Рабочая программа по литературному чтению для детей ЗПР ( 3 класс, вариант 7.1)
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению для детей ЗПР ( 3 класс, вариант 7.1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 76.54 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
«Специальная (коррекционная) школа № 14»
Согласовано Утверждаю
Протокол заседания МО №01 от __________ Директор М КОУ
Руководитель МО _____________ « Специальная (коррекционная)
«__ » ____________ 20__ г. школа №14»
_________________Д.А.Янин
Приказ №_____ от ___________
Рабочая программа
учебного предмета
«Литературное чтение»
3 «Б» класса
2018 - 2019 учебный год
Учитель:
Самусенко Екатерина Владимировна
первая квалификационная категория
Согласовано
Зам.директора по УР Фоменко Е.А. _______
г. Новосибирск, 2018
Пояснительная записка
Программа по литературному чтению для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, АООП НОО для детей с ЗПР (вариант 7.1) МКОУ С(К) Ш №14.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
1. Учебник по чтению «Литературное чтение» в двух частях, Л Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, М.: Просвещение, 2018 г.
2. Рабочая тетрадь по литературному чтению М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская М.: Просвещение, 2018 г.
В соответствии с учебным планом школы на 2018-2019 учебный год рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).
Цели обучения:
•развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
•овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
•воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год, 17 ч уроков внеклассного чтения
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.
Для реализации программного содержания используются:
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова Литературное чтение 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. – М.: Просвещение, 2018 г.
Основные направления коррекционной работы
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- умения работать по словесной инструкции, алгоритму.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Основными формами организации образовательного процесса по литературному являются:
- традиционный урок;
- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.)
- экскурсия;
- другие.
В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:
- технология формирования учебной самооценки;
- технология продуктивного чтения;
- технология формирования критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектная технология;
- технологии личностно-ориентированного обучения и др.
Виды и формы контроля
- текущий контроль (устный опрос, письменная самостоятельная работа, тестовые задания, графическая работа, проект, сочинение);
- промежуточный (тематический) контроль (контрольные и проверочные работы, тестирование, защита проектов, контрольное чтение и т.д.);
- промежуточный контроль по итогам года
Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Курс призван продолжить обучение чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребёнка в литературу. От качественного обучения в это период во многом зависит полноценное приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Курс литературного чтения является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора - музыканта.
Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогают избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание юного читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно - эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения школьников вошли преимущественно художественные тексты. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Этот принцип находит своё выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя. Развитие навыка чтения на втором году обучения предполагает постепенное введение чтения про себя. Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приёмов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.
При обучении детей чтению их знания пополняются элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- осознание того, что отношение к Родине начинается с отношения к семье, нахождение подтверждения этому в текстах, пословицах и поговорках;
- формирование уважения к писателям и поэтам, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, сбор информации и составление рассказов о них, создание своих альбомов (проектов), посвященных художникам слова;
- умение называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5—6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных;
- знание наизусть 2-3 стихотворений о Родине, красоте ее природы, их выразительное чтение с передачей самых позитивных чувств к своей Родине;
- умение предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (в стихах, рассказах, песнях, в подборе иллюстраций и фотографий и т. д.);
- нахождение произведений писателей и поэтов других народов, их чтение, поиск общего с русской культурой, осознание общности нравственных ценностей;
- умения делиться чувствами, в том числе и негативными, в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию, предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций;
- осознанная подготовка к урокам литературного чтения, выполнение заданий, формулирование своих вопросов и заданий для одноклассников;
- посещение по своему желанию библиотеки (реальной или виртуальной) для подготовки к урокам литературного чтения;
- умение предлагать варианты литературно-творческих работ (литературные проекты, темы для сочинений и т. д.);
- умение предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке;
- фиксирование собственных неудач по выполнению правил, анализ причин;
- умения пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке; формирование осознания того, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным - значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов;
анализ причин безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, формирование выводов, соотнесение их с нормами морали и нравственности; перенос примеров ответственного и самостоятельного поведения в личный жизненный опыт, объяснение необходимости использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования;
самостоятельное выполнение домашнего задания по литературному чтению; сознательное расширение своего личного читательского опыта в области поэзии; умение понимать назначение изобразительновыразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов; формирование осознания того, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений; нахождение необычных сравнительных оборотов, необычных эпитетов, проявление радости от личного открытия в литературном произведении; формирование осознания эстетической ценности каждого изучаемого произведения, проявляющейся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; умения применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения;
умение строить морально-этическое суждение из 7—8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения;
умение предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы; умение приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа;
проявление доброжелательности по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях, знание правил ведения дискуссии, подбор примеров из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения при решения общих задач; умения применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели поведения;
- знание комплекса упражнений, снимающих напряжение глаз и туловища, проведение его в классе по просьбе учителя;
- осознание ценности здоровья для своего будущего, для более успешного достижения учебных целей;
- нахождение примеров в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят, умения проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.
