Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству "Цветной мир" для 1-ых и 2-ых классов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)
Прог
5.КПрограмма внеурочных занятий изобразительным искусством включает несколько видов творческой деятельности учащихся:
1.Изобразительная деятельность;
2.Декоративно-прикладная работа;
3.Лепка из пластилина (или глины);
4.Знакомство с произведениями изобразительного искусства и красотой окружающей природы;
5.Конкурсы, игры;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству | 53.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №392 с углубленным изучением французского языка
Кировского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа внеурочной деятельности
по изобразительному искусству «Цветной мир» для 1-х и 2-х классов ……………………………………………………
Составитель программы – Кайшева Елена Петровна
Учитель первой квалификационной категории
Санкт - Петербург
2017\2018 уч. год
I. Пояснительная записка
Направленность данной образовательной программы – художественно-эстетическая. Программа дополнительных занятий изобразительным искусством включает несколько видов творческой деятельности учащихся:
1.Изобразительная деятельность;
2.Декоративно-прикладная работа;
3.Лепка из пластилина (или глины);
4.Знакомство с произведениями изобразительного искусства и красотой окружающей природы;
5.Конкурсы, игры;
Новизна программы в том, что в ней широко применяются игры и конкурсы. Эти внеклассные мероприятия способствуют развитию интереса учащихся к изобразительному искусству, обогащают малышей новыми эстетическими впечатлениями, помогают в интересной игровой форме проявить свои изобразительные способности. В данной программе включены экскурсии в природу, во время которых дети знакомятся с красотой окружающего мира.
Актуальность программы в том, что она опирается на интегрированный подход к преподаванию изобразительного искусства. Интеграцию следует рассматривать не только как условие освоения материала, но и как форму организации занятия, художественного события, то есть как педагогическую технологию. Интеграция в обучении предполагает активную деятельность разных видов художественного мышления, воображения, интуиции, фантазии. В результате такого активного процесса одновременного слияния в сознании происходит взаимоперенос знаний и представлений с одного вида деятельности на другой, слияние разных видов.
Педагогическая целесообразность. Каждому возрасту соответствует повышенный интерес к определённому виду искусства. Для учащихся начальной школы характерен интерес к изобразительному искусству, музыке, сочинению стихов, сказкам, танцам, выразительному чтению. Преобладание пластических искусств в сфере основных интересов детей 6 – 12 лет определяет целесообразность освоения изобразительного и декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования.
Цель - воспитание творческой личности, способной к эмоционально-образному отражению своих впечатлений и размышлений средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи данной программы:
- Обучающие:
- получить первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных;
- научить начальным навыкам изображения пространства на плоскости;
- получить первичные представления об изображении человека на плоскости и в объёме;
- знакомить с искусством родного края, с произведениями изобразительного и прикладного искусства, не вошедшими в школьную программу.
- Развивающие:
- совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и фантазию учащихся;
- развивать мелкую моторику, образное, пространственное и логическое мышление детей;
- развивать творческие индивидуальные способности учащихся;
- побуждать к самостоятельной творческой активности.
- Воспитывающие:
- прививать интерес и любовь к изобразительному искусству и народному творчеству;
- воспитывать эстетические чувства и понимание прекрасного;
- воспитывать доброжелательность, взаимопомощь, взаимопонимание, желание доставлять своим творчеством радость людям;
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, целеустремлённость, аккуратность.
Отличительные особенности данной программы в том, что она включает несколько видов творческой деятельности учащихся:
I. Изобразительная деятельность. Рисование предметов с натуры, по памяти и воображению, выполнение рисунков на тему с целью реалистической передачи объектов действительности. В программе этот вид деятельности предусматривает выполнение рисунков игрушек и других несложных объектов по памяти и с натуры, рисование на темы народных сказок, окружающей жизни, которое осуществляется по предварительным наблюдениям и воображению.
II. Декоративно-прикладная работа. На этих занятиях школьники создают предметы, соединяющие в себе эстетические и практические качества (декоративные маски, эскизы посуды, сувениры, игрушки), выполняют элементы декоративно-оформительской работы. Учащиеся продолжают знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством.
III. Лепка из пластилина (или глины). На этих занятиях учащиеся познают пластику и характер форм, учатся видеть строение, пропорции предметов, их конструкцию. Лепка способствует пространственному мышлению детей, формирует способности к художественному обобщению формы. На этих занятиях учащиеся лепят с натуры и по воображению птиц, животных, выполняют игрушки и несложные объемные композиции.
IV. Знакомство с произведениями изобразительного искусства и красотой окружающей природы. Занятия, посвященные этой теме, способствуют эстетическому развитию личности школьника, знакомят с памятниками отечественной художественной культуры и красотой окружающего мира.
V. Конкурсы, игры. Эти внеклассные мероприятия способствуют развитию интереса учащихся к изобразительному искусству, обогащают малышей новыми эстетическими впечатлениями, помогают в интересной игровой форме проявить свои изобразительные способности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 1год обучения – 6-8 лет, 2 год обучения – 9-10 лет.
