Тема урока: Человек и его украшения. Украшение кокошников.
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Комочкова Людмила Владимировна

Обобщить  и углубить знания учащихся  об украшениях человека;  раскрыть красоту, гармонию, отражённые в произведениях искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока26.78 КБ
Office presentation icon Презентация2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Человек и его украшения.

Планируемые результаты:

предметные: обобщить  и углубить знания об украшениях человека;  раскрыть красоту, гармонию, отражённые в произведениях искусства.

личностные: развивать фантазию, творческое воображение учащихся, эмоциональность восприятия произведений искусства; работа в коллективе; развитие творческих способностей, умение составлять композицию.

метапредметные: воспитывать любовь к прекрасному, эстетическое  и нравственное отношение к действительности.

Оборудование урока:

для учащихся: краски, банка для воды,  палитра, шаблоны.

для учителя: презентация, шаблоны.

Этапы

Время

Деятельность учителя (содержание)

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг.момент

1мин

И снова прозвенел звонок.
Сейчас начнется в нашем классе
Изобразительный урок.
Надеюсь все у вас в порядке:
Краски, кисточки, альбом.
И вы готовы все, ребятки.
Тихо сядем и начнем

Слушать, выполнять задание.

Взаимно приветствовать

2.Повторение ранее изученного.

Обобщающий опрос

2 мин

 -Вспомните ребята, чем вы занимались на прошлом уроке?

 Что носили богатыри?

(На голову надевали шлем, на тело – кольчужную рубаху. Щит и меч дополняли снаряжение богатыря). По украшению шлема можно было узнать, военачальник он или простой воин. Украшения для мужчин подчёркивали их силу, мужество, храбрость.
- В древности воинские шлемы, щиты, мечи были богато украшены. На шлеме или щите богатырь мог изобразить зверя, на которого хотел походить в ловкости, мудрости или смелости. Его щит мог быть устрашающим, даже зловещим, или украшенным светлым образом солнца. Солнцем украшали щит защитника. В торжественных случаях воины надевали шлемы с драгоценными камнями, чеканкой, а на поле битвы – шлемы строгие, почти без украшений. Таким образом, украшения характеризовали своего хозяина.

активно слушать,

отвечать на вопросы.

Умение пользоваться полученной информацией

3.Формулировка цели урока

Создание проблемной ситуации.

3-4мин

.

У меня в руках шкатулка. Скажите, что обычно  в ней хранится? (бусы, кольца, серьги, браслеты…)
Что это такое - назовите одним словом... это всё...? (украшения)
Кому могут они принадлежать? (русской красавице, женщине)

Молодцы! А как еще женщины себя украшают?
(красивые платья, головные уборы, сумочки, обувь). 
А какие бывают головные уборы? (шапки, шляпы, платки, короны, ленты, кокошники)
-Кто сможет предположить тему нашего урока?

 ( Выражение характера человека через украшение. Кокошник.)

- Подумайте какими могут быть цели  у сегодняшнего урока?

-расширить знания о головных уборах русских красавиц
- продолжить развивать навыки работы кистью, творческую активность, художественный вкус 
- учить использовать теплые и холодные оттенки для выражения характера человека
-воспитывать  у учащихся интерес к историческому прошлому своего народа

Слушать, отвечать на вопросы, формируют тему и урока и ставят цели урока.

Строить рассуждения, определять тему и цели урока

4.Сообщение новых знаний

5мин.

- Ребята, а для чего люди использовали украшения?
С давних времен человек любил украшать себя. Сначала он делал украшения из клыков убитых животных , ракушек ,глины. Потом стал использовать  драгоценные камни, металл, стекло. Украшения бывают разные, и они могут многое рассказать о своем хозяйке. 
Раньше на Руси все украшения имели свое значение. Так женский народный костюм дополняли бусами и подвесками. Женщины Древней Руси очень любили украшать себя браслетами, особенно распространёнными были стеклянные браслеты. 
Особое внимание женщины уделяли головным уборам - самой заметной части  любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда чётко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин. 
- Сегодня мы поговорим об одном из головных женских  уборов - кокошнике. 

