Урок по окружающему миру в 4 классе УМК «Начальная школа ХХI века» Тема урока: Человек – живое существо. Организм.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок по окружающему миру в 4 классе УМК «Начальная школа ХХI века» Тема урока: Человек – живое существо. Организм.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру в 4 классе
УМК «Начальная школа ХХI века»
Тема урока: Человек – живое существо. Организм.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: создать условия для ознакомления с внутренним строением тела человека, основными внутренними органами и их функциями.
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать представление о человеке, как о живом существе,
- обобщить 4 системы органов: кровеносную, дыхательную, пищеварительную, нервную
рассмотреть основные определения темы: анатомия, физиология, гигиена
Развивающая:
- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности,
- самостоятельно планировать пути достижения поставленной цели,
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Воспитательная:
- способствуем воспитанию бережного отношения к своему организму через осознание важности сохранения здоровья,
- способствуем воспитанию готовности слушать и понимать речь других, совместно договариваться и приходить к общему решению в совместной работе. Формированию работать в паре.
Формы обучения:
- фронтальная работа,
- групповая,
- парная,
- индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, раздаточный материал (карточки), листы самооценки.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
| - Ребята, я прошу улыбнуться мне тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением, - я прошу поднять руки тех, кто пришёл на урок узнать что-то новое, - хлопните в ладоши, если вы готовы слушать друг друга и не перебивать, - сядьте те, кто готов меня слушать и раскрывать вместе со мной тайны. Для этого вам понадобятся умение наблюдать, анализировать и рассуждать. Вы готовы к познанию, открытию? Думаю, что теперь можно начать работу. Отгадайте загадку. На земле он всех умней Потому и всех сильней. - Кто это? | Эмоционально настраиваются на предстоящий урок. - Человек. | 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
| Ребята, рассмотрите картинки, как вы думаете, какая картинка здесь лишняя? (камень, солнце, тучи, горы, человек) - Почему человек? - Какие признаки живых существ – животных и растений – можно отнести и к человеку? -Какой вывод можно сделать? И мы будем говорить не просто о человеке, а об организме человека (появляется тема урока). | - Человек. - Человек относится к живой природе. - Человек: Дышит, Питается, Растет, Размножается, Умирает. - Если человек относится к живой природе, значит это живой организм. - Человек – живое существо. (Организм). | 1) Познавательные: - обще учебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов 2) Коммуникативные - умение вести диалог - формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. |
Физкультминутка | Проверим наше предположение по учебнику? Как авторы назвали наш изученный раздел? - Сегодня на уроке мы с вами постараемся обобщить наши знания о том, как устроен организм человека. А также вспомним, как нужно беречь свой организм, чтобы быть здоровыми. - По словарю Ожегова: «Организм – живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающей его от неживой материи» - Живем мы с вами и не задумываемся над тем, как мы устроены. Как будто все просто. - Но вы уже знаете, какая сложная работа происходит в вашем организме. - Из чего состоит любой организм? - Что такое организм человека? - Что называют системой органов? - Сформулируйте цель урока, зачем нам нужно знать строение организма человека? 1. Кивните мне головой. Улыбнитесь и кивните головой соседу по парте. | «Человек – живое существо. Организм» (показ слайда) - Органы - Система органов. - Группу органов, выполняющих общую задачу. - Чтобы быть здоровым и никогда не болеть, надо знать работу органов человеческого организма, и что они составляют слаженный организм. Если вести здоровый образ жизни и выполнять правила гигиены, то человек будет здоров. Выполняют движения. | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
Физкультминутка. | - А теперь отгадайте загадку! Кто в дни болезней, Всех полезней. И лечит нас, От всех болезней? - Мы сейчас отправимся с вами в больницу, в кабинет хирурга. - Кто знает, что делает хирург? - Кто хочет побыть в роли хирурга? - Наденьте белый халат. - Доктор, скажите, пожалуйста, какие правила надо соблюдать, чтобы осанка была правильной, хорошей? - Доктор, а какие органы предохраняет грудная клетка? - Большое спасибо, доктор, присаживайтесь на место. - Не забывайте о правилах осанки, сядьте правильно, покажите мне свою осанку. - Следующая загадка! - Когда мы едим – они работают, Когда мы не едим – они отдыхают. - К какой системе относятся зубы? - Восстановите последовательность. (карточки у детей с надписью: ротовая полость, слюнные железы, язык, глотка, пищевод, желудок, печень, тонкая кишка, толстая кишка) Один у доски прикрепляет карточки с помощью магнитов. Остальные работают в паре. - Давайте проверим, как вы справились с этим заданием? - Как называется врач, который лечит зубы? - Кто хочет побыть в роли стоматолога? - Наденьте халат. -Доктор, расскажите нам, что нужно