Рабочая программа по изо и тифлографике для слепых обучающихся - 5 класс (вариант 3.3)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Рабочая программа по изо и тифлографике для слепых обучающихся (вариант 3.3)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_izo._tiflografika_5klass.docx | 45.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к АООП НОО для слепых обучающихся (вариант 3.3.),
утверждённой приказом от 01.09.2017 г № 452
с изменениями, утверждёнными от 31.08.2021г, приказ № 356
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Рассмотрено на заседании кафедры начального образования
Протокол № __1_ от « 30_» 08.2021 г.
Руководитель кафедры / /
Согласовано
Заместитель директора / /
«_30 » 08._2021 г.
Рабочая программа учебного предмета
«ИЗО. Тифлографика»
для обучающегося по АООП НОО для слепых детей (вариант 3.3), 5 класс
68 часов
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ, утвержденный приказ Минобрнауки от 19.12.2014г № 1598
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся (вариант 3.3.), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
3. Рабочая программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, М.: Владос, 2016г,
4. Учебник: Изобразительное искусство для обучающихся 4 класса с (интеллектуальными нарушениями), автор Рау М.Ю, Зыкова М.А., Москва, Просвещение,2020 г.
Составитель: Буданцева Ирина Владимировна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
пгт. Пионерский, 2021 год
1.Пояснительная записка
1.1 Перечень нормативных документов и (или) методических материалов, на основании которых разработана Программа
(с указанием реквизитов).
В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ, разработана примерная программа по изо и тифлографике на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2017 г. и «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В.,2013г. Специальных учебников для слепых обучающихся с УО нет в издательстве, адаптируется материал учебника «Изобразительное искусство» для обучающихся 4 класса с (интеллектуальными нарушениями), автор Рау М.Ю, Зыкова М.А., Москва, Просвещение,2020 г.
1.2 Цели и задачи общего образования с учетом специфики учебного предмета
Цель программы обучения:
использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.
Задачи курса:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;
- ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
- дать учащимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.
1.3 Индивидуальные особенности конкретного обучающегося с ОВЗ/УО.
Развитие обучающейся (М.Е), которая имеет 2 первичных нарушения – в данном случае, слепоты, сочетающейся с интеллектуальной недостаточностью – значительно осложнено, так как каждое первичное нарушение, существует в этом комплексе с характерными для него вторичными расстройствами, что значительно усложняет и затрудняет обучение. У обучающейся серьезные трудности при сохранении рабочей позы в течение урока, быстро утомляется, значительно снижена работоспособность. Имеет серьезные нарушения психомоторики, не развиты навыки самообслуживания. Значительно снижено внимание, что проявляется в трудностях привлечения внимания, невозможности длительной его концентрации, наличием быстрой и легкой отвлекаемости, рассеянности, низком объеме памяти. У обучающейся отмечается нарушение речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: лексика, звукопроизношение, грамматический строй. Особенности психического развития слепой обучающейся с умственной отсталостью проявляются в грубом нарушении познавательного развития, поэтому не формируются представления и понятия, не устанавливаются логические связи, для мышления характерна инертность, регидность, чрезмерная конкретность. Несформированность познавательной деятельности обусловливает отсутствие развития игровой деятельности, в рамках которой формируются предпосылки учебной деятельности.
2. Описание коррекционной направленности (задач) в изучении.
1.Развитие психических процессов через использование мнестических приемов запоминания.
2. Использование логических переходов с одного вида деятельности на другой.
3.Использование здоровьесберегающих технологий на уроке.
4. Коррекция нарушений в двигательной сфере.
5. Развитие речи и коррекция речевого развития;
3.Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно- развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры. Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.
Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
В основу программы по изобразительному искусству взят традиционный тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материала, количество контрольных и проверочных работ.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение следующих разделов: "Обучение композиционной деятельности", "Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию", "Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи", "Обучение восприятию произведений искусства". Выделение этих направлений работы позволяет распределять по годам программное содержание обучения при соблюдении последовательности усложнения учебных задач.
