2 | Изучение учебного материала А) Актуализация опорных знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме; демонстрируют свои знания с помощью устной и письменной речи. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организовать работу по выявлению предварительных знаний, формировать активность, умение аргументировать свой ответ. Методы: словесный
Б) Постановка проблемы. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осмысление речевого материала, высказывание своей точки зрения, построение предположений, формулировка цели урока. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: активизировать имеющиеся ранее знания, пробудить интерес к теме. Методы: словесный, побуждающий от проблемно-игровой ситуации диалог.
В) Открытие новых знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: создание первичного представления о научном понятии «общение», его задачах и видах; отслеживание собственного понимания текста, переосмысление представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: формировать умение пользоваться разными стратегиями чтения, фиксация и систематизация информации, полученной от школьников. Методы: учебный диалог, моделирование.
| Интеллектуальная разминка «Да-нетка». Работа с карточками. - У каждого из вас на столе лежит карточка. Переверните её, прочитайте задание внимательно и выполните его: Выбери правильное утверждение и отметь его словом «да», а неправильное словом «нет». Если я оцениваю себя (свои поступки, свой характер и т.д.), то это самооценка. | (Да) | Можно верно оценить человека с первого же взгляда. | (Нет) | Чужое мнение часто бывает ошибочным. Нужно уметь составлять своё мнение о человеке. | (Да) | Если человек нам не нравится – это называется антипатия. | (Да) |
Проверка с доказательством.
Беседа - Можно оценить человека с первого взгляда? - А что нужно для этого? (пообщаться) - Попробуйте сформулировать тему урока. (ответы детей) - Правильно ли сформулирована тема, мы узнаем из разговора Анюты, Илюши и их мамы. Драматизация Мама обращается к детям: - Судя по вашим лицам, поход в музей был удачным, жалко, что я с вами не пошла. Анюта:- Да, мы… (Илюша показывает знаками, чтобы она молчала) Мама:- Кажется, друзья-товарищи, вы соврать хотите, да не успели договориться. Не были вы в музее, наверное, в зоопарке побывали. Я угадала? Анюта: - Ой, мамочка, ну как ты обо всём догадалась, мы ведь тебе ни слова не сказали? Мама: - Ты, Анна, не хитри напрасно, я не собираюсь вас ругать. А догадаться было несложно. Во-первых, я хорошо вас знаю – общаюсь с вами с самого рождения. Так что личности ваши и характеры мне известны. А во-вторых, вы мне всё сказали своими мимикой и жестами – это ведь тоже язык, только без слов. Илюша: - А почему ты говоришь «общаюсь», мы же не общаемся, а живём вместе. Мама: - Нет, мы не просто живём вместе, мы делимся своими мыслями, переживаниями, интересуемся жизнью друг друга. Всё это называется общением.
- Правильно ли вы сформулировали тему? Беседа - Как мама узнала, что ребята говорят неправду? (по мимике, жестам) - Что помогло маме без слов узнать правду? (она с ними постоянно общается) - А нужно ли нам общение? - Как вы понимаете, что такое общение? - В чём особенность общения? Работа с учебником. Приём «Инсерт». Составление параметров общения в виде кластеров. - Прочитайте, как научиться вести беседу (стр. 114), используя карандашные заметки на полях. - Напоминаю: «+» - я это знал до прочтения текста , «V» - это новая для меня информация , «?» - это мне не понятно . - Чьё мнение совпадает с этим мнением? - Что нового для себя узнали? - Какие затруднения у вас были? Что непонятно? - Чьё мнение совпадает с этим мнением? - Что особенно запомнилось? - Что вы должны помнить, общаясь с людьми? (ответы детей)
Работа в группах. Составление кластера «Беседа в удовольствие». - Составьте по советам, данным в учебнике, кластер на тему: «Беседа в удовольствие». Беседа в удовольствие | Соблюдай законы диалогической речи. |
Готовые кластеры комментируются координаторами каждой группы и вывешиваются на доску. Запись на доске: Учись слушать других. | Старайся расположить собеседников. |
- Какова главная мысль текста? - Обратимся к учебнику, стр. 116. - Попробуйте сформулировать: что такое общение. (ответы детей) Составление кластера «Общение». - Общаясь, лишь 5 вещей должны вы знать, И вам язык – не враг. КОМУ сказать, О ЧЁМ сказать, КОГДА? И ГДЕ? И КАК? Запись на доске: - Попробуем ответить на эти вопросы. Кому? (родственникам, друзьям, учителям) О чём? (обо всём) Когда? (в беседе, в игре, в письме, по телефону) Где? (в школе, дома, на улице) - Ко всем ли вопросам нашли ответы? (вопрос Как?) - Какие ваши предположения? (Запись на доске версий, предложенных детьми. Одна из версий: речь устная и письменная.)