Сроки реализации программы – два года обучения – 68 часов, одно занятие в неделю по 1 академическому часу (45 минут), всего 34 часа в год.
Формы и режим занятий. В ходе освоения программы занятия являются групповыми. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу к учащимся. В программу введены экскурсии в природу, которые знакомят учащихся с красотой окружающего мира.
Ожидаемые результаты. В результате освоения программы учащиеся
- приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
- развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
- развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
- осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
- приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объёме;
- учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников в разных видах искусства;
- овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
- приобретают навыки общения через выражение эмоционального состояния, при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
-мини-выставки работ учащихся;
-участие в районных и городских конкурсах и выставках детского творчества.
Учебно-тематический план (1-ый год, 34 часа)
№ | Раздел/тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I | В мире волшебных красок | 10 | 5,5 | 4,5 |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Весёлые художники | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Вот оно какое, наше лето | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Весёлый карандаш | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Коврик | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Осенний букет | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Сказочный цветок | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Животные в городе | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Сказочная птица. | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Краски осени. Итоговая выставка. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Мы готовимся к празднику | 6 | 3 | 3 | |
11 | Первый снег | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Моя любимая игрушка | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Городецкая лошадка | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Наши книжки | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Украсим школу! | 1 | - | 1 |
16 | Рождественское дерево. Выставка | 1 | 0,5 | 0,5 |
III | Чудеса Зимы-красавицы | 10 | 5 | 5 |
17 | Зимняя сказка | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Зимние игры и забавы | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Космический корабль | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Танец снежинок | 1 | - | 1 |
21 | Весёлая мозаика | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Открытка к 23 февраля | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Весёлый снеговик | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Открытка к 8 марта | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Загадки и отгадки. | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Книжная полка. Итоговая выставка. | 1 | 1 | - |
IV | Встреча с Весной-красной | 8 | 4 | 4 |
27 | Первые весенние листочки | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Желтые цыплятки | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Посуда для кукол | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | У нас в гостях весёлый карандаш | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | Вазочка | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | Игры во дворе | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | Пусть всегда будет солнце | 1 | - | 1 |
34 | Цвет весны. Подготовка работ к выставке. | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого | 34 | 17 | 17 |
По истечении 1 года обучения учащиеся будут знать:
- основные и дополнительные цвета;
- общее и различное в цветах и их оттенках;
- выразительные возможности цвета и линии;
- понятие симметрии в композиции;
- декоративное обобщение формы;
- цветовой контраст и нюанс;
- пропорции фигуры человека;
уметь:
- создавать новые цвета, путем смешивания красок на палитре;
- использовать выразительные возможности цвета и линии для передачи образных характеристик героев;
- передавать в объёме обобщенную форму птиц и животных;
- использовать контраст и нюанс для создания выразительного образа;
- передавать на бумаге простейшие движения человека;
- передавать пропорции птиц и животных и их простейшие движения.
Учебно-тематический план (2-ой год, 68 часов)
№ | Раздел/тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I | Мы рисуем осень | 10 | 5 | 5 |
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Осень в лесу, в парке, в саду | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Ветвистое дерево | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Птицы на ветке | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Букет осени | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | В магазине | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Конь-игрушка | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Разноцветная палитра | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Сказочные кони. | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Золотая осень. Экскурсия. Итоговая выставка. | 1 | 0,5 | 0,5 |
II | Мы рисуем сказку | 7 | 3,5 | 3,5 |
11 | Чашки и блюдца для Снегурочки | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Новогодний натюрморт | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Снегурочка и Дед Мороз | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Новогодний карнавал | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Маски | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Ёлочная игрушка | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Новогодний бал. Итоговая выставка | 1 | 0,5 | 0,5 |
III | Наши друзья | 10 | 5 | 5 |
18 | Художник и сказка | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | В гостях у сказки | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Снегопад на улице | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Мой маленький друг | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | В мире сказок | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Открытка ко дню Защитника Отечества | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Подарок маме | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | В зоопарке | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Кто быстрее? | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Богородская игрушка. Выставка | 1 | 0,5 | 0,5 |
IV | С чего начинается Родина | 7 | 3,5 | 3,5 |
28 | Весенние цветы | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Зоркий глаз | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | Театр | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | Ковш-скобкарь | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | Весна пришла | 1 | 0,5 | 0,5 |
33 | Летучий корабль | 1 | 0,5 | 0,5 |
34 | Любимое время года. Итоговая выставка | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого | 34 | 17 | 17 |
По истечении 2 года обучения учащиеся будут знать:
-особенности работы каждым художественным материалом;
-выразительные свойства цвета, связь цветовой гаммы с теми или иными характеристиками героя (тёплый - холодный, лёгкий – тяжёлый, злой – добрый);
-образный строй картины, выделение цвета как одного из средств выразительности;
- пропорции фигуры человека;
-пропорции животных и птиц;
уметь:
-использовать контраст, нюанс, оттенков цвета для создания выразительного образа;
-различать оттенки по светлоте и получать различные по светлоте оттенки путем разбеливания (гуашь) или разведения водой (акварель);
-создавать цветовую гамму рисунка в соответствии с замыслом работы;
-создавать простые композиции с 2-3 фигурами людей и животных.