4.Место учебного предмета в учебном плане
В 4 классе на изучение изобразительного искусства и тифлографике отводится 68 часов. (2 ч в неделю, 34 учебные недели)
5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты.
Минимально достижимый уровень:
- организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково
- следование при выполнении работы инструкциям учителя;
- рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- узнавать и различать цвета с помощью учителя адекватно передавать цвет изображаемого объекта;
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий;
- выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
- обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
- узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
- передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
- в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
- передавать в рисунках основную форму предметов;
- в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
6.Содержание учебного предмета
На основании программы по изобразительному искусству 4 класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида включены следующие виды занятий:
- Декоративное рисование.
- Рисование с натуры.
- Рисование на темы.
- Беседы об изобразительном искусстве.
- Технические средства и приёмы рисования.
- Чтение рельефных изображений.
Декоративное рисование. На уроках декоративного рисования обучающие знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий обучающие получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса. Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения обучающихся.
Рисование с натуры. Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета обучающие передают его в рисунке так, как видят со своего места. Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей. Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах – научить рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов. На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у обучающих умения применять среднюю (осевую линию), а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. В 4 классах перед обучающими ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими. Ставя перед обучающими задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя, обучающие рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Беседы об изобразительном искусстве. Беседы об искусстве – важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания. В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трёх-четырёх произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5 – 6 предметов декоративно-прикладного искусства. Для подготовки обучающих к понимаю произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстрированным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия. В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы обучающие смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы. Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи по коррекции недостатков произношения.
Технические средства и приёмы рисования. Содержанием уроков рисования являются приёмы изображения предметов на тифлотехнических приборах, способность использовать рельефный рисунок в учебной и практической деятельности, использовать инструменты для выполнения рельефных изображений. Существенное значение имеет развитие у обучающих умения ориентироваться в специальных приборах для рисования.
Чтение рельефных изображений. Содержание уроков рисования направлено на развитие умения понимать(читать) рельефное изображение; умение сравнивать предметы между собой по форме и величине, рельефное изображение с реальным предметом, предмет с рельефным изображением; умение читать рельефные изображения простой формы и соотносить их с реальными предметами, описывать предметы и рельефные изображения, знать их назначение.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | Коррекционно-развивающая направленность при изучении раздела, темы | Примечание |
1 | Технические средства и приёмы рисования. | 4 | Наблюдать цветовые сочетания в природе. Овладевать первичными живописными навыками. Развивать навыки работы гуашью. Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий. Изображать, используя графические материалы, зимний лес. Изображать животных, выделяя пропорции частей тела. Передавать в изображении характер выбранного животного. Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений. Развивать навыки работы гуашью. Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.). формы. Сравнивать, сопоставлять природные с декоративными мотивами в кружках, тканях, украшениях, на посуде. Осваивать: приёмы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. | Коррекция мелкой моторики кисти и пальцев рук. Развитие пространственных представлений, ориентации. Умения планировать деятельность. Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов Умения работать по словесной инструкции, алгоритму. Умения планировать деятельность. Развитие наглядно-образного мышления. | |
2 | Чтение рельефных изображений. | 4 | |||
3 | Рисование с натуры. | 18 | |||
4 | Декоративное рисование. | 14 | |||
5 | Рисование на темы. | 21 | |||
6 | Беседы об искусстве. | 7 | |||
Итого: |
8.Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
1.Учебник: Изобразительное искусство для обучающихся 4 класса с (интеллектуальными нарушениями), автор Рау М.Ю, Зыкова М.А., Москва, Просвещение,2020 г.
2.Тифлотехнические приборы.
