Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для слепых обучающихся (3.2), 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для слепых обучающихся (3.2), 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnye.docx | 42.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Администрация городского округа «Город Калининград»
муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 24
(МАОУ СОШ № 24)
Рабочая программа
индивидуальных
коррекционно-развивающих занятий «Коррекция нарушений устной и
письменной речи»
для слепых обучающихся
(вариант 3.2.),
1 класс
Составитель:
Педагог-дефектолог Шелухина И.С.
МАОУ СОШ №24
Калининград
2021
Пояснительная записка
Цель курса: создание условий для всестороннего развития ребенка, обогащения социального опыта, стабилизация всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.
Задачи курса:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Общая характеристика коррекционно-развивающего курса
Курс направлен на предупреждение и преодоление специфических ошибок на письме, формирование речевых средств для развития речи в процессе общения и обучения. А также на овладение слепыми обучающимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме, на формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации обучающихся в обществе.
Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов.
Коррекция нарушений устной и письменной речи слепых обучающихся строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.
Нарушения речи у большинства слепых обучающихся носят характер общего недоразвития речи, а также специфические нарушения письменной речи, для которых характерно:
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- замены или смешения букв по акустико-артикуляторному сходству;
- пропуск, перестановка, вставка букв и слогов;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- снижение словарного запаса;
- нарушение сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- нарушение чтения;
Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Курс предусматривает построение коррекционно-развивающего обучения с учетом зрительного диагноза и психофизиологических особенностей младших школьников с нарушением зрения, данным обучающимся характерно:
- снижение динамики и накопления языковых средств, слабой связи речи с предметным содержанием, недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные отношения;
- трудности вербализации зрительных впечатлений;
- трудности овладения языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения;
- замедленный темп формирования зрительного образа буквы, замедленное овладение письмом и чтением;
- трудности зрительного контроля, замедленный зрительный анализ и синтез;
- снижение общей и зрительной работоспособности;
- замедленное формирование предметно-практических действий;
- низкий уровень развития зрительно-моторной координации;
- обедненность чувственного опыта, трудности в предметно-практической и учебно-познавательной деятельности;
- снижение объема памяти;
- общая моторная недостаточность, трудности формирования двигательных навыков;
- несформированность полисенсорного опыта;
- снижение уровня эмоционального восприятия;
- трудности осуществления коммуникативной деятельности (трудности восприятия, интерпретации, продуцирования средств общения).
- снижение уровня развития мотивационный сферы;
При реализации коррекционно-логопедической работы также необходимо учитывать особые образовательные потребности, характерные для слепых обучающихся, к ним относятся:
- активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций;
- целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития всех анализаторов и зрительного восприятия;
- расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных
представлений, формирование и расширение понятий;
- целенаправленное развитие сенсорно-перцептивной деятельности;
-развитие познавательной деятельности слепых как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений имеющихся у данной группы обучающихся;
- учет в организации обучения и воспитания слепого обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения;
- учет темпа учебной работы и зрительной нагрузки (обязательное включение в занятия зрительной гимнастики, для обучающихся с остаточным зрением);
- увеличение времени на выполнение практических работ;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений, создание условий для развития у слепых обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;
Также данный курс предусматривает осуществление тесной преемственности между уроками логопедии, русского языка, чтения и развития речи. Материал организован по принципу от простого к сложному. На каждом новом этапе предыдущий материал вновь повторяется, но на обобщенном уровне, и включается в более сложную логическую задачу. Такой метод помогает ребенку воспринимать знания системно и лучше понимать материал.
Специфика курса проявляется в учебно-тематическом планировании. В процессе обучения предусматривается обязательное сочетание развития речи, сенсорных функций, мелкой и общей моторики, познавательной деятельности, то есть формирование речи у детей с нарушением зрения, как целостной психической функции, как средство развития мыслительных операций.
Место коррекционно-развивающего курса в учебном плане
На коррекционном занятии используется индивидуальная форма работы, 1 занятие в 2 недели (1 час), 17 занятий в год.
Описание ценностных ориентиров коррекционно-развивающего курса
-Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
-Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
-Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
-Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
-Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.
-Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
-Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
-Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
-Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
-Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционно-развивающего курса
Личностные:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- принимать статус «ученика», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе:
- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результатов;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
- достаточно сформирована произвольная направленность внимания на звуковую сторону речи;
Предметные:
- правильность и скорость фонемного анализа и синтеза;
- артикулировать звуки в соответствии с особенностями их произнесения;
- умение узнавать и различать гласные и согласные звуки, отличать буквы и звуки;
- разделять слово на слоги с использованием графических схем;
- обозначать гласные, твердые, мягкие, звонкие и глухие согласные на письме;
- обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами второго
ряда и буквой мягкий знак;
- правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова,
обозначающие предмет, его признак, действие;
- правильно записывать предложения - употреблять прописную букву
в начале, ставить точку, восклицательный или вопросительный знак
в конце предложения;
- выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;
- выделять из короткого текста предложения, определять главную мысль предложения;
- определять тему текста, его главную мысль;
- составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками,
восстанавливать предложения и текст с заданным звуком;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; различать предложение, словосочетание, слово;
- понимать смысловое значение интонации;
- готовность к восприятию орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
- правильность и скорость перевода фонемы в графему при выполнении репродуктивных заданий (списывание, диктант);
Метапредметные:
Регулятивные:
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности с помощью учителя;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом;
- различать способ и результат деятельности;
- использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
- адекватно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
Познавательные:
- строить адекватное учебной ситуации речевое высказывание в устной форме;
- стремиться к смысловому прочтению текста в соответствии с учебной задачей, извлекать необходимую информацию из прослушанных, прочитанных текстов, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- выделяет доступную для осмысления и практической реализации познавательную цель с помощью педагога;
- расширять свои представления об окружающем мире в процессе актуализации знаний по лексическим темам;
- соблюдать орфографические правила написания слогов, слов, предложений;
- различать предмет и его название, ставить к словам вопросы, дифференцировать названия предметов и действий;
- уметь заканчивать предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов;
- овладеть первоначальными представлениями о нормах русского и литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- работать в паре, подгруппе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Коммуникативные:
- выражать собственное мнение, адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть диалогической формой речи (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и определять очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
- использовать речь для регуляции своих действий, уметь договариваться, находить общее решение;
Содержание коррекционно-развивающего курса
.I. Речь. Предложение.
Слово и предложение - единицы речи. Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная. Слово, предложение, текст – единицы речи (наблюдение в процессе общения). Осознание роли языка и речи в жизни человека. Связь слов в предложении. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение предложений в устной и письменной речи. Определение существенных признаков предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдение в устной речи интонации конца предложений. Составление предложений по схеме, рисунку, на определённую тему. Устные и письменные упражнения в составлении нераспространенных и распространенных предложений. Восстановление деформированных предложений. Устные и письменные упражнения в составлении предложений с разной эмоциональной окраской: выражение радости, восторга, удивления, вопроса, повествования. Выделение предложений из текста. Лексическая тема: «Времена года».
Предложение и текст как единицы речи. Связь предложений в тексте. Текст - единица речи. Уметь передавать содержание текста. Выделение предложения из рассказа, состоящего из двух-трех предложений. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Тема текста. Связь по смыслу предложений в тексте.
II. Слог. Слоговой анализ. Перенос слов.
Слоговой анализ. Слогообразующая роль гласных. Ударение. Преобразование слогов в слова. Прямые и обратные слоги. Открытые и закрытые слоги. Звуковой состав слогов. Различение слогов со звонкими и глухими согласными. Слоги с твердыми и мягкими согласными. Деление слов на слоги с буквами и и й. Перенос слова. Перенос слов по слогам. Слова, которые нельзя переносить. Отличие деление на слоги и деление слов для переноса. Знать правила переноса и уметь переносить слова. Лексическая тема: «Осень. Сбор урожая».
III. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных звуков.
Понятия «звук» и «буква». Гласные и согласные звуки (их признаки). Уточнение способа образования гласных звуков. Роль звуков в различении смысла слов. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Дифференциация гласных звуков. Уточнение роли гласных II ряда.
Обозначение мягкости согласных гласными буквами. Определение ударного и безударного слога в слове. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука. Дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, гласных I-II ряда в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Сравнение, группирование слова по указанным характеристикам звуков.
Распознавание гласных звуков и букв, уметь наблюдать за произношением слов и проводить звуковой анализ. Коррекция фонематического слуха через выделение определённого звука в процессе упражнений.
Лексические темы: «Деревья в нашем парке», «Перелётные птицы», «Явления природы осенью», «Домашние животные и их детёныши», «Дикие животные и их детёныши».
IV. Мягкий знак.
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Мягкий знак в функции разделения. Использование на письме разделительных ь и ъ. Дифференциация слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком в функции смягчения и разделения. Лексическая тема: «Животные севера».