Содержание программы, 1 год обучения
I. В мире волшебных красок
Тема № 1. Вводное занятие.
Теоретические сведения. Организация рабочего места, правила внутреннего распорядка, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Охрана труда. Анализ программы на учебный год. Материалы, инструменты, необходимые для работы.
Тема № 2. Весёлые художники.
Теоретические сведения. Знакомство с тремя основными цветами: красным, жёлтым и синим, знакомство с дополнительными цветами: оранжевым, зелёным, фиолетовым.
Практическая работа. Выполнение упражнения «Весёлые художники» (смешение красной и жёлтой краски, жёлтой и синей, красной и синей), получение навыков работы гуашью.
Тема №3. Вот оно какое, наше лето.
Теоретические сведения. Знакомство с понятием «линия горизонта». Показ работы акварельными красками.
Практическая работа. Зарисовки по памяти. Упражнения акварелью «Время суток». Получение навыков работы акварелью.
Тема № 4. Весёлый карандаш.
Теоретические сведения. Знакомство с возможностями карандаша. Рисунок, набросок, длительный рисунок – определение.
Практическая работа. Выполнение упражнений, знакомящих малышей с возможностями карандаша. Упражнения: змейки, клубок, штрихи-квадратики. Штриховая зарисовка «Колючий ёжик».
Тема № 5. Коврик.
Теоретические сведения. Понятие о симметрии в декоративной композиции. Знакомство с образцами ковров разных народов на фотографиях.
Практическая работа. Выполнение из цветной бумаги аппликации в виде коврика.
Тема № 6. Осенний букет.
Теоретические сведения. Знакомство с флористикой. Основы композиции.
Практическая работа. Составление из осенних листьев декоративной композиции. Конкурс «Чей букет красивее?». Игра «На кого похоже» - составление из листьев фигурок зверей, птиц, насекомых.
Тема № 7. Сказочный цветок
Теоретические сведения. Знакомство с техникой акварели «вливание цвета в цвет».
Практическая работа. Рисование по воображению. Игра, включающая в себя живописные упражнения по овладению техникой работы акварелью, вливание одного цвета в другой на листе (белая бумага, акварель).
Тема № 8. Животные в городе.
Теоретические сведения. Знакомство с возможностями цветных графических материалов.
Практическая работа. Рисование по памяти городских животных: собак, кошек. Работа цветными карандашами или пастелью.
Тема №9. Сказочная птица.
Теоретические сведения. Знакомство с творчеством народных мастеров, рассматривание дымковских игрушек, передача характерной обобщенной формы птицы.
Практическая работа. Лепка из пластилина по мотивам дымковских игрушек.
Тема № 10. Краски осени.
Теоретические сведения. Знакомство с произведениями изобразительного искусства и красотой окружающей природы. Осень в произведениях Мавриной, Левитана, Поленова.
Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение изменений в природе. Подготовка итоговой выставки.
II. Мы готовимся к празднику.
Тема № 11. Первый снег.
Теоретические сведения. Понятие о контрасте. Передача контраста белого снега с хмурым зимним небом и темной землёй.
Практическая работа. Рисование на основе натурных наблюдений. Композиция на тонированной серой бумаге с использованием гуаши.
Тема № 12. Моя любимая игрушка.
Теоретические сведения. Игра «Отгадай игрушку» - дети показывают мимикой и жестами свои игрушки.
Практическая работа. Рисунок по воображению на тонированной бумаге с помощью цветных карандашей и гуаши. Развитие наблюдательности и фантазии детей.
Тема № 13. Городецкая лошадка.
Теоретические сведения. Знакомство с произведениями городецких мастеров и основами городецкой росписи.
Практическая работа. Роспись тонированного силуэта лошадки гуашью. Освоение техники работы гуашью, выполнение росписи с помощью простейших элементов – тычка и змейки.
Тема № 14. Наши книжки.
Теоретические сведения. Знакомство с работами художников, создающих детские игрушки. Сказка итальянского писателя Джанни Родари «Чиполлино».
Практическая работа. Лепка из пластилина героев сказки Джанни Родари «Чиполлино».
Тема № 15. Украсим школу!
Практическая работа. Коллективное выполнение из цветной бумаги новогодних игрушек и гирлянд с подрисовкой простейших декоративных элементов в виде кружков, квадратов и змеек, использование аппликации для декорирования поделок. Цветная бумага, гелиевые ручки.
Тема № 16. Рождественское дерево.
Теоретические сведения. Знакомство с историей возникновения традиции наряжать ель на Рождество.
Практическая работа. Зарисовки еловых и сосновых веток с натуры. Работа цветными карандашами или пастелью. Подготовка итоговой выставки.
III. Чудеса Зимы-красавицы.
Тема № 17. Зимняя сказка.