3. Инструменты для рельефных изображений.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № п/п раздела | Название тем урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
Технические средства и приёмы рисования- 4ч. | |||||
1 | 1 | Упражнения по «рассматриванию» предметов двумя руками, сохраняя направления движения, сравнение величин предметов. | 06.09 | ||
2 | 2 | Понятия формы, величины. | 07.09 | ||
3 | 3 | Обследование группы предметов. Сравнение предметов по форме, величине. | 13.09 | ||
4 | 4 | Выполнение аппликации из кругов. | 14.09 | Входная контрольная работа. | |
Чтение рельефных изображений- 4ч. | |||||
5 | 1 | Знакомство с барельефным и рельефным изображением. Упражнения по соотношению простейших реальных предметов с их моделями барельефными изображениями. | 20.09 | Дистанционное обучение пр. № 405 от 09.09.2021г. | |
6 | 2 | Геометрических фигуры (треугольник, круг, квадрат), выполненные точками и аппликацией. | 21.09 | ||
7 | 3 | Чтение предметов простых форм, близких к геометрическим сенсорным эталонам. | 27.09 | ||
8 | 4 | Чтение рельефных изображений (животные) | 28.09 | ||
Рисование с натуры- 18ч. | |||||
9 | 1 | Рисование с натуры овощей в виде набросков. | 04.10 | ||
10 | 2 | Рисование с натуры фруктов в виде набросков. | 05.10 | ||
11 | 3 | Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя. | 11.10 | ||
12 | 4 | Рисование с натуры ветки рябины | 12.10 | ||
13 | 5 | Рисование с натуры предметов цилиндрической формы (стакан) | 18.10 | ||
14 | 6 | Рисование с натуры предметов цилиндрической формы ( кастрюля) | 19.10 | ||
15 | 7 | Рисование с натуры игрушки. | 25.10 | ||
16 | 8 | Рисование с натуры игрушки –машина. | 26.10 | ||
17 | 9 | Рисование с натуры предмета симметричной формы. (ракета) | 08.11 | ||
18 | 10 | Рисование с натуры раскладной пирамидки | 09.11 | ||
19 | 11 | Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (бульдозер) | 15.11 | ||
20 | 12 | Рисование с натуры кормушки для птиц карандашом. | 16.11 | ||
21 | 13 | Рисование с натуры кормушки для птиц в цвете. | 22.11 | ||
22 | 14 | Рисование с натуры предметов конструктивной формы-игрушечные машины. | 23.11 | ||
23 | 15 | Рисование с натуры настольных часов. | 29.11 | ||
24 | 16 | Рисование с натуры в виде набросков столярных инструментов. | 30.11 | ||
25 | 17 | Рисование с натуры предметов симметричной формы (раскрытый зонт)в карандаше | 06.12 | ||
26 | 18 | Рисование с натуры предметов симметричной формы (раскрытый зонт)в цвете. | 07.12 | ||
Декоративное рисование- 14 ч. | |||||
27 | 1 | Декоративное рисование. Составление узора в квадрате из растительных форм простым карандашом. | 14.12 | ||
28 | 2 | Декоративное рисование. Составление узора в квадрате из растительных форм (выполнение в цвете) | 20.12 | ||
29 | 3 | Декоративное рисование. Рисование геометрического орнамента карандашом. | 21.12 | ||
30 | 4 | Декоративное рисование. Рисование геометрического орнамента, выполнение в цвете. | 27.12 | ||
31 | 5 | Декоративное рисование панно «Снежинки» | 11.01 | ||
32 | 6 | Декоративное рисование открытки к 8 Марта. | 01.03 | ||
33 | 7 | Декоративное рисование расписного блюда. | 15.03 | ||
34 | 8 | Декоративное рисование. Узор из декоративно переработанных форм. (цветы) | 17.01 | ||
35 | 9 | Декоративное рисование. Узор из декоративно переработанных форм (бабочки) | 18.01 | ||
36 | 10 | Декоративное рисование. Узор из декоративно переработанных форм. (цветы, бабочки) | 24.01 | ||
37 | 11 | Рисование узора в полосе из кругов и треугольников | 25.01 | ||
38 | 12 | Растительный мир. Ягоды. Рисование акварельными красками | 31.01 | ||