- Чем отличаются девичьи и женские головные уборы Древней Руси?
Девушки могли украшать голову лентой, а в праздники надевали головные уборы разной формы – и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами: венцы, кокошники.
Женский головной убор должен был полностью покрывать голову. Самый распространенный головной убор женщины – это платок

 В южных областях носили кички – шапочки в виде рогов, которые покрывали мягким чехлом из ткани – сорокой. В северных областях более был распространён кокошник, гармонично дополнявший сарафанный комплекс. Своё название он получил от слова «кокош» – древнего названия петуха и курицы. Головные уборы украшали вышивками, жемчугом, бисером. . Названия головных уборов перекликаются с именами птиц: «кокош» – это петух, он будит солнце, а «кичка» – это утка. Сам головной убор символизировал небо. Поверх кокошника замужняя женщина надевала богатый большой платок – «убрус». 
Существует множество кокошников. На каждой территории имеются свои особенности: кокошники отличаются по форме и украшениям.
Рассмотрите, какая бывает разная форма и украшения у головных уборов. Вывешиваю варианты кокошников на доску. 
Не каждая крестьянка умела шить золотом и нанизывать жемчуг. Поэтому головные уборы отдавали расшивать специальным мастерицам. Праздничные головные уборы стоили очень дорого, их берегли и передавали по наследству. 
В жизни мы встречаемся с кокошниками на народных праздниках и в театре. Иногда к школьным праздникам вам нужно подготовить карнавальные костюмы: осени, Зимушки, Снежной королевы, Снежинки, Снегурочки.
Рассмотрите, какие варианты кокошников сделали художники для принцесс – времен года.
1- это кто? ЗИМА: МОРОЗ, СНЕЖНЫЕ УЗОРЫ, СНЕЖИНКИ
2 - это кто? ВЕСНА: РУЧЕЙКИ, ПЕРВЫЕ ЛИСТОЧКИ, СОЛНЦЕ.
3 - ЛЕТО: ЦВЕТЫ, ЛИСТЬЯ.
4 - ОСЕНЬ: ЛИСТЬЯ, ЯГОДЫ, УРОЖАЙ.
А к нам на урок пришли сказочные героини из сказок. Угадайте кто они:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно:
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело. (мачеха)

Я - царевна молодая,
Красотой, умом блистаю,
Лью я слезы постоянно,
Ведь Я - царевна ...
(Несмеяна.)

Владея снегом, льдом и стужей,
Она надменно холодна,
И снежной вьюгой злою кружит
Зимой у тёплого окна (Снежная королева)

Смотреть, анализировать, отвечать на вопросы учителя, воспринимать информацию

Продуктивное взаимодействие  и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

5. Физминутка


Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (вдох и выдох)
Прочь прогоним лень и скуку,
Разомнём сначала руки. (руки менять вверх-вниз )

Покрутили головой,
И усталость вся долой! (вращения головой)

Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо бы размять.
Потянулись. Распрямились.
И к работе приступили.

6.Постановка творческой задачи.

Работа с демонстрационным материалом.

10 мин

А сейчас мы с вами станем художниками и попробуем украсить кокошник, имитируя красками драгоценные камни, образующие узор. Я для Вас приготовила несколько вариантов кокошников. Вот вы их видите на доске. А Вы выберите один, который Вам больше понравился и украсьте свой кокошник.

 

Для украшения кокошника вы можете использовать орнамент.
- Кто скажет, что такое орнамент? (Украшение -  узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов)

-На доске вы видите орнаменты, которыми вы можете украсить свой кокошник.

-Ваши работы должны быть аккуратными, и ярко украшены.

-Кому не понятно как выполнять работу?

-Кто получил шаблон, можете приступать к работе.

Слушать. Наблюдать за выполнением работы  учителя и анализируют.

Дежурные раздают шаблоны.

Наблюдение и анализ работы.

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, осознанное выполнение правил работы с красками.

7.Подведение итогов урока.

3-5 мин

Обобщение темы урока
- О чём могут рассказать украшения?
- Что интересного вы узнали на уроке? 

Рефлексия
- Кто доволен своей работой на уроке, поставьте себя на зелёную ступеньку, у кого были трудности, тогда на жёлтую. А если совсем было трудно, и работа вам не понравилась - на красную ступеньку.
- Мне было с вами очень приятно работать, я вами довольна. Молодцы! Я благодарю вас всех за хорошую работу на уроке.
Уборка рабочего места после урока

Выставка всех работ.

Подводить итоги, делать нравственный выбор, оценивать свои достижения.