Метапредметные
Регулятивные:
- формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям и пр.);
- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов; оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.);
- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (что мы уже знаем по данной теме, что умеем?), связывать с целевой установкой урока; фиксировать по ходу урока и в конце удовлетворенность (неудовлетворенность) своей работой на уроке (с помощью шкал, знаков «+» и «—», «?»);
- анализировать причины успеха (неуспеха) с помощью с помощью лесенок и оценочных шкал; фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре, предлагать варианты устранения причин неудач на уроке; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая про себя.
Познавательные:
- считывать информацию с новых, еще неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах; сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказка бытовая и волшебная, сказка бытовая и басня, басня и рассказ); сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников; отбирать из рада пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения; сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений;
- осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкин, Лермонтов, Чехов, Толстой, Крылов и др.) как часть русской национальной культуры;
- осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор- рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценирования, при выполнении проектных заданий; предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
- определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные:
- строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7—8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; осознавать цель своего высказывания; пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
- строить связное высказывание из 7—8 предложений по выбранной теме; оформлять 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения,
предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента; объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности;
- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении; опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий;
- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять ее на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции; вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям; вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм; руководствоваться критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
- находить нужную информацию в ходе беседы со взрослыми, в учебных книгах, словарях, справочниках, энциклопедиях для детей, в Интернете, периодике и СМИ;
- готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью ко взрослым только в случае затруднений; использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.); озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение»
- Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
К концу 3 класса должны знать:
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
- пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника);
- осуществлять переход с уровня восприятия событий произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, ее элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкин, Толстой, Чехов, Тютчев, Фет, Некрасов и др.) для русской культуры;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;
- пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добро, мир, терпение, справедливость, трудолюбие), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте; понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
- формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
- делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей;
- домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка размеренно рассказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
- находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет);
- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогами в городской библиотеке, предметным и систематическим каталогами в школьной библиотеке.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом;
- пересказывать содержание произведения выборочно и сжато;
- сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности; осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природа, внешйий вид героя, обстановка) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклор, летописи, былины, житийные рассказы);
- подбирать материалы для проекта, записывать по данной теме пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, ученых, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их; готовить проекты («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в читательских конференциях, литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам;
- писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- понимать особенности стихотворения (расположение строк, рифма, ритм);
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами, соотносить с пословицами и поговорками;
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- осмыслять специфику народной и литературной сказок, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства;
- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Учащиеся получат возможность научиться:
делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с различными источниками информации (словари, справочники, в том числе на электронных носителях).
Описание места учебного предмета
Программа направлена на реализацию средствами предмета «литературное чтение» главных требований образовательной области «Филология».
По учебному плану 136 часов
Количество часов на I полугодие: всего 64часа, в неделю 4 часа.
Количество часов на II полугодие: всего 72 часа, в неделю 4 часа.
Всего за год: 136 часов
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч)
Вводный урок по курсу литературного чтения.
Внеклассное чтение (далее - В. Ч.). «Книги, прочитанные летом».
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Самое великое чудо на свете. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Самое великое чудо на свете».
Устное народное творчество (14 ч)
Русские народные песни. Докучные сказки. Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства. Сказки «Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк».
В. Ч. «Лирические и шуточные народные песни, произведения прикладного искусства».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Устное народное творчество».
Проект «Сочиняем волшебную сказку».