V. Согласные звуки и буквы. Дифференциация согласных звуков.
Различение гласных и согласных звуков. Уточнение артикуляции согласных звуков. Различение согласных звуков изолированно и в словах (устно и при письме). Звонкие и глухие согласные, особенности произношения. Сопоставление значения слов в связи с изменением букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Упражнение на определение слов с сомнительной согласной в предложениях, текстах с последующим анализом и записью.
Лексические темы: «Одежда. Сезонная одежда», «Обувь. Сезонная обувь», «Явления природы зимой», «Зима и зимние забавы», «Зимующие птицы», «Мебель», «Домашние электроприборы», «Семья», «Профессии», «Транспорт», «Весна. Весенние явления», «Насекомые».
Тематическое планирование
.№ урока | Разделы и темы уроков | Кол-во часов | Основные видыдеятельности обучающихся | |
1 | Логопедическое обследование устной и письменной речи. | 1 | Понимать и выполнять задания по инструкции учителя и действовать в соответствии с ней. | |
I. Речь. Предложение. | ||||
2 | Составление предложений из слов и словосочетаний. Выделение предложений из текста. Лексическая тема: «Времена года». | 1 | Выполнять простые формы фонематического анализа и синтеза. Определять существенные признаки предложения. Составлять предложения из слов и словосочетаний, по схеме, рисунку, на определённую тему. Делить предложения на слова. Выделять из сплошного текста предложения (2-3предложения). Восстанавливать деформированные предложения. Оформлять предложения на письме. | |
II. Слог. Слоговой анализ. Перенос слов. | ||||
3 | Деление слов на слоги. Лексическая тема: «Осень. Сбор урожая». | 1 | Делить слова на слоги. Знать открытые и закрытые слоги. Выполнять фонематический анализ прямого и обратного слога. Определять количество слогов в слове и их границы. | |
4 | Дифференциация открытых и закрытых слогов. Перенос слов. | 1 | Знать правила переноса и уметь переносить слова с одной строки на другую. Знать какие слова нельзя переносить. Отличать деление на слоги и деление слов для переноса. Знать правила переноса и уметь переносить слова. | |
III. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных звуков. | ||||
5 | Гласные звуки и буквы. Лексическая тема: «Деревья в нашем парке». | 1 | Различать понятия «звук» и «буква». Знать признаки гласных звуков. Распознавать гласные звуки и буквы, наблюдать за произношением слов и проводить звуковой анализ. Выделять определённый звук в процессе упражнений. | |
IV. Мягкий знак. | ||||
6 | Мягкий знак - показатель мягкости и разделительный ь. Лексическая тема: «Животные севера». | 1 | Обозначать твердость и мягкость согласных в конце и в середине слова. Употреблять мягкий знак в функции разделения. Использовать на письме разделительный ь. Дифференцировать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком в функции смягчения. | |
V. Согласные звуки и буквы. Дифференциация согласных звуков. | ||||
7 | Звонкие и глухие согласные звуки. Мягкие и твердые согласные звуки. Лексическая тема: «Одежда. Сезонная одежда». | 1 | Различать согласные звуки изолированно и в словах (устно и при письме). Сравнивать артикуляцию и способ образования согласных звуков. Определять согласный звук по звонкости-глухости. Различать мягкие и твёрдые согласные звуки. Определять парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки. | |
8 | Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]. Закрепление правила правописания ЖИ – ШИ. Лексическая тема: «Домашние электроприборы». | 1 | Сравнивать звуки [Ж]-[Ш] по акустическим и артикуляционным признакам, вибрационным ощущениям. Знать о звуках [Ж], [Ш], как твердых звуках. Соотносить звуки с символами и «опорами» для обозначения на письме. Дифференцировать звуки [Ж]-[Ш] в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и в текстах. Уметь правильно писать слова с сочетаниями жи, ши. | |
9 | Дифференциация звуков [С]-[Ш]. Лексическая тема: «Семья». | 1 | Сравнивать звуки [С]-[Ш] по акустическим и артикуляционным признакам, вибрационным ощущениям. Различать твердые и мягкие, звонкие и глухих согласные по акустическим признакам. Знать о звуке [Ш], как твердом звуке. Соотносить звуки с символами и «опорами» для обозначения на письме. Дифференцировать звуки [С]-[Ш] в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и в текстах. | |
10 | Дифференциация звуков [З]-[Ж]. Лексическая тема: «Профессии». | 1 | Сравнивать звуки [З]-[Ж] по акустическим и артикуляционным признакам, вибрационным ощущениям. Различать твердые и мягкие, звонкие и глухих согласные по акустическим признакам. Знать о звуке [Ж], как твердом звуке. Соотносить звуки с символами и «опорами» для обозначения на письме. Дифференцировать звуки [З]-[Ж] в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и в текстах. | |