Теоретические сведения. Рисунок выполняется по мотивам детских сказок о зиме. Знакомство с основами композиции.
Практическая работа. Ребята самостоятельно выбирают любимую зимнюю сказку. Рисунок на тему зимних сказок. Тонированная бумага, гуашь.
Тема № 18. Зимние игры и забавы.
Теоретические сведения. Игра «Весёлые человечки на катке». Знакомство с пропорциями человеческой фигуры.
Практическая работа. Групповое выполнение упражнения на нескольких больших листах бумаги. Попытка передать простейшие движения человека. Учащиеся заполняют фигурками катающихся человечков «каток» - лист ватмана, на котором предварительно нарисованы границы катка. Дети работают группами по 3-4 человека. Белая бумага, акварель или гуашь.
Тема № 19. Космический корабль.
Теоретические сведения. Знакомство с художественными возможностями цветных мелков.
Практическая работа. Рисование по воображению. На синей или черной бумаге гуашью, цветными мелками. Развитие фантазии и творческого воображения.
Тема № 20. Танец снежинок.
Практическая работа. Декоративная работа. Аппликация из цветной и белой бумаги. Создание простейшей композиции из двух- трех снежинок разной формы и величины. Работа в группах по 2-3 человека, каждый вырезает и наклеивает снежинку на цветной фон.
Тема № 21. Весёлая мозаика.
Теоретические сведения. Цветовой круг. Гармоничные сочетания цветов.
Практическая работа. Составление из кусочков цветной бумаги подвижных декоративных композиций. Поиск декоративного цветового решения.
Тема № 22. Открытка к 23 февраля.
Теоретические сведения. Основы композиции.
Практическая работа. Составление композиции поздравительной открытки. Цветная бумага, гуашь.
Тема № 23. Веселый снеговик.
Теоретические сведения. Зимние стихи, загадки и пословицы.
Практическая работа. Лепка из пластилина. Передача общего объёма и пропорций снеговика. Конкурс «Чей снеговик веселее?».
Тема № 24. Открытка к 8 марта.
Теоретические сведения. Праздник 8 марта, стихи о маме, бабушке.
Практическая работа. Декоративная работа. Объёмная аппликация из цветной бумаги. Составление композиции.
Тема № 25. Загадки и отгадки.
Теоретические сведения. Игра «отгадай загадку, придумай свою».
Практическая работа. К понравившимся загадкам дети рисуют отгадки. Белая бумага, гуашь.
Тема № 26. Книжная полка.
Теоретические сведения. Знакомство с шуткой и игрой, нашедшими отражение в изобразительном искусстве. Иллюстрации к детским книгам: В.Сутеев «Петух и краски», М.Каневский «Золотой ключик». Подготовка итоговой выставки.
IV. Встреча с Весной-красной.
Тема № 27. Первые весенние листочки.
Теоретические сведения. Знакомство со строением весенних веточек и листочков.
Практическая работа. Рисование с натуры. Передача характерного строения веточки дерева и листьев. Белая бумага, цветные карандаши или пастель.
Тема № 28. Жёлтые цыплятки.
Теоретические сведения. Знакомство с новыми возможностями работы гуашью губкой.
Практическая работа. Рисование по памяти. Передача основных пропорций птиц, их движения. Работа гуашью и губкой.
Тема № 29. Посуда для кукол.
Теоретические сведения. Связь простейшего геометрического узора с формой.
Практическая работа. Лепка и украшение из пластилина декоративной посуды для кукол.
Тема № 30. У нас в гостях весёлый Карандаш.
Теоретические сведения. По страницам детских журналов «Чиж и Ёж», «Мурзилка», «Весёлые картинки».
Практическая работа. Рисование на свободную тему.
Тема № 31. Вазочка.
Теоретические сведения. Знакомство с искусством хохломской росписи.
Практическая работа. Декоративно-прикладная работа. Простейшая роспись тонированного силуэта вазочки. Создание узора в полосе из весенних цветов.
Тема № 32. Игры во дворе.
Теоретические сведения. Пропорции и передача движений человека.
Практическая работа. Зарисовки на основе натурных наблюдений и по памяти. Передача простых движений человека. Гуашь, белая бумага.
Тема № 33. Пусть всегда будет солнце.
Практическая работа. Конкурс рисунков на асфальте.
Тема № 34. Цвет весны.
Теоретические сведения. Знакомство с произведениями художников Левитана, Бакшеев, Мавриной.
Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдения изменений в весенней природе. Сопоставление увиденного в природе с изображенным на картинах художников. Подготовка работ к итоговой выставке.
Содержание программы, 2 год обучения
I. Мы рисуем осень
Тема № 1. Вводное занятие.
Теоретические сведения. Организационные вопросы. Анализ программы на учебный год. Охрана труда. Материалы, инструменты, необходимые в работе.
Тема № 2. Осень в лесу, в парке, в саду.
Теоретические сведения. Многообразие цветовых оттенков в природе. Получение цветовых оттенков различными способами.