Ученики оценивают свою деятельность, строят речевые высказывания и рассуждения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Человек и его украшения. Украшение кокошников Выполнила: учитель начальных классов ГБО Выполнила: учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 422 Кронштадтского района г. Санкт – Петербурга Комочкова Людмила Владимировна

Слайд 2

Украшения бывают разные, и они могут многое рассказать о своем хозяине. Раньше на Руси все украшения имели свое значение. Так женский народный костюм дополняли бусами и подвесками. Женщины Древней Руси очень любили украшать себя браслетами. Хранили украшения в шкатулках.

Слайд 3

Бусы и подвески Бусы носили женщины разных сословий, это было одно из самых популярных шейных украшений. Подвески носились на длинных шнурах или цепочках и крепились к платью на груди или на поясе. Чаще всего привески выступали в роли оберегов и исполнялись в форме языческих символов.

Слайд 4

Браслеты Женщины Древней Руси очень любили украшать себя браслетами, особенно распространёнными были стеклянные браслеты.

Слайд 5

Головные уборы Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам - самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда чётко делились на девичьи и уборы замужних женщин.

Слайд 6

Девичьи головные уборы венец корона повязка

Слайд 7

Девушки могли украшать голову лентой, а в праздники надевали головные уборы разной формы – и плоские, и с прорезями, с зубцами.

Слайд 8

Женские головные уборы платок сорока кокошник

Слайд 9

Самый распространенный головной убор женщины – это платок. Женский головной убор должен был полностью покрывать голову. Платок

Слайд 10

В южных областях носили кики – шапочки в виде рогов, которые покрывали мягким чехлом из ткани – сорокой. Кика сорока

Слайд 11

Кокошник В северных областях более был распространён кокошник ,. Своё название он получил от слова «кокош» – древнего названия петуха и курицы. Поверх кики или кокошника замужняя женщина надевала богатый большой платок – «убрус».

Слайд 12

Форма кокошников Существует множество кокошников. На каждой территории имеются свои особенности: кокошники отличаются по форме и украшениям

Слайд 13

Головные уборы украшали вышивками, жемчугом, бисером.

Слайд 14

. Не каждая крестьянка умела шить золотом и низать жемчугом, поэтому головные уборы отдавали расшивать специальным мастерицам. Праздничные головные уборы стоили очень дорого, их берегли и передавали по наследству.

Слайд 15

Украшения на кокошниках Зима

Слайд 16

Весна

Слайд 17

Лето

Слайд 18

Осень

Слайд 19

Сказочные героини. Кто они? Высока, стройна была, И умом, и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. Ей в приданое дано Было зеркальце одно: Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело. (мачеха)

Слайд 20

Я - царевна молодая, Красотой, умом блистаю, Лью я слезы постоянно, Ведь Я - царевна ... ( Несмеяна.)

Слайд 21

Владея снегом, льдом и стужей, Она надменно холодна, И снежной вьюгой злою кружит Зимой у тёплого окна ( Снежная королева)

Слайд 22

А сейчас попробуйте сами украсить кокошник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Окружающий мир. 3 класс. Перспективная начальная школа. Тема урока: "Человек - защитник природы".

Духовно-нравственное воспитание учащихся, как средство формирования мировоззренческой культуры обучающихся в свете требований ФГОС второго поколения.Технологическая карта урока.Класс: 3 "Б".Учитель: К...

Урок ИЗО. Тема урока: Человек и его украшение.

Цель: Формировать представление о связи характера человека, украшения и его назначения. Прививать аккуратность в работе, развивать внимание, тактильные ощущения, воображение....

Тема урока: Человек среди людей. Умеешь ли ты общаться?

Окружающий мир, 4 класс. УМК Начальная школа 21 века. Цель урока:  учить культуре речи, общению с незнакомыми людьми...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе УМК «Гармония» Тема урока: Человек – разумное существо

Материал состоит из конспекта урока, презентации к уроку, раздаточного материала для обучающихся и используемой литературы....

2.Конспект урока по окружающему миру.Тема урока:"Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы".

Класс: 3 «В» класс.Наименование учебно-методического комплекта (УМК):  Плешаков А.А. Школа РоссииТип урока: Открытие нового материала....

Урок по окружающему миру в 4 классе УМК «Начальная школа ХХI века» Тема урока: Человек – живое существо. Организм.

Урок по окружающему миру в 4 классе УМК «Начальная школа ХХI века» Тема урока: Человек – живое существо. Организм....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Человек рожден для добра».

Урок предназначен для учителей  преподающих «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль:  «Основы православной культуры»...