11-12 | Дифференциация звуков [С]-[Ц]. Лексическая тема: «Транспорт». | 2 | Сравнивать звуки [С]-[Ц] по акустическим и артикуляционным признакам, вибрационным ощущениям. Различать твердые и мягкие, звонкие и глухих согласные по акустическим признакам. Знать о звуке [Ц], как твердом звуке. Соотносить звуки с символами и «опорами» для обозначения на письме. Дифференцировать звуки [С]-[Ц] в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и в текстах. | |
13-14 | Дифференциация звуков [Ч]-[Щ]. Закрепление правила правописания ЧУ – ЩУ. Лексическая тема: «Весна. Весенние явления». | 2 | Сравнивать звуки [Ч]-[Щ] по акустическим и артикуляционным признакам, вибрационным ощущениям. Знать о звуках [Ч], [Щ], как твердых звуках. Соотносить звуки с символами и «опорами» для обозначения на письме. Знать о звуках [Ч], [Щ], как мягких звуках. Дифференцировать звуки [Ч]-[Щ] в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и в текстах. Уметь правильно писать слова с сочетаниями чу, щу. | |
15-16 | Дифференциация звуков [Ч]-[Ц]. Лексическая тема: «Насекомые». | 2 | Сравнивать звуки [Ч]-[Ц] по акустическим и артикуляционным признакам, вибрационным ощущениям. Различать твердые и мягкие, звонкие и глухих согласные по акустическим признакам. Знать о звуке [Ч], как мягком звуке. Знать о звуке [Ц], как твердом звуке. Соотносить звуки с символами и «опорами» для обозначения на письме. Дифференцировать звуки [С]-[Ц] в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях и в текстах. | |
17 | Логопедическое обследование устной и письменной речи. | 1 | Понимать и выполнять задания по инструкции учителя и действовать в соответствии с ней. Записывать предложения под диктовку после двукратного прослушивания с внешним проговариванием. |
Описание материально-технического обеспечения
В целях комфортного доступа слепого обучающегося к образованию необходимо использовать адаптированные (с учетом особых образовательных потребностей инвалидов по зрению) официальные сайты образовательных организаций.
В процессе обучения слепых необходимо использовать:
- учебники: специальные (созданные на основе учебников для нормально видящих обучающихся, но адаптированные в соответствии с особыми образовательными потребностями и познавательными возможностями слепых) учебники, напечатанные рельефно-точечным шрифтом и содержащие иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом на плоскости;
- «озвученные» учебники, фонические материалы;
- специальные учебные принадлежности: брайлевские приборы, приборы для плоского письма, печатные брайлевские машинки, грифели, тетради, сделанные из плотной (брайлевской) бумаги; текстовые дидактические пособия, выполненные рельефно-точечным шрифтом; иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости и рассчитанные на осязательное восприятие (для тотально слепых); иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости, но имеющие цветовое оформление, рассчитанные на осязательное и зрительное восприятие (для обучающихся со светоощущением и с остаточным зрением).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа индивидуальных коррекционно - развивающих занятий для ребёнка с ОВЗ по типу 5.1
Методика предусматривает проведение занятий в индивидуальной форме. Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю 30-35 минут в 1 классе.Данная программа заключается в том, чт...
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий при помощи комплекса «БОС-Психомат»
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий при помощи комплекса «БОС-Психомат» направлена на работу с учащимися, имеющими признаки школьной дезадаптации.Актуальность программы связана с...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по математике для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе
Рабочая программа создана для учащихся с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Математика" (М.И. Моро, 2016). УМК "школа России"...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно -развивающих занятий по русскому языку для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе
Рабочая программа для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "русский язык" во 2 классе ( УМК Школа России, уч. В.П. Канакина, 2016 г.)...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по литературному чтению для детей c ОВЗ, имеющие справку по ПМПК во 2 классе
Рабочая программа для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Литературное чтение" -2 класс (УМК Школа России, уч. Л.Ф.Климанова, 2016 г.)...
Программа индивидуальных коррекционно- развивающих занятий с учеником 4 класса, обучающимся по АООП.
В статье описываются формы и методы индивидуальной психокоррекционной работы педагога-психолога с ребенком с ЗПР....
Рабочая программа курса "Коррекционно-развивающие занятия" для 3 класса (индивидуальное обучение по СИПР)
Программно-методический материал включает 6 разделов: «Эмоциональное общение со взрослыми и выполнение элементарной инструкции», «Развитие внимания», «Развитие тактильно ...