Практическая работа. Выполнение упражнений по получению цветовых оттенков (белая бумага, акварель). Рисование на основе натурных наблюдений. Отражение в работе разнообразия цветовых оттенков в природе.
Тема № 3. Ветвистое дерево.
Теоретические сведения. Знакомство со строением различных пород деревьев, формой кроны, листьев.
Практическая работа. Рисование с натуры и по представлению (белая бумага, карандаш). Передача в рисунке строения дерева.
Тема №4. Птицы на ветке.
Теоретические сведения. Знакомство с понятием «коллаж». Основы композиции.
Практическая работа. Декоративно-прикладная работа. Выполнение плоскостной композиции на листе картона с применением цветной бумаги, осенних листьев, веточек. Игра, выполнение коллективной декоративной работы.
Тема № 5. Букет осени.
Теоретические сведения. Получение цветовых оттенков путём разбеливания, смешивания, затемнения цвета.
Практическая работа. Зарисовки с натуры (белая или тонированная бумага, гуашь). Смешивание красок для получения оттенков жёлтого цвета.
Тема № 6. В магазине.
Практическая работа. Игра – коллективное вырезание из цветной бумаги силуэтов овощей, фруктов. Передача выразительности силуэтов. Создание коллективного декоративного панно.
Тема № 7. Конь-игрушка.
Теоретические сведения. Пропорции фигуры лошади.
Практическая работа. Лепка из пластилина. Передача пропорций и общего объёма фигуры лошади. Передача простейших движений и пластики фигуры.
Тема № 8. Разноцветная палитра.
Теоретические сведения. Закрепление знаний об основных и дополнительных цветах. Цветовой круг.
Практическая работа. Живописные упражнения по составлению дополнительных цветов (белая бумага, гуашь). Игра, коллективная декоративная работа «Жар-птица».
Тема № 9. Сказочные кони.
Теоретические сведения. Ознакомление с простейшим способом изображения животных с использованием схемы их строения.
Практическая работа. Рисование по памяти и по воображению (бумага, карандаши).
Тема № 10. Золотая осень.
Теоретические сведения. Знакомство с произведениями изобразительного искусства и красотой окружающей природы.
Практическая работа. Экскурсия в природу. Восприятие красоты родной природы, наблюдение цветовой гаммы осеннего парка (леса), сбор природных материалов для поделок.
II. Мы рисуем сказку.
Тема № 11. Чашки и блюдца для Снегурочки.
Теоретические сведения. Различие оттенков по светлоте и получение различных по светлоте оттенков цвета путем разбеливания.
Практическая работа. Рисование по воображению посуды для Снегурочки. (Тонированная бумага, гуашь).
Тема № 12. Новогодний натюрморт.
Теоретические сведения. Знакомство с жанром живописи – натюрмортом. Основы композиции. Ознакомление с техникой работы акварелью и гелиевыми стержнями.
Практическая работа. Рисование с натуры и по представлению новогоднего натюрморта. (Акварель, гелиевые стержни, цветные карандаши).
Тема № 13. Снегурочка и Дед Мороз.
Теоретические сведения. Пропорции фигуры человека.
Практическая работа. Лепка из пластилина фигурок Снегурочки и Деда Мороза.
Тема № 14. Новогодний карнавал.
Теоретические сведения. Закрепление знаний о пропорциях фигуры человека.
Практическая работа. Рисование по воображению. Выполнение композиции с новогодней ёлкой и фигурками людей или животных. (Тонированная бумага, гуашь).
Тема № 15. Маски.
Теоретические сведения. Загадки о животных.
Практическая работа. Выполнение декоративно-прикладной работы – карнавальные маски животных (цветной картон, гуашь, ленты, ножницы, клей). Конкурс: «Чья маска самая выразительная».
Тема № 16. Ёлочная игрушка.
Практическая работа. Выполнение сказочного героя в виде ёлочной игрушки из яичной скорлупы (цветная бумага, вата, яичная скорлупа, клей).
Тема № 17. Новогодний бал.
Практическая работа. Конкурсы, игры, украшение своими игрушками, выполненными на внеклассном занятии, новогодней ёлки, класса. Новогодняя выставка работ.
III. Наши друзья.
Тема № 18. Художник и сказка.
Теоретические сведения. Знакомство с произведениями изобразительного искусства и красотой окружающей природы. Произведения художников В.Васнецова, М.Врубеля. Знакомство с особенностями книжной иллюстрации, связь изображения с текстом. Игра «Узнай персонажей сказок».
Тема № 19. В гостях у сказки.
Теоретические сведения. Знакомство с произведениями В.Васнецова и народного искусства. Сирин и алконост – птицы радости и печали. Яркие «мажорные» и приглушенные «минорные» краски.
Практическая работа. Упражнение: передача праздничного настроения через яркие «мажорные» краски, передача грустного настроения через приглушённые «минорные» краски. Выполнение декоративных птиц радостного или грустного оперения (гуашь, белая бумага).
Тема № 20. Снегопад на улице.
Теоретические сведения. Передача пространства путем изображения ближних предметов ниже, а удалённых – выше на плоскости листа.
