Урок по окружающему миру в 4 классе УМК «Начальная школа ХХI века» Тема урока: Человек – живое существо. Организм.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Трубенкова Ирина Алексеевна

Урок по окружающему миру в 4 классе УМК «Начальная школа ХХI века» Тема урока: Человек – живое существо. Организм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру в 4 классе

УМК «Начальная школа ХХI века»

Тема урока: Человек – живое существо. Организм.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.  

Цель: создать условия для ознакомления с внутренним строением тела человека, основными внутренними органами и их функциями.

Задачи урока:

Образовательные:

- формировать представление о человеке, как о живом существе,

- обобщить 4 системы органов: кровеносную, дыхательную, пищеварительную, нервную

рассмотреть основные определения темы: анатомия, физиология, гигиена

Развивающая:

- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности,

- самостоятельно планировать пути достижения поставленной цели,

- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Воспитательная:

- способствуем воспитанию бережного отношения к своему организму через осознание важности сохранения здоровья,

- способствуем воспитанию готовности слушать и понимать речь других, совместно договариваться и приходить к общему решению в совместной работе. Формированию работать в паре.

Формы обучения:

- фронтальная работа,

- групповая,

- парная,

- индивидуальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, раздаточный материал (карточки), листы самооценки.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.

- Ребята, я прошу улыбнуться мне тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением,

- я прошу поднять руки тех, кто пришёл на урок узнать что-то новое,

- хлопните в ладоши, если вы готовы слушать друг друга и не перебивать,

- сядьте те, кто готов меня слушать и раскрывать вместе со мной тайны.

Для этого вам понадобятся умение наблюдать, анализировать и рассуждать.

Вы готовы к познанию, открытию?

Думаю, что теперь можно начать работу.

Отгадайте загадку.

На земле он всех умней

Потому и всех сильней.

- Кто это?

Эмоционально настраиваются  на предстоящий урок. 

- Человек.

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Ребята, рассмотрите картинки, как вы думаете, какая картинка здесь лишняя?

(камень, солнце, тучи, горы, человек)

- Почему человек?

- Какие признаки живых существ – животных и растений – можно отнести и к человеку? 

-Какой вывод можно сделать?

И мы будем говорить не просто о человеке, а об организме человека (появляется тема урока).

- Человек.

- Человек относится к живой природе.

- Человек:

Дышит,

Питается,

Растет,

Размножается,

Умирает.

- Если человек относится к живой природе, значит это живой организм.

- Человек – живое существо. (Организм).

1) Познавательные:

- обще учебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов

2) Коммуникативные

- умение вести диалог

формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

  1. Постановка учебной задачи.

Физкультминутка

Проверим наше предположение по учебнику?

Как авторы назвали наш изученный раздел?

- Сегодня на уроке мы с вами постараемся обобщить наши знания о том, как устроен организм человека. А также вспомним, как нужно беречь свой организм, чтобы быть здоровыми.

- По словарю Ожегова: «Организм – живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающей его от неживой материи»

- Живем мы с вами и не задумываемся над тем, как мы устроены.

Как будто все просто.

- Но вы уже знаете, какая сложная работа происходит в вашем организме.

- Из чего состоит любой организм?

- Что такое организм человека?

- Что называют системой органов?

-  Сформулируйте цель урока, зачем нам нужно знать строение организма человека?

1. Кивните мне головой. Улыбнитесь и кивните головой соседу по парте.
2. Покажите, где находится ваша шея.
3. Пощупайте свою грудную клетку.
4. Погладьте друг друга по спине.
5. Погладьте себя по животу.
6. Поднимите правую руку вверх.
7. Спрячьте левую руку за спину.
8. Поставьте правую ногу на пятку.
9. Топните левой ногой.

«Человек – живое существо. Организм» (показ слайда)

- Органы

- Система органов.

- Группу органов, выполняющих общую задачу.

- Чтобы быть здоровым и никогда не болеть, надо знать работу органов человеческого организма, и что они составляют слаженный организм. Если вести здоровый образ жизни и выполнять правила гигиены, то человек будет здоров.

Выполняют движения.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Физкультминутка.

- А теперь отгадайте загадку!

Кто в дни болезней,

Всех полезней.

И лечит нас,

От всех болезней?

- Мы сейчас отправимся с вами в больницу, в кабинет хирурга.

- Кто знает, что делает хирург?

- Кто хочет побыть в роли хирурга?

- Наденьте белый халат.

- Доктор, скажите, пожалуйста, какие правила надо соблюдать, чтобы осанка была правильной, хорошей?

- Доктор, а какие органы предохраняет грудная клетка?

- Большое спасибо, доктор, присаживайтесь на место.

- Не забывайте о правилах осанки, сядьте правильно, покажите мне свою осанку.

- Следующая загадка!

- Когда мы едим – они работают,

  Когда мы не едим – они     отдыхают.

- К какой системе относятся зубы?

- Восстановите последовательность. (карточки у детей с надписью: ротовая полость, слюнные железы, язык, глотка, пищевод, желудок, печень, тонкая кишка, толстая кишка)

Один у доски прикрепляет карточки с помощью магнитов.  Остальные работают в паре.

- Давайте проверим, как вы справились с этим заданием?

- Как называется врач, который лечит зубы?

- Кто хочет побыть в роли стоматолога?

- Наденьте халат.