39 | 13 | Украшать изображение росписью. Роспись вазы (чашки, блюда) | 01.02 | ||
40 | 14 | Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. | 08.02 | ||
Рисование на темы- 21ч. | |||||
41 | 1 | Рисование на тему: «Сказочная избушка» карандашом | 15.02 | ||
42 | 2 | Рисование на тему: «Сказочная избушка», выполнение в цвете. | 21.02 | ||
43 | 3 | Рисование на тему: «Моя любимая игрушка» в карандаше | 22.02 | ||
44 | 4 | Рисование на тему: «Моя любимая игрушка» в цвете | 28.02 | ||
45 | 5 | Рисование с тему «Городской транспорт» | 21.03 | ||
46 | 6 | Рисование на тему «Нарядная елка». | 28.12 | ||
47 | 7 | Рисование на тему: «Весна пришла»(в карандаше) | 07.03 | ||
48 | 8 | Рисование на тему: «Весна пришла»( в цвете) | 14.03 | ||
49 | 9 | Рисование на тему: «Космические корабли в полёте» карандашом | 11.04 | ||
50 | 10 | Рисование на тему: «Космические корабли в полёте» в цвете | 12.04 | ||
51 | 11 | Рисование на тему: «День победы» в карандаше. | 25.04 | ||
52 | 12 | Рисование на тему: «День победы» в цвете | 26.04 | ||
53 | 13 | Звери в зоопарке. Слон. | 22.03 | ||
54 | 14 | Насекомые. Муха. | 04.04 | ||
55 | 15 | Изображать человека, чтобы получилось похоже. Дорисуй картинки | 18.04 | ||
56 | 16 | Животные жарких стран. Лев. | 19.04 | ||
57 | 17 | Рисование по опорным точкам знакомых животных кошка . | 16.05 | ||
58 | 18 | Рисование по опорным точкам знакомых животных : собака. | 17.05 | ||
59 | 19 | Растительный мир. Ягоды. Рисование акварельными красками | 23.05 | ||
60 | 20 | Итоговая контрольная работа. | 24.05 | ||
61 | 21 | Доброе, злое в сказках. Покажи это в рисунках. | 30.05 | ||
Беседы об искусстве- 7ч. | |||||
62 | 1 | Беседа «Декоративно-прикладное искусство»(Резьба по дереву, богородская игрушка) | 13.12 | ||
63 | 2 | Беседа на тему: «Золотая хохлома» Демонстрация изделий народного промысла. | 10.01 | ||
64 | 3 | Беседа по картинам на тему: «Кончил дело- гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу», С. Григорьев «Вратарь» | 14.02 | ||
65 | 4 | Беседа «Декоративно- прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика) | 07.02 | ||
66 | 5 | Беседа. Художники о тех, кто защищает Родину. | 10.05 | ||
67 | 6 | Беседа о художниках и их картинах. Художники, которые рисуют море | 31.05 | ||
68 | 7 | Беседа о творчестве художников. Портрет человека. | 05.04 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для 2 класса (вариант 2)
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью. тяжелыми и множественными нарушениями развития 2 класса (ва...
Рабочая программа по литературному чтению для детей ЗПР ( 3 класс, вариант 7.1)
Рабочая программа по литературному чтению для детей ЗПР ( 3 класс, вариант 7.1)...
Рабочая программа по русскому языку для детей ЗПР (3 класс, вариант 7.1)
Рабочая программа по русскому языку для детей ЗПР (3 класс, вариант 7.1)(Школа России)...
Рабочая программа по Социально- бытовой ориентировке (СБО) для 4 класса (Вариант 2.)
Рабочая программа общеобразовательной области "Социально-бытовая ориентировка " (СБО) для 4 класса (Вариант 2).Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подго...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство. Тифлографика» для слепых обучающихся 4 а класса
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство. Тифлографика» для слепых обучающихся 4 а класса...
Рабочая программа учебного предмета "Окружающий социальный мир" для 4 класса вариант 2
Данная программа подойдёт педагогам, работающим с детьми с ОВЗ (2 вариант)...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для слепых обучающихся (3.2), 1 класс
Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для слепых обучающихся (3.2), 1 класс...