Практическая работа. Рисование на основе натурных наблюдений (тонированная бумага, гуашь, цветные мелки).
Тема № 21. Мой маленький друг.
Теоретические сведения. Таблицы с пропорциями различных домашних животных.
Практическая работа. Учащиеся выполняют по памяти рисунки своих любимых домашних животных (белая бумага, гуашь).
Тема № 22. В мире сказок.
Теоретические сведения. Обсуждение с педагогом темы рисунка. Композиционное решение работы.
Практическая работа. Композиция по воображению (акварель, восковые мелки). Тема рисунка выбирается каждым школьником самостоятельно.
Тема № 23. Открытка ко Дню Защитника Отечества.
Теоретические сведения. Знакомство с элементами военной символики (георгиевская лента, щит, меч, шлем, винтовка).
Практическая работа. Декоративно-прикладная работа (цветной картон, гуашь, цветные карандаши) по созданию открытки ко Дню Защитника Отечества.
Тема № 24. Подарок маме.
Теоретические сведения. Знакомство с искусством жостовской росписи и простейшими приёмами её выполнения.
Практическая работа. Роспись декоративного подноса в подарок маме по народным мотивам (готовая круглая или овальная формы чёрного цвета, гуашь).
Тема № 25. В зоопарке.
Теоретические сведения. Таблицы пропорций различных диких животных, обсуждение строения и формы тела животных.
Практическая работа. Лепка по памяти разных животных. Передача общего строения и формы животного. Создание макета «В зоопарке».
Тема № 26. Кто быстрее?
Практическая работа. Конкурс зарисовок с натуры игрушек. Передача выразительного силуэта предметов (бумага, карандаш).
Тема № 27. Богородская игрушка.
Теоретические сведения. Знакомство с произведениями изобразительного искусства и красотой окружающей природы. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством (Богородская игрушка, резьба по дереву).
Практическая работа. Зарисовки элементов резьбы. Акварель, восковые мелки, бумага.
IV. С чего начинается Родина.
Тема № 28. Весенние цветы.
Теоретические сведения. Обсуждение строения весенних цветов.
Практическая работа. Зарисовки весенних цветов на прогулке или по памяти и по представлению (тонированная бумага, карандаш, цветные мелки).
Тема № 29. Зоркий глаз.
Теоретические сведения. Обсуждение правил игры по развитию глазомера.
Практическая работа. Игра по развитию глазомера. Разделение отрезка прямой на равные части, соединение двух точек на плоскости листа прямой линией и т. д. (Бумага, карандаш).
Тема № 30. Театр.
Теоретические сведения. Знакомство с театральным искусством. Кукольный театр. Выбор спектакля для постановки.
Практическая работа. Выполнение простейших кукол из бумажных цилиндров для представления кукольного спектакля (цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры).
Тема № 31. Ковш-скобкарь.
Теоретические сведения. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. Народная деревянная посуда. Красота формы и пластики предметов народного быта.
Практическая работа. Лепка из пластилина одного из предметов народного русского быта на основе изучения в классе народного декоративно-прикладного искусства.
Тема № 32. Весна пришла.
Практическая работа. Изготовление цветов из цветной бумаги. Создание коллективного панно.
Тема № 33. Летучий корабль.
Теоретические сведения. Выразительные возможности акварели. Размывание, вливание цвета в цвет, работа по сырой бумаге, работа с солью, набрызг.
Практическая работа. Упражнение: изображение неба в разном состоянии. Рисование по представлению полёта по небу (акварель, восковые мелки).
Тема № 34. Любимое время года. Итоговая выставка.
Теоретические сведения. Понятие о колорите картины. Жанр живописи – портрет. Обсуждение цветовой гаммы рисунка.
Практическая работа. Портрет по воображению. Форма-образ. Создание цветовой гаммы рисунка в соответствии с замыслом работы (белая бумага, гуашь).
Итоговая выставка детских работ.