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы». И.З. Суриков «Детство», «Зима».
В. Ч. «Картины осенней природы глазами поэтов».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 1».
Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского».
Великие русские писатели (24 ч)
- С. Пушкин. Отрывки из поэмы «Цыганы», романа «Евгений Онегин». Стихотворения «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...».
И. А. Крылов. Басня как жанр литературы. «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица».
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Горные вершины...», «На севере диком...», «Утес», «Осень».
Л.Н. Толстой. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Великие русские писатели».
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
Н.А. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядреный...», «Не ветер бушует над бором...», «Дедушка Ма- зай и зайцы». К.Д. Бальмонт «Золотое слово». И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».
- Ч. «Образ природы в произведениях поэтов».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 2».
Литературные сказки (8 ч)
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
В. Ч. «Нравственный смысл литературных сказок».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки».
Были-небылицы (10 ч)
М. Горький «Случай с Евсейкой». К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей». А.И. Куприн «Слон».
- Ч. «Выдуманные и реальные события в рассказах авторов».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Были-небылицы».
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)
- Черный «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон». А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С.А. Есенин «Черемуха».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 1».
Люби живое (16 ч)
М.М. Пришвин «Моя Родина». И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек». В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку». В.В. Бианки «Мышонок Пик». Б.С. Житков «Про обезьянку». В.П. Астафьев «Капалуха». В.Ю. Драгунский «Он живой и светится...».
- Ч. «Рассказы о животных».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люби живое».
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)
- Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...». А.Л. Барто «Разлука», «В театре». С.В. Михалков «Если». Е.А. Благинина «Кукушка», «Котенок».В. Ч. «Праздник поэзии».Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Проект «Праздник поэзии».
Собирай по ягодке - наберешь кузовок (12 ч)
Б.В. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». А.П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама». М.М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон».
В. Ч. «Юмористические рассказы о жизни детей»! “
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Собирай по ягодке — наберешь кузовок».
По страницам детских журналов (9 ч)
Л.А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р.С. Сеф «Веселые стихи».
В. Ч. «Газеты и журналы нашего края».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «По страницам детских журналов».
Зарубежная литература (7 ч)
Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок».
В. Ч. «Легенды и мифы».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Зарубежная литература».
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ | Наименование раздела программы, тема урока | Всего часов | Вид занятий | |||
Теорети ческие | Практические | Экскурсии | Контрольные и самостоятельные работы | |||
I | Вводный урок | 1 ч | ||||
2 | Самое великое чудо на свете | 4 ч | 1 | |||
3. | Устное народное творчество | 14 ч | ||||
4. | Поэтическая тетрадь 1 | 11 ч | ||||
5. | Великаие русские писатели | 6ч | ||||
6. | Великие русские писатели | 18 ч | ||||
7. | Поэтическая тетрадь 2 | 6 ч | 1 | |||
8. | Литературные сказки | 8 ч | ||||
9. | Были- небылицы | 10 ч | ||||
10. | Поэтическая тетрадь 1 | 6 ч | ||||
11. | Люби живое | 16 ч | ||||
12. | Поэтическая тетрадь 2 | 8 ч | ||||
13. | Собирай по ягодке - наберешь кузовок» | 12 ч | ||||
14. | По страницам детских журналов | 9 ч | 1 | |||
15. | Зарубежная литература | 7 ч | ||||
ИТОГО | 136 ч | 3 часа |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
1 | Введение (1 ч.) Вводный урок по курсу литературного чтения. Знакомство с учебником | 1 | |
