5. | Мамин платок. | 1 |
6 | Твои книжки. | 1 |
7. | Твои книжки (продолжение работы). | 1 |
8. | Открытки. | 1 |
9. | Труд художника для твоего дома. | 1 |
Искусство на улицах твоего села | ||
10. | Памятники архитектуры. | 1 |
11. | Парки, скверы, бульвары. | 1 |
12. | Ажурные ограды. | 1 |
13. | Волшебные фонари. | 1 |
14. | Витрины. | 1 |
15. | Удивительный транспорт. | 1 |
16. | Искусство на улицах твоего города. Обобщающий урок). | 1 |
Художник и зрелище | ||
17. | Художник в цирке. | 1 |
18. | Художник в цирке (продолжение работы). | 1 |
19. | Художник в театре. | 1 |
20. | Художник в театре. (продолжение работы). | 1 |
21. | Театр кукол. | 1 |
22. | Театр кукол (продолжение работы). | 1 |
23. | Театральные маски. | 1 |
24. | Театральные маски (продолжение работы). | 1 |
25. | Афиша и плакат. | 1 |
26. | Праздник в городе. | 1 |
Художник и музей | ||
27. | Музей в жизни города. | 1 |
28. | Картина — особый мир. Картина- пейзаж. | 1 |
29. | Картина - портрет. | 1 |
30. | Картина-Портрет (продолжение работы). | 1 |
31. | Картина-натюрморт. | 1 |
32. | Картины исторические и бытовые. | 1 |
33. | Скульптура в музее и на улице. | 1 |
34. | Что узнали? Чему научились? |
4 класс
№ п/п | Раздел / Тема урока | Кол-во часов |
Истоки родного искусства | ||
1. | Пейзаж родной земли | 1 |
2. | Гармония жилья и природы. Деревня – деревянный мир. | 1 |
3. | Украшение деревянных построек и их значение. Образ традиционного русского дома. | 1 |
4. | Образ традиционного русского дома. | 1 |
5. | Образ красоты человека. Женский портрет. | 1 |
6. | Образ красоты человека. Мужской портрет. | 1 |
7. | Народные праздники. Коллективное панно | 1 |
8. | Обобщение темы. | 1 |
Древние города нашей земли | ||
9. | Древнерусский город-крепость. | 1 |
10. | Древние соборы. | 1 |
11. | Древний город и его жители. | 1 |
12. | Древнерусские воины-защитники. | 1 |
13. | Города Русской земли | 1 |
14. | Узорочье теремов. | 1 |
15. | Праздничный пир в теремных палатах. | 1 |
Каждый народ – художник | ||
16. | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | 1 |
17. | Изображение японок в национальной одежде. | 1 |
18. | Искусство народов гор и степей | 1 |
19. | Города в пустыне. | 1 |
20. | Образ художественной культуры Древней Греции | 1 |
21. | Древнегреческие праздники. | 1 |
22. | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Европейские города. | 1 |
23. | Портрет средневекового жителя. | 1 |
24. | Многообразие художественных культур в мире. | 1 |
25 | Художественная культура Средней Азии | 1 |
26 | Обобщение темы. | 1 |
Искусство объединяет народы | ||
27. | Материнство | 1 |
28 | Мудрость старости. | 1 |
29 | Сопереживание. | 1 |
30 | Герои- защитники. | 1 |
31 | Юность и надежды. | 1 |
32 | Искусство народов мира. | 1 |
33 | Искусство народов мира. Обобщение темы | 1 |
34 | Повторение изученного материала | 1 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Книгопечатная продукция
- Рабочая программа Неменский Б. М. Изобразительное искусство 1-4 классы. М.: Просвещение, 2021.
- Неменская Л.А. Учебник: Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2017. – 111 с.
- Неменский Б. А. Неменская Л. А. Коротеева Е. И. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1-4 классы . М. : ВАКО, 2016 г.
- Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 2 класса начальной школы./ Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
- Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс./ Под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.
- Набор таблиц по ИЗО.
- Поурочные планы для 2 класса по программе Б. М. Неменского.
8.Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас: учеб. для 3 кл. нач. шк. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.]; под ред. Б. М.Неменского. – 8-е изд. - М : Просвещение, 2013. /[ Н.
9.Рабочая тетрадь к учебнику Е. И. Коротеевой «Изобразительное искусство. Искусство и ты», под редакцией Б. М. Неменского для третьего класса начальной школы.// М : Просвещение, 2013.
10.Изобразительное искусство. Каждый народ-художник. Учебник для 4 класса .автор Неменский Б.М.
Интернет ресурсы:
1. .http://www.school.edu.ru/ - Российский образовательный портал
2. http://www.n-shkola.ru/ - Журнал «Начальная школа»
3. www.k-yroku.ru - Учительский портал
4. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогический идей «Открытый урок»
5. www.it-n.ru - Cеть творческих учителей
6. http://interneturok.ru/ - Видео уроки по школьной программе
7. http://nsc.1september.ru/ - Газета «Начальная школа»
8. http://nachalka.info/ - Уроки Кирилла и Мефодия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...