Методическое обеспечение программы, 1-ый год обучения
Раздел/тема | Форма занятия | Приёмы и методы | Дидактический материал | Формы подведения итогов |
I. В мире волшебных красок | ||||
Тема 1. Вводное занятие | Лекция | Словесные: лекция | Иллюстративный материал | Собеседование |
Тема 2. Весёлые художники. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Гуашь, бумага, кисти | Коллективный просмотр работ |
Тема 3. Вот оно какое, наше лето. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Акварель, бумага, кисти | Выставка работ |
Тема 4. Весёлый карандаш. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Карандаш, бумага | Коллективный просмотр работ |
Тема 5. Коврик. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Цветная бумага, клей | Выставка работ |
Тема 6. Осенний букет. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - игра - конкурс Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Природный материал, листья, бумага, клей | Выставка работ |
Тема 7. Сказочный цветок | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - игра Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Акварель, бумага, кисти | Коллективный просмотр работ |
Тема 8. Животные в городе. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Пастель, цветные карандаши | Выставка работ |
Тема 9. Сказочная птица. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Пластилин | Выставка работ |
Тема10. Краски осени. | Лекция/ экскурсия в природу | Практические: - наблюдение природы Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал | Собеседование |
II. Мы готовимся к празднику. | ||||
Тема 11. Первый снег | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Тонированная бумага, гуашь | Выставка работ |
Тема 12. Моя любимая игрушка. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - игра Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Натурный материал Тонированная бумага, цветные карандаши, гуашь | Коллективный просмотр работ |
Тема 13. Городецкая лошадка. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Тонированный силуэт лошадки, гуашь, кисти, тычок | Выставка работ |
Тема 14. Наши книжки. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Пластилин | Коллективный просмотр работ |
Тема 15. Украсим школу! | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Цветная бумага, гелиевые ручки, клей | Выставка работ |
Тема 16. Рождественское дерево. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Натурный материал Белая бумага, цветные карандаши, пастель | Коллективный просмотр работ, итоговая выставка |
Тема 17. Мои любимые книги. | Лекция | Практические: - игра Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал | Собеседование |
III. Чудеса Зимы-красавицы | ||||
Тема 18. Зимняя сказка. | Лекция/практика | Практические: - упражнения - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Тонированная бумага, гуашь | Выставка работ |
Тема 19. Зимние игры и забавы. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения -игра Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Белая бумага, акварель, гуашь | Выставка коллективной работы |
Тема 20. Космический корабль. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Темная бумага, цветные мелки или гуашь | Выставка работ |
Тема 21. Танец снежинок. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Белая бумага, тонированный фон, клей, ножницы | Выставка работ |
Тема 22. Весёлая мозаика. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Цветная бумага, тонированный фон | Выставка работ |
Тема 23. Открытка к 23 февраля. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Цветная бумага, гуашь | Коллективный просмотр работ |
Тема 24. Весёлый снеговик. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - конкурс - Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Пластилин | Коллективный просмотр работ |
Тема 25. Открытка к 8 марта. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Цветная бумага, клей, ножницы | Коллективный просмотр работ |
Тема 26. Загадки и отгадки. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - игра Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Белая бумага, гуашь, кисти | Коллективный просмотр работ, итоговая выставка |
Тема 27. Книжная полка. | Лекция/ практика | Практические: - игра Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал | Собеседование |
IV. Встреча с Весной-красной. | ||||
Тема 28. Первые весенние листочки. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Натурный материал Иллюстративный материал Белая бумага, цветные карандаши или пастель | Коллективный просмотр работ |
Тема 29. Жёлтые цыплятки. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Гуашь, губки, тонированная бумага | Выставка работ |
Тема 30. Посуда для кукол. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Пластилин | Коллективный просмотр работ |
Тема 31. У нас в гостях весёлый карандаш. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Самостоятельный выбор художественных материалов | Выставка работ |
Тема 32. Вазочка. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Тонированный силуэт вазочки, гуашь, кисти, тычок | Выставка работ |
Тема 33. Игры во дворе. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Белая бумага, гуашь | Коллективный просмотр работ |
Тема 34. Пусть всегда будет солнце. | Лекция/ практика | Практические: - конкурс Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Цветные мелки | Конкурс рисунков на асфальте |
Тема 35. Цвет весны. | Лекция/ экскурсия | Практические: - наблюдение природы Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал | Собеседование |
Методическое обеспечение программы, 2-ой год обучения
Раздел/ тема | Форма занятия | Приёмы и методы | Дидактический материал | Формы подведения итогов |
I. Мы рисуем осень. | ||||
Тема 1. Вводное занятие. | Лекция | Словесные: лекция | Иллюстративный материал | Собеседование |
Тема 2. Осень в лесу, в парке, в саду. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Белая бумага, акварель, кисти | Коллективный просмотр работ |
Тема 3. Ветвистое дерево. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Натурный материал Белая бумага, карандаш | Коллективный просмотр работ |
Тема 4. Птицы на ветке. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - игра Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Природный материал Цветная бумага, клей | Выставка коллективной работы |
Тема 5. Букет осени. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Натурный материал Иллюстративный материал Тонированная бумага, гуашь | Коллективный просмотр работ |
Тема 6. В магазине. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - игра - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Цветная бумага, ножницы, клей | Выставка коллективной работы |
Тема 7. Конь-игрушка. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Пластилин | Коллективный просмотр работ |