2 | Раздел 1. Самое великое чудо на свете (4 ч.) Самое великое чудо на свете | 1 | |
3 | Рукописные книги Древней Руси. | 1 | |
4 | Первопечатник Иван Фёдоров | 1 | |
5 | Административная стартовая контрольная работа. | 1 | |
6 | Раздел 2. Устное народное творчество (14 ч.) Устное народное творчество | 1 | |
7 | Русские народные песни | 1 | |
8 | Докучные сказки. | 1 | |
9 | Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства | 1 | |
10 | Выразительное чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 1 | |
11 | Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 1 | |
12 | Выразительное чтение русской народной сказки «Иван – Царевич и Серый Волк» | 1 | |
13 | Пересказ русской народной сказки «Иван – Царевич и Серый Волк» | 1 | |
14 | Анализ русской народной сказки «Иван – Царевич и Серый Волк» | 1 | |
15 | Выразительное чтение русской народной сказки «Сивка – Бурка» | 1 | |
16 | Выразительное чтение русской народной сказки «Сивка – Бурка» | 1 | |
17 | Пересказ русской народной сказки «Сивка – Бурка» | 1 | |
18 | Проект «Сочиняем волшебную сказку». | 1 | |
19 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Устное народное творчество» | 1 | |
20 | Раздел 3. «Поэтическая тетрадь 1» (11ч) «Поэтическая тетрадь 1» | 1 | |
21 | Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно – популярной статьи Я.Смоленского | 1 | |
22 | Выразительное чтение стихотворения Ф.Тютчева «Весенняя гроза» | 1 | |
23 | Выразительное чтение стих –я Ф.Тютчева «Листья» | 1 | |
24 | Выразительное чтение А.А. Фета «Мама! Глянь – ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | 1 | |
25 | Выразительное чтение А.А. Фета «Мама! Глянь – ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | 1 | |
26 | Выразительное чтение И.Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно…» | 1 | |
27 | Выразительное чтение И. Никитина «Встреча зимы» | 1 | |
28 | Выразительное чтение И. Сурикова «Детство» | 1 | |
29 | Выразительное чтение И. Сурикова «Зима». | 1 | |
30 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Проверка техники чтения | 1 | |
31 | Раздел 4. Великие русские писатели (6 ч.) Великие русские писатели | 1 | |
32 | А.Пушкин – великий русский поэт | 1 | |
33 | Отрывки из поэмы А.Пушкина «Цыганы», романа Евгений Онегин» | 1 | |
34 | Выразительное чтение отрывков из поэмы А.Пушкина «Цыганы», романа Евгений Онегин» | 1 | |
35 | Выразительное чтение стихотворения А.Пушкина «Зимнее утро» | 1 | |
36 | Выразительное чтение стихотворения А.Пушкина «Зимний вечер» | 1 | |
37 | Раздел 4. Великие русские писатели (18 ч.) А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» | 1 | |
38 | Выразительное чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» | 1 | |
39 | Выразительное чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» | 1 | |
40 | Пересказ сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди». Сравнение народной и литературной сказок. | 1 | |
41 | Отвечать на вопросы по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди». Сравнение народной и литературной сказок. | 1 | |
42 | И.А. Крылов – великий баснописец. Басня как жанр литературы | 1 | |
43 | И.А. Крылов «Мартышка и Очки» | 1 | |
4 | И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна | 1 | |
45 | И. А. Крылов «Ворона и лисица» | 1 | |
46 | М. Лермонтов – выдающийся русский поэт | 1 | |
47 | Лирические стихотворения М.Ю.Лермонтова | 1 | |
48 | Лирические стихотворения М.Ю.Лермонтова | 1 | |
49 | Л.Н. Толстой – великий русский писатель. Л.Н. Толстого | 1 | |
50 | Л. Толстой «Акула» | 1 | |
51 | Л. Толстой «Прыжок» | 1 | |
52 | Л.Толстой «Лев и собачка» | 1 | |
53 | Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. | 1 | |
54 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Великие русские писатели» | 1 | |
55 | Раздел 5. Поэтическая тетрадь 2 (6 ч.) Поэтическая тетрадь 2 | 1 | |
56 | Н.Некрасов «Славная осень…», «Не ветер бушует над бором…» | 1 | |
57 | Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | |
58 | И. Бальмонт «Золотое слово» | 1 | |
59 | И. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…» | 1 | |
60 | Административная контрольная работа за I полугодие. | 1 | |
61 | Раздел 6. Литературные сказки (4 ч) Литературные сказки | 1 | |
62 | Д. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка) | 1 | |