-Доктор, расскажите нам, что нужно делать, чтобы зубы были здоровыми.

- Отгадайте, что это?

- Они состоят из пузырьков, не имеют мышц, но способны растягиваться, увеличивая свой объем, и сокращаться, уменьшая его.

К какой системе относятся лёгкие?

-Кто знает, к какому мы специалисту - доктору сейчас заглянем?

- Кто хочет побыть в роли пульмонолога?

- Наденьте халат.

А сейчас поиграем в игру: «Доскажи словечко»:

- По очереди  назовите органы кровеносной системы?

-Ребята, вам было задано задание. Найти пословицы и поговорки, в которых встречается слово Сердце.

 Кто приготовил?

- Прочитайте.

- Как вы считаете, почему именно сердцу, а не другому органу народ отдал своё предпочтение?

Рассыпана на полу фасоль.

- Ваша задача быстро собрать фасоль. Но есть одно условие: брать только по одной штучке и носить в ведерки.

- На что похожа фасоль? На какой орган?

- К какой системе относятся почки?

- Какой орган чувств относится к выделительной системе?

- Ребята, откройте учебник на стр 32 и прочитайте задание:

Почему температура кожи на различных участках тела различна?

- Ребята, у нас появилась проблема.

- Давайте поработаем в группе, а потом выскажем свое мнение.

- Ребята, давайте вспомним правила поведения работы  группе.

- Нужно ли заботиться о коже?

- Как?

- Кто хочет рассказать?

- «Петя случайно дотронулся до горячего  утюга. Он ещё не успел почувствовать боль и испугался, а его рука сама отдёрнулась».

- О какой системе человеческого организма идёт речь?

- Какую роль выполняет нервная система?

- Доктор.

- Хирург - врач, который проводит различные операции и должен хорошо знать строение человека, опорно – двигательную систему.

Ученик рассказывает «опорно – двигательную систему» и показывает на скелете стр 11-14, «кости и мышцы необходимо укреплять» стр 15-17.

- Сидеть правильно, прямо, носить тяжести в двух руках или за спиной.

- Она защищает легкие и сердце.

Зубы.

- Пищеварительной.

Сверяют с доской.

Стоматолог

Стоматолог знакомит с результатами исследования и рассказывает «Чтобы зубы были здоровыми» стр 20-21

- Легкие.

- Дыхательная система.

Пульмонолог.

Пульмонолог рассказывает: «Береги дыхательную систему» стр 22- 24

- Артерии, сердце, вены

- Гигиена сердца предполагает добрые дела…

- Сердце добра сеет вокруг себя здоровье, улыбку…

- Нужно сеять добро каждым взглядом, каждым прикосновением. И сердце будет расти в этом упражнении добра.

- Гнев человеку сушит кости и рушит сердце.

- Главный орган.

- Почки.

- Выделительная.

- Кожа.

1. Слушай, что говорят другие.
2. Делай выводы об услышанном,
3. Задавай вопросы.
4.Говори спокойно ясно, только по делу.
5.Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
6.Помогай товарищам, если они об этом просят.

- Потому, что в этих местах воды в большей или в меньшей степени испаряется с поверхности кожи.

стр. 32-33.

- нервная система. стр. 9

- нервная система объединяет все части организма в единое целое и руководит его работой.

1) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

2)Коммуникативные:

- Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Адекватно использовать речевые средства.
  • Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять само - взаимоконтроль и взаимопомощь.

  1. Самостоятельная работа

с самопроверкой.

Игра «Найди лишнее»

Работаем в группе. Задание на карточках.

1. Глаза, нос, сердце;

2.легкие, желудок, носоглотка;

3.пищевод, кровь, желудок;

4.почки, череп, позвоночник.

5.Глаза, артерия, сердце;

6.бронхи, почки, носоглотка;

7.эритроциты, кровь, желудок;

8.почки, череп, ребра.

9.желудок, пищевод, легкие;

-Кто знает, как называется наука изучающая строение человека?

- С анатомией более подробно вы познакомитесь в старших классах.

Проверяют по слайду.

- Анатомия.

6. Рефлексия деятельности.

- Чей рассказ вам больше всего запомнился, произвёл на вас особое впечатление?

- Что на уроке было самым интересным?

- Как вы думаете, для чего же мы изучали эту тему, пригодится ли она вам в жизни?

- Где мы можем использовать эти знания?

- Поднимите верхние конечности, если понравилось.

- поднимите  нижние конечности, если не понравилось

-Какую бы отметку вы поставили себе?

- Я с вами согласна. (Выставляю оценки)

Д/з. составить кроссворд по теме: «Организм человека» или придумать научную сказку по теме «Организм человека».

Спасибо за урок!

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

3) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

                                              Самоанализоткрытого урока ...

Урок русского языка во 2 классе.УМК «Начальная школа XXI века»Тема урока. Многозначные слова.

Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследование) Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») Тема урока: Авторские сказки. Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"

Тема урока: Авторские сказки.Сказка  В.Сутеева "Палочка-выручалочка"Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:Предметные: создать условия для формирования навыка правильного,  осознанного  ч...

Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.

Урок посвящён отработке навыка правописания слов с орфограммами: безударная гласная, парный согласный, непроизносимый согласный в корнях слов....

Урок окружающего мира 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема "Что такое семья?"

Урок с применением технологии проблемного обучения....