Мимическая гимнастика Мы по лесу идём – улыбаемся, Если вдруг упадём – огорчаемся. Если сбились с пути – мы пугаемся. Злимся мы, если вдруг ударяемся, Но стараемся быть мы спокойными. Уважения людей быть достойными.
|
3 | Закрепление учебного материала Цель, которая должна быть достигнута учащимися: адекватно понимать прочитанное, критически оценивать новые знания, анализировать их и делать выводы; соотносить новую информацию со «старой», используя полученные знания, анализ собственных мыслительные операций и чувств Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: отслеживание степени активности работы, внимательности при чтении, интерпретация изученной информации. Задачи: учить из нового текста выявлять авторскую точку зрения и выражать свою Методы: репродуктивные | Работа в группах с таблицей. Ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. Работа с карточками. - Ответьте на вопросы таблицы, пользуясь учебником, стр. 116-117. - Напоминаю, что на «тонкие» вопросы можно дать односложный ответ. «Толстые» вопросы требуют развёрнутого ответа.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов. Тонкие вопросы | Толстые вопросы | Верно ли, что в XIX веке люди, жившие на расстоянии, писали друг другу письма на бумаге, запечатывая листы в конверты? ____________________________________
| Как можно побеседовать с человеком, если он находится далеко от тебя, например, в другом городе?
___________________________________
| Верно ли, что сейчас люди пишут друг другу письма и отсылают их по электронной почте? ____________________________________
| Что нужно учитывать, чтобы написать письмо?
___________________________________
|
Вывод:
Беседа - Мы выяснили, что общаться можно и на расстоянии. Выражать эмоции, чувства посредством письменной речи. - Какое первое предложение в письме? (Обращение автора к адресату.) - Что можно определить по обращению? (Близким или чужим людям оно написано.) - К кому может быть обращено письмо, начинающееся со слов: «Привет, Серый!»? «Любимые мои мама и папа!»? «Здравствуйте, уважаемая Анна Сергеевна»? - Возможно ли обращение в такой форме не только в письменной, но и в устной речи? - Так как же происходит общение? (устная и письменная речь) - Обратимся к кластеру. (Убираем версии, не нашедшие подтверждения.) - Можно сказать, что кластер завершён?
|
4 | Итог, рефлексия Цель, которая должна быть достигнута учащимися: целостное осмысление понятия «общение», обобщение полученной информации, формирование личностного отношения к теме и фиксация его с помощью собственного текста, обмен мнениями друг с другом, аргументируя свою точку зрения, самооценка результатов. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: возвращение учащихся к первоначальным предположениям, установление причинно–следственных связей между блоками информации; творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации; отслеживание способности давать адекватную самооценку. | Творческая работа в группах. Составление синквейна. - Используя новые знания, каждый сейчас составит свой синквейн на тему «Общение». В помощь на столах у вас есть памятки, которыми вы можете воспользоваться.
Памятка по составлению синквейна. 1 строка – тема – состоит из одного слова – имени существительного. 2 строка – описание темы – состоит из двух слов – прилагательных. 3 строка – описание действия в рамках темы – состоит из трёх слов – глаголов. 4 строка – отношение к теме – фраза из четырёх слов. 5 строка – синоним к названию темы – одно существительное. |
После того, как выполнено это индивидуальное задание, все участники группы из нескольких синквейнов составляют один, с содержанием которого согласны все, и представляют его для обсуждения. - Какие виды общения мы использовали на нашем уроке? - Как вы понимаете, что такое общение? - Нужно ли нам общение? - Оцените свою деятельность на уроке.
Заполни карточку «Как я оцениваю своё участие на уроке?» по 5-балльной системе. 1)Как я оцениваю своё участие в работе на уроке? 1 2 3 4 5 2)Внимательно ли я слушал? 1 2 3 4 5 3)Выдавал ли я интересные идеи? 1 2 3 4 5 |
Д/з.: написать письмо другу, родителям, учителю или директору школы (по желанию). |