63 | Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, косые Глаза, Короткий Хвост» | 1 | |
64 | В. Гаршин «Лягушка – Путешественница» | 1 | |
65 | Раздел 6. Литературные сказки (4 ч) Пересказ сказки В. Гаршина «Лягушка – путешественница» | 1 | |
66 | Выразительное чтение сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» | 1 | |
67 | Пересказ сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» | 1 | |
68 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Литературные сказки». | 1 | |
69 | Раздел 7. Были- небылицы (10ч.) Были- небылицы | 1 | |
70 | Выразительное чтение сказки М.Горького «Случай с Евсейкой» | 1 | |
71 | Пересказ сказки М.Горького «Случай с Евсейкой» | 1 | |
72 | Выразительное чтение произведения К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей» | 1 | |
73 | Пересказ произведения К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей» | 1 | |
74 | Отвечать на вопросы произведения К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей» | 1 | |
75 | Выразительное чтение рассказа А. Куприна «Слон» | 1 | |
76 | Выразительное чтение рассказа А. Куприна «Слон» | 1 | |
77 | Пересказ рассказа А. Куприна «Слон» | 1 | |
78 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Были-небылицы» | 1 | |
79 | Раздел 8. Поэтическая тетрадь 1 (6ч) Раздел «Поэтическая тетрадь 1» | 1 | |
80 | С. Черный. «Что ты тискаешь утёнка…», «Воробей»,«Слон» | 1 | |
81 | Выразительное чтение стихотворений А.А.Блока «Ветхая избушка» «Сны», «Ворона» | 1 | |
82 | Выразительное чтение стихотворений А.А.Блока «Ветхая избушка» «Сны», «Ворона» | 1 | |
83 | С.А. Есенин «Черёмуха» Сравнение стихотворений разных поэтов на одну и ту же тему | 1 | |
84 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | 1 | |
85 | Раздел 9. Люби живое (16ч.) Люби живое | 1 | |
86 | М.М. Пришвин «Моя Родина» | 1 | |
87 | Выразительное чтение рассказа И.С. Соколов- Микитова «Листопадничек» | 1 | |
88 | Пересказ рассказа И.С. Соколов- Микитова «Листопадничек» | 1 | |
89 | В.И. Белов «Малька провинилась» | 1 | |
90 | В.И. Белов «Еще про Мальку» | 1 | |
91 | Выразительное чтение сказки В.В.Бианки «Мышонок Пик» | 1 | |
92 | Выразительное чтение сказки В.В.Бианки «Мышонок Пик» | 1 | |
93 | Пересказ сказки В.В.Бианки «Мышонок Пик» | 1 | |
94 | Выразительное чтение рассказа Б.Житкова «Про обезьянку» | 1 | |
95 | Выразительное чтение рассказа Б.Житкова «Про обезьянку» | 1 | |
96 | Выразительное чтение рассказа Б.Житкова «Про обезьянку» | 1 | |
97 | Пересказ рассказа Б.Житкова «Про обезьянку» | 1 | |
98 | В.П.Астафьев «Капалуха» | 1 | |
99 | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится…» | 1 | |
100 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люби живое». Проверка техники чтения | 1 | |
101 | Раздел 10. Поэтическая тетрадь 2» (3ч.) Раздел «Поэтическая тетрадь 2» | 1 | |
102 | С.Я.Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…» | 1 | |
103 | А.Л. Барто «Разлука» | 1 | |
104 | Раздел 10. Поэтическая тетрадь 2 (5ч.) А.Л. Барто «В театре» | 1 | |
105 | А.Л. Барто «Если» | 1 | |
106 | Е. А. Благинина. «Кукушка» «Котёнок» | 1 | |
107 | Проект «Праздник поэзии» | 1 | |
108 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Поэтическая тетрадь 2» | 1 | |
109 | Раздел 11. Собирай по ягодке - наберешь кузовок» (12ч.) Собирай по ягодке - наберешь кузовок» | 1 | |
10 | Б.В. Шергин «Собирай по ягодке- наберешь кузовок» | 1 | |
111 | Выразительное чтение рассказа А.П.Платонова «Цветок на земле» | 1 | |
112 | Пересказ рассказа А. П. Платонова «Цветок на земле» | 1 | |
113 | А.П. Платонов «Ещё мама» | 1 | |
114 | Выразительное чтение рассказа М.М.Зощенко «Золотые слова» | 1 | |
115 | Пересказ рассказа М.М.Зощенко «Золотые слова» | 1 | |
116 | Выразительное чтение рассказа М.М. Зощенко «Великие путешественники» | 1 | |
117 | Пересказ рассказа М.М. Зощенко «Великие путешественники» | 1 | |
118 | Н. Носов «Федина задача» | 1 | |
119 | Н. Носов «Телефон» | 1 | |
120 | Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | 1 | |
21 | Раздел 12. По страницам детских журналов (9 ч.) По страницам детских журналов | 1 | |
122 | Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | 1 | |
123 | Ю. И. Ермолаев «Проговорился» | 1 | |
124 | Ю. И. Ермолаев «Воспитатели» | 1 | |
125 | Г. Б. Остер «Вредные советы» | 1 | |