Тема 8. Разноцветная палитра. | Лекция/ практика | Практические: - упражнение - игра Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Белая бумага, гуашь | Выставка коллективной работы |
Тема 9. Сказочные кони. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Цветные карандаши, белая бумага | Итоговая выставка |
Тема 10. Золотая осень. | Лекция/ экскурсия | Практические: - наблюдения природы Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Натурный материал | Собеседование |
II. Мы рисуем сказку. | ||||
Тема 11. Чашки и блюдца для Снегурочки. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Тонированная бумага, гуашь, кисти | Выставка работ |
Тема 12. Новогодний натюрморт. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Натурный материал Иллюстративный материал Акварель, белая бумага, гелиевые стержни, цветные карандаши | Выставка работ |
Тема 13. Снегурочка и Дед Мороз. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Пластилин | Коллективный просмотр работ |
Тема 14. Новогодний карнавал. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Тонированная бумага, гуашь, кисти | Выставка работ |
Тема 15. Маски. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - конкурс Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Белая и цветная бумага, гуашь, ножницы, клей | Конкурс работ |
Тема 16. Ёлочная игрушка. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Цветная бумага, яичная скорлупа, вата, клей | Коллективный просмотр работ |
Тема 17. Новогодний бал. | Конкурсы/ игры/ лекция | Практические: - конкурсы - игры Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Загадки, стихи, песенки | Конкурс, выставка лучших работ |
III. Наши друзья. | ||||
Тема 18. Художник и сказка. | Лекция/ практика | Практические: - игра Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал | Собеседование |
Тема 19. В гостях у сказки. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Белая бумага, гуашь, кисти | Выставка коллективной работы |
Тема 20. Снегопад на улице. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Тонированная бумага, гуашь, цветные мелки | Выставка работ |
Тема 21. Мой маленький друг. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Белая бумага, гуашь | Коллективный просмотр работ |
Тема 22. В мире сказок. | Лекция/ практика | Практические: - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Акварель, восковые мелки, белая бумага | Выставка работ |
Тема 23. Открытка ко Дню Защитника Отечества. | Лекция/ практика | Практические: - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Цветной картон, гуашь, цветные карандаши | Коллективный просмотр работ |
Тема 24. Подарок маме. | Лекция/ практика | Практические: - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Цветной силуэт подноса, гуашь, кисти | Коллективный просмотр работ |
Тема 25. В зоопарке. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Пластилин | Создание общего макета |
Тема 26. Кто быстрее? | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - конкурс Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Натурный материал Карандаш, белая бумага | Коллективный просмотр работ |
Тема 27. Богородская игрушка. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Натурный материал Белая бумага, акварель, восковые мелки | Коллективный просмотр работ, выставка лучших работ |
IV.. С чего начинается Родина. | ||||
Тема 28. Весенние цветы. | Лекция/ практика/ экскурсия | Практические: - упражнения - наблюдения природы Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Натурный материал Тонированная бумага, карандаш, цветные мелки | Выставка работ |
Тема 29. Зоркий глаз. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - конкурс Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Белая бумага, карандаш | Конкурс |
Тема 30. Театр. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры | Кукольный спектакль (сценка) |
Тема 31. Ковш-скобкарь. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Пластилин | Коллективный просмотр работ |
Тема 32. Весна пришла. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Цветная бумага, ножницы, клей | Выставка коллективной работы |
Тема 33. Летучий корабль. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Белая бумага, акварель, восковые мелки | Выставка работ |
Тема 34. Любимое время года. Итоговая выставка. | Лекция/ практика | Практические: - упражнения - композиция Словесные: - лекция Эмоциональные: - поощрение - порицание | Иллюстративный материал Белая бумага, гуашь | Выставка работ |
Список использованной литературы
- Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства/ Н.А.Горяева. – М., Просвещение, 1991. – 159 с.
- Жегалова С.К. Русская народная живопись/ С.К.Жегалова. – М., Просвещение, 1984. – 160 с.
- Неретина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору/ Л.В.Неретина. – М., ВЛАДОС, 2008. – 135 с.
- Новая школьная энциклопедия. Искусство/ Сост. Н.Е.Ильенко. – М., РОСМЭН-ПРЕСС, 2003. – 727 с.
- Полунина В.Н. Искусство и дети/ В.Н.Полунина. – М., Просвещение, 1982. – 191 с.
- Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. / Претте М.-К., Копальдо А. – М., Просвещение, 1981, 1987. – 98 с., 105 с.
- Программы дополнительного образования/ Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время. – М., Просвещение, 2008. – 207 с.
- Сухарев В.И. Сказки-раскраски и история с рисованием./ Сухарев В.И. – С-Пб., Агентство образовательного сотрудничества, 2007. – 128 с.
- Фольклорные посиделки/ ред.-сост. Л.И.Жук. – Минск, Красико-Принт, 2008. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику деятельности обучающихся, программа содержит поясните...
Рабочая программа внеурочной деятельности по лечебной гимнастике на фитболах "Фитбол - гимнастика" (1-4 классы)
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...
Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству "В мире народного творчества" для детей 6,5 - 7 лет
Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству "В мире народного творчества" для детей 6,5 - 7 лет...
Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству ФГОС
Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности «Волшебная палитра» для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего об...
Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству «Живая кисть»
Курс "Живая кисть построен на трех взаимосвязанных принципах, взятых из традиционной китайской живописи....
Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительной деятельности "Я рисую" (художественно-эстетическое направление) 1 класс
В рабочей программе по внеурочной деятельности "Я рисую" отображены тематическое и календарное планирование, цели и задачи курса, планируемые результаты....
Программа внеурочной деятельности студии изобразительного искусства «Весёлая палитра» для учащихся 1-х классов
Актуальность данной программы в том, что она направлена на формирование эмоционально – образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной дея...