делать, чтобы зубы были здоровыми. - Отгадайте, что это? - Они состоят из пузырьков, не имеют мышц, но способны растягиваться, увеличивая свой объем, и сокращаться, уменьшая его. К какой системе относятся лёгкие? -Кто знает, к какому мы специалисту - доктору сейчас заглянем? - Кто хочет побыть в роли пульмонолога? - Наденьте халат. А сейчас поиграем в игру: «Доскажи словечко»: - По очереди назовите органы кровеносной системы? -Ребята, вам было задано задание. Найти пословицы и поговорки, в которых встречается слово Сердце. Кто приготовил? - Прочитайте. - Как вы считаете, почему именно сердцу, а не другому органу народ отдал своё предпочтение? Рассыпана на полу фасоль. - Ваша задача быстро собрать фасоль. Но есть одно условие: брать только по одной штучке и носить в ведерки. - На что похожа фасоль? На какой орган? - К какой системе относятся почки? - Какой орган чувств относится к выделительной системе? - Ребята, откройте учебник на стр 32 и прочитайте задание: Почему температура кожи на различных участках тела различна? - Ребята, у нас появилась проблема. - Давайте поработаем в группе, а потом выскажем свое мнение. - Ребята, давайте вспомним правила поведения работы группе. - Нужно ли заботиться о коже? - Как? - Кто хочет рассказать? - «Петя случайно дотронулся до горячего утюга. Он ещё не успел почувствовать боль и испугался, а его рука сама отдёрнулась». - О какой системе человеческого организма идёт речь? - Какую роль выполняет нервная система? | - Доктор. - Хирург - врач, который проводит различные операции и должен хорошо знать строение человека, опорно – двигательную систему. Ученик рассказывает «опорно – двигательную систему» и показывает на скелете стр 11-14, «кости и мышцы необходимо укреплять» стр 15-17. - Сидеть правильно, прямо, носить тяжести в двух руках или за спиной. - Она защищает легкие и сердце. Зубы. - Пищеварительной. Сверяют с доской. Стоматолог Стоматолог знакомит с результатами исследования и рассказывает «Чтобы зубы были здоровыми» стр 20-21 - Легкие. - Дыхательная система. Пульмонолог. Пульмонолог рассказывает: «Береги дыхательную систему» стр 22- 24 - Артерии, сердце, вены - Гигиена сердца предполагает добрые дела… - Сердце добра сеет вокруг себя здоровье, улыбку… - Нужно сеять добро каждым взглядом, каждым прикосновением. И сердце будет расти в этом упражнении добра. - Гнев человеку сушит кости и рушит сердце. - Главный орган. - Почки. - Выделительная. - Кожа. 1. Слушай, что говорят другие. - Потому, что в этих местах воды в большей или в меньшей степени испаряется с поверхности кожи. стр. 32-33. - нервная система. стр. 9 - нервная система объединяет все части организма в единое целое и руководит его работой. | 1) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 2)Коммуникативные: - Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
|
с самопроверкой. | Игра «Найди лишнее» Работаем в группе. Задание на карточках. 1. Глаза, нос, сердце; 2.легкие, желудок, носоглотка; 3.пищевод, кровь, желудок; 4.почки, череп, позвоночник. 5.Глаза, артерия, сердце; 6.бронхи, почки, носоглотка; 7.эритроциты, кровь, желудок; 8.почки, череп, ребра. 9.желудок, пищевод, легкие; -Кто знает, как называется наука изучающая строение человека? - С анатомией более подробно вы познакомитесь в старших классах. | Проверяют по слайду. - Анатомия. | |
6. Рефлексия деятельности. | - Чей рассказ вам больше всего запомнился, произвёл на вас особое впечатление? - Что на уроке было самым интересным? - Как вы думаете, для чего же мы изучали эту тему, пригодится ли она вам в жизни? - Где мы можем использовать эти знания? - Поднимите верхние конечности, если понравилось. - поднимите нижние конечности, если не понравилось -Какую бы отметку вы поставили себе? - Я с вами согласна. (Выставляю оценки) Д/з. составить кроссворд по теме: «Организм человека» или придумать научную сказку по теме «Организм человека». Спасибо за урок! | 1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности 3) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Самоанализоткрытого урока ...
Урок русского языка во 2 классе.УМК «Начальная школа XXI века»Тема урока. Многозначные слова.
Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследование) Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения...
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») Тема урока: Авторские сказки. Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"
Тема урока: Авторские сказки.Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:Предметные: создать условия для формирования навыка правильного, осознанного ч...
Урок русского языка во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: « Корень слова. Однокоренные слова».
В данной папке помещён материал к уроку:- конспект урока- презентация...
Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.
Урок посвящён отработке навыка правописания слов с орфограммами: безударная гласная, парный согласный, непроизносимый согласный в корнях слов....
УМК "Начальная школа 21 века"Презентация урока по окружающему миру. 3 класс. Тема: "Разнообразие растений на Земле"
Разнообразие растений на Земле. Одноклеточные, многоклеточные....
Урок окружающего мира 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема "Что такое семья?"
Урок с применением технологии проблемного обучения....