126 | Г. Б. Остер «Как получаются легенды» | 1 | |
127 | Р. Сеф «Веселые стихи». | 1 | |
128 | Проверим себя и оценим свои достижения по теме «По страницам детских журналов» | 1 | |
129 | Административная контрольная работа за год | 1 | |
130 | Раздел 13. Зарубежная литература (7ч.) Древнегреческий миф «Храбрый Персей» | 1 | |
131 | Древнегреческий миф «Храбрый Персей» | 1 | |
132 | Древнегреческий миф «Храбрый Персей» | 1 | |
133 | Выразительное чтение сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» | 1 | |
134 | Выразительное чтение Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» | 1 | |
135 | Пересказ сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» | 1 | |
136 | Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Зарубежная литература» | 1 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для обучающихся:
1. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). В 2-х частях / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. – М.: Просвещение, 2018.
2. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. / Бойкина М.В., Виноградская Л.А. – М.: Просвещение, 2018.
Для учителя:
1. Сборник рабочих программ УМК «Школа России». Литературное чтение. 1-4 классы. / Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2018.
2. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс / Стефаненко Н.А. – М.: Просвещение, 2018.
3. Электронное приложение к учебнику.- М.:Просвещение, 2018.
Электронные ресурсы
- Презентации к урокам
- DVD диски с русскими народными сказками
Оборудование:
- Компьютер
- Комплекты демонстрационных таблиц и картин, портреты писателей
Интернет - ресурсы
- http://fsu-expert.ru – портал по учебникам (Общественно-государственная экспертиза учебников)
- http://it-n.ru – сеть творческих учителей
- http://www.ipkpro.aaanet.ru- сайт РО ИПК и ПРО
- http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://som.fsio.ru/- сетевое сообщество методистов
- http://www.apkpro.ru/content/blogsection/43/577/ - федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
- http://www.auditorium.ru/ - Российское образование – сеть порталов
- http://www.ed.gov.ru/- сайт Министерства образования РФ
- http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов
- http://www.fio.ru - Федерация Интернет-образования
- http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека
- http://www.profile-edu.ru - сайт по профильному обучению;
- http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
- http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования
- http://www.ug.ru – Учительская газета
- Дистанционная поддержка профильного обучения // http://edu.of.ru/profil/
- Информационно-коммуникационные технологии в образовании // http://ict.edu.ru/lib/
- МО РФ. Федер. агентство // http://www.ed.gov.ru/prof-edu/
- Объединение педагогических изданий "Первое сентября" // http://www.1september.ru /ru/main-slow.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по литературному чтению разработана для ........ (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...
Рабочая программа по литературному чтению УМК Гармония 4 класс для детей с ОВЗ (ТНР) вариант 5.1)
Рабочая программа по чтению УМК Гармония 4 класс для детей с ТНР...
Рабочая программа по литературному чтению для детей с ОВЗ (вариант 7.2) 1 .1 класс
Рабочая программа по литературному чтению 1.1 клас. Второй год обучения...
Рабочая программа по литературному чтению для детей с ОВЗ (вариант 7.2) 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ОВЗ (5 часов в неделю)...
Рабочая программа по литературному чтению для детей с ОВЗ (вариант 7.2) 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс ОВЗ...
Рабочая программа по литературному чтению для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) 2 класс
Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного курсаМесто учебного курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания учебного курсаЦелевые ориентиры освоения учебного курса...
Адаптированная рабочая программа курса «Литературное чтение» для учащейся 2 класса (вариант 6.3), обучающейся на дому
Адаптированная рабочая программа по чтению 2 класс (третий год обучения) для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (по МКБ